Методическая разработка урока "История и законы природопользования. 10 класс"
методическая разработка по биологии (10 класс)
Длительный период эксплуатации человеком ресурсов биосферы и их разнообразие, причастность к природопользованию многих наук привели к накоплению большого количества информации в области природопользования и формированию системы различных законов, принципов, правил. Поэтому, несмотря на относительную «молодость» природопользования как науки, ее междисциплинарность позволила в сравнительно короткие сроки сформировать свой понятийный аппарат и постулаты, которые обобщают наиболее важные сведения и причинно-следственные связи, установленные различными науками в применение к задачам природопользования и взаимодействия человека с биосферой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_i_zakony_prirodopolzovaniya.pdf | 836.75 КБ |
istoriya_i_zakony_prirodopolzovaniya.docx | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема «История и законы природопользования»
Класс: 10
Тип урока: комбинированный
Цель урока: обобщение знаний учащихся биогеоценозах суши и моря; развитие представлений учащихся об экологическом состоянии Земли, о путях рационального природопользования, о природопользовании в истории человечества; экологических законах природопользования.
Задачи:
Обучающие: обобщение знаний о биогеоценозах суши и моря на этапе актуализации знаний; формирование представления учащихся об основных этапах природопользования в истории человечества и их воздействия на биосферу; познакомить учащихся с основными экологическими проблемами и изучить основные законы природопользования;
Развивающие: развитие навыков работы с учебным текстом (умения выделять главное, анализировать содержание текста, преобразовывать в графические формы); способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через организацию групповой работы на уроке;
Воспитательные: обеспечение нравственно-этического воспитания учащихся через анализ информации о загрязнении окружающей среды и о действии загрязняющих веществ на организм человека); содействие природоохранному воспитанию на основе принципов рационального использования природных ресурсов; развитие коммуникативной активности учащихся.
Ход урока
Этап урока Время | Содержание урока | Методы и приемы | Средства обучения |
Организационный момент 2 мин | Приветствие учащихся. Создание благоприятной атмосферы для работы на уроке. | Словесные | Вербальные |
Актуализация знаний 15 мин | Все многообразие природных сообществ можно условно разделить на две группы: водные (гидроценозы) и наземные (биогеоценозы) экосистемы. Работа в группах: анализ фрагмента текста («Морские экосистемы», «Пресноводные экосистемы», «Лесные экосистемы», «Травянистые экосистемы», «Культурные экосистемы», составление опорной схемы (10 мин) и обсуждение с классом особенностей данных экосистем (5 мин). | Словесные, групповая работа с текстом учебника, составление опорной схемы | Вербальные, знаковые |
Изучение нового материала 20 мин | История человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует её в своих хозяйственных целях: охота, собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов. Удовлетворение потребностей невозможно без эксплуатации природных ресурсов. Н. Ф. Реймерс, активный участник становления заповедного дел, писал: «…Без природопользования невозможно существование человечества. Но необходимо соблюдение одного обязательного условия: оно должно быть рациональным. Все беды, которые претерпело и терпит человечество, не от природопользования вообще, а от природопользования нерационального». Историческое развитие природопользования изобразим в виде графика. Отложим по оси абсцисс время, а по оси ординат – степень антропогенного воздействия.
В чем заключалось первое воздействие людей на природу? (добывание пищи (собирательство, охота) и расселение по материку).
Как изменилось влияние человека на окружающую среду?
А чем, по вашему мнению, был обусловлен интерес ученых к природе?
Сохранение природных сообществ – основа благосостояния человечества в будущем. Разнообразие природных сообществ обеспечивает устойчивость в функционировании биосферы, что важно не только для материального благополучия, но и просто для полноценного существования человечества. Американский ученый Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг» сформулировал четыре основных закона экологии (под запись). 1. ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ. Природные экосистемы находятся в состоянии экологического равновесия. Вред, наносимый одному компоненту экосистемы может привести к нарушению функционирования экосистемы. 2.ВСЕ ДОЛЖНО КУДА - ТО ДЕВАТЬСЯ. Безотходных технологий в производстве не бывает. Должно быть вторичное использование или надежные методы захоронения или переработки отходов. 3.ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ. Изъятое человеком из природы должно быть в нее возвращено. Восстановление естественных экосистем; рациональное природопользование. 4.ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ. Не нарушать механизмов регуляции исторически сложившихся естественных процессов в природе. | Рассказ с элементами беседы. Составление графика | Вербальные, знаковые |
Закрепление изученного материала 5 мин | Подводя итог урока, я предлагаю вам поразмышлять над следующими словами: «Дикая природа – это сырье, из которого человек выковал изделие, именуемое цивилизацией» Олдо Леопольд. «Первый признак мудрости – именно уважительное отношение к природе» Лао Цзы. Природа – всеобъемлющее понятие материального мира, совокупность естественных ресурсов и условий обитания человека на Земле. Для человека это весь его мир, все то, что он видит, слышит, ощущает, воспринимает, преобразует в процессе труда. | Беседа | Вербальные |
Домашнее задание 3 мин | Стр. 107-125 (повторить), стр. 126 вопр. №3,10 письменно. | Объяснение домашнего задания | Вербальные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе. « Конституция-основной закон»
ЦельСоздать условия для формирования знаний о Конституции – основном законе страны, характеризовать систему власти в Российской Федерации, рассмотреть обязанности и права...
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Кто стоит на страже закона
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Кто стоит на страже закона...
Методическая разработка открытого урока в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".
Методическая разработка открытого урока в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца"....
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца" с презентацией (Учебник физики в 8 классе авторов А.В.Перышки, Н.А.Роди...
Методическая разработка урока "Периодический закон и Периодическая система химических элементов" Д. И. Менделеева 9 класс
laquo;Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева урок в 9 классе...
Методическая разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"
Разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"...
Методическая разработка на тему: "«Законы делового письма (правила делового этикета)» Урок развития речи в 7-ом классе
Цели:1.Продолжить работать над знанием учащимися официально- делового стиля языка.2.Освоить типовые модели коммуникации в деловой сфере (деловое письмо).3.Помочь учащимся осознать важность умения влад...