В мире естественных наук
методическая разработка по биологии (9 класс)
Программа внеурочной деятельности "В мире естественных наук" составлена для учащихся 7-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_estestvennyh_nauk.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В МИРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Требований СанПина, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении СанПина 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»» (введённый в действие с 1 марта 2021 года).
Программа внеурочной деятельности ориентирована на 1 год освоения предлагаемого материала учащимся 6, 7, 9 класса – 34 учебные недели. Количество занятий в неделю – 1. Продолжительность занятия – 45 минут.
Осуществляется формирование функциональной грамотности.
Цели биологического образования:
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Задачами изучения биологии в основной школе являются:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
- применение межпредметного анализа учебных задач.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
– осознание себя жителем планеты Земля, формирование чувства ответственности за сохранение ее природы;
– осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); формирование чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, причастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание экологического образования как личностной ценности;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
– способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных знаний о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного материала);
– сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
– умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
– понимание роли и значения родного края в историко-культурном контексте.
Курс «В мире естественных наук» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Программа «В мире естественных наук» способствует формированию у школьников следующих личностных качеств:
- любовь к Родине;
–патриотизм;
– уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей;
– трудолюбие;
– настойчивость;
– дисциплинированность;
– любовь к малой Родине;
- неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Содержание курса
Введение-5 ч.
История Земли. Окаменелости. Жизнь на Земле Где растения и животные живут сегодня?
Наблюдения в природе.
Неживое в природе-17 ч.
Среда обитания. Природные зоны. Изменения окружающей среды. Зависимость от приливов и отливов. Жизнь днем. Наблюдения в природе. Ночная жизнь. Сезонные изменения.
Времена года на Земле. Год растения. Год животного. Сообщества. Изменения сообществ.
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Пищевые цепочки и связи.
Наблюдение за сообществом. Циклы в природе. Круговорот углерода в природе. Парниковый эффект. Круговорот азота в природе.
Живое в природе-12 ч.
Жизнь животных. Группы животных по способу воспроизводства. В мире животных. Наблюдения в неживой природе. Вымирающие организмы. Динозавры – вымерший вид животных. О жизни динозавров. Почему нужно защищать природу.
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений Красная книга края.
Наблюдения в живой природе.
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | всего | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Введение | 5 | 4 | 1 |
2 | Неживое в природе | 17 | 8 | 9 |
3 | Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой | 12 | 8 | 4 |
Итого | 34 | 20 | 14 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Раздел, тема | всего | В том числе | Дата | |
теория | практика | ||||
1 | Введение | 5 | 5 | - | |
1.1 | Вводное занятие. Мой край. | 1 | 1 | - | |
1.2 | История Земли. Окаменелости. | 1 | 1 | - | |
1.3 | Жизнь на Земле. Организмы моего края. | 1 | 1 | - | |
1.4 | Где растения и животные живут сегодня? | 1 | 1 | - | |
1.5 | Наблюдения в природе. Моя местность. | 1 | 1 | - | |
2 | Неживое в природе | 17 | 8 | 9 | |
2.1 | Среда обитания. Природные зоны. | 1 | 1 | - | |
2.2 | Изменения окружающей среды. | 1 | 1 | - | |
2.3 | Зависимость от приливов и отливов. | 1 | - | 1 | |
2.4 | Жизнь днем. | 1 | 1 | ||
2.5 | Наблюдения в природе. | 1 | - | 1 | |
2.6 | Ночная жизнь. | 1 | -- | 1 | |
2.7 | Сезонные изменения. | 1 | 1 | - | |
2.8 | Времена года на Земле. | 1 | - | 1 | |
2.9 | Год растения. Год животного. | 1 | 1 | - | |
2.10 | Сообщества. Изменения сообществ. | 1 | - | 1 | |
2.11 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. | 1 | 1 | - | |
2.12 | Пищевые цепочки и связи. | 1 | - | 1 | |
2.13 | Наблюдение за сообществом. | 1 | - | 1 | |
2.14 | Циклы в природе. | 1 | - | 1 | |
2.15 | Круговорот углерода в природе. | 1 | 1 | - | |
2.16 | Парниковый эффект. | 1 | - | 1 | |
2.17 | Круговорот азота в природе. | 1 | 1 | - | |
3 | Живое в природе | 12 | 9 | 3 | |
3.1 | Жизнь животных. | 1 | - | 1 | |
3.2 | Группы животных по способу воспроизводства. | 1 | - | 1 | |
3.3 | Приспособление реликтовых растений. | 1 | 1 | - | |
3.4 | Определение высоты и диаметра дерева. | 1 | 1 | - | |
3.5 | Вымирающие организмы. | 1 | 1 | - | |
3.6 | Динозавры – вымерший вид животных. | 1 | 1 | - | |
3.7 | О жизни динозавров. | 1 | 1 | - | |
3.8 | Почему нужно защищать природу. | 1 | 1 | - | |
3.9 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | - | 1 | |
3.10 | Красная книга края. | 1 | 1 | - | |
3.11 | Наблюдения в живой природе. | 1 | - | 2 | |
3.12 | Брейн-ринг «В мире естественных наук» | 1 | 1 | - | |
Итого | 34 | 20 | 14 |
Используемая литература
- Региональный компонент. Г.А. Какорина, Е.В. Меделян. Владивосток. Издательство ПИППКРО, 2007г.
- Физическая география Приморского края. Ю.Б. Зонов, М.Е. Морозова, Г.А. Какорина. Москва. «Русское слово», 2018г.
- Биология Приморского края. Е.В. Меделян. Москва. «Русское слово», 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения Недели естественных наук-2010
Неделя естественных наук проходила под лозунгом "Земля- планета сокровищ". В ней участвовали учителя химии, биологии и географии. Каждый день проходил под своим собственным лозунгом....
Презентация: "Естественные науки"
Презентация к уроку по теме: "Естественные науки".5 класс, природоведение. Связь между миром живой и неживой природы. Определение естественных наук....
Неделя естественных наук в школе "Знание - сила".Презентация проекта.
Презентация проекта недели естественных наук в школе.Выступление на курсах повышения квалификации учителей химии....
Анализ работы методического объединения учителей естественных наук МБОУ СОШ №5 за 2010 – 2011 учебный год
Школьное методическое объединение естественных дисциплин продолжает работать над темой: «Повышение познавательной активности учащихся на уроках дисциплин естественного цикла». Учителя пост...
Урок- конференция: «На перекрёстках естественных наук» (затрагивает проблемы трех наук: физики, химии и биологии)
Разработка урок- конференция: «На перекрёстках естественных наук» (затрагивает проблемы трех наук: физики, химии и биологии)...
Линейка на открытие Фестиваля Естественных наук в " Парад наук"
Сценарий общешкольной торжественной линейки открытия недели Фестиваля Естественных наук в школе Цель мероприятия: расширить знания в области различных наук,вовлечение учащихся в научную деятельность, ...
Предметная неделя «В мире естественных наук»
В работе даны практические рекомендации руководителям школьных методических объединений и учителям-предметникам для подготовки и проведения недели естествознания (физики, химии, географии и биологии) ...