Рабочая программа "Биология" 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_biologiya_7_klass_.docx | 85.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП СОО
МБОУ «СОШ№ ____»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № ____»
Рассмотрено на заседании ШМО протокол №____ от «___» __________ 20___ г. Руководитель ШМО ______ | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________ «___»_________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № __» _________ Приказ № ___ от «____»__________20____г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
для 7 классов
(базовый уровень, по 1 часу в неделю, 34 ч в год)
на 20__-20____ г.
Составитель:
Петрищева А.Е.,
учитель биологии
высшей квалификационной категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № ___», реализующей ФГОС ООО.
В рабочую программу включены планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование. Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс представлена УМК: Биология: 7 класс, учебник / Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. авторской линии И.Н. Пономаревой (концентрическая линия) - М.: Вентана-Граф. Биология. 5 - 9 классы: программа /авт.-сост. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М.: Вентана-Граф. Программа реализуется за 34 часа (1 ч. в неделю по учебному плану школы).
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
•социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Основные задачи обучения:
•ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология», 7 класс
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования, система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка
Живые организмы
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Предметные результаты освоения курса «Биология» 7 класс.
- характеризовать биологию как науку о живой природе;
- перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека;
- иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
- использовать биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, увеличительные приборы, классификация, систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, питание, дыхание, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
- различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: животные; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;
- проводить описание организма (животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности животных;
- выявлять причинно-следственные связи между строением и средой обитания организмов;
- аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
- выполнять практические (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные (правила работы с микроскопом; знакомство с различными способами измерения живых объектов) работы;
- использовать методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
- владеть приемами работы со световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
- соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке, а также во время внеклассной и внеурочной деятельности;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета.
Познавательные УУД:
- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
- грамотно формулировать вопросы.
- устанавливать причинно - следственные связи.
- самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.
- готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
- освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
- умение проводить элементарные исследования.
- сравнивать и анализировать информацию, делать выводы,
Личностные УУД:
- умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
- умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
- осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
- потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
- умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
- знание основных составляющих здорового образа жизни.
- умение видеть прекрасное в природе.
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Регулятивные УУД:
- умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
- умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
- развитие навыков самооценки и самоанализа.
- развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.
- умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.
Коммуникативные УУД:
- умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах
- умение работать в составе творческих групп.
- умение обмениваться информацией с одноклассниками
- умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
- умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
- овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Требования к результатам обучения.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
- умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Метапредметными результатами по биологии является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника,
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Результаты освоения программы в соответствии и Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и Примерной основной образовательной программой основного общего образовании (ПООП ООО). Освоение курса биологии в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этно-культурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами обучения биологии в 7 классе являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
- выращивания и размножения культурных растений;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Предметные результаты освоения ПООП ООО с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Раздел 1. «Зоология – наука о животных»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки организма как целостной системы;
— основные свойства животных организмов;
— сходство и различия между растительным и животным организмами;
— что такое зоология, какова её структура.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
— представлять эволюционный путь развития животного мира;
— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
— объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;
— использовать знания по зоологии в повседневной жизни.
Раздел 2 «Многообразие животного мира: беспозвоночные».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки одноклеточного организма;
— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;
— значение одноклеточных животных в экологических системах;
— паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;
— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;
— применять полученные знания в повседневной жизни.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении многоклеточных животных;
— общую характеристику типа Кишечнополостные;
— общую характеристику типа Плоские черви;
— общую характеристику типа Круглые черви;
— общую характеристику типа Кольчатые черви;
— общую характеристику типа Членистоногие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;
— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.
Раздел 3 «Многообразие животного мира: позвоночные».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— современные представления о возникновении хордовых животных;
— основные направления эволюции хордовых;
— общую характеристику надкласса Рыбы;
— общую характеристику класса Земноводные;
— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;
— общую характеристику класса Птицы;
— общую характеристику класса Млекопитающие.
Учащиеся должны уметь:
— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;
— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
— объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;
— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;
— наблюдать за поведением животных в природе;
— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
— оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.
Метапредметные результаты обучения
— давать характеристику методам изучения биологических объектов;
— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
— находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;
— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
— обобщать и делать выводы по изученному материалу;
— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Предметные результаты
- Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии
- Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования
- Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются
- Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки
- Освоение основных правил работы с микроскопом
- Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов
- Выделение существенных особенностей представителей царства живой природы и их роли в круговороте веществ.
- Знание основных способов размножения живых организмов.
- Знание о существовании различных сортов культурных растений. Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека
- Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.
- Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды.
Содержание (34 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1 Зоология - наука о животных (2 ч)
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Раздел 2. Многообразие животного мира: беспозвоночные(17 ч)
Одноклеточные животные, или Простейшие.
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные.
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски.
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие.
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые:медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Раздел 3. Многообразие животного мира: позвоночные (11 ч)
Тип Хордовые.
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Раздел 4. Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре(3 ч)
Роль животных в природных сообществах. Значение животных в искусстве и научно-технических открытиях.
Резерв времени - 1 ч
Список лабораторных работ*.не обязательно при 1ч.
- Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;
- Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;
- Изучение строения раковин моллюсков;
- Изучение внешнего строения насекомого;
- Изучение типов развития насекомых;
- Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
- Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
- Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов на раздел |
Раздел 1 Зоология - наука о животных | 2 | |
Раздел 2. Многообразие животного мира: беспозвоночные | 17 | |
Одноклеточные животные, или Простейшие. | ||
Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные | ||
Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | ||
Тип Моллюски | ||
Тип Членистоногие | ||
Раздел 3. Многообразие животного мира: позвоночные | 11 | |
Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы | ||
Класс Земноводные, или Амфибии | ||
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | ||
Класс Птицы | ||
Класс Млекопитающие, или Звери | ||
Раздел 4. Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре | 3 | |
Развитие животного мира на Земле | ||
Резерв | 1 | |
Итого: | 34 ч |
Перечень информационных источников
Основная литература для учащихся:
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология». 7 класс. Учебник авторской линии И.Н. Пономаревой (концентрическая линия) [Текст] - М.: Вентана-Граф, 2022.
Дополнительная литература для учащихся:
- Брэм А.Э. Жизнь животных в 3 т. [Текст] /А.Э. Брэм - М.: ТЕРРА, 2007. - 459 с.
- Цузмер А. М. Биология. Человек и его здоровье: Учебник для 9 класса средней школы. [Текст] /А. М. Цузмер, О. Л. Петришина - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
- Эттенборо Д. Жизнь на Земле. [Текст] /Д. Эттенборо - М.: Мир, 1984. - 174 c.
- Энциклопедический словарь юного биолога. [Текст]/сост. М.Е. Аспиз – М., Просвещение 2009. - 352 с. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. [Текст] /сост. М.М. Гуменюк. – Волгоград: Учитель, 2017. - 331 с.
Календарно-тематическое планирование курса биология «Общие биологические закономерности», 7 класс (ФГОС)
на основе УМК «Биология 7 класс» И.Н. Пономарёвой и др. (базовый курс), 1 час в неделю, 34 часа
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факт | Оборудование, демонстрация, информационные ресурсы | Домашнее задание |
Раздел 1. Общие сведения о мире животных (2 часа). Зоология – наука о животных | 26.09 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2466/main/ | Гл. 1, § 1, в. 1-3 | ||
Классификация животных и основные систематические группы. | 03.10 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/462/ Входная диагностика | § 2 в. 1-3 | ||
Раздел 2. Строение тела животных (1 час) Клетка, ткани, органы и системы органов | 10.10 | § 3, 4 в. 1-3 | |||
Раздел 3. Подцарство Простейшие (2 часа) Тип Амёбовые и Эвгленовые | 17.10 | § 5, 6 | |||
Тип Инфузории.
| 24.10 | Карточки, тест https://resh.edu.ru/subject/lesson/2465/main/ Лабораторная работа № 1 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных» | § 7 | ||
Значение простейших | 07.11 | таблица | § 7, в. 1-3, | ||
Раздел 4. Тип Кишечнополостные (1час) Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность | 14.11 | Д. видео. https://interneturok.ru/lesson/biology/7-klass/zhivotnye kishechnopolostnye/kishechnopolostnye | Стр 49-58, § 8 читать, в. 1-4, стр 59-60 подготовка к опросу | ||
Раздел 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (3 часа) Тип Плоские черви | 21.11 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2464/main/ https://yandex.ru/search/?text=паразиты+черви+плоские+многообразие+видео&lr=10839 | § 9 в. 1-5 | ||
Тип Круглые черви | 28.11 | § 9, § 10 вопросы 1-4 | |||
Тип Кольчатые черви. | 05.12 б/с | 12.12 | Лабораторная работа № 2 «Знакомство с многообразием червей» https://yandex.ru/search/?text=кольчатые+многообразие+видео&lr=10839, Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения » | § 11, вопросы 1-7 | |
Раздел 6. Тип Моллюски (2 часа) Общая характеристика моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски | 19.12 | https://yandex.ru/video/preview/?filmId=964865608101481135&p=1&text=многообразие+моллюсков++рэшhttps: resh.edu.ru/subject/lesson/2500/main/ | § 12, в. 1-4 | ||
Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски. | Д. видеоматериал. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования. Лабораторная работа № 4 «Особенности строения и жизни моллюсков (изучение строения моллюсков)». | § 12 | |||
Раздел 7. Тип Членистоногие (4 часа) Класс Ракообразные | 26.12 | § 13, в. 1-4 | |||
Класс Паукообразные | § 14, в. 1-4 | ||||
Класс Насекомые. Типы развития. | Тестирование, https://resh.edu.ru/subject/lesson/1578/main/ Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого. Изучение типов развития насекомых ». | § 15, в. 1-4 | |||
Общественные насекомые | https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1236263223959474961&text=значение+насекомых+рэш | §13-15 в. 1-4 | |||
Раздел 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (3 часа) Тип Хордовые. Бесчерепные | https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9575339878491966687&p=1&text=ланцетник++рэш | §16, в. 1-4 | |||
Класс Рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб. | Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы». https://resh.edu.ru/subject/lesson/1579/main/ | § 17,18,19, в. 1-4 | |||
Основные систематические группы рыб | § 19, в. 1-4 | ||||
Раздел 9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 часа) Среда обитания и строение тела земноводных. Строение и функции внутренних органов земноводных | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2110/start/ | § 20, 21, в. 1-4 | |||
Размножение и происхождение земноводных. Значение земноводных | карточки | § 22, в. 1-4 | |||
Раздел 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа) | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2112/start/ | § 23,24, вопросы | |||
Размножение и многообразие пресмыкающихся | Д. видео. | § 24, в. 1-4 | |||
Раздел 11. Класс Птицы (5 часов) Класс Птицы. Внешнее строение птиц. | карточки https://resh.edu.ru/subject/lesson/2113/main/ Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц». | § 25, в. 1-4 | |||
Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц. | § 26, 27, в. 1-4 | ||||
Размножение и развитие птиц | Д. видео. https://yandex.ru/video/preview/?text=размножение%20и%20развитие%20птиц%20рэш&path=wizard&parent-reqid=1631192018722380-6639952632340544049-sas3-0865-1aa-sas-l7-balancer-8080-BAL-396&wiz_type=vital&filmId=13448502283334429086 | § 27, 28, в. 1-4 | |||
Разнообразие птиц | Д. видео. | § 28, 29, в. 1-4 | |||
Значение и происхождение птиц | таблица | § 29, в. 1-4 | |||
Раздел 12. Класс Млекопитающие, или Звери (5 часов) Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/2111/start/ Лабораторная работа № 8 «Изучение строения позвоночного животного. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих». | § 30, 31, в. 1-4 | |||
Размножение и развитие, происхождение и разнообразие млекопитающих | § 32, в. 1-4 | ||||
Высшие, или плацентарные животные | § 32, в. 1-4 | ||||
Экологические группы млекопитающих | §32,33, в. 1-4 | ||||
Значение млекопитающих для человека Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции | https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1533462994041188192&from=tabbar&reqid=1631192380461808-4381851610793182649-sas3-0865-1aa-sas-l7-balancer-8080-BAL-1409&suggest_reqid=296705571158926103825089987293094&text=+животных+в+искусстве+рэш https://resh.edu.ru/subject/lesson/3885/train/ | §32,33, в. 1-4подготовиться к итоговому тестированию повторить §16-33 | |||
Итоговый урок Обобщение и систематизация полученных знаний | Тестовые и дифференцированные задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...