ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО БИОЛОГИИ «Хромосомы и пол» 10 КЛАСС
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Дюлина Валентина Васильевна

 

Данный курс разработан для учащихся 10 класса, рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение  практических работ, решение задач, проблем и проведение семинаров.  Предлагаемый  курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся, проявляющих интерес к изучению генетики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл speckurs_10kl.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

  средняя общеобразовательная школа  с.Кивать

Кузоватовского района

Ульяновской области

 «Согласовано».                                                                                                                                                                                                                        «Утверждаю».

Заместитель директора по учебно-воспитательной                                                                                                                                                              Директор МОУ СОШ с. Кивать

работе   ___________  В.Ф. Лютина                                                                                                                                                                                       _____________О.В.Мелешкина

                     30. 08. 2012  г.                                                                                                                                                                                                                                                                           30. 08. 2012 г.

                                                                             

ПРОГРАММА  СПЕЦКУРСА

ПО         БИОЛОГИИ

«Хромосомы и пол»

10 КЛАСС

                                                                                                                       17 часов

2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД    

Учитель -  Дюлина Валентина Васильевна,

первая категория                                                                                                                      

                                                                                                                                               Рассмотрено на заседании Педагогического совета школы

                                                                                                        Протокол   № 1 от 30. 08. 2012 г.

                                                                                                             

                                        Аннотация

Данный курс разработан для учащихся 10 класса, рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение  практических работ, решение задач, проблем и проведение семинаров.  Предлагаемый  курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся, проявляющих интерес к изучению генетики.

Пояснительная записка.

         Программа спецкурса  предназначена для профильной подготовки учащихся 10 классов. Данная программа предполагает углубленное изучение темы «Основы генетики». Программа представляет собой курс углубленного изучения основ наследственности и факторов, определяющих развитие человеческого организма, причин наследственных болезней.

       Содержание материала спецкурса способствует развитию у учащихся умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Материалы данного спецкурса гармонично сочетаются с практическими заданиями, решением задач, что позволяет учащимся создать более целостную картину биологических явлений, развивать логическое и абстрактное мышление.

      Используя данные материалы, учащиеся, зная свои генетические особенности, могут прогнозировать результат своей семейной жизни, что является очень актуальным в наше время. За последние годы количество известных наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Это происходит из-за того, что с одной стороны, наука всё больше проникает в генетические, физиологические, биохимические механизмы человека, а с другой стороны – экологическая среда обитания всё в большей степени становится загрязнённой и матрицы человека активнее подвергаются воздействию, вызывая аномалии. Поэтому, известный призыв древних «Познай себя» звучит сегодня как никогда актуально.

Формы деятельности обучающихся:

  1. Решение генетических задач.
  2. Практические работы.
  3. Творческие задания.
  4. Семинарские занятия.
  5. Самостоятельное заполнение таблиц.

Цель -  систематизация, подкрепление и расширение знаний об основных свойствах живого: наследственности, размножении, росте и развитии и их проявлениях в организме человека.

Задачи:

  1. Систематизировать и углубить основные биологические положения;
  2. Углубить знания о происхождении половых различий и поддержании соотношения полов в популяции;
  3. Показать значение в раскрытии механизма наследования и определения пола цитологических и генетических знаний;
  4. Сформировать потребность в приобретении новых знаний и способах их получения;
  5. Научить умению вести дискуссию, научно излагать свои мысли.

Требования к умениям и навыкам учащихся:

Учащиеся должны знать:

− этапы становления генетики как науки: предмет генетики,  объекты и методы исследования, которые используются и вклад отечественных ученых в развитие генетики;

– хромосомную теорию наследственности, методы изучения наследственности;

 – закономерности изменчивости организмов: мутации, модификации, норма реакции, причины изменчивости;

− механизмы реализации генетической информации;

– значение генетики для медицины.

Учащиеся должны уметь:

– применять знания по молекулярной биологии, митозу, мейозу,

– приводить примеры практического применения генетических знаний в медицине;

– пользоваться генетической терминологией и символикой;

– решать генетические задачи.

Содержание курса

1.Введение. (1час)

Цели и задачи курса. История развития генетики. Вводная диагностика.

2. Предэмбриональный период развития. (5 час.)

