"Партеногенез-девственное размножение"
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Технологическая карта занятия в 10 классе "Партеногенез-девтсвенное размножение" в рамках курса внеурочной деятельности "Практическая биология"
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №40» города Смоленска
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В 10 КЛАССЕ
«ПАРТЕНОГЕНЕЗ - «ДЕВСТВЕННОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ»
В РАМКАХ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ»
Воронова Юлия Александровна,
учитель биологии
Смоленск, 2022
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность, являясь частью общего образования, создает дополнительные условия для развития и мотивирует обучающихся. Курс внеурочной деятельности «Практическая биология» углубляет и дополняет базовые знания.
Данная методическая разработка составлена для проведения занятия в 10 классе «Партеногенез - девственное размножение» в рамках курса внеурочной деятельности «Практическая биология». Целью занятия является углубление знаний о закономерностях партеногенеза у различных живых организмов и его значении.
Планируемые результаты:
Предметные: умение анализировать закономерности индивидуального развития различных групп организмов, оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, направленное изменение генома). Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать информацию,
Личностные: сформированность познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний в области биологии.
Используемые методы: репродуктивный, поисковый и исследовательский.
Форма работы: фронтальная и групповая.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, дидактический материал.
Технологическая карта занятия «Партеногенез - «девственное размножение»
Курс внеурочной деятельности | «Практическая биология» | |
Класс | 10 | |
Тема | Партеногенез - «девственное размножение»» | |
Цель | углубление знаний о закономерностях партеногенеза у различных живых организмов и его значении. | |
Планируемые результаты | Предметные: умение анализировать закономерности индивидуального развития различных групп организмов, оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, направленное изменение генома). Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать информацию. Личностные: сформированность познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний в области биологии. | |
Материалы и оборудование | Компьютер, мультимедиапроектор, дидактические материалы. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | Приветствует учащихся. | Приводят в порядок рабочие места, приветствуют учителя. |
Актуализация опорных знаний | Сегодня мы продолжаем разговор о размножении и развитии живых организмов. Для того, чтобы проверить усвоенные знания по предыдущей теме вы выполните самостоятельную работу на платформе «Сдам ГИА: решу ЕГЭ» https://bio-ege.sdamgia.ru/problem?id=41856 [3]
Вам необходимо выполнить задания ЕГЭ (линия 24), в которых требуется найти биологические ошибки и исправить их. | Выполняют задание из раздела «Анализ биологической информации» на платформе платформе «Сдам ГИА: решу ЕГЭ» bio-ege.sdamgia.ru., обсуждают ошибки, допущенные в тексте, предлагают свои варианты исправления ошибок. Ключи к заданию выводятся на экран (Приложение 1). [3] Каждый учащийся осуществляет самопроверку выполненного задания. |
Открытие новых знаний | Создание проблемной ситуации. Наиболее совершенным способом размножения является половое размножение. При половом размножении в результате оплодотворения две клетки разного пола – гаметы – объединяются в одну диплоидную – зиготу, из которой развивается новая особь. Возможно ли появление организма с диплоидным набором хромосом без оплодотворения? Как называется такой способ развития организма?
Попробуйте сформулировать тему занятия и его цель. Для того, чтобы достигнуть цели нашего занятия я предлагаю вам осуществить совместную работу в группах. У каждой группы имеется текст «Партеногенез», прочитайте его и запишите в тетрадь тезисы. Учитель организует обсуждение результата работы групп. У каждого учащегося имеется таблица «Партеногенез у различных живых организмов». В процессе обсуждения учащиеся заполняют таблицу. Приложение 3. | Называют тему и цель урока. Партеногенез – это способ развития организма из женской половой клетки без оплодотворения. На занятии мы ставим цель изучение особенностей партеногенезе у различных организмов. Записывают тему в тетрадь. Работают в группах с текстом (Приложение 2). [1] Группа №1 работает над вопросом «Партеногенез у животных» Группа №2 работает над вопросом « Партеногенез у растений» Группа №3 работает над вопросом «Партеногенез у человека. Гипотеза Чандры» Обмениваются информацией и заполняют таблицу «Партеногенез у различных живых организмов» |
Первичное закрепление (смена вида деятельности) | Для проверки усвоенного материала учитель организует «Мозговой штурм» по изученной теме. Приложение 4. https://bio-ege.sdamgia.ru/problem?id=27571 [3] | Выполняют задания устно. |
Рефлексивно-аналитический этап | Учитель предлагает оценить работу (умение высказывать и аргументированно доказывать свою точку зрения). учащихся в группах по пятибалльной системе. Все ли мы выполнили из того, что запланировали? Достигнуты ли поставленные цели? Вернемся к вопросу, который прозвучал в начале занятия. Возможно ли появление организма с диплоидным набором хромосом без оплодотворения? Какое практическое значение имеют знания, полученные Вами на занятии сегодня? | Проводят самооценку своей деятельности. Учащиеся отмечают, что партеногенез может как диплоидным, так и гаплоидным в зависимости от числа хромосом в яйцеклетке. Делают вывод о том, что знания особенностей партеногенеза различных организмов необходимо для развития биотехнологии и генной инженерии. Значение партеногенеза заключается в возможности размножения при редких контактах разнополых особей, например, на экологической периферии ареала, а также в возможности резкого увеличения численности потомства, что важно для видов и популяций с большой циклической смертностью. |
Домашнее задание | Подготовить эссе на тему «Клонирование человека: за и против» | Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
Вегетативное размножение
(1)При вегетативном размножении происходит образование новой особи из части тела родительского организма. (2)Преимущество вегетативного размножения — возможность образования большого количества особей за короткое время. (3)К недостаткам можно отнести отсутствие разнообразия в потомстве. (4)У растений вегетативное размножение может осуществляться стеблями, листьями, семенами, корнями. (5)В садоводстве часто используется искусственная форма вегетативного размножения, называемая прививкой. (6)При этом лист растения одного сорта прививается к стеблю растения другого сорта. (7)Формами вегетативного размножения у позвоночных животных являются фрагментация и почкование.
