Программа спецкурса по биологии "Сложные вопросы общей биологии"
элективный курс по биологии (10, 11 класс) на тему
Программа разработана для изучения общей биологии в профильных 10-11-х классах. В содержание курса включены наиболее трудные для понимания учеников темы биологии с углублением материала, которые позволяют расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки.
Цель данного курса – помочь выпускникам грамотно подготовиться к сдаче выпускного экзамена по биологии за курс среднего (полного) общего образования общеобразовательной школы, повысить уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_spetskursa_obshchaya_biologiya.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. НЕРЮНГРИ
Им.М.К. АММОСОВА
Программа спецкурса по биологии
«Сложные вопросы общей биологии»
для изучения общей биологии в профильных 10-11-х классах
(136 часов)
Автор-составитель: учитель биологии
высшей категории
Кользенова Г.Ш.
Г.Нерюнгри, 2012г.
Пояснительная записка.
Реальностью последних лет стало резкое повышение уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. Сдающие экзамен по биологии оказываются при этом в особо сложном положении: от них требуется видение всей биологии, включающие в себя разнообразные области. Системный взгляд на всю биологию, умение выявлять внутрипредметные и межпредметные связи являются главным критерием оценки качества знаний.
На базовом уровне биология в 10 – 11 классах изучается 1 час в неделю и знания, полученные на уроках недостаточны для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену. В содержание курса включены наиболее трудные для понимания учеников темы биологии с углублением материала, которые позволяют расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки.
Цель данного курса – не только помочь выпускникам грамотно подготовиться к сдаче выпускного экзамена по биологии за курс среднего (полного) общего образования общеобразовательной школы, но и поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
Данный курс рассчитан на 136 часов, с расчетом по 2 часа в неделю.
Цели курса:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по общей биологии.
2. Развитие познавательных интересов обучающихся.
3. Целенаправленная профессиональная ориентация учащихся.
Задачи курса:
- При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях живой материи.
- Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.
- Развивать интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету.
- Закрепить систему биологических понятий, законов и закономерностей;
- Подготовить учащихся к сдаче выпускных экзаменов по биологии за курс средней школы.
- Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач.
Ожидаемые результаты обучения:
1. Расширение и углубление теоретической базы учащихся по общей биологии.
2. Сформированность навыков при решении биологических задач из сборников ЕГЭ.
3. Мотивированный интерес к предмету.
4. Сформированность «биологической зоркости» в понимании специальной терминологии.
5. Уверенность в своих возможностях при сдаче ЕГЭ на государственной (итоговой) аттестации.
Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические и семинарские занятия, посвященные решению биологических задач, тестирование и защита проектов.
Контролирующие материалы:
1. Для подведения итогов реализации учебной программы будут использованы зачеты (тематический контроль)
2. Решение заданий, включенных в КИМ ЕГЭ.
3. Защита рефератов (проектов).
Обучающиеся должны знать:
Уровни организации живой материи, взаимосвязь биологических систем разных уровней.
Сущность и критерии живых систем.
Историю представлений о возникновении жизни на Земле.
Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов - особенности клеток
прокариот и эукариот, животных, растений и грибов;
Основные положения биологических теорий - Положения клеточной теории и теории симбиогенеза;
Сущность биологических процессов: обмен веществ, размножение, оплодотворение,
развитие - основные методы изучения биохимических процессов, методы описания кинетики
ферментативных реакций, методы определения последовательностей нуклеотидов ДНК и РНК; строение,
состав и функции основных классов органических соединений клетки, принцип удвоения ДНК, основные
этапы и механизмы синтеза белка; строение и функции клеточных мембран; основные метаболические
процессы клеток животных и растений, их роль в обеспечении организма веществами и энергией
Закономерности наследственности и изменчивости организмов.
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.
Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания.
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде.
Сравнивать биологические объекты, природные биологические процессы и делать выводы на основе сравнения:
- использовать знания о химических и физических процессах и законах для объяснения механизмов работы живых систем, а именно: принципы термодинамики, их приложимость к живым системам; понятие катализа, его приложимость к ферментативным реакциям; взаимосвязь между строением, химическими свойствами и биологическими функциями углеводов, липидов, ДНК, РНК и белков; взаимосвязь между строением, химическим составом, физическими свойствами и биологическими функциями мембран;
- сравнивать особенности обмена веществ клеток эукариот и прокариот, растений и животных;
- связывать строение органоидов клетки и клеток мышечной и нервной ткани с особенностями строения и функционирования их белков и биомембран;
- раскрывать взаимосвязи между процессами анаболизма и катаболизма; процессами обмена белков, углеводов и липидов;
- раскрывать роль АТФ и мембранного потенциала в обмене веществ клеток;
- объяснять роль фотосинтеза, дыхания и брожения в функционировании клеток, в природе и в жизни человека;
- объяснять роль различных компонентов пищи (углеводов, жиров, аминокислот, витаминов) в пластическом и энергетическом обмене человека;
- связывать нарушения в обмене веществ (мутации генов ферментов, нехватка аминокислот и витаминов) с различными патологиями.
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Содержание курса.
