формирование функциональной грамотности
презентация к уроку по биологии
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsion_gramotnost_rmv.pptx | 969.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности Функциональная грамотность –
Естественно-научная грамотность Естественно-научные компетенции ЗНАКОМСТВО С ОСНОВНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ НАУЧНОЕ ОБЬЯСНЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫВОДОВ Ценности ИНТЕРЕС К ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМУ ЗНАНИЮ ПОНИМАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА ПРОЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРОИ РАССМОТРЕНИИ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ЕСТЕСТВОЗНАНИЕМ
Выпускники 21 века должны: 1. Уметь самостоятельно приобретать знания; 2. Работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; 3. Применять знания на практике для решения разнообразных проблем; 4. Самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; 5. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. ПРОБЛЕМЫ: Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к обучению? Решить многие из этих проблем поможет образоательная технология развития критического мышления через чтение и письмо - РКМЧП
Цель данной технологии : формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, работать с информацией, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств и принимать взвешенные решения, выражать себя ясно и уверенно. Конечным результатом может служить повышение качества образования, социализация личности ученика, развитие универсальных учебных действий согласно ФГОС. Работая по данной технологии можно успешно развивать УУД : личностные ( смыслообразования , ориентация в межличностных отношениях); познавательные (умение ставить учебную задачу, структурировать полученные знания); коммуникативные (умение вступать в диалог); регулятивные (планирование, корректировка плана). Обучение направлено на формирование обобщённых знаний, умение графически оформить текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию; 2. Появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин; 3. Создаются условия для вариативности и дифференциации; 4. Формируется направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ:
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ЗЕМЛЯ И КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ГЕОГРАФИЯ ФИЗИКА АСТРОНОМИЯ ЭКОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ АСТРОНОМИЯ ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ БИОЛОГИЯ ХИМИЯ ЭКОЛОГИЯ ФИЗИКА
Как оцениваются задания?
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Собирая грибы в лесу, рукой вы задели листья крапивы. Место прикосновения крапивных листьев болит и чешется. Вопрос 1. Почему болит место прикосновения листьев крапивы? Вопрос 2. Напишите название вещества, имеющееся на кухне, которое вы можете использовать, чтобы уменьшить зуд и боль. Вопрос 3. Составьте уравнение реакции.
помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. формирует субъектную позицию личности. Технология Развития Критического Мышления
«Вызов» «Осмысление содержания» «Рефлексия» активизация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения (на перспективу) Структура технологии урока
Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики») «Верите ли вы, что …?» Проблемные вопросы; «Толстые и тонкие» вопросы; Рассказ-предположение по ключевым словам; Перепутанные логические цепочки; Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения Таблицы Корзина идей Покопаемся в памяти Ассоциация Инструкции Мозговой штурм Игра-упражнение «Веер» Прием «Поясните цитату» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали….» Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать - узнал») Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик») Приемы используемые на стадии вызова
Кластер « Сердце» артерии Правый желудочек
Что я знаю о строении сердца? Что я хотел бы знать о строении сердца? Что я узнал нового о строении сердца?
Ромашка Блума Практический вопрос Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация
Вопросы Примеры Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Сколько камер в сердце? Сколько клапанов в сердце? Как называется самая крупная артерия? т. д. Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Правильно ли я Вас поняла, что митральный клапан называется еще двухстворчатым? Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации Почему кровь в сердце движется в одном направлении? Объясните это через строение створчатых клапанов. Оценочные вопросы (сравнение) Сравните стенки правого и левого желудочков сердца? С чем это связано? Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Опираясь на длительность этапов сердечного цикла, объясните почему сердце может работать всю жизнь, не останавливаясь и не уставая? Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» Сделайте выводы о достоинствах строения сердца, определяющих теплокровность. Аргументируйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на примере Чемпионата по финансовой грамотности
Данный доклад посвящен теме «Формирование функциональной грамотности на примере Чемпионата по финансовой грамотности с применением интерактивных технологий и цифровых образовательных ...
Естественнонаучная грамотность. Современный урок – пространство формирования функциональной грамотности.
Задания в формате PISA позволяют мне оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т. е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте задачи или задания и извлечь из него ...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности
Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...