Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нерльская средняя общеобразовательная школа
Тема урока: «Клеточное строение листа»
Работу выполнил: учитель химии и биологии
МОУ Нерльская СОШ
Шаронова С.В.
Нерль 2022
ФИО: Шаронова Светлана Владимировна, учитель химии и биологии МОУ Нерльская СОШ.
Предмет: биология
Класс:6
Учебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. В.В.Пасечник Дрофа 2018
Тема урока: Клеточное строение листа, урок 8/8.
Цель урока: формирование экологической грамотности обучающихся при изучении клеточного строения листа.
Задачи урока: познакомить учащихся с клеточным строением листа,
- установить связь особенностей строения клеток с выполняемыми функциями,
- продолжить формирование умения работы с микроскопом.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся знают, могут назвать особенности строения клеток листа и выполняемые ими функции,
-научиться объяснять значение понятий:кожица листа, хлоропласты, столбчатая и губчатая ткани, мякоть листа, проводящий пучок, сосуды, ситовидные трубки, волокна.
Метапредметные: развивать навык выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформление ее результатов и умение на их основании делать вывод о взаимосвязи клеточного строения листа с выполняемыми функциями,
- уметь анализировать и сравнивать изучаемые объекты.
- работать с разными источниками информации,анализировать и оценивать информацию,
- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибкисамостоятельно;
- владеть основами самоконтроля и самооценкидля принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательнойдеятельности;
- работаяв группе, строить эффективное взаимодействиесо сверстниками; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
Личностные: воспитывать интерес к биологии и бережное отношение к природе;
- формироватьнаучноемировозрение на основе установления взаимосвязи клеточного строения листа с выполняемыми функциями.
Основные понятия: кожица листа, хлоропласты, столбчатая и губчатая ткани, мякоть листа, проводящий пучок, сосуды, ситовидные трубки, волокна.
Обеспечение кабинета:комнатные растения кабинета биологии, микроскопы, готовые микропрепараты среза листа и кожицы листа, конспект урока, тетрадь, учебник, рабочий лист ученика, компьютер, презентация.
Используемые технологии: Развивающие технологии, ведение проблемного диалога, ИКТ-технологии, технология деятельностного подхода, здоровьесберегающая, работа с учебником, работа с табличным материалом, работа по взаимооцениванию письменных ответов, проведение рефлексии с применением смайликов, дифференциация домашнего задания.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
- Этап
Мотивирование на учебнуюдеятельность (организационный момент). 1-2 мин. | – Здравствуйте, те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой, здороваются и садятся) - Здравствуйте, те, кто родился летом! (те, кто родился летом, здороваются и садятся) - Здравствуйте, те, кто родился весной! (те, кто родился весной, здороваются и садятся) - Здравствуйте, те, кто родился осенью! (те, кто родился осенью, здороваются и садятся) - Ещё раз, все, здравствуйте! - Здороваться - это желать здоровья! - Я желаю, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье и не только у вас, у ваших родных и близких, и мы могли бы дружно общаться и выполнять работу. - В классе присутствуют все? - Я надеюсь, мы готовы к уроку? У вас на столах лежит все, что нам необходимо сегодня? | Приветствуют учителя, проверяют все ли необходимое на сегодняшнем уроке у них лежит на столах. |
- Этап
Актуализация знаний. 5-7 мин. | - У вас на столах лежат листы «Проверка домашнего задания». Вы должны вставить пропущенные буквы в биологические термины. (Слайд 1) В ОГЭ по биологии в 24 задании, нужно дать характеристику листу по следующему плану: тип листа и жилкование листа. Обведите цифры, которые соответствуют правильному ответу. (Слайд 2) И следующее задание тест. (Слайд 3-4) | Проверка домашнего задания - Вставьте пропущенные буквы:
Череш…к, п…бег, лист…ваяпл…стинка, дуг…вое и парал…ельное ж…лк…вание, хл…р…фил…, с…дячий лист.
Тест - Сложные листья, как и простые,
- Имеют несколько листовых пластинок
- Прикрепляются к стеблю с помощью черешка
- Выполняют функцию фотосинтеза
- Осуществляют испарение воды
- Простые листья, в отличие от сложных,
- Имеют разную форму листовой пластинки
- Имеют одну листовую пластинку
- Выполняют функцию фотосинтеза
- Опадают по мере старения
- Парные придатки основания листа, свободные или приросшие к черешку, – ____________________________ .
- Определи растения с простыми и сложными листьями
1Яблоня 2Люпин 3Шиповник 4Клен
5Клевер 6Сирень 7Земляника 8Одуванчик
Простые листья ___________________________ Сложные листья ___________________________ |
- Этап
Подготовки к активному усвоению знаний. 2-3 мин.
- Этап
Усвоения новых знаний 15-17 мин. | - Девизом нашего урока будут слова Николая Рыленкова «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней». (Слайд 5) - Чтобы определить тему сегодняшнего урока, ребята, скажите пожалуйста окаком органе растения мы с вами говорили?. Правильно «лист». И ещё отгадайте загадку: Материи мельчайшая частица – Меня не видит глаз, – так я мала, Но из меня ведь состоят тела Растений, человека, зверя, птицы! Отгадай кто я?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слайд 6) - А сейчас возьмите рабочие листы и запишите в них тему урока. И на протяжении всего урока мы будем выполнять задания из этого листа. - Определим задачи урока. (Слайд 7) - Ребята, а какие функции выполняет лист? (Слайд 8) Проблема: - А как вы считаете все ли клетки листа будут одинакового строения? (Слайд 9) - Давайте сегодня с вами попробуем это доказать. Посмотрите внимательно на слайд и скажите из чего состоит лист внутри? (Слайд 10) - Правильно, следовательно лист состоит из кожицы, аналогично нашей коже, которая покрывает тело сверху, мякоти листа и жилок листа, как у нас кровеносные сосуды и кости. (Слайд 11) - А сможем ли мы сейчас ответить на вопрос какую функцию выполняют эти части листа? Хватает ли у нас знаний? - Ребята, давайте разделимся на группы и выполним самостоятельную работу. Каждая группа выполняет своё задание. (Слайд 12) 1 группа «Строение кожицы» (слайд № 13-15) 1.Прочитайте текст «Строение кожицы» на с. 37 – 38 § 7. Заполнить таблицу Название части листа | Название ткани | Описание клеточного строения ткани | Значение части листа | Кожица |
| | |
2 группа «Строение мякоти листа»(слайд № 15 – 16) Прочитайте текст «Строение мякоти листа» на с. 38 § 7. Заполнить таблицу Название части листа | Название ткани | Описание клеточного строения ткани | Значение части листа | Мякоть листа |
| | |
3 группа «Строение жилок листа»(слайд № 16 – 22) 1. Прочитайте текст «Строение мякоти листа» на с. 38 § 7. Заполнить таблицу Название части листа | Название ткани | Описание клеточного строения ткани | Значение части листа | Жилки |
| | |
|
Обучающиеся отвечают: - Лист.
- Клетка.
- Тема урока: Клеточное строение листа. Задачи нашего урока: 1.Изучить клеточное строение листа. 2. Выявить особенности клеточного строения листа и выполняемые им функции.
- Функции листа: 1.Воздушное питание – фотосинтез. 2.Газообмен. 3.Испарение воды – транспирация. Гипотеза: - Если лист выполняет разные функции, то клетки разные по строению.
Лист внутри состоит из –покровной,основной, проводящей и механической тканей.
Клеточное строение листа Название части листа | Тип ткани | Описание клеточного строения | Кожица | Покровная
| Пропускает свет. В ней устьица, через них проходит воздух и испаряется вода. | Мякоть листа | Фотосинтезирующая или столбчатая и губчатая | Столбчатая ткань: клетки похожи на столбики и содержат много хлоропластов. Губчатая ткань: клетки неправильной формы с меньшим числом хлоропластов. Крупные межклетники заполненные воздухом. | Жилки | Проводящая
| Сосуды флоэмы (ситовидные трубки), сосуды ксилемы. Волокна |
|
| - Давайте выполним лабораторную работу. (Слайд 23) Лабораторная работа «Клеточное строение листа» Цель работы: изучить особенности внутреннего строения листа. Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Лист герани», «Лист камелии» Ход работы: 1. Изучите готовые микропрепараты среза листа. Найдите клетки верхней и нижней кожицы, устьица. 2. Рассмотрите клетки мякоти листа. Какую форму они имеют? Как расположены? 3. Найдите на микропрепарате межклетники. Каково их значение? 4. Найдите проводящие пучки листа? Какими клетками они образованы? Какие функции выполняют? Сравните микропрепараты с рисунком учебника. 5. Зарисуйте поперечный срез листа и сделайте все необходимые подписи. - Продуктами нашей самостоятельной и лабораторной работы являются заполненная таблица и рисунок с подписями. (Слайд 24, 25) - В ОГЭ по биологии в 18 задании предлагают рассмотреть таблицу и проанализировав её ответить на вопросы. Давайте и мы попробуем выполнить аналогичное задание. Отройте с.41 учебника таблица «Число устьиц». - На какой поверхности расположены устьица у кувшинки, у дуба, сливы и яблони? (Слайд 26) - От чего зависит количество и расположение устьиц у различных растений? (Слайд 27) - Мы доказали гипотезу «Если лист выполняет разные функции, то клетки разные по строению». (Слайд 28) - Почему необходимо мыть листья комнатных растений? (Слайд 29)
- Ребята, сформулируйте выводы нашего урока. (Слайд 30, 31)
| 1.Какие структуры внутреннего строения листа обозначены на рисунке под цифрами 1-7? Ответ занесите в таблицу.
Ответ:
- На верхней поверхности. - На нижней поверхности. - От условий, в которых растет растение.
-Да.
- Потому что в состав кожицы входят устьица и через них проходит кислород и углекислый газ, которые необходимы растениям для дыхания и образования органических веществ, а значит – плодов. Не зря ведь говорят: «Где нет листьев, там нет и фруктов». - Выводы: - Листовая пластинка состоит из следующих типов тканей:_________________, ____________________, проводящей, механической.
- Кожица листа представляет собой _____________ ткань и выполняет защитную функцию.
- В кожице листа есть особые образования – ________. Через них осуществляется газообмен между тканями листа и атмосферой.
- К фотосинтезирующим тканям листа относятся ____________________ и губчатая ткани.
- Жилка листа (или проводящий пучок) состоит из сосудов древесины, ситовидных трубок луба и механических волокон.
|
Физкультминутка | Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.) |
|
- Этап
Первичное закрепление. 2-3 мин.
| - О чем идет речь? 1.Устьичная щель, замыкающая клетка, хлоропласт, транспирация 2. Столбчатая ткань, межклетник, фотосинтез, губчатая ткань 3. Передвижение веществ, проводящий пучок, прочность. (Слайд 32) |
- Про устьица.
- Про мякоть листа.
- Про жилки. |
| - «Найди лишнее» А) кожица, устьица, сердцевина. Б) параллельное, губчатое, сетчатое. В) цельный, ситовидный, зубчатый. Г) столбчатая, дуговая, губчатая. | - «Найди лишнее» А) кожица, устьица, сердцевина. Б) параллельное, губчатое, сетчатое. В) цельный, ситовидный, зубчатый. Г) столбчатая, дуговая, губчатая. |
VI. Этап включения нового в систему знаний и повторение. 5мин. | - Выполните тест. (Слайд 34 – 36) А. На листьях большинства растений устьица расположены: 1) на верхней стороне листа 2) на нижней стороне листа 3) на верхней и на нижней стороне листа 4) внутри жилки листа Б. При недостатке воды в листе устьица: 1) открываются 2) закрываются 3) испаряют водяной пар 4) расширяют устьичнующель В. Межклетники губчатой ткани листа заполнены: 1) минеральными веществами 2) питательными веществами 3) воздухом и парами воды 4) крахмалом Г. По ситовидным трубкам ко всем органам растения передвигаются: 1) неорганические вещества 2) минеральные вещества 3) растворы органических веществ 4) хлоропласты Д. Зеленые пластиды — хлоропласты содержатся в: 1) межклетниках 2) клетках мякоти листа 3) жилках 4) клетках кожицы листа |
Ответы: А – 2, Б – 2, В – 3, Г – 3, Д – 2. |
- Этап
Рефлексия деятельности.
- Итоги
урока. 3-5 мин. | 1. Выучить параграф 7, термины. 2. Подготовить презентацию «Растения хищники» или «Видоизменения листьев» (индивидуальное задание). И не забывайте мыть листья у комнатных растений. Самооценка знаний
я доволен своим результатом мог бы и лучше
надо повторить тему урока |
|
|