1. Возникновение жизни на Земле (6ч)
-История представлений о возникновении жизни на Земле.
-Теории происхождения жизни на Земле.
-Начальные этапы биологической эволюции.
2. Цитология- наука о клетке (44ч)
- Химический состав клетки.
-Реализация генетической информации в клетке.
-Решение биологических задач на комплементарность, траскрипцию, трансляцию, определение размеров макромолекулмолекул.
-Ферменты- биокатализаторы в клетке. Функции белков.
- Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.
-Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.
-Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.
-Основные положения клеточной теории. Структура и функции клетки.
-Естественная классификация органического мира.
-Прокариоты. Бактерии, археи.
-Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.
-Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.
-Решение биологических задач по цитологии.
3. Размножение и развитие организмов (18ч)
-Деление клетки - митоз- основа размножения и роста организмов.
-Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение.
-Половое размножение.
-Мейоз – редукционное деление клетки.
-Митоз и мейоз в сравнении.
-Решение биологических задач.
-Индивидуальное развитие организмов.
4. Основы генетики и селекции (50 ч)
-Закономерности наследственности.
-Моногибридное скрещивание.
-Законы доминирования и расщепления при моногибридном скрещивании.
-Полное и неполное доминирование.
-Анализирующее скрещивание.
-Дигибридное скрещивание.
-Законы независимого и сцепленного наследования.
- Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.
-Полигибридное скрещивание.
-Взаимодействие генов. Комплементарность, полимерия, эпистаз.
-Решение генетических задач повышенной сложности.
-Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование. Наследование, ограниченное полом.
-Основные закономерности изменчивости.
-Комбинативная и мутационная изменчивость.
-Причины возникновения мутаций. Мобильные генетические элементы.
-Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменичвость.
-Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.
5. Эволюционная теория (12ч)
- Возникновение и развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период.
- Возникновение эволюционного учение Ч. Дарвина.
- Происхождение видов путем естественного отбора.
- Учение о движущих силах эволюции.
- Учение о естественном отборе.
- Видообразование как результат микроэволюции.
- Биологические последствия приобретения приспособлений - макроэволюция.
- Закономерности эволюционного процесса.
- Развитие жизни на Земле.
- Антропогенез.
6. Экологические системы. Основы экологии (6ч)
- Жизнь в сообществах, экологические системы.
- Взаимоотношения организма и среды.
- Биосфера. Условия сохранения равновесия в биосфере. Ноосфера.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Деятельность обучающихся |
10 класс | |||
Возникновение жизни на Земле | |||
1 | История представлений о возникновении жизни на Земле | 2 | Работа с модульными картами |
2 | Современные представления о происхождении жизни на Земле. | 2 | Работа с модульными картами, тест |
3 | Эволюция протобионтов. | 2 | Работа с модульными картами |
4 | История изучения клетки. Клеточная теория. Клетка – целостная система. Прокариоты. Бактерии. Археи. | 2 | Работа с модульными картами |
Цитология | |||
5 | Органические вещества клетки. Биополимеры. Белки. Уровни организации белков. Функции белков. Ферменты-биологические катализаторы. | 4 | Работа в малых группах, моделирование Защита проекта |
6 | Углеводы. Моно-, ди-, полисахариды. Функции углеводов. Липиды. | 2 | Работа в малых группах |
7 | Нуклеиновые кислоты. ДНК. Комплементарность. ДНК – носитель наследственной информации. Функции ДНК в клетке. | 6 | Работа в малых группах, моделирование, решение задач |
8 | Нуклеиновые кислоты. РНК. Виды и функции РНК. АТФ – специфический нуклеотид. Функции АТФ. | 6 | Работа в малых группах, моделирование, решение задач |
9 | Генетический код. Свойства генетического кода. | 4 | Решение задач |
10 | Метаболизм – основа существования живых организмов. Анаболизм – пластический обмен, биосинтез белка. Матричный принцип реализации информации. | 6 | Решение задач |
11 | Энергетический обмен – катаболизм. Гетеротрофный и автотрофный типы обмена веществ. Роль АТФ в обмене веществ. | 4 | Работа с модульными картами, тест |
12 | Клеточные структуры и их функции. Биологические мембраны. Свойства биологических мембран. Межклеточные контакты. | 4 | Работа с модульными картами, тест |
13 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма и ее органоиды. Мембранные структуры клетки. ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы – единая мембранная система. Пластиды и митохондрии – полуавтономные органеллы клетки. | 4 | Работа с модульными картами, тест |
14 | Немембранные органеллы клетки – рибосомы, клеточный центр и центриоли, органоиды движения, клеточные включения. | 4 | Работа с модульными картами |
15 | Ядро. Хроматин и хромосомы. Кариотип – хромосомный набор клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Вирусы – неклеточные формы жизни. | 4 | Работа с модульными картами, тест Защита проекта |
16 | Воспроизведение биологических систем. Деление клетки – митоз – основа бесполого размножения. | 2 | Работа с модульными картами, тест Решение задач |
17 | Половое размножение. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение. Партеногенез. Двойное оплодотворение у высших растений. | 4 | Работа с модульными картами, тест Решение задач |
