Рабочая программа "Практическая биология"5-6 классы
рабочая программа по биологии (5, 6 класс)

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5 и 6классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

На дополнительных занятиях по биологии в 5-6классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа 31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5 и 6классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

На дополнительных занятиях по биологии в 5-6классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

Цель и задачи программы

Цель:        создание        условий        для        успешного        освоения        учащимися        практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.

Задачи:

Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

- приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;

- развитие умений и навыков проектно — исследовательской деятельности;

- подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении; формирование основ экологической грамотности.

При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

- создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;

-  использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);

- организация проектной деятельности школьников и проведение мини- конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

При организации занятий с детьми используются различные МЕТОДЫ и СРЕДСТВА обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта.

    словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);

 наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

 практические методы (устные и письменные упражнения, практические  и  лабораторные, компьютерные работы);

  проблемное обучение;

  метод проектов.

Используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.

Формы проведения занятий:

-практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   курса внеурочной деятельности

«Практическая биология»  5-6класса

Требования        к уровню        знаний,        умений        и        навыков        по окончанию        реализации программы:

иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

Планируемые  результаты

Личностные резупьтаты:

- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

- развитие интеллектуальных        умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

- эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить        вопросы,        выдвигать        гипотезы,        давать        определения понятием, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, apгументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Межпредметные резулътаты:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

- классификация — определение        принадлежности биологических объектов к определенной систематической rpyппe;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание программы

Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. Лаборатория Левенгука

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

Практические и лабораторные работы.

1.Устройство микроскопа

2.Приготовление и рассматривание .микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов

3.Проектно-исследовательская деятельность. Мини - исследование «Микромир» (работа в группам с последующей презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Томской области.

Практические и лабораторные работы.

1.Морфологическое описание растений

2.Определение растений no гербарным и образцам и в безлиственно и состоянии Монтировка гербария

3.Проектно—исследовательская деятельность. Проект «Редкие растения нашего края»

Раздел 3. Практическая зоология

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.

Практические и лабораторные работы.

1.Работа no определителю животных.  

2.Составление пищевых цenoчек.

3.Определение экологической группы животных no внешнем у виду.

4.Проектно-исследовательская деятельность. Мини - исследование «Птицы на кормушке». Проект «Красная книга, животных нашего края».

Раздел 4. Биопрактикум

Учебно -исследовательская деятельность. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции.

Проектно-исследовательская деятельность.

Модуль «Экологический практикум»

Определение cmeneнu загрязнения воздуха методом биоиндикации Определение запыленности воздуха в помещениях.

Тематический план

№ п/п

Тема/

раздел

Количество часов, отводимых на освоение темы

Количество оценочных процедур

ЭОР и ЦОР

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Введение

1

2

http://www.wwf.ru

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

Привлечение  внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией.

1

Лаборатория Левенгука

8

2

http://www.wwf.ru

Привлечение внимания обучающихся к изучаемым  на уроках явлений.

Организация их работы с получаемой на уроке информацией;

Развитие умений общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации.

2

Практическая ботаника

8

3

http://www.wwf.ru

Привлечение внимания обучающихся к изучаемым на уроках явлений.

Организация работы с получаемой на уроке информацией;

Включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся;

Развитие креативного мышления (самостоятельного применения знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

3

Практическая зоология

12

4

http://www.wwf.ru

4

Биопрактикум

5

1

http://www.wwf.ru

Привлечение внимания обучающихся к изучаемым на уроках явлений;

Организация их работы с получаемой на уроке информацией;

Демонстрация обучающимися примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности.

Итого

34

12

Учебно-методическое обеспечение программы

Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудование:

- помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);

-натуральные объекты;

-микроскоп цифровой;

-комплект посуды и оборудования для ученических опытов;

-комплект гербариев демонстрационный;

-комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);

-мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).

Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.

Литература

1.Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. М.: БІІІКАРКЕ88, 1996.

2.Лесные травянистые        растения.        Биология        и        охрана:        справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.

3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: ки. для учителя. -2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1991.

4.Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы

Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru  (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm  — биологическое разнообразие России.

http://www.wwf.ru  — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

http://www.kunzm.ru  — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra2lc.htm      биологическое разнообразие России.

http://www.wwf.ru   всемирные фонд дикой природы

http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htlm   общественные ресурсы образования

http://www.ecosystema.ru   экологическое образование детей

Дополнительная литература:

1. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,

2. Золотницкий, Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях, Дрофа, 2002г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа биология 5-9 класс ФГОС

        Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова...

Рабочие программы биология 5- 7 класс

Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...

Рабочие программы биология 5- 7 класс

Программа разработа в соответствии с ФГОС СОО...

Рабочая программа . Биология. Человек 8 класс

Рабочася программа по биологии раздел "Человек", 8 класс ФГОС. Составлена программа на основе программы  авторов: А.Г. Драгомилов, Р.Д. ;М.:« Вентана-Граф», 2015...

Рабочая программа . Биология. Животные. 7 класс

Рабочася программа по биологии раздел "Животные", 7 класс ФГОС ( 1 час в неделю). Составлена программа на основе программы  авторов: И.Н. Понамарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко ; М.:...

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017...

Рабочая программапо биологии в 5 классе

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной програ...