Урок по биологии по теме "Органы дыхания " 7 класс
учебно-методический материал по биологии (7 класс)
Урок по биологии по теме "Органы дыхания " для 7 класса. Автор учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Линия: В.В.Пасеник «Вертикаль»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_biologiya.doc | 100.5 КБ |
prezentatsiya_biologiya_7_klass_organy_dyhaniya.ppt | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии по теме "Органы дыхания "
7 класс
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми,
но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»
А. Дистерверг
Автор учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин
Линия: В.В.Пасеник «Вертикаль»
Всего уроков: 70 уроков
№ данного урока: 44 урок
Цель: создание условий для формирования знаний об особенностях строения органов дыхания животных.
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть особенности строения органов дыхания у разнообразных групп животных.
Развивающие:
- продолжить формирование умений самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы;
- учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;
- продолжить формирование умений работы с текстом учебника;
- развивать логическое мышление, видеть картину органического мира.
Воспитывающие:
- формировать интерес к предмету, научное мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде.
Технологии: проблемного обучения, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, группового обучения.
технология критического мышления.
Оборудование: учебник биологии, мультипроектор.
Тип урока: открытие новых знаний.
Метод урока: частично-поисковый.
Форма работы: групповая, работа с учебником, таблицами.
Планируемые результаты обучения:
Предметные умения:
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
познавательные:
общеучебные - использовать приемы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации); формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя;
коммуникативные: строить понятные монологические высказывания, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - участвовать в групповой работе (малая группа); строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Личностные умения проявление интереса к изучению природы методами естественных наук, ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.
Ход урока (30 минут)
I. Организационный момент (1 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята и гости нашего урока.
ІІ. Актуализация знаний обучающихся (2 мин)
Учитель:
-Как вы думаете, что позволяет жить всем живым существам?
(дети сами предлагают свои варианты, что же нам позволяет жить: питание, дыхание и т.д.)
- А без чего быстрее всего может закончиться жизнь?
Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.
– Вывод - дыхание – это жизненно важная функция всех живых организмов.
III. Создание проблемной ситуации (1 мин)
Учитель:
- Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и люди? Приведите примеры.
Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по- разному.
ІV. Целеполагание (2 мин)
Учитель:
- Пожалуйста, сформулируйте тему урока.
Тема урока " Органы дыхания ".
Цель урока:
Изучение органов дыхания животных и особенности их строения.
V. Планирование (2 мин)
Учитель:
- Ребята, работать будете в группах, каждая из которых будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими. Вы будете работать на рабочих листах, заполнять их по ходу нашего урока. Для каждой группы разработаны индивидуальные задания.
VІ. «Открытие» нового знания (15 мин)
Учитель:
- Что нам поможет в изучении органов дыхания? (обучающиеся перечисляют: изучить материал учебника)
Учитель:
- Для работы вам выданаь таблица №1 «Органы дыхания животных». В таблице три колонки: 1 колонка – название групп животных уже заполнена, 2 остальных пусты. Используя задания к этой таблице и § 39 учебника, вы должны заполнить их. Смотрите внимательно задание № 2 , каждый заполняет только свою часть таблицы, затем каждая группа защищает свою работу, а все остальные впишут недостающие данные. (Работа по мини-группам, класс с начала учебного года разбит на группы)
Таблица №1 «Органы дыхания животных»
Название групп животных | Органы дыхания | Особенности строения |
Одноклеточные 1 гр. |
|
|
Кишечнополостные 2 гр. |
|
|
Морские кольчатые черви 3 гр. |
|
|
Моллюски 3 гр. |
|
|
Членистоногие 1 гр. |
|
|
Ланцетник 2 гр. |
|
|
Рыбы 3 гр. |
|
|
Земноводные 4 гр. |
|
|
Пресмыкающиеся 1 гр. |
|
|
Птицы 2 гр. |
|
|
Млекопитающие 4 гр. |
|
|
Задания по группам:
(Группа № 1) Заполнить органы дыхания и особенности строения у одноклеточных, членистоногих и пресмыкающихся;
(Группа № 2) Заполнить органы дыхания и особенности строения у кишечнополостных, ланцетника и птиц;
(Группа № 3) Заполнить органы дыхания и особенности строения у морских кольчатых червей, моллюсков, и рыб;
(Группа № 4) Заполнить органы дыхания и особенности строения у земноводных и млекопитающих.
Афиширование работы групп: (Работа обучающихся у доски с представлением своей части работы, сопровождается слайдами. Все остальные обучающиеся записывают данные в таблицу).
Название групп животных | Органы дыхания | Особенности строения |
Одноклеточные | Нет. Дышат всей поверхностью тела. | |
Кишечнополостные | Нет. Дышат всей поверхностью тела. | |
Морские кольчатые черви | Перистые жабры. | Образуются из выростов кожи по обеим сторонам тела. |
Моллюски | Пластинчатые, перистые жабры. | Расположенные в мантийной полости. |
Членистоногие | Трахеи, жабры, листовидные легкие. | Расположены в углублениях покрова тела. |
Ланцетник | Жаберные щели. | Скрыты под кожей и открываются в околожаберную полость. |
Рыбы | Жабры | Состоящие из жаберных дуг, тычинок и лепестков. |
Земноводные | Лёгкие, кожа. | Простые лёгкие, слизистая кожа. |
Пресмыкающиеся | Лёгкие. | Легкие с многочисленными выростами и перегородками |
Птицы | Лёгкие | Лёгкие плотные, бронхи проходят через них, образуя тонкостенные воздушные мешки между органами, в костях, под кожей. |
Млекопитающие | Лёгкие | Органы дыхания: губчатые лёгкие с лёгочными пузырьками (альвеолами). |
Учитель:
- Ребята, в чем состояла цель урока?