     Гаметы, их отличие от соматических клеток. Гаметогенез. Фазы сперматогенеза. Фазы овогенеза. Оплодотворение, его фазы.

      Хромосомы – носители наследственной информации. История открытия хромосом.

      История открытия нуклеиновых кислот. Репликация ДНК: правило Чаргаффа, сущность принципа комплементарности.

      Сущность партеногенеза, виды. Партеногенез и человек.

3.Нарушения определения пола. (4час.)

    Причины нарушения числа хромосом. Тератогены, их влияние на организм. Заболевания, связанные с нарушением числа хромосом: синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, трисомия по половым признакам.

    Практическая работа. Популяционная генетика человека. Закон  Харди – Вайнберга.

4.Наследование, сцепленное с полом. (3 час.)

    Типы определения пола. Соотношение полов. Сцепленное с полом наследование. Характеристика болезней и признаков, контролируемых генами, локализованными в X и  Y хромосомах.

   Практическая работа. Решение задач на наследование, сцеплённое с полом.

5.«Мальчик или девочка?» (3час.)

Девиации в полоролевом поведении.  

Медицинская генетика. Медико-генетическое консультирование. Выбор пола ребёнка по желанию. Коррекция пола.

Учебный план

№п/п

Наименование

темы

Всего

часов

Лекции

Практич.

задания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Введение. История развития генетики.

Предэмбриональный период развития.

Нарушения определения пола.

Наследование, сцеплённое с полом.

Мальчик или девочка.

Заключительное занятие (ролевая игра).

Итого:

1

5

4

3

3

1

17

1

3

2

1

2

9

2

2

2

1

1

8

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол.

час.

Цели

Поня-тия

Методы и формы

обуч.

Оборудо-вание

Результ.

обучения

Форма

контро-ля

Дом.

зад.

1.1

Введение.

История

 развития генетики

1

Ознакомить учащихся с этапами становления генетики

генетика;

основные понятия и термины генетики

Лекция, заполн.таблицы

Таблицы

Знать краткую историю науки

вводный контроль (тест)

Зак.

табл.

2.1

Предэмбриональный период развития.Овогенез.

1

Систематизиров и углубить знания о гаметогенезе; Охарактеризовать этапы овогенеза

Овогенез

Ооциты

Овогонии

овуляция

Лекция, заполн.таблицы

Таблицы

Знать особенн. овогенеза

опорный конспект, составление схем

Зак.

офор.

схемы

3.2

Предэмбриональный период развития.Сперматогенез. Оплодотворение.

1

Систематизиров. и углубить знания о гаметогенезе; Охарактеризовать этапы сперматогенеза и оплодотворения

Спермато-генез

Спермат-оцит

Спермат-ида

спермий

Лекция, заполн.таблицы

Таблицы

Знать особен-ности сперматогенеза

опорный конспект, составление схем

Зак.

офор.

схемы

4.3

Хромосомы-носители наследственных задатков.

1

Систематизиро-вать и углубить знания о хромосомах, познакомить с историей открытия хромосом

Хромосома

Хроматида

Хромонема

Кариотип

Генотип

Геном

Семинарское занятие

Таблицы

Знать особенности строения хромосом

опорный конспект, составле-ние схем Работа с иллюстр. мат.

Зак.

офор.

схемы

5.4

Решение задач.

1

Систематизиро--вать знания

Практическая работа

Уметь применять получен-ные знания

Решение задач.

Реш.

зад.

6.5

«Лестница жизни»

1

Активизировать знания учащихся об особых ролях ДНК

ДНК

Нуклеотид

Аденин

Гуанин

Цитозин

Тимин

Урацил

Семинарское занятие

Таблицы

Знать хромосом-ную теорию наследственности,

Работа в группах

Реш.

зад.

7.1

История открытия и сущность партеногенеза.

1

Раскрыть сущность процесса партеногенеза

Партено-генез

Апомиксис

Рассказ, эвристическая беседа

Иллюстра-ции

Знать сущность и виды партено-генеза

опорный конспект, составле-ние схем

Подг. рефер.

8.2

Гены и здоровье.

1

Систематизиро-вать и углубить знания о роли генов в жизни человека

Ген

Семинарское занятие

Иллюстра-ции

Знать значение генетики для медицины

Беседа по вопросам

Подг.

сооб.

9.3

Тератогены.

1

углубить знания о роли генов в жизни человека

Тератоген

Постановка и обсуждение проблемных вопросов

Иллюстра-ции

Знать значение генетики для медицины

Беседа по вопросам Ответы на проблем-ные вопросы

Подг.

презентац.

10.4

Наследственные заболевания, связанные с изменением числа хромосом.

1

Расширить знания учащихся о типах мутаций

гемофилия, дальтонизм.

Обсуждение презент.  уч-ся

Иллюстра-ции

уметь объяснять механизм наследо-вания генетичес-ких заболева-ний

опорный конспект, составле-ние схем

11.1

Популяционная генетика. Закон Харди-Вайнберга.

1

Раскрыть сущность закона Харди-Вайнберга

Популяци

Рассказ, эвристическая беседа

иллюстрации

уметь применять закон  Харди - Вайнберга в генетике

опорный конспект, составле-ние схем

Отв.

на

вопр

12.2

Типы определения пола.

1

Расширить знания учащихся о дифференциации полов

Лекция

Знать хромосом-ную теорию наследственности,

Разреше-ние

Проблем-ных вопросов

Подг. мини-проет

13.3

Характеристика болезней человека, гены которых локализованы в половых хромосомах.

1

Раскрыть сущность передачи признаков, сцепленных с полом

Обсуждение мини-проектов  уч-ся

Иллюстра-ции

Уметь приводить примеры примене-ния генетических знаний в медицине

сообщения учащихся

Подг.

сооб

14.1

Решение задач на наследование, сцеплённое с полом.

1

Закрепить знания и умения

Практическая работа

Уметь применять получен-ные знания

решение задач

Реш.

зад.

15.22

«Мальчик или девочка?»

1

Раскрыть сущность девиации в полоролевом поведении.  

Постановка и обсуждение проблемных вопросов

Уметь научно оценивать соотноше-ние социальн-ого и биологического в человеке

Разреше-ние ситуаций Ответы на проблем-ные вопросы

Под.

докл. по теме

16.3

Медицинская генетика.

1

Расширить знания учащихся о достижениях медицинской генетики.

Выступления учащихся

Уметь приводить примеры практичес-кого приме-нения гене--тических знаний в медицине;

сообщения учащихся

Подг.

к игре

17.1

Заключительное занятие (ролевая игра).

1

ролевая игра

Уметь применять получен-ные знания

Литература для учителя

Книжные издания.

  1. Авнет Н.М. Поиграем в генетиков. Биология № 36,2009
  2. Анашкина Е. Н. «Биология. Кроссворды для школьников» Ярославль, Академия развития, 2007
  3. Асланян М. М. «Сборник задач по общей генетике» М, Московский университет 2011
  4. Афанасьева Т.В.и др. Обобщающие уроки: работа в группах / Биология  в школе №4, 2011.с.33-35
  5. Бочков Н.П. «Генетика человека.  Наследственность и патология» М.Медицина.2008.
  6. Белянина С. И., Сигарева Л. Е., Егорова Г. Г. «Генетика человеческих популяций» Издательство Саратовского университета 2008.

Газеты и журналы.

  1. Газета «Биология». Изд. «Первое сентября» № 6. 2009 г.
  2. Газета «Биология». Изд. «Первое сентября» № 8. 2010 г.

Интернет-сайты:

  1. http:// www.clone.ru/

2.http://www.informika.ru/text/datdbase/biology/

Литература для учащихся

  1.   Авнет Н.М. Поиграем в генетиков. Биология № 36,2009
  2.   Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. – М., 2008.
  3.   Асанов А.Ю. Медицинская генетика. – М.: Мастерство, 2008.
  4.   Ауэрбах Ш.М. Наследственность. Введение в генетику для начинающих. – М: Атомиздат, 2010.
  5.   Богданов А.А. Власть над геном. – М.: Просвещение, 2008.
  6.   Бочков Н.П. Гены и судьбы. – М.: Молодая гвардия, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...

Способы организации учебного процесса с целью подготовки учащихся 5 класса к ВПР по биологии (Линия УМК И.Н.Пономаревой. Биология (Линейная) (5-9 класс)

Назначение ВПР по учебному предмету «Биология» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить д...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...