рабочая программа учебного курса " Экологическая культура, грамотность , безопасность."
рабочая программа
программа создана в конструкторе программ на основе федеральной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 125.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Амурской области
управление образования администрации Тындинского муниципального округа
МОАУ "Моготская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4538084)
учебного курса « Экологическая культура, грамотность, безопасность»
для обучающихся 6 и 8 классов
п. Могот 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Экологическая культура, грамотность, безопасность»
Общая характеристика
Содержание курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность» учитывает требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее
— основная образовательная программа), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования; наполнение фундаментального ядра содержания общего образования; программу развития и формирования универсальных учебных действий.
Образовательная программа курса носит модульный характер и рассчитана на 5 лет обучения. Раздел «Экологическая культура» (5—6 классы) состоит из четырёх модулей. Составляет 60 учебных часов и 12 часов резервного времени. Раздел «Экологическая грамотность» (7—8 классы) состоит из 6 модулей. Составляет 64 учебных часа и 8 часов резервного времени. Раздел «Экологическая безопасность» (9 класс) составляет 36 учебных часов, состоит из 4 модулей. Программа каждого модуля обладает относительной самостоятельностью и может быть использована для организации учебной деятельности автономно.
Структура курса предполагает поэтапное становление экологической подготовки учащихся. Раздел «Экологическая культура» строится в системе: понимаем природу — сохраняем природу — учимся у природы (использовать экологически чистую энергию и безотходному производству). Раздел «Экологическая грамотность» строится в системе: сохраняем биоразнообразие и почву — сберегаем энергию, воду атмосферу. Итогом раздела является осмысление концепции устойчивого развития —
«Мыслим глобально — действуем локально».
Раздел «Экологическая безопасность» носит обобщающий характер и предусматривает организацию школьного экологического мониторинга — процесса наблюдений за изменениями, происходящими в ближайшем от
учащихся окружении, их оценку, прогноз, обсуждение и выработку мер, направленных на осуществление экологических решений, что способствует закреплению полученных в предыдущих разделах экологических знаний и навыков экологического поведения.
В содержании курса делается акцент на усиление деятельностного компонента, что определяется социальным заказом современного общества в связи с возрастающим антропогенным воздействием на все природные среды и, как следствие, увеличивающимися экологическими рисками. Предлагаемые в содержании курса занятия помимо теоретического материала, содержат опыты, наблюдения, лабораторно-практические, исследовательские, проектные работы по изучению экологической динамики экосистем и их составных частей. Теоретические и практические занятия предлагается проводить как в условиях кабинета, так и в форме полевого практикума.
Образовательная деятельность школьников организуется в разных формах:
- Учебный проект.
- Учебное исследование.
- Учебная экскурсия.
- Практическая работа.
- Экологический мониторинг.
- Социологический опрос.
- Деловая игра.
- Конференция.
- Выполнение и обсуждение итоговых заданий на развитие функциональной грамотности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность»
формирование и развитие у школьников:
- Экологического сознания в контексте идей устойчивого развития природы и общества.
- Системы естественно-научных знаний, позволяющих принимать экологически грамотные решения как одного из видов функциональной грамотности учащихся.
- Исследовательских умений и навыков экологически грамотного поведения.
МЕСТО УЧЕБНОГО курса В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Реализация курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность» компенсирует отсутствие в программе основной школы таких предметов как экология и естествознание. Этот учебный курс может быть использован как дополнение (1 час в неделю) к основной образовательной программе одного из предметов естественно-научного цикла и как самостоятельный сквозной курс (5—9 классы) внеурочной деятельности, а также послужить основой для разработки примерной (или рабочей) программы в системе дополнительного (внешкольного) образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО курса
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ «Экологическая культура». 5—6 классы Модуль 1. Понимаем природу
Как появились знания о природе. Роль природы в жизни человека. Человек учится у природы. Воздействие человека на природу. Роль человека в жизни природы. Какие науки изучают природу. Что изучает наука экология. Почему экологические проблемы так сложны. Природа — это система. Учимся применять системный подход. Взаимосвязь компонентов в природе. Что такое экосистема. Аквариум — искусственная экосистема.
Модуль 2. Сохраняем природу
Почему исчезают растения и животные. Красная книга. Как сохранить растительный и животный мир. Проект «Сбор кормов для подкормки птиц и зверей зимой. Организация подкормки». Экскурсия в зоопарк. Изготовление домиков для летучих мышей. Выявление и паспортизация старовозрастных деревьев. Ответственность человека за прирученных животных. Социологический опрос населения по проблеме содержания собак в городе.
