Рабочая программа Учебного курса по естественно-научной грамотности
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)

Нагорнюк Елена Николаевна

Рабочая программа составлена на основе Модуля «Естественнонаучная естественно-научная грамотность. Человек и его здоровье» А.А.Гилев, к.ф.-м.н., и.о.зав.кафедрой, Самара: СИПКРО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eng_vneuroch.d.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КРЫЛОВА Н. И.

ЗАТО п. СОЛНЕЧНЫЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

ОДОБРЕНО

на заседании МО

Руководитель МО

________Е.Н. Нагорнюк

Протокол № 1

от «26» августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________ В.В. Кочетенко

«29» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ «СОШ №2

ЗАТО п. Солнечный»

 _________ О. А. Круглова

 Приказ № 254 «О»

  от «30» августа 2022 г.

Рабочая программа

Учебного курса по естественно-научной грамотности

 (5 класс)

на 2022-2023 учебный год

учителя Нагорнюк Елены Николаевны

составлено в соответствии с учебным планом

МКОУ «СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный» на 2022 -2023 учебный год

и рабочей программой учебного предмета «Биология» - 5-9 классы

базовый уровень

(0,5 ч. х 34 нед. = 17 часов)

ЗАТО п. Солнечный

2022/2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Модуля «Естественнонаучная естественно-научная грамотность. Человек и его здоровье» А.А.Гилев, к.ф.-м.н., и.о.зав.кафедрой, Самара: СИПКРО.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру.

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Уровень изучения предмета – базовый. Изучение курса рассчитано на 17 часов.

Данная программа рассчитана на преподавание в 5 классе из расчета 1 час в неделю.

Рабочая программа составлена на основе:

1. Способности человека формулировать, применять и интерпретировать информацию в разнообразных контекстах. Эта способность включает рассуждения, использование понятий области естествознания, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

2. Конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

3. Способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

4. Способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

5. Способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач.

В целях развития познавательной активности обучающихся  на занятиях можно использовать дидактические игры и опыты, разрабатывать и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Проектирование достижения планируемых образовательных результатов учебного курса

Уровни

ПОР

Типовые задачи

Инструменты и средства

5 класс

Уровень узнавания и понимания

Учим воспринимать и объяснять информацию

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Определить вид текста, его источник. Обосновать своё мнение.

Выделить основную мысль в текст, резюмировать его идею.

Предложить или объяснить заголовок, название текста.

Ответить на вопросы словами текста. Составить вопросы по тексту.

Продолжить предложение словами из текста.

Определить назначение текста, привести примеры жизненных ситуаций, в которых можно и нужно использовать информацию из текста.

Тексты (учебный, художественный, научно-популярный, публицистический;   повествовательный, описательный, объяснительный; медийный).

По содержанию тексты должны быть математические, естественнонаучные, финансовые. Объём: не более одной страницы.

Личностные результаты 

ученик научится:

  • формировать понятие о целостном мировоззрении, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • формировать готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формировать ценности здорового и безопасного образа жизни.

ученик получит возможность научиться:

  • критическому отношению к информации и избирательности её восприятия;
  • формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
  • формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формировать основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • формировать эстетическое отношение к живым объектам.

Метапредметные результаты

ученик научится:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
  • извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы);
  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников;
  • владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

ученик получит возможность научиться:

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • критически оценивать информацию, добытую из различных источников;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Содержание учебного предмета с указанием форм ее организации и видов деятельности

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

5 класс

Содержание

Формы организации

Виды деятельности учащихся

Введение

Беседа, учебный эксперимент.

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Звуковые явления

Наблюдение физических явлений

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Строение и свойства вещества

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений

Находит и извлекает информацию из различных текстов, моделирует.

Вода

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Земля как часть Вселенной. Уникальность  планеты  Земля.  

Беседа. Презентация

Находит и извлекает информацию из различных текстов, интерпретирует.

Организмы

Работа с коллекциями минералов и горных пород.

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Итоговая аттестация

Тестирование

Находит и извлекает информацию из различных текстов

Календарно - тематическое планирование

Название темы

Дата

Примечание

План

Факт

Раздел 1. Введение – 3 часа.

Знакомство с предметом.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Различные способы описания мира. Наблюдение и поиск закономерностей.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Научный подход к изучению мира. Способы постановки экспериментов.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Раздел 2. Звуковые явления – 1 час.

Слышимые и неслышимые звуки. Шум и его воздействие на человека.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Раздел 3. Строение и свойства вещества – 2 часа.

Движение и взаимодействие частиц.

Признаки химических реакций.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Решение заданий.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Раздел 4. Вода – 2 часа.

Уникальность воды. Три состояния воды.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Тепловое расширение воды. Вода – растворитель.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Раздел 5. Земля как часть Вселенной. Уникальность  планеты  Земля.   – 7 часов.

Звезды на небе. Земля – наш дом.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Солнце. Солнечная система.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Земля, ее внутреннее строение.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Атмосфера Земли.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Уникальность  планеты  Земля.  

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Условия для существования на Земле.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Раздел 6.Организмы– 2 часа.

Свойства Живых организмов. Решение заданий.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-

Итоговая аттестация.

А-

Б-

В-

Г-

А-

Б-

В-

Г-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "История" (естественно-научный профиль)

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образовани...

Рабочая программа по химии для естественно -научного профиля 10 класс

Рабочая программа по химии для естественно -научного профиля 10 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ) ГРАМОТНОСТЬ» для основного общего образования 7 класс

Рабочая программа по учебному курсу на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требов...

Рабочая программа учебного курса Математическая грамотность

Рабочая программа учебного курса Математическая грамотность...

рабочая программа учебного курса " Экологическая культура, грамотность , безопасность."

программа создана в конструкторе программ на основе федеральной программы...