В мире естественных наук
методическая разработка по биологии (9 класс)

Программа внеурочной деятельности "В мире естественных наук" составлена для учащихся 7-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_estestvennyh_nauk.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

В МИРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от «17» декабря 2010 г. № 1897;
  2. Требований СанПина, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021

№ 2 «Об утверждении СанПина 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»» (введённый в действие с 1 марта 2021 года).

Программа внеурочной деятельности ориентирована на 1 год освоения предлагаемого материала учащимся 6, 7, 9 класса – 34 учебные недели. Количество занятий в неделю – 1. Продолжительность занятия – 45 минут.

Осуществляется формирование функциональной грамотности.

Цели биологического образования:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
  • признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Задачами изучения биологии в основной школе являются:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
  • применение межпредметного анализа учебных задач.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

              – осознание себя жителем планеты Земля, формирование чувства ответственности за сохранение ее природы;

– осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); формирование чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, причастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

– уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

– расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание экологического образования как личностной ценности;

– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы;

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

– способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного материала);

– сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий;

– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

– умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

– понимание роли и значения родного края в историко-культурном контексте.

Курс «В мире естественных наук» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Программа «В мире естественных наук» способствует формированию у школьников следующих личностных качеств:

  • любовь к Родине;

–патриотизм;

– уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей;

– трудолюбие;

– настойчивость;

– дисциплинированность;

– любовь к малой Родине;

              - неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Содержание курса  

 

Введение-5 ч.

История Земли. Окаменелости. Жизнь на Земле Где растения и животные живут сегодня?

Наблюдения в природе.

Неживое в природе-17 ч.

Среда обитания. Природные зоны. Изменения окружающей среды. Зависимость от приливов и отливов. Жизнь днем. Наблюдения в природе. Ночная жизнь. Сезонные изменения.

Времена года на Земле. Год растения. Год животного. Сообщества. Изменения сообществ.

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Пищевые цепочки и связи.

Наблюдение за сообществом. Циклы в природе. Круговорот углерода в природе. Парниковый эффект. Круговорот азота в природе.

Живое в природе-12 ч.

Жизнь животных. Группы животных по способу воспроизводства. В мире животных. Наблюдения в неживой природе. Вымирающие организмы. Динозавры – вымерший вид животных. О жизни динозавров. Почему нужно защищать природу.

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений Красная книга края.

Наблюдения в живой природе.

Тематическое планирование

Раздел, тема

всего

В том числе

теория

практика

1

Введение

5

4

1

2

Неживое в природе

17

8

9

3

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

12

8

4

Итого

34

20

14

Календарно - тематическое планирование

Раздел, тема

всего

В том числе

Дата

теория

практика

1

Введение

5

5

-

1.1

Вводное занятие. Мой край.

1

1

-

1.2

История Земли. Окаменелости.

1

1

-

1.3

Жизнь на Земле. Организмы моего края.

1

1

-

1.4

Где растения и животные живут сегодня?

1

1

-

1.5

Наблюдения в природе. Моя местность.

1

1

-

2

Неживое в природе

17

8

9

2.1

Среда обитания. Природные зоны.

1

1

-

2.2

Изменения окружающей среды.

1

1

-

2.3

Зависимость от приливов и отливов.

1

-

1

2.4

Жизнь днем.

1

1

2.5

Наблюдения в природе.

1

-

1

2.6

Ночная жизнь.

1

--

1

2.7

Сезонные изменения.

1

1

-

2.8

Времена года на Земле.

1

-

1

2.9

Год растения. Год животного.

1

1

-

2.10

Сообщества. Изменения сообществ.

1

-

1

2.11

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

1

1

-

2.12

Пищевые цепочки и связи.

1

-

1

2.13

Наблюдение за сообществом.

1

-

1

2.14

Циклы в природе.

1

-

1

2.15

Круговорот углерода в природе.

1

1

-

2.16

Парниковый эффект.

1

-

1

2.17

Круговорот азота в природе.

1

1

-

3

Живое в природе

12

9

3

3.1

Жизнь животных.

1

-

1

3.2

Группы животных по способу воспроизводства.

1

-

1

3.3

Приспособление реликтовых растений.

1

1

-

3.4

Определение высоты и диаметра дерева.

1

1

-

3.5

Вымирающие организмы.

1

1

-

3.6

Динозавры – вымерший вид животных.

1

1

-

3.7

О жизни динозавров.

1

1

-

3.8

Почему нужно защищать природу.

1

1

-

3.9

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

-

1

3.10

Красная книга края.

1

1

-

3.11

Наблюдения в живой природе.

1

-

2

3.12

Брейн-ринг «В мире естественных наук»

1

1

-

Итого

34

20

14

Используемая литература

 

  1. Региональный компонент. Г.А. Какорина, Е.В. Меделян. Владивосток. Издательство ПИППКРО, 2007г.
  2. Физическая география Приморского края. Ю.Б. Зонов, М.Е. Морозова, Г.А. Какорина. Москва. «Русское слово», 2018г.
  3. Биология Приморского края. Е.В. Меделян. Москва. «Русское слово», 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения Недели естественных наук-2010

Неделя естественных наук проходила под лозунгом "Земля- планета сокровищ". В ней участвовали учителя химии, биологии и географии. Каждый день проходил под своим собственным лозунгом....

Презентация: "Естественные науки"

Презентация к уроку по теме: "Естественные науки".5 класс, природоведение. Связь между миром живой и неживой природы. Определение естественных наук....

Неделя естественных наук в школе "Знание - сила".Презентация проекта.

Презентация проекта недели естественных наук в школе.Выступление на курсах повышения квалификации учителей химии....

Анализ работы методического объединения учителей естественных наук МБОУ СОШ №5 за 2010 – 2011 учебный год

Школьное методическое объединение естественных дисциплин продолжает работать  над темой: «Повышение познавательной активности учащихся на уроках дисциплин естественного цикла». Учителя пост...

Урок- конференция: «На перекрёстках естественных наук» (затрагивает проблемы трех наук: физики, химии и биологии)

Разработка урок- конференция: «На перекрёстках естественных наук» (затрагивает проблемы трех наук: физики, химии и биологии)...

Линейка на открытие Фестиваля Естественных наук в " Парад наук"

Сценарий общешкольной торжественной линейки открытия недели Фестиваля Естественных наук в школе Цель мероприятия: расширить знания в области различных наук,вовлечение учащихся в научную деятельность, ...

Предметная неделя «В мире естественных наук»

В работе даны практические рекомендации руководителям школьных методических объединений и учителям-предметникам для подготовки и проведения недели естествознания (физики, химии, географии и биологии) ...