Урок по биологии по теме "Органы дыхания " 7 класс
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Урок по биологии по теме "Органы дыхания " для 7 класса. Автор учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Линия: В.В.Пасеник «Вертикаль»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_biologiya.doc100.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_biologiya_7_klass_organy_dyhaniya.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме "Органы дыхания "

7 класс

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, 
но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. 
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»

А. Дистерверг

Автор учебника: В.В.Латюшин, В.А.Шапкин

Линия: В.В.Пасеник «Вертикаль»

Всего уроков: 70 уроков

№ данного урока: 44 урок

Цель:  создание условий для формирования знаний об  особенностях строения органов дыхания   животных.

Задачи:

Образовательные:  

- раскрыть особенности строения органов дыхания у разнообразных групп животных.

Развивающие:

- продолжить формирование умений самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы;

- учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы; 

- продолжить формирование умений работы с текстом учебника;

-  развивать логическое мышление, видеть картину органического мира.

Воспитывающие:  

- формировать интерес к предмету, научное мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде.

Технологии: проблемного обучения, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, группового обучения.

 технология критического мышления.

Оборудование: учебник биологии, мультипроектор.

Тип урока: открытие новых знаний.

Метод урока: частично-поисковый.

Форма работы: групповая, работа с учебником, таблицами.

Планируемые результаты обучения:  

  Предметные умения:

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): 

познавательные: 

общеучебные - использовать приемы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации); формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя;

коммуникативные: строить понятные монологические высказывания, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - участвовать в групповой работе (малая группа); строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

 Личностные умения проявление интереса к изучению природы методами естественных наук, ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.

Ход урока (30 минут)

I. Организационный момент (1 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята и гости нашего урока.

ІІ. Актуализация знаний обучающихся (2 мин)

Учитель:

-Как вы думаете, что позволяет  жить всем живым существам?

 (дети сами предлагают свои варианты, что же нам позволяет жить: питание, дыхание и т.д.)

- А без чего быстрее всего может закончиться жизнь? 

Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.

– Вывод   -  дыхание – это жизненно важная функция всех живых организмов.

III. Создание проблемной ситуации (1 мин)

Учитель:

- Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и люди? Приведите  примеры.

Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по- разному.

ІV. Целеполагание (2 мин)

Учитель:

- Пожалуйста, сформулируйте  тему урока.

Тема урока " Органы дыхания ".

Цель урока:

Изучение  органов дыхания животных  и особенности их строения.

V. Планирование (2 мин)

Учитель:

- Ребята,  работать будете в группах, каждая из которых будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими. Вы будете работать на рабочих листах, заполнять их по ходу нашего урока. Для каждой группы разработаны индивидуальные задания.

VІ. «Открытие» нового знания (15 мин)

Учитель:  

- Что нам поможет в изучении органов дыхания? (обучающиеся перечисляют: изучить материал учебника)

Учитель:

-  Для работы вам выданаь таблица №1 «Органы  дыхания животных».  В таблице три колонки: 1  колонка – название групп животных уже заполнена, 2 остальных пусты. Используя задания к этой таблице и § 39 учебника,  вы должны заполнить их.   Смотрите внимательно задание № 2 , каждый заполняет только свою часть таблицы, затем каждая группа защищает свою работу, а все остальные впишут недостающие данные. (Работа по мини-группам, класс с начала учебного года разбит на группы)

Таблица №1  «Органы дыхания животных»

Название групп животных

Органы дыхания

Особенности строения

Одноклеточные   1 гр.

 

 

Кишечнополостные   2 гр.

 

 

Морские кольчатые черви 3 гр. 

 

 

Моллюски   3 гр.

 

 

Членистоногие   1 гр.

 

 

Ланцетник    2 гр.

 

 

Рыбы  3 гр.

 

 

Земноводные   4 гр.

 

 

Пресмыкающиеся   1 гр.

 

 

Птицы   2 гр.

 

 

Млекопитающие   4 гр.

 

 

Задания по группам:

(Группа № 1) Заполнить органы дыхания и особенности строения у одноклеточных, членистоногих и пресмыкающихся;

 (Группа № 2) Заполнить органы дыхания и особенности строения у   кишечнополостных, ланцетника и птиц;

 (Группа № 3) Заполнить  органы дыхания и особенности строения у морских кольчатых червей, моллюсков, и рыб;
(Группа № 4) Заполнить  органы дыхания и особенности строения у земноводных и млекопитающих.

Афиширование работы групп:  (Работа обучающихся у доски с представлением своей части работы, сопровождается слайдами. Все остальные обучающиеся записывают данные в таблицу).

Название групп животных

Органы дыхания

Особенности строения

Одноклеточные

Нет. Дышат всей поверхностью тела.

Кишечнополостные

Нет. Дышат всей поверхностью тела.

Морские кольчатые черви

Перистые жабры.

Образуются из выростов кожи по обеим сторонам тела.

Моллюски

Пластинчатые, перистые жабры.

Расположенные в мантийной полости.

Членистоногие

Трахеи, жабры, листовидные легкие.

Расположены в углублениях покрова тела.

Ланцетник

Жаберные щели.

Скрыты под кожей и открываются в околожаберную полость.

Рыбы

Жабры

Состоящие из жаберных дуг, тычинок и лепестков.

Земноводные

Лёгкие, кожа.

Простые лёгкие,  слизистая кожа.

Пресмыкающиеся

Лёгкие.

Легкие с многочисленными выростами и перегородками

Птицы

Лёгкие

Лёгкие плотные, бронхи проходят через них, образуя тонкостенные воздушные мешки между органами, в костях, под кожей.

Млекопитающие

Лёгкие

Органы дыхания: губчатые лёгкие с лёгочными пузырьками (альвеолами).

Учитель:

-  Ребята, в чем состояла цель урока?

- Достигли?

- Можете ответить на вопрос,  какие органы дыхания есть у животных? (Ответы обучающихся).

Проверим ваши знания.

VІІ. Применение нового знания. (3 мин)

Биологический диктант (правильные утверждения отметьте «+», а неправильные – «-»).

1. Органы дыхания морских кольчатых  червей - перистые жабры.

2. Органы дыхания животных разнообразны и зависят от среды обитания.

3. Земноводные, живущие в воде, дышат при помощи жабр.

4. Органы дыхания наземных животных - лёгкие, жабры.

5. Дыхательная система млекопитающих состоит из лёгких.

(Самопроверка)

VІІІ.Итоги урока и  рефлексия (2 мин)

Учитель:

-  Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что понравилось?

-  Что показалось сложным?

Подведение итога урока: Группы оценивают работу других групп, выставляют оценки.

Учитель:

- В течение урока каждый из вас работал, получал знания. Перед вами лежат смайлики разных цветов.

Смайлик красного цвета –  не понял материал урока.

Смайлик жёлтого цвета – не весь материал понятен, надо еще поработать с учебником.

Смайлик зелёного цвета – материал понятен, хочу изучить дополнительную литературу.

Выберите тот цвет смайлика, которым бы вы отметили уровень усвоения темы урока.

IX. Домашнее задание: (2 мин) (исходя из  оценки урока учениками)

Общее: какие ваши действия, как юных защитников природы, помогут выживать животным, что бы они не гибли из-за вредных действий на их органы дыхания.

I уровень (для тех,  кто поднял красные смайлики): 

Изучить § 39,  устно ответить на вопросы к параграфу. Понаблюдать за дыханием ваших домашних животных.

II уровень  (для тех, кто поднял желтые смайлики): 

Так же изучить § 39,  устно ответить на вопросы к параграфу. И  творческое -  нарисовать или сделать модель органа  дыхания одного из животных.

III уровень (для тех, кто поднял зеленые смайлики): ученикам, которые поняли изучаемый материал, предлагаю приготовить дополнительный интересный материал по теме (сообщение, презентация).

Спасибо за вашу качественную работу на уроке. Урок  окончен.

Рабочий лист ученика(цы) 7 класса

______________________________________________

(Ф.И.учащегося)

Тема урока:_____________________________________________________________

Цель урока:_____________________________________________________________

________________________________________________________________________

Название групп животных

Органы дыхания

Особенности строения

Одноклеточные   1 гр.

 

 

Кишечнополостные   2 гр.

 

 

Морские кольчатые черви 3 гр.

 

 

 

Моллюски   3 гр.

 

 

Членистоногие   1 гр.

 

 

Ланцетник    2 гр.

 

 

Рыбы  3 гр.

 

 

Земноводные   4 гр.

 

 

Пресмыкающиеся   1 гр.

 

 

Птицы   2 гр.

 

 

Млекопитающие   4 гр.

 

 

Биологический диктант

        (правильные утверждения отметьте «+», а неправильные – «-»).

        

1. Органы дыхания морских кольчатых  червей - перистые жабры.

2. Органы дыхания животных разнообразны и зависят от среды обитания.

3. Земноводные, живущие в воде, дышат при помощи жабр.

4. Органы дыхания наземных животных - лёгкие, жабры.

5. Дыхательная система млекопитающих состоит из лёгких.

Домашнее задание

 Общее: какие ваши действия, как юных защитников природы, помогут выживать животным, что бы они не гибли из-за вредных действий на их органы дыхания.

I уровень (для тех,  кто поднял красные смайлики):

Изучить § 39,  устно ответить на вопросы к параграфу. Понаблюдать за дыханием ваших домашних животных.

II уровень  (для тех, кто поднял желтые смайлики):

Так же изучить § 39,  устно ответить на вопросы к параграфу. И  творческое -  нарисовать или сделать модель органа  дыхания одного из животных.

III уровень (для тех, кто поднял зеленые смайлики): ученикам, которые поняли изучаемый материал, предлагаю приготовить дополнительный интересный материал по теме (сообщение, презентация).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....

Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....

Нестандартный урок по биологии "Надкласс Рыбы", 7 класс

Нестандартные урок -  игра "Покорение вершины"  позволяет повысить эффективность обучения, интерес обучающихся к предмету...

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления

В последнее время  в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности  у учащихся формируются т...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК АНГЛИЙСКИЙ-БИОЛОГИЯ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

РАЗРАБОТКА 3-Х УРОГОВ ПРОХОДЯЩИХ ПРИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ДВУХ УЧИТЕЛЕЙ- АНГЛИЙСКОГО И БИОЛОГИИ. УРОКИ ПОМОГАЮТ ДЕТЯМ ЛУЧШЕ УЗНАТЬ ОКРУЖАЮЩЮЮ ИХ ПРИРОДУ И ПРОХОДЯТ В АУДИТОРИЯХ И НА УЛИЦЕ...

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

конспект урока по биологии: Способы искусственного дыхания и не прямой массаж сердца.

Урок: Способы искусственного  дыхания и непрямой  массаж сердца.Цель: научить выполнению разных способов искусственного  дыхания и непрямого массажа сердца.Материальное обеспечения урок...