Пояснение.
1. 4 — у растений вегетативное размножение может осуществляться стеблями, листьями, корнями, а размножение семенами — это половое размножение.
2. 6 — черенок (почка) растения одного сорта прививается к стеблю растения другого сорта.
3. 7 — вегетативное размножение (фрагментация и почкование) характерно для некоторых беспозвоночных животных (кишечнополостные, плоские черви и др.), а у позвоночных животных оно не встречается.[1]
Приложение 3
Партеногенез у различных живых организмов
Партеногенез у животных | Партеногенез у растений | Партеногенез у человека |
Значение диплоидного партеногенеза - быстрый рост численности популяции, т. к. все половозрелые особи способны к откладке яиц. | Апомиксис у цветковых растений- имитация полового размножения, т.к. диплоидная клетка семязачатка развивается в зародыш без участия спермиев. В некоторых случаях присутствие пыльцевого зерна требуется, хотя оно не прорастает, а лишь индуцирует гормональные изменения гормональные изменения, необходимые для развития зародыша. | Согласно гипотезе биолога Чандры развитие зародыша по мужскому либо по женскому пути определяется дозой «полового гена» в женской яйцеклетке. Если предположить, что с хромосомами ХХ произошла редупликация гена, ответственного за половую детерминацию, то есть количество таких генов увеличилось (в принципе мутации такого рода в хромосомах случаются), то согласно гипотезе Чандры яйцеклетка могла дать начало мужской особи!!! При этом надо еще допустить, что такая мутационная яйцеклетка будет способна к партеногенезу. |
Приложение 4
Среди обитающих в пустыне ящериц часто встречаются партеногенетические виды. При этом численность популяций партеногенетических видов обычно в несколько раз превышает численность обычных двуполых видов. Объясните, в чём особенность размножения партеногенезом и почему в результате него возникает такое соотношение между численностями популяций партеногенетических и обычных видов. Почему такой способ полового размножения встречается крайне редко?
Пояснение.
1. Партеногенез — половое размножение, происходящее без оплодотворения.
2. При партеногенезе размножение может происходить чаще и эффективнее, чем без партеногенеза (быстрее происходит увеличение численности популяции).
3. Однако при партеногенезе не происходит обмен генетической информацией между особями в популяции, что приводит к понижению способности популяции адаптироваться к изменениям в окружающей среде.[2]
Информационные источники
- Биология 10-11 класс. Элективные курсы. И.П. Чередниченко - Волгоград: «Учитель», 2007
- Биология. Пособие для поступающих в вузы, Н.В. Чебышев – М.: Новая волна, 2004
- https://bio-ege.sdamgia.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок:Размножение, типы размножения. Бесполое размножение.
Материал содержит подробный конспект урока для 6 класса (по линии Сонина) по теме "Размножение". Предлагается целый ряд заданий как для самостоятельной работы, так и для работы в парах. Предложенные з...
Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс
Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...
Способы размножения растений. Размножение споровых растений.
Презентация к уроку "Способы размножения растений. Размножение споровых растений."...
Тема урока: Размножение, его виды. Бесполое размножение.
Учебный предмет: биология, 6 класс. Уровень образования школьников: базовый. Место урока в системе занятий: урок находится в разделе 2. «Жизнедеятельность организмов», в теме 2.8. «Размн...
урок биологии 6 класс "Размножение, его виды. Бесполое размножение" УМК Н.И.Сонин
Тема: Размножение, его виды. Бесполое раз...
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс
Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....
ТЕМА УРОКА: РАЗМНОЖЕНИЕ. ТИПЫ РАЗМНОЖЕНИЯ. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ.
ЦЕЛЬ УРОКА: - изучить процесс размножения и типы размножения. отличие бесполого размножения от полового;ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, работа в парахМЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковыеОБОРУДОВАНИЕ: п...