Рабочая программа "Практическая биология"5-6 классы
рабочая программа по биологии (5, 6 класс)
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5 и 6классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
На дополнительных занятиях по биологии в 5-6классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5 и 6классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
На дополнительных занятиях по биологии в 5-6классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;
- развитие умений и навыков проектно — исследовательской деятельности;
- подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении; формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;
- использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);
- организация проектной деятельности школьников и проведение мини- конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
При организации занятий с детьми используются различные МЕТОДЫ и СРЕДСТВА обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта.
∙ словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
∙ наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
∙ практические методы (устные и письменные упражнения, практические и лабораторные, компьютерные работы);
∙ проблемное обучение;
∙ метод проектов.
Используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.
Формы проведения занятий:
-практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности
«Практическая биология» 5-6класса
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Планируемые результаты
Личностные резупьтаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
- развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятием, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, apгументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Межпредметные резулътаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической rpyппe;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание программы
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы.
1.Устройство микроскопа
2.Приготовление и рассматривание .микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов
3.Проектно-исследовательская деятельность. Мини - исследование «Микромир» (работа в группам с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Томской области.
Практические и лабораторные работы.
1.Морфологическое описание растений
2.Определение растений no гербарным и образцам и в безлиственно и состоянии Монтировка гербария
3.Проектно—исследовательская деятельность. Проект «Редкие растения нашего края»
Раздел 3. Практическая зоология
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы.
1.Работа no определителю животных.
2.Составление пищевых цenoчек.
3.Определение экологической группы животных no внешнем у виду.
4.Проектно-исследовательская деятельность. Мини - исследование «Птицы на кормушке». Проект «Красная книга, животных нашего края».
Раздел 4. Биопрактикум
Учебно -исследовательская деятельность. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции.
Проектно-исследовательская деятельность.
Модуль «Экологический практикум»
Определение cmeneнu загрязнения воздуха методом биоиндикации Определение запыленности воздуха в помещениях.
Тематический план
№ п/п | Тема/ раздел | Количество часов, отводимых на освоение темы | Количество оценочных процедур | ЭОР и ЦОР | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
Введение | 1 | 2 | Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. | ||
1 | Лаборатория Левенгука | 8 | 2 | Привлечение внимания обучающихся к изучаемым на уроках явлений. Организация их работы с получаемой на уроке информацией; Развитие умений общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации. | |
2 | Практическая ботаника | 8 | 3 | Привлечение внимания обучающихся к изучаемым на уроках явлений. Организация работы с получаемой на уроке информацией; Включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся; Развитие креативного мышления (самостоятельного применения знаний, способов действий, поиск нестандартных решений). | |
3 | Практическая зоология | 12 | 4 | ||
4 | Биопрактикум | 5 | 1 | Привлечение внимания обучающихся к изучаемым на уроках явлений; Организация их работы с получаемой на уроке информацией; Демонстрация обучающимися примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. | |
Итого | 34 | 12 |
Учебно-методическое обеспечение программы
Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудование:
- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);
-натуральные объекты;
-микроскоп цифровой;
-комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
-комплект гербариев демонстрационный;
-комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
-мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.
Литература
1.Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БІІІКАРКЕ88, 1996.
2.Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.
3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: ки. для учителя. -2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1991.
4.Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы
Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra2lc.htm биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru всемирные фонд дикой природы
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htlm общественные ресурсы образования
http://www.ecosystema.ru экологическое образование детей
Дополнительная литература:
1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,
2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа биология 5-9 класс ФГОС
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова...
Рабочие программы биология 5- 7 класс
Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...
Рабочие программы биология 5- 7 класс
Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...
Рабочая программа . Биология. Человек 8 класс
Рабочася программа по биологии раздел "Человек", 8 класс ФГОС. Составлена программа на основе программы авторов: А.Г. Драгомилов, Р.Д. ;М.:« Вентана-Граф», 2015...
Рабочая программа . Биология. Животные. 7 класс
Рабочася программа по биологии раздел "Животные", 7 класс ФГОС ( 1 час в неделю). Составлена программа на основе программы авторов: И.Н. Понамарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко ; М.:...
Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017
Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017...
Рабочая программапо биологии в 5 классе
Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной програ...