18 | Онтогенез. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. Взаимодействие клеток в многоклеточном организме. Развитие организмов и окружающая среда. | 6 | Работа с модульными картами, тест Защита проекта |
11 класс | |||
Основы генетики и селекции | |||
1 | Закономерности наследственности. Моногибридное скрещивание. Законы доминирования и расщепления при моногибридном скрещивании. | 4 | Знакомство с генетической терминологией Составление схем Часть А |
2 | Аллельные гены. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 2 | Решение генетических задач Часть С |
3 | Дигибридное скрещивание. Законы независимого и сцепленного наследования. | 4 | Составление схем Решение генетических задач Часть С |
4 | Решение задач на моногибридное (полное и неполное доминирование) и дигибридное скрещивание (независимое и сцепленное наследование) | 4 | Решение генетических задач Часть С |
5 | Полигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Комплементарность, полимерия, эпистаз. | 2 | Решение генетических задач Часть С |
6 | Решение генетических задач повышенной сложности | 4 | Решение генетических задач |
7 | Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование. Наследование, ограниченное полом. | 4 | Решение генетических задач Часть С |
8 | Основные закономерности изменчивости. Комбинативная и мутационная изменчивость. Причины возникновения мутаций. Виды мутаций. | 4 | Работа с модульными картами, тест Защита проекта Часть А, В |
9 | Множественный аллелизм. Мобильные генетические элементы. Цитоплазматическая наследственность. | 4 | Работа с модульными картами, тест Часть А, В |
10 | Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменичвость. Норма реакции. Вариационные ряды модификационной изменчивости. | 4 | Работа с модульными картами, тест Практическая работа |
11 | Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития. Дифференцировка и детерминация. | 4 | Работа в малых группах. Моделирование |
12 | Проявление генов в развитии. Плейотропное действие гена. Летальные мутации. Химеры и трансгенные организмы. Генетические основы поведения. | 2 | Работа в малых группах, дискуссия |
13 | Генетика человека. Методы изучения генетики человека- биохимический и цитогенетический методы. | 2 | Работа в малых группах, дискуссия Часть А, В |
14 | Методы изучения генетики человека – генеалогический метод, близнецовый метод. | 2 | Анализ родословных Часть А, В |
15 | Наследственные болезни человека и их предупреждение. | 2 | Работа в малых группах, дискуссия Защита проекта |
16 | Селекция. Методы селекции. Порода, сорт, штамм – искусственные популяции организмов. Биотехнология. | 2 | Работа в малых группах, дискуссия Часть А, В |
Эволюционная теория | |||
17 | Возникновение и развитие эволюционной теории в додарвиновский период. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. Взгляды Ж.Кювье, Э. Дарвина. Учение Ч. Дарвина о происхождении видов. | 2 | Работа в малых группах, дискуссия Часть А, В |
18 | Движущие силы эволюции. Учение о естественном отборе. Адаптации – результат естественного отбора – микроэволюция. | 4 | Дискуссия Часть А, В |
19 | Закономерности эволюционного процесса. Макроэволюция. Главные направления эволюции. Дивергенция, конвергенция, параллелизм – основные пути эволюционных преобразований. | 4 | Дискуссия Часть А, В |
20 | Развитие организмов в разные геологические эпохи. Антропогенез. | 2 | Защита рефератов Часть А, В |
Экологические системы. Основы экологии. | |||
21 | Сообщества, популяции. Жизнь в сообществах, экологические системы – биогеоценозы. | 2 | Дискуссия Часть А, В, С |
22 | Взаимоотношения организма и среды. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Роль факторов на состояние организмов в сообществах. | 2 | Дискуссия Часть А, В, С |
23 | Биосфера. Условия сохранения равновесия в биосфере. Ноосфера. | 2 | Дискуссия Часть А, В |
Литература:
Албертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. 2000г.
Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. 1988г.
Биология. Справочник школьника и абитуриента под редакцией З. Брема и И. Мейнке. 1999 г.
Гвоздев В.А. и др. Структура и биосинтез нуклеиновых кислот. 1989г.
Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. 1998г.
Льюин Б. Гены. 1987г.
Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. 1981г.
Рувинский А.О.и др. Общая биология. 2001г.
Степанов В.М. Структура и функции белков. 1996г.
Филиппович Ю.Б. Основы биохимии. 1999г.
Хесин Р.Б. Непостоянство генома. 1985г.
Уиллет Э. Генетика без тайн. 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение основных вопросов курса общей биологии. Урок на тему " Основные свойства жизни" биология – 11 класс
обобщаем знания, полученные учащимися в изученных курсах биологии;рассматриваем основные признаки живого;повторяем и закрепляем понятие "биосистема" и уровни организации жизни....
рабочая программа 10 класс по курсу "Общая биология"
рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
рабочая программа 11 класс по курсу "Общая биология"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Рабочая программа спецкурса по биологии "Биология для начинающих". 5 класс.
Спецкурс «Биология для начинающих» является дополнением к основному учебному предмету по биологии в 5 классе и предназначен для работы по учебникам биологии, созда...
Сложные вопросы общей биологии
Курс внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 11 классов...