Спецкурс по биологии "Мир биологии"
элективный курс по биологии (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Мир биологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_mir_biologii.docx | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа спецкурса
для 9 класса
по биологии
«Мир биологии».
Пояснительная записка
Проблема подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ, поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Курс включает основные сведения по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. Программа составлена в соответствии с программой по биологии для поступающих в вузы и новыми Государственными стандартами биологического образования РФ. Она предназначена для повторения и систематизации знаний.
Цель программы: упрочить и углубить имеющиеся знания и подготовиться к сдаче ОГЭ.
Задачи:
Обучающие:
- Повышать качество биологических знаний.
Воспитательные:
- Формировать способности к самостоятельному процессу познания и мониторингу знаний.
- Формировать умения работать в коллективе.
Развивающие:
- Развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственному отношению к своему здоровью.
Основное содержание отдельных тем учебной дисциплины.
Тема 1. Система и многообразие организмов.
Систематика. Основные группы организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Особенности лишайников как симбиотических организмов. Царство Растения, их клеточное строение, ткани. Строение и жизнедеятельность растений. Классификация растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Царство животных, основные признаки и классификация. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших, их многообразие и значение. Характеристика Кишечнополостных, Плоских, Круглых и Кольчатых червей, Моллюсков, Членистоногих, Хордовых. Особенности их строения жизнедеятельности, многообразие и значение.
Основные понятия: таксон, прокариоты, низшие и высшие растения, вегетативные и генеративные органы, типы корневых систем, типы жилкования, флоэма, ксилема, камбий, устьица, чечевички, слоевище, мицелий, плодовое тело, ризоиды, радиальная симметрия, целом, кутикула.
Практическая работа: тестирование, лабораторные работы.
Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, сельское хозяйство.
Техническое оснащение: ИКТ, микроскопы.
Тема 2. Организм человека и его здоровье.
Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь при повреждении скелета. Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях. Первая помощь утопленнику. Заболевания органов дыхания. Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена.
Кровь и кровообращение. Эндокринная, пищеварительная, нервная системы, органы чувств. Строение, функционирование и профилактика заболеваний. Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Природа и значение сна. Виды памяти и способы ее укрепления. Значение речи, сознания, мышления. Половая система человека.
Основные понятия: ПДК, нейрон, остеон, остеобласты, остеоциты, остеокласты, миофибриллы, миозин, актин, атлант, эпистрофей, нефрон, эпидермис, дерма, кориум, меланин, иммунитет, фагоцитоз, антитела, агглютинация, фибриноген, перистальтика, гормоны, систола, диастола, анализаторы, рефлекс.
Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, лабораторные работы, создание презентаций.
Методы проведения занятия: беседа, лекции, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметные связи: биология, медицина, информатика, психология.
Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы.
Тема 3. Эволюция живой природы.
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина. Синтетическая история эволюции. Микроэволюция. Способы видообразования. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Происхождение человека.
Основные понятия: популяционные волны, дивергенция, конвергенция, параллелизм, биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, коацерваты, биосоциальная природа человека.
Практическая работа: тестирование, создание презентаций.
Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, экология.
Техническое оснащение занятия: ИКТ, видеофильмы.
Тема 4. Экосистемы и присущие им закономерности.
Среда обитания, экологические факторы. Биогеоценоз, его компоненты и структура. Трофические уровни. Круговорот веществ и превращения энергии. Смена экосистем. Разнообразие экосистем. Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы.
Основные понятия: аэробионты, гидробионты, террабионты, эндобионты, биотические, абиотические и антропогенные факторы, биоценоз, биотоп, цепь питания, сеть питания, экологическая пирамида, сукцессия первичная и вторичная, агроценоз.
Практическая работа: тестирование, подготовка презентаций, исследовательская работа.
Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, экология.
Техническое оснащение: ИКТ, видеофильмы.
Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины.
- Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Программы–Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint).
Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, микроскопы.
Оборудование: плакаты, картины, микропрепараты, муляжи, чучела, слайды, коллекции, гербарии.
Учебно-тематический план 9 класс
№ | Раздел | Кол-во часов | Форма проведения занятия |
1 | Система и многообразие организмов. | 16 | Теоретические и практические занятия. |
2 | Организм человека и его здоровье. | 8 | Теоретические и практические занятия. |
3 | Эволюция живой природы. | 4 | Теоретические занятия. |
4 | Экосистемы и присущие им закономерности. | 3 | Теоретические и практические занятия. |
5 | Работа с контрольно-измерительными заданиями. | 3 | Работа контрольно-измерительными материалами и тренировочными заданиями. |
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения данного курса ученик должен
Знать: анатомические, физиологические особенности организма, понимать место человека в природе, взаимодействия между живыми организмами, экологические знания, законы наследования признаков, основы селекции, закономерности эволюции.
Уметь: соблюдать правила гигиены, сохранять свое здоровье, работать с наглядным материалом, с техническими средствами обучения, с микроскопом, решать биологические задачи, работать с материалами ОГЭ.
Ожидаемый результат:
- Формирование целостного представления о живом организме.
- Углубление основ биологических знаний и умений.
- Улучшение навыков работы с тестами ОГЭ.
- Продолжение работы по формированию знаний о сохранении здоровья человека.
- Улучшение навыков самоконтроля.
Формы контроля:
- Текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашнего задания);
- Тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
- Итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества, уровня сложности выполненных работ.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Воронина Г.А., Калинова Г.С. Биология. Типовые тестовые задания.- М. «Экзамен» 2012.
- Высоцкая Л.В. и др. под ред. Академика Шумного В.К., проф. Дымшица Г.М. и проф. Рувинского А.О. Общая биология.- М. «Просвещение» 1995
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах.- М. «Мир», 1993.
- Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2005
- Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2004.
- Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2004.
- Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Общая биология. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2003.
- Генетика с основами селекции. Петров Д.Ф.- М. «Высшая школа» 1976.
- Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания 8 класс.- М. «Аквариум» 1997.
- Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания 9 класс.- М. «Аквариум» 1998.
- Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания 10-11 класс.-М. «Аквариум» 1998.
- Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон» 2007
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен знать и понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
- особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
- особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
Уметь (владеть способами деятельности):
- приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
- приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;
- выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно);
- устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
- правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья):
- соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
Тематическое планирование
занятий спецкурса «Мир биологии» (9 кл.)
Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||
план | факт | ||||
Система и многообразие организмов. | 16 | ||||
1 | Царство растений. Растительные ткани и органы. | 1 | |||
2 | Жизнедеятельность растительного организма. Классификация организмов. Бактерии. Грибы и лишайники | 1 | |||
3 | Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. | 1 | |||
4 | Повторительно-обобщающий урок «Многообразие растений» | 1 | |||
5 | Покрытосеменные растения. Семейства Однодольных растений. Семейства Двудольных растений. Значение растений. | 1 | |||
6 | Царство животные. Основные признаки, классификация. Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные. | 1 | |||
7 | Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви. | 1 | |||
8 | Тип Моллюски. | 1 | |||
9 | Тип Членистоногие (ракообразные и паукообразные) | 1 | |||
10 | Тип Членистоногие (насекомые) | 1 | |||
11 | Тип Хордовые. Класс Рыбы. | 1 | |||
12 | Тип Хордовые. Класс Земноводные. | 1 | |||
13 | Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. | 1 | |||
14 | Тип Хордовые. Класс Птицы. | 1 | |||
15 | Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. | 1 | |||
16 | Контрольно-обобщающее занятие. | 1 | |||
Организм человека и его здоровье. | 8 | ||||
17 | Место человека в органическом мире. Ткани. Опорно-двигательная система. | 1 | |||
18 | Кровообращение и лимфообращение. | 1 | |||
19 | Пищеварительная система. Обмен веществ. | 1 | |||
20 | Мочевыделительная система. Кожа. | 1 | |||
21 | Дыхательная и половая системы. | 1 | |||
22 | Нервная система. Эндокринная система. Анализаторы. | 1 | |||
23 | Высшая нервная деятельность | 1 | |||
24 | Контрольно-обобщающее занятие | 1 | |||
Эволюция живой природы. | 4 | ||||
25 | Вид, его критерии. Характеристика популяции. | 1 | |||
26 | Развитие эволюционной теории. Основные факторы эволюции. | 1 | |||
27 | Микроэволюция. Способы видообразования. Дивергенция, конвергенция, параллелизм. | 1 | |||
28 | Макроэволюция. Происхождение человека. | 1 | |||
Экосистемы и присущие им закономерности. | 3 | ||||
29 | Биогеоценоз, его структура. | 1 | |||
30 | Саморазвитие и смена экосистем. Влияние деятельности человека. Агроценозы. | 1 | |||
31 | Биосфера. Проблема устойчивого развития биосферы | 1 | |||
Работа с контрольно-измерительными заданиями. | 3 | ||||
32 | Работа с тестами. | 1 | |||
33 | Работа с тестами. | 1 | |||
34 | Работа с тестами. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса для 11 класса "Систематизация знаний по биологии"
Программа курса "Систематизация знаний по биологии и подготовка к ЕГЭ" составлена на основе следующих нормативных документов:1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии...
Программа спецкурса по биологии «Школа абитуриента»
Программа спецкурса по биологии «Школа абитуриента» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном ур...
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО БИОЛОГИИ «Хромосомы и пол» 10 КЛАСС
Данный курс разработан для учащихся 10 класса, рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических работ, решение задач, проблем и пров...
Спецкурс "Комплексная подготовка к ЕГЭ по биологии 10-11 класс"
В курсе рассматриваются темы входящие в материалы ЕГЭ....
Программа спецкурса по биологии «Санология».
Программа спецкурса "Санология" разработана для профильного класса.Целью курса является формирования понятия здоровья как комплекса физического, душевного исоциального благополучия....
Программа спецкурса по биологии "Сложные вопросы общей биологии"
Программа разработана для изучения общей биологии в профильных 10-11-х классах. В содержание курса включены наиболее трудные для понимания учеников темы биологии с углублением материала, которые позво...
Рабочая программа спецкурса по биологии "Биология для начинающих". 5 класс.
Спецкурс «Биология для начинающих» является дополнением к основному учебному предмету по биологии в 5 классе и предназначен для работы по учебникам биологии, созда...