Модуль 3. Учимся у природы использовать экологически чистую энергию
Как растения получают энергию солнечных лучей. Изучаем хлорофилл в растении. Изучаем разнообразие пигментов растительных клеток. Многообразие окраски листьев у комнатных растений. Сравнение пестролистных форм растений, выросших в разных условиях освещённости. Как растение использует энергию солнечных лучей. Космическая роль зелёных растений на планете. Экскурсия на луг. Экскурсия в лес.
Проект «Используем энергию Солнца».
Модуль 4. Учимся у природы безотходному производству
Природа — пример безотходного производства. Бытовые отходы как экологическая проблема. Социологический опрос по проблеме мусора.
Исследование содержимого мусорной корзины. Способы переработки и утилизации отходов. Раздельный сбор мусора. О чём рассказывает упаковка товара. Исследование упаковок товаров, приобретённых семьёй за неделю. Экскурсия в продовольственный магазин. Как стать экологически грамотным покупателем.
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ «Экологическая грамотность». 7—8 классы Модуль 1. Сохраняем биоразнообразие
Сохранение биоразнообразия — сохранение устойчивости экосистемы.
Особо охраняемые природные территории. Проект «Создаём мини-ООПТ». Деловая игра «История деревни Бобровки». Охрана и привлечение птиц. Искусственные гнездовья. Экскурсия по особо охраняемой природной территории.
Модуль 2. Сохраняем почву
Почва — поверхностный слой земной коры. Экологические проблемы сохранения почвы. Экскурсия «Исследуем почву». Определяем кислотность почвы. Значение плодородия почвы. Определяем механический состав почвы и содержание гумуса в почве. Влияние вытаптывания почвы на растительность.
Модуль 3. Сберегаем энергию
Экологические проблемы использования энергии. Выясняем мощность, потребляемую электробытовыми приборами, и учимся экономить электроэнергию. Анализируем затраты электроэнергии и учимся экономить. Проект «Экологическое просвещение по проблеме энергосбережения».
Модуль 4. Сберегаем воду
Самое распространённое на Земле вещество. Проблема сохранения водных ресурсов. Сохранение воды. Способы очистки воды в лаборатории. Лабораторное исследование воды из природного водоёма. Биоиндикация и
биотестирование воды. Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования воды».
Модуль 5. Сберегаем атмосферу
Проблема загрязнения атмосферы. Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования транспорта». Биоиндикация загрязнения воздуха. Изучение потока автомобилей на улице. Исследуем влияние деревьев и кустарников на количество пыли в воздухе. Оценка состояния зелёных насаждений.
Модуль 6. Мыслим глобально — действуем локально
Глобальные проблемы современного мира. Глобальные экологические риски. Концепция устойчивого развития. Моя страна: мечтай, узнавай, действуй!
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся осознают:
- ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов, глобальная роль человека на Земле;
- высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне биосферы, а биосфера может существовать без человека;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- необходимость активной жизненной позиции и приобретают мотивацию стать активными защитниками окружающей среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся осваивают:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять план действий;
- умение работать с учебной информацией (анализ, установление причинно-следственных связей);
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- умение применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе;
- умение с достаточной чёткостью выражать свои мысли; проводить опросы; проводить самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы; осуществлять презентацию результатов и публичные выступления.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся осмысляют:
- существование всеобщих связей в природе; природа — единая развивающаяся система; солнечно-земные связи как отражение общих связей в природе;
- единство физических и химических процессов для всех проявлений жизни; биогеохимические превращения в природе;
- различные способы постижения человеком природы; сложность путей научного познания; логику научного познания; применение научных знаний в практической деятельности человека;
- принципы экологически грамотного поведения; деятельность человека, нарушающая законы природы, приводит к нарушению её целостности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Учимся у природы использовать экологически чистую энергию | 15 | 12 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416720 | |
2 | Учимся у природы безотходному производству | 19 | 10 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f416720 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 22 |
8 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Сберегаем воду | 12 | 10 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c | |
2 | . Сберегаем атмосферу | 13 | 12 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c | |
3 | Мыслим глобально — действуем локально | 9 | 1 | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 26 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Оборудование « Точки роста» | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Как растение получает энергию солнечных лучей | 1 | ||||
2 | Изучаем хлорофилл в растении. Изучаем разнообразие пигментов растительных клеток | 1 | 1 | Цифровой микроскоп | ||
3 | Изучаем хлорофилл в растении. Изучаем разнообразие пигментов растительных клеток | 1 | 1 | Цифровой микроскоп | ||
4 | Практическая работа «Многообразие окраски листьев у комнатных растений», | 1 | 1 | Цифровой микроскоп | ||
5 | Практическая работа «Сравнение пестролистных форм растений, выросших в условиях различной освещённости» | 1 | 1 | Цифровой микроскоп | ||
6 | Как растение использует энергию солнечных лучей | 1 | ||||
7 | Космическая роль зелёных растений на планете | 1 | ||||
8 | Экскурсия на луг. Взаимосвязи между различными компонентами экосистемы луга. | 1 | 1 | |||
9 | Влияние хозяйственной деятельности человека на разнообразие организмов луга | 1 | 1 | |||
10 | Экскурсия в лес. Экосистема леса. Леса — хвойные, лиственные и смешанные. Ярусность | 1 | 1 | |||
11 | Проект «Используем энергию Солнца» | 1 | 1 | |||
12 | Проект «Используем энергию Солнца» | 1 | 1 | |||
13 | Итоговое обобщение Сохраняем энергию. Кладовые солнца: леса и болота | 1 | 1 | |||
14 | Основные причины экологических проблем лесных зон. Защита растений. | 1 | 1 | |||
15 | Природа — пример безотходного производства | 1 | ||||
16 | Бытовые отходы как экологическая проблема | 1 | ||||
17 | Социологический опрос по проблеме мусора | 1 | 1 | |||
18 | Социологический опрос по проблеме мусора | 1 | 1 | |||
19 | Исследование содержимого мусорной корзины | 1 | 1 | |||
20 | Исследование содержимого мусорной корзины | 1 | 1 | |||
21 | Способы переработки и утилизации отходов | 1 | ||||
22 | Раздельный сбор мусора | 1 | ||||
23 | Раздельный сбор мусора | 1 | ||||
24 | О чём рассказывает упаковка товара. Исследование упаковок товаров, приобретённых семьёй за неделю | 1 | 1 | |||
25 | О чём рассказывает упаковка товара. Исследование упаковок товаров, приобретённых семьёй за неделю | 1 | 1 | |||
26 | Экскурсия в продовольственный магазин. Как стать экологически грамотным покупателем | 1 | 1 | |||
27 | Экскурсия в продовольственный магазин. Как стать экологически грамотным покупателем | 1 | 1 | |||
28 | Экскурсия в продовольственный магазин. Как стать экологически грамотным покупателем | 1 | 1 | |||
29 | Бытовые отходы — мировая проблема. | 1 | ||||
30 | Бытовые отходы — мировая проблема. | 1 | 1 | |||
31 | Бытовые отходы — мировая проблема. | 1 | 1 | |||
32 | Бытовые отходы — мировая проблема. Стратегия решения проблемы ТКО в России. | 1 | 0 | |||
33 | Промежуточная аттестация . Итоговое тестирование. | 1 | 1 | |||
34 | Стратегия решения проблемы ТКО в России. | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 22 |
8 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Оборудование « Точки Роста» | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Самое распространённое на Земле вещество | 1 | ||||
2 | Проблема сохранения водных ресурсов | 1 | ||||
3 | Сохранение воды | 1 | ||||
4 | Практическая работа «Очистка воды фильтрованием», | 1 | 1 | |||
5 | Практическая работа «Разделение жидкостей с помощи делительной воронки» | 1 | 1 | |||
6 | Экскурсия на водоём. Практическая работа «Оценка мутности и прозрачности воды» | 1 | 1 | Датчик мутности | ||
7 | Экскурсия на водоём. Практическая работа «Оценка мутности и прозрачности воды» | 1 | 1 | Датчик мутности | ||
8 | Практическая работа «Определение прозрачности и мутности воды из водоёма и сравнение её с водопроводной водой». | 1 | 1 | Датчик мутности | ||
9 | Биоиндикация. Биотестирование. Лабораторные работы «Использование лука репчатого для биотестирования воды», «Использование семян гороха для биотестирования воды» | 1 | 1 | |||
10 | Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования воды» | 1 | 1 | |||
11 | Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования воды» | 1 | 1 | |||
12 | Итоговое обобщение Значение воды. Охрана воды. Вода — стратегический запас | 1 | 1 | |||
13 | Итоговое обобщение Значение воды. Охрана воды. Вода — стратегический запас | 1 | 1 | |||
14 | Проблема загрязнения атмосферы | 1 | ||||
15 | Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования транспорта» | 1 | 1 | |||
16 | Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального использования транспорта» | 1 | 1 | |||
17 | Биоиндикация. Лишайники как биоиндикаторы чистоты воздуха.. «Оценка чистоты воздуха методом лихеноиндикации», | 1 | 1 | |||
18 | «Определение чистоты воздуха по хвое сосны» | 1 | 1 | |||
19 | Практическая работа «Изучение потока автомобилей на улице» | 1 | 1 | |||
20 | Практическая работа «Изучение потока автомобилей на улице» | 1 | 1 | |||
21 | Запылённость воздуха. Болезни, вызываемые загрязнением воздуха. Практическая работа «Влияние деревьев и кустарников на количество пыли в воздухе» | 1 | 1 | |||
22 | Запылённость воздуха. Болезни, вызываемые загрязнением воздуха. Практическая работа «Влияние деревьев и кустарников на количество пыли в воздухе» | 1 | 1 | Датчик углекислого газа | ||
23 | Практическая работа Оценка состояния зелёных насаждений» | 1 | 1 | |||
24 | Практическая работа Оценка состояния зелёных насаждений» | 1 | 1 | |||
25 | Итоговое обобщение Экологические проблемы атмосферы. Охрана атмосферы | 1 | 1 | |||
26 | Итоговое обобщение Экологические проблемы атмосферы. Охрана атмосферы | 1 | 1 | |||
27 | Глобальные проблемы современного мира. Глобальные экологические риски | 1 | 1 | |||
28 | Глобальные проблемы современного мира. Глобальные экологические риски | 1 | 1 | |||
29 | Глобальные проблемы современного мира. Глобальные экологические риски | 1 | ||||
30 | Глобальные проблемы современного мира. Глобальные экологические риски | 1 | ||||
31 | Концепция устойчивого развития | 1 | 1 | |||
32 | Концепция устойчивого развития | 1 | 1 | |||
33 | Промежуточная аттестация . Итоговое тестирование. | 1 | 1 | |||
34 | Моя страна: мечтай, узнавай, действуй! | 1 | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 26 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
- Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. Чему природа учит человека? 5—6 классы. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2019. — 96 с. : ил. — (Внеурочная деятельность).
- Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. Как сохранить нашу планету? 7—9 классы. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2019. – 94 с. : ил. — (Внеурочная деятельность).
- Антоненков А. Г. Мониторинг снежного покрова: Метод. указания.— СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2003.— 16 с.
- Асланиди К. Б., Вачадзе Д. М. Биомониторинг? Это очень просто! Пущино. — 1996. — 127с.
- Бакка С. В., Киселева Н. Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Методическон пособие. Изд.2-е, доп. — Н. Новгород, 2011. — 36 с.
- Биоиндикация загрязнений наземных экосистем / Под ред. Р. Шуберта Пер. с нем. Г. И. Лойдиной, В. А. Турчаниновой. — Под ред. Д. А. Криволуцкого. — М.: Мир. — 1988. — 348 с.
- Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / О. П. Мелехова, Е. И. Егорова, Т. И. Евсеева и др. — Академия Москва, 2007. — С. 288.
- Буйволов Ю. А. Физико-химические методы изучения качества
Интернет-ресурсы:
1. Вайнерт Э., Вальтер Р., Ветцель Т., Егер Э., Клаустнитцер Б. и др. / Под ред. Р. Шуберта; пер. с нем. — М.: Мир. – 1988. – 348 с. https://www.twirpx.com/file/393307/
2. Красная книга России. Полный сборник живых организмов, внесённых в Красную книгу Российской Федерации. https://redbookrf.ru/
3. Методические рекомендации по выполнению оценки качества среды по состоянию живых существ (оценка стабильности развития живых организмов по уровню асимметрии морфологических структур) http://docs.cntd.ru/document/901879474
4. Пчелкин А.В. Использование водорослей и лишайников в экологическом мониторинге и биоиндикационных исследованиях. Экологический центр «Экосистема» http://www.ecosystema.ru/07referats/pchelkin/monitoring.htm
5. Трофименко Ю.В., Лобиков А.В. Биологические методы снижения автотранспортного загрязнения природной полосы. Обзорная Информация. База нормативной документации: www.complexdoc.ru
6. Федоров В. А. Руководство по изготовлению искусственных гнездовий и организации зимней подкормки для птиц. http://oopt.spb.ru/wp- content/uploads/2016/01/gnezd.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса Физическая культура 1 класс.
Тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» 2-11 классы 2018-2019 учебный год
Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» с 2-го по 11-й классы...
Рабочая программа факультативного курса «Мировая культура: уроки безопасности»
Программа факультативного курса «Мировая культура: уроки безопасности» рассчитана на 34 часа для учащихся 10 классов. Формы работы на занятиях разнообразные: лекция, п...
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"
Рабочая программа элективного курса "Экологическая культура и здоровье человека"...
Рабочая программа факультативного курса «Мировая культура: уроки безопасности» 10-11 класс ОБЖ
На помощь учителю ОБЖ, а значит и учащимся, приходят произведения писателей и поэтов, художников и режиссеров. Писателей, которые не понаслышке знали то, что касается катастроф и выжили в них. Это шир...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ) ГРАМОТНОСТЬ» для основного общего образования 7 класс
Рабочая программа по учебному курсу на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требов...