Человек в ответе за природу.
план-конспект занятия по биологии (5 класс)
Интегрированный урок по биологии, географии в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_v_5.doc | 78 КБ |
ekologicheskiy_zhurnal.pdf | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