- Достигли?
- Можете ответить на вопрос, какие органы дыхания есть у животных? (Ответы обучающихся).
Проверим ваши знания.
VІІ. Применение нового знания. (3 мин)
Биологический диктант (правильные утверждения отметьте «+», а неправильные – «-»).
1. Органы дыхания морских кольчатых червей - перистые жабры.
2. Органы дыхания животных разнообразны и зависят от среды обитания.
3. Земноводные, живущие в воде, дышат при помощи жабр.
4. Органы дыхания наземных животных - лёгкие, жабры.
5. Дыхательная система млекопитающих состоит из лёгких.
(Самопроверка)
VІІІ.Итоги урока и рефлексия (2 мин)
Учитель:
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что понравилось?
- Что показалось сложным?
Подведение итога урока: Группы оценивают работу других групп, выставляют оценки.
Учитель:
- В течение урока каждый из вас работал, получал знания. Перед вами лежат смайлики разных цветов.
Смайлик красного цвета – не понял материал урока.
Смайлик жёлтого цвета – не весь материал понятен, надо еще поработать с учебником.
Смайлик зелёного цвета – материал понятен, хочу изучить дополнительную литературу.
Выберите тот цвет смайлика, которым бы вы отметили уровень усвоения темы урока.
IX. Домашнее задание: (2 мин) (исходя из оценки урока учениками)
Общее: какие ваши действия, как юных защитников природы, помогут выживать животным, что бы они не гибли из-за вредных действий на их органы дыхания.
I уровень (для тех, кто поднял красные смайлики):
Изучить § 39, устно ответить на вопросы к параграфу. Понаблюдать за дыханием ваших домашних животных.
II уровень (для тех, кто поднял желтые смайлики):
Так же изучить § 39, устно ответить на вопросы к параграфу. И творческое - нарисовать или сделать модель органа дыхания одного из животных.
III уровень (для тех, кто поднял зеленые смайлики): ученикам, которые поняли изучаемый материал, предлагаю приготовить дополнительный интересный материал по теме (сообщение, презентация).
Спасибо за вашу качественную работу на уроке. Урок окончен.
Рабочий лист ученика(цы) 7 класса
______________________________________________
(Ф.И.учащегося)
Тема урока:_____________________________________________________________
Цель урока:_____________________________________________________________
________________________________________________________________________
Название групп животных | Органы дыхания | Особенности строения |
Одноклеточные 1 гр. |
|
|
Кишечнополостные 2 гр. |
|
|
Морские кольчатые черви 3 гр.
|
|
|
Моллюски 3 гр. |
|
|
Членистоногие 1 гр. |
|
|
Ланцетник 2 гр. |
|
|
Рыбы 3 гр. |
|
|
Земноводные 4 гр. |
|
|
Пресмыкающиеся 1 гр. |
|
|
Птицы 2 гр. |
|
|
Млекопитающие 4 гр. |
|
|
Биологический диктант
(правильные утверждения отметьте «+», а неправильные – «-»).
1. Органы дыхания морских кольчатых червей - перистые жабры.
2. Органы дыхания животных разнообразны и зависят от среды обитания.
3. Земноводные, живущие в воде, дышат при помощи жабр.
4. Органы дыхания наземных животных - лёгкие, жабры.
5. Дыхательная система млекопитающих состоит из лёгких.
Домашнее задание
Общее: какие ваши действия, как юных защитников природы, помогут выживать животным, что бы они не гибли из-за вредных действий на их органы дыхания.
I уровень (для тех, кто поднял красные смайлики):
Изучить § 39, устно ответить на вопросы к параграфу. Понаблюдать за дыханием ваших домашних животных.
II уровень (для тех, кто поднял желтые смайлики):
Так же изучить § 39, устно ответить на вопросы к параграфу. И творческое - нарисовать или сделать модель органа дыхания одного из животных.
III уровень (для тех, кто поднял зеленые смайлики): ученикам, которые поняли изучаемый материал, предлагаю приготовить дополнительный интересный материал по теме (сообщение, презентация).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.
Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....
Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.
Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....
Нестандартный урок по биологии "Надкласс Рыбы", 7 класс
Нестандартные урок - игра "Покорение вершины" позволяет повысить эффективность обучения, интерес обучающихся к предмету...
Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления
В последнее время в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности у учащихся формируются т...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК АНГЛИЙСКИЙ-БИОЛОГИЯ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ
РАЗРАБОТКА 3-Х УРОГОВ ПРОХОДЯЩИХ ПРИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ДВУХ УЧИТЕЛЕЙ- АНГЛИЙСКОГО И БИОЛОГИИ. УРОКИ ПОМОГАЮТ ДЕТЯМ ЛУЧШЕ УЗНАТЬ ОКРУЖАЮЩЮЮ ИХ ПРИРОДУ И ПРОХОДЯТ В АУДИТОРИЯХ И НА УЛИЦЕ...
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
конспект урока по биологии: Способы искусственного дыхания и не прямой массаж сердца.
Урок: Способы искусственного дыхания и непрямой массаж сердца.Цель: научить выполнению разных способов искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.Материальное обеспечения урок...