Программа кружка "Естествознание и растениеводство"
рабочая программа
Программа кружка "Естествознание и растениеводство" предназначена для студентов СПО. получающих профессию мастера растениеводства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_estestvoznanie_i_rastenievodstvo.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки по Липецкой области
ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж»
ПРОГРАММА
кружка «Естествознание и растениеводство»
Составитель:
Н.М. Базарова
Усмань
2022 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………...3
Структура программы…………………………………………………………5
Особенности реализации программы…………………………………………7
Планируемые результаты освоения программы…………………………….7
Содержание программы………………………………………………………..11
Календарно-тематическое планирование…………………………………….14
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………15
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса……………15
Пояснительная записка.
Интенсивное внедрение достижений науки и техники в производство предъявляет высокие требования к подготовке современного специалиста. Система СПО готовит высококвалифицированные кадры, обладающие профессиональными компетенциями и достаточной фундаментальной подготовкой. Системный подход к процессу образования позволил увидеть модель подготовки специалиста, как оптимальный набор соответствующих иерархически взаимосвязанных между собой общеобразовательных и профессионально-ориентированных учебных модулей, единства учебной и внеурочной работы, дополнительного образования, в котором одна из определяющих ролей отводится естественнонаучным дисциплинам.
Рабочая программа внеурочной деятельности по естественнонаучным дисциплинам: физике, химии и биологии ( объединенных в системе СПО дисциплиной Естествознание)- «Естествознание и растениеводство » составлена для студентов, получающих квалификацию овощевода, цветовода в процессе обучения профессии 35.01.09 Мастер растениеводства
Программа разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 413 от 17.05.2012)
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 2/16-з от 28 июня 2016 г
-Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования ( Приказ Минообрнауки от 05.06.2014 N 632),
-В соответствии с рекомендациями Письма Минобрнауки РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и Приказа Министерства образования и науки № 1008 от 29 августа 2013 года
Направленность программы
Программа кружка «Естествознание и растениеводство » (далее Программа) является научно - познавательной, имеет естественнонаучную направленность, в связи с этим рассматриваются четыре актуальных аспекта изучения:
-теоретический: содержание программы рассматривается как средство овладения конкретными естественнонаучными знаниями и умениями по физике, химии и биологии, необходимыми не только для изучения данных смежных общеобразовательных дисциплин , но и для применения их при изучении дисциплин профессионального цикла.
- прикладной: при подготовке специалистов квалификации овощевода и цветовода изучение физики, химии и биологии должно иметь ярко выраженную профессиональную направленность, осуществление которой позволяет сформировать у обучающихся глубокие знания о фундаментальных свойствах объектов, сущности природных явлений, лежащих в основе технологических процессов и принципах действия технических устройств. Одновременно у обучающихся появляется возможность использовать полученные при изучении данной программы теоретические знания в профессиональной подготовке: теоретической подготовке и практической подготовке (всевозможные виды практик: учебная, производственная).
-общеобразовательный: содержание программы рассматривается как средство развития основных познавательных процессов, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, разрабатывать планы действий и делать логические выводы, опираясь на такие дисциплины, как математика, география, экология, дисциплины специального профиля
- личностный: программа сориентирована на развитие личности студента, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с обучающимися, основана на психологических особенностях развития подростков.
Актуальность программы определена тем, ведущей отраслью сельского хозяйства Липецкой области является растениеводство, на долю которого приходится более 60 % объема сельхозпроизводства. Эта отрасль обеспечивает население высококачественными продуктами питания и снабжает многие отрасли промышленности необходимым сырьем не только в нашей области, но и в других регионах страны.
Умение применять полученные при изучении данной программы знания и навыки позволят качественно улучшить решение ситуативных профессиональных задач разного уровня сложности, является необходимым условием для профессионального развития, построения профессиональных планов, а также формирования профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена по данной профессии.
Дисциплины: «Биология», «Химия», «Физика» являются важнейшими в профильной подготовке для данной профессии колледжа ( 35.01.09 _Мастер растениеводства), они являются - профессионально значимыми предметами и Программа способствуют формированию устойчивого интереса к их изучению и получению будущей профессии .
Новизна Программы
Программой предусмотрены новые методики преподавания, в том числе , с использованием компьютерных технологий, при необходимости - технологий дистанционного обучения .
В Программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных не только на вовлечение обучающихся в научно- исследовательскую деятельность и обеспечение понимания ими основ окружающего мира, но и на приобретение навыков и умений самостоятельно искать новую информацию и различные пути решения задач разного уровня сложности.
Данная Программа использует систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической последовательности и направленных на активизацию познавательной сферы обучающихся посредством применения разнообразных педагогических технологий и форм работы, интегрирующих разные виды деятельности.
При реализации Программы используется технология крупноблочной подачи информации и погружения в предмет с последующей самостоятельной проработкой основных вопросов естествознания путём выполнения тестов, ответов на вопросы.
Структура программы.
Цель программы: : расширение, структурирование и конкретизация естественнонаучных знаний студентов при изучении интегрированных блоков данной Программы: «Агробиология», «Агрохимия» , «Агрофизика» в соответствии с дисциплинами профессионального цикла профессии .
Задачи, решаемые в рамках данной Программы:
- сформировать у обучающихся целостное представление об агробиологии, агрохимии и агрофизике.
- Ознакомить с основными понятиями этих тематических блоков программы
- Актуализировать знания студентов по соответствующим общеобразовательным дисциплинам с акцентами на темы, проходимые по учебному плану по дисциплинам профессионального и общепрофессионального циклов.
-Продолжить формирование умений самостоятельной, творческой, поисковой, исследовательской работы студентов
- способствовать развитию: умения систематизировать и обобщать знания; умения использования компьютерных технологий в своей деятельности; навыки работы с различными источниками информации; навыки работы в группе и самостоятельной деятельности; навыки публичного выступления.
- формирование способности к самоанализу и критическому мышлению;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естествознания на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально- этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- развитие интереса к научно-исследовательской работе
Программа включает следующие виды организации деятельности: лекция, самостоятельная работа, практические и лабораторные работы, конференции и выставки, участие в предметных неделях, мастер - классы, круглый стол, деловая игра, тренинги и тестирование
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха: каждый студент должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивного отношения к жизни и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип свободного выбора студентом видов и сфер деятельности, ориентации на его личностные интересы, потребности, способности
Речь идет о возможности выбора направления деятельности, форм и видов изучения того или иного раздела программы, что способствует оптимальному его усвоению, дают возможность определить собственный образовательный путь
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей студентов, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип практико-деятельностной основы образовательного процесса реализуется в том , что студент не только принимает участие в создании конкретного практико - ориентированного продукта проектно- исследовательской, научной, учебной деятельности, но и решением комплекса профессиональных, социальных, коммуникационных задач.
Принцип наглядности В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеофильмы, аудиодиски и т.д.
Принцип систематичности и последовательности
. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Отличительные особенности данной программы
Реализация Программы предполагает участие студентов кружка в долгосрочном практико-ориентированном коллективном проекте по озеленению территории, прилегающей к образовательному учреждению. Особое внимание уделяется на знание и неукоснительное соблюдение правил безопасного труда.
Возрастная категория обучающихся по программе: от 15 до18 лет.
Срок реализации программы составляет – 152 часа
Формы и режим занятий
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому студенту. Наполняемость группы до 20 человек. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 2 часа (с перерывом 15 минут) с чередованием тем из различных структурных блоков и проектной работы. Число часов, отведенных на определенные виды деятельности может суммироваться (с учетом каникулярного времени) или в зависимости от погодных условий (для полевых исследований).
Методы обучения
По способу организации занятий - словесные, наглядные, практические. По уровню деятельности обучающихся - объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, лабораторные, экскурсионные ,проектные , контрольные.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Основным результатом обучения является достижение студентами высокой компетентности обучающихся в области естественнонаучных дисциплин и предметов профессиональной подготовки мастера растениеводства, необходимых для их эффективной профессиональной деятельности
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом;
-планировать свои действия на отдельных этапах работы;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-анализировать причины успеха/ неуспеха
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- искать и находить обобщенные способы выполнения поставленной задачи, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
Образовательные результаты обучения по Программе приведены в разделе «Содержание программы».
В результате обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе " Естествознание и растениеводство" для успешного продолжения образования по профессии, связанным с прикладным использованием этой дисциплины выпускник научится:
- демонстрировать на примерах роль естествознания в развитии растениеводства, выделять персональный вклад великих ученых в современное состояние естественных и сельскохозяйственных наук;
- грамотно применять естественнонаучную терминологию при описании явлений окружающего мира, в сельскохозяйственном производстве
- обоснованно применять приборы для измерения и наблюдения, используя описание или предложенный алгоритм эксперимента с целью получения знаний об объекте изучения;
- выявлять характер явлений в окружающей среде, понимать смысл наблюдаемых процессов, основываясь на естественнонаучном знании; использовать для описания характера протекания процессов физические, химические и биологические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
- осуществлять моделирование протекания наблюдаемых процессов с учетом границ применимости используемых моделей;
- критически оценивать, интерпретировать и обсуждать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности; принимать аргументированные решения в отношении применения разнообразных технологий в профессиональной деятельности и в быту;
- извлекать из описания машин, приборов и технических устройств необходимые характеристики для корректного их использования; объяснять принципы, положенные в основу работы приборов;
- организовывать свою деятельность с учетом принципов устойчивого развития системы «природа–общество–человек» (основываясь на знаниях о процессах переноса и трансформации веществ и энергий в экосистеме, развитии и функционировании биосферы; о структуре популяции и вида, адаптациях организмов к среде обитания, свойствах экологических факторов; руководствуясь принципами ресурсосбережения и безопасного применения материалов и технологий; сохраняя биологическое разнообразие);
- обосновывать практическое использование веществ и их реакций в промышленности, растениеводстве и в быту; объяснять роль определенных классов веществ в загрязнении окружающей среды;
- действовать в рамках правил техники безопасности понимая естественнонаучные основы создания предписаний;
- выбирать стратегию поведения в производственных, бытовых и чрезвычайных ситуациях, основываясь на понимании влияния на организм человека физических, химических и биологических факторов;
- осознанно действовать в ситуации выбора продукта или услуги, применяя естественнонаучные компетенции.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- выполнять самостоятельные эксперименты, раскрывающие понимание основных естественнонаучных понятий и законов, соблюдая правила безопасной работы; представлять полученные результаты в табличной, графической или текстовой форме; делать выводы на основе полученных данных;
- осуществлять самостоятельный учебный проект или исследование в области естествознания, включающий определение темы, постановку цели и задач, выдвижение гипотезы и путей ее экспериментальной проверки, проведение эксперимента, анализ его результатов с учетом погрешности измерения, формулирование выводов и представление готового информационного продукта;
- обсуждать существующие локальные и региональные проблемы (экологические, энергетические, сырьевые и т.д.); обосновывать в дискуссии возможные пути их решения, основываясь на естественнонаучных знаниях;
находить взаимосвязи между структурой и функцией, причиной и следствием, теорией и фактами при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе естественнонаучных знаний; показывать взаимосвязь между областями естественных наук и производством
Виды контроля: входной, промежуточный, итоговый.
Формой подведения итогов реализации Программы считать: участие студентов в проектной деятельности, научных конференциях, олимпиадах,
творческих выставках и конкурсах, предметных неделях.
Содержание программы
Вводное занятие.
Знакомство студентов с разделами Программы , инструкциями по охране труда, анкетирование студентов по выявлению сфер и направлений интересов изучения программы .
Определение растениеводства как отрасли с/х производства, его направления, значение, векторы развития в России, Липецкой области, Добринском районе.
Раздел 1. "Агробиология"
Агробиология, история её развития, открытия, учёные. Карл Линней и его труды. систематика и классификация растений .Жизненные формы растений. Основные группы с/х растений, их сортовой состав . Многообразие растений и их семян. Цветочные культуры. Микрозелень. Важнейшие с/х культуры страны, Липецкой области и Добринского района . Экология растений как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Биотические экологические факторы в жизни растений. Процессы, происходящие в жизни растений. Фитопатология и энтомология. Растительные сообщества. Агроэкосистемы . Охрана растительного мира. Микроорганизмы и растения в агроландшафте . Основы пейзажного ландшафтного дизайна
Раздел 2. «Агрохимия»
. Агрохимия как наука, ее связь с химией и биологией. Краткий исторический очерк развития агрохимии .Почва. Твёрдая фаза почвы, почвенный воздух, почвенный раствор. Состав минеральной части почвы Состав органической части почвы. Поглотительная способность почв. . Классификация форм воды, содержащейся в почве. Общее понятие об удобрениях, их классификация по различным признакам. Минеральные, органические, органно-минеральные и бактериальные удобрения; простые и комплексные удобрения. Краткий исторический очерк использования удобрений в жизни человека. Азот, фосфор и калий в жизнедеятельности растений. . Микроэлементы в жизнедеятельности растений. Органические удобрения Общее понятие о комплексных удобрениях. Смешанные, сложные и комбинированные удобрения. Внесение удобрений. Классификация удобрений по срокам внесения: допосевное, припосевное и послепосевное (подкормка) удобрения. Применение фосфорных, азотных, калийных удобрений.
Раздел 3. «Агрофизика»
- Определение агрофизики. Основные физические правила и законы в применении к агрофизике. Основные законы продукционного процесса.
Агрофизика почв
- Твердая фаза почв. Агрофизические показатели почв. Физико-механические свойства почв.
- Влажность и водные свойства почв. Давление почвенной влаги.
- Движение воды и растворимых веществ в почве. Фильтрация, инфильтрация или водопроницаемость.
- Теплофизические свойства почв. Теплофизические почвенные параметры: теплоемкость, температуропроводимость.
Агроклиматические прогнозы.
- Радиационный и тепловой режимы. Виды радиации. Радиационный баланс.Тепловой баланс. Значение ветра.Основные агрометеорологические характеристики. Агроклиматические показатели. Агрометеоропрогнозы.
- Физические основы метеорологических явлений.
- Температура почвы и ее значение для растений. Температура почвы в периоды прорастания семян и роста растений.
- Зимние температуры. Перезимовка растений. Классификация тепловых условий почвы.
- Прогноз температуры почвы. Регулирование температуры почвы.
Агрофизика продукционного процесса в растениях.
- Фотосинтез и дыхание растений. Влияние физических факторов на интенсивность фотосинтеза.
- Растение и вода. Термодинамический подход к описанию передвижения влаги в системе «почва-растение-атмосфера». Критическое давление влаги в почве.
- Факторы управления водообеспеченностью растений.
- Физика минерального питания растений. Транспорт веществ по растению.
- Растения и свет. Значение светового потока для растений.
- Направление светового потока.
- Влияние физических факторов на рост растений. Соотношение корневой и надземной биомассы.
Раздел4 Перспективные и инновационные технологии в растениеводстве.
Использование достижений генетики в растениеводстве. Информационные технологии и точное земледелие.«Зеленые» технологии и экологичное сельское хозяйство.
Раздел5 Участие в коллективном долгосрочном проекте по озеленению прилегающей к учебному заведению территории.
( согласно генерального проекта озеленения- выполнение необходимых текущих работ)
Раздел6 Подготовка и участие в конференциях, конкурсах, выставках, предметных неделях.
Выступление на конференциях с сообщениями, конкурсы презентаций, выставка «Краски осени», итоговая по электронным пособиям к разделам программы, участие в мероприятиях предметной недели Естествознания
Итоговое занятие
Обсуждение, подведение итогов поисковых, научно- исследовательских работ студентов. Защита проектов , презентация творческой работы.
Перечень лабораторно-практических занятий.
- Определение количества органических веществ в почве
- Определение механического состава почвы: сухой и мокрый методы.
- Определение плотности твердой фазы почвы.
- Определение гранулометрического состава почв.
- Определение водопрочности почв.
- Определение влажности почвы.
- Определение влагоемкости и аэрации почвы.
- Определение водопроницаемости почвы.
- Определение водоподъемности почвы.
10.Исследование теплопроводности почвы.
- Измерение метеопараметров.
- Исследование зависимости светового потока, падающего на листья растений от высоты солнца над горизонтом.
- Изучение схемы темновой и световой стадий фотосинтеза.
- Физика минерального питания.
- Определение коэффициента поглощения света различных укрывных материалов для теплиц и парников.
- Изучение влияния интенсивности света на параметры роста.
- Диагностика минерального голодания растений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N п\п | Содержание программы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Раздел1"Агробиология" | 28 | 20 | 8 |
3 | Раздел2 Агрохимия" | 30 | 20 | 10 |
4 | Раздел3 "Агрофизика" " | 30 | 20 | 10 |
5 | Раздел4 Перспективные и инновационные технологии в растениеводстве | 2 | 2 | - |
6 | Раздел5 Участие в коллективном долгосрочном проекте по озеленению прилегающей к учебному заведению территории. | 36 | - | 36 |
7 | Раздел6 Подготовка и участие в конференциях, конкурсах, выставках, предметных неделях. | 12 | 12 | |
8 | Экскурсии в тепличные хозяйства г. Усмань, Музей хлеба п. Добринка, на объекты озеленения поселка | 10 | 10 | - |
6 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Итого | 152 | 74 | 78 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
-Кабинеты естественно-научных дисциплин и агрономии
- Мультимедийный комплект оборудования с доступом к сети Интернет
- CD и DVD диски.
- Комплект оборудования для карвинга
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М., 2016.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М, 2016.
. Использованные электронные ресурсы:
https://dereksiz.org/programma-kursa-agrobiologiya.html
http://s08012.edu35.ru/attachments/article/519/РП%20по%20агрофизике.pdf
http://школа.аларобр.рф/wp-content/uploads/2022/06/Spetskurs-Agrobiologiya-2022.pdf
https://botana.biz/prepod/dop_obrazovanie/o6l3hsfa.html
https://znanio.ru/media/programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_osnovy_agrohimii_8_11_klass-127689
https://urok.1sept.ru/articles/504633
https://znanio.ru/finance/subscriptions
http://www.ecomiit.ru/files/271/ladsh2016.pdf
http://n-t.ru/ri/ps/ - Электронная библиотека «Наука и техника» (12.03.2021).
http://www.virtulab.net/ - Виртуальная образовательная лаборатория(09.03.2021).
http://agrolib.ru/ - Библиотека по агрономии (11.03.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по растениеводству 5-6 класс
В селькой школе в учебном плане может быть и такой предмет как растениеводство....
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Производство семян и посадочного материала с\х культур, по профессии "Мастер растениеводства"
Программа профессионального модуля - является основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 110401.01 «Мастер растениеводства», в части освоения...
Программа учебной практики Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства
Программа учебной практики - является основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110401.01 «Мастер растениеводства», в части освоения о...
Рабочая учебная программа производственной практики профессионального модуля Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства
Рабочая учебная программа производственной практики профессионального модуля «Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства» составлена для ком...
Программа учебной практики - Производство продукции растениеводства
Программа учебной практики - является основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110401.01 «Мастер растениеводства», в части освоения о...
Программа учебной практики - Производство продукции растениеводства
Программа учебной практики - является основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110401.01 «Мастер растениеводства», в части освоения о...
Программа профессионального модуля Подготовка к хранению и реализации, первичная переработка продукции растениеводства.
Программа профессионального модуля - является основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110401.01 «Мастер растениеводства», в части освоения...