Входная диагностическая работа по модулю «Естественнонаучная грамотность» для 7 класса
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Яковлева Елена Николаевна

Данная работа рекомендуется к проведению на первом занятии по внеурочной деятельности направления формирования естественнонаучной грамотности при реализации программы для 6-7-го классов "Мир, в котором мы живем". Также ее можно использовать в качестве подготовки к диагностическим работам, проводимым в формате PISA.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Геккон

Геккон  небольшая ящерица, обитающая в субтропических и тропических областях.  У гекконов есть одна особенность  они умеют удерживаться практически на любой поверхности. Тело животного удерживает даже одна лапа. Поверхность может быть любой  дерево, скальная порода, даже полированное стекло.

С появлением электронного микроскопа лапу геккона удалось изучить во всех деталях. Как оказалось, она покрыта чрезвычайно тонкими щетинками, длина которых составляет до сотни микрометров. Концентрация щетинок на единицу площади поверхности лапы очень высока: более 14 000 волосков на 1 мм2. Каждая щетинка, в свою очередь, не является монолитным образованием, а делится на конце на 4001000 ещё более мелких волокон. Толщина таких волокон составляет 0,2 мкм. На 1 см2 контакта с поверхностью приходится около 2 млрд волокон, каждое из которых к концу расширяется.

 http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/23E2EA3465BB9E374BBBBD4B8D47BDA5/xs3docsrc23E2EA3465BB9E374BBBBD4B8D47BDA5_1_1611911414.jpg

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/23E2EA3465BB9E374BBBBD4B8D47BDA5/xs3docsrc23E2EA3465BB9E374BBBBD4B8D47BDA5_3_1611911414.jpg


А  лапка геккона; Б  «подушечка» пальца геккона под микроскопом;
В  одна из щетинок лапы геккона; Г  она же, под большим увеличением;
Д  максимальное увеличение щетинки

 Как оказалось, микроскопические волоски на лапах геккона сцепляются с опорной поверхностью посредством силы межмолекулярного (и межатомного) взаимодействия. Геккон без проблем открепляет лапу от поверхности, на которой она закреплена. Для этого используется специальный механизм. Дело в том, что прикрепившаяся к какому-либо материалу щетинка может без труда открепиться, если угол между волокном и поверхностью составит более 30°. При движении, изменяя угол соприкосновения лапы и поверхности, геккон без труда закрепляет и открепляет лапы. Затраты энергии на этот процесс минимальны.

1. Выберите верный ответ.

  

 1) 

Громадное количество щетинок на лапе увеличивает площадь соприкосновения лапы и опорной поверхности, поэтому геккон с неё не падает.

  

 2) 

На лапе геккона имеются присоски, поэтому под действием атмосферного давления геккон не падает с любой поверхности.

  

 3) 

Сила сцепления лап геккона с неровными поверхностями намного больше, чем с полированными, так как щетинки цепляются за шероховатости.

  

 4) 

При увеличении угла соприкосновения лапы с поверхностью силы межмолекулярного взаимодействия резко увеличиваются.

2. Устройство лап геккона подсказало решение идеального сцепления для ног робота. Конструкторы разместили резиноподобный материал с миниатюрными полимерными волосками на ногах робота, и робот смог с лёгкостью взбираться по поверхностям, напоминая механическую ящерицу.

Приведите два примера того, как можно использовать принцип работы лап геккона.

Как двигаются улитки и слизни?

Слизни и улитки передвигаются, медленно скользя по опоре на своей единственной широкой «ноге». Сухопутные улитки движутся со скоростью от 2 до 16 см/мин. По нижней поверхности тела улитки от заднего конца к переднему пробегают мелкие волны мышечных сокращений. Гребни волн направлены назад, так что тело проталкивается вперёд. При движении выделяется слизь из железы, расположенной позади рта. Эту слизь, застывшую в виде блестящего следа, нередко можно увидеть на листьях и земле.

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/5A06879FCC3C92F142741B500CE14E7C/xs3docsrc5A06879FCC3C92F142741B500CE14E7C_2_1606125926.jpg

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/5A06879FCC3C92F142741B500CE14E7C/xs3docsrc5A06879FCC3C92F142741B500CE14E7C_3_1606125926.jpg

1. Рассчитайте максимальное расстояние, которое может проползти самая быстрая сухопутная улитка за час. Ответ запишите в метрах. 

2. Саша и Варя решили понаблюдать за тем, как движется улитка. Когда она ползёт по стеблю, за ней остаётся след из слизи.

Саша высказал предположение, что слизь помогает улитке легче скользить по стеблю.

Варя сказала, что слизь помогает улитке удерживаться на стебле.

Предложите научное объяснение предположений каждого из ребят.

 

undefined

 

3. Саша и Варя решили определить, с какой скоростью улитка ползёт по стеблю вверх и с какой скоростью эта же улитка ползёт по тому же стеблю вниз. После серии опытов ребята выяснили, что скорости улитки при движении вверх и вниз одинаковы.

Предположение кого из ребят подтверждают результаты опыта: Саши (слизь помогает улитке ползти) или Вари (слизь помогает улитке удерживаться на стебле)? Свой ответ поясните.

 

4. При определении скорости движения улитки по стеблю вверх и вниз ребята проводили серию опытов.

Как вы считаете, достаточно ли было провести по одному опыту для определения скорости при движении в каждую сторону? Свой ответ поясните.

Плавание рыб

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/7E5400BA5FC28B094ED12802AF31C73B/xs3docsrc7E5400BA5FC28B094ED12802AF31C73B_1_1611909711.png

Рыбы могут свободно перемещаться в вертикальном направлении. Некоторые рыбы обладают важным органом  плавательным пузырём. С его помощью рыба может погружаться на дно и подниматься к поверхности воды. Плавательный пузырь располагается в брюшной полости и занимает очень много места. Он представляет собой мешочек, заполненный газами. Если рыбе нужно опуститься на дно, стенки пузыря при помощи грудных и брюшных мышц сжимаются, и рыба погружается. При движении наверх всё происходит наоборот.


 

1. Какое из утверждений наиболее полно объясняет, как рыба с плавательным пузырём поднимается к поверхности воды?

  

 1) 

Грудные и брюшные мышцы накачивают воздух, поступающий через жабры, в плавательный пузырь, тем самым увеличивая силу тяжести,
и рыба поднимается в толще воды.

  

 2) 

Стенки плавательного пузыря расслабляются, газы заполняют весь объём плавательного пузыря, при этом средняя плотность рыбы увеличивается и рыба поднимается в толще воды.

  

 3) 

Стенки плавательного пузыря расслабляются, газы заполняют весь объём плавательного пузыря, при этом увеличивается сила Архимеда, действующая на рыбу, и рыба поднимается в толще воды.

  

 4) 

Стенки пузыря при помощи грудных и брюшных мышц сжимаются, тем самым уменьшается сила тяжести, действующая на рыбу, и рыба поднимается в толще воды.

  

 

2. Почему рыбы с плавательным пузырём, когда умирают, всплывают на поверхность водоёма? Поясните свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Входная диагностическая работа по русскому языку 5 класс

Даны тесты в 2-х вариантах за курс начальной школы...

Входная диагностическая работа по русскому языку. 5 класс.

данный материал представляет собой 2 варианта входной диагностической работы по русскому языку в 5 классе. Диагностическая работа состоит из небольшого диктанта и тестовых заданий. к\К работе прилагае...

Входная диагностическая работа по информатике в 7 классе (учебник Л.Л. Босовой)

Входная диагностическая работа по информатике в 7 классе (учебник Л.Л. Босовой)...

Входная диагностическая работа по математике в 5 классе за курс начальной школы

Входная диагностическая работа по математике  в 5 классе за курс начальной школы. Контрольный устный счет, тест на 2 варианта.Критерии оценивания...

Входные диагностические работы по биологии 6-11 классы

Входная диагностическая работа по биологии в 6 классе для проведения стартовой диагностики...

Входная диагностическая работа по русскому языку 9 класс

Входной диктант с грамматическим заданием. Русский язык. 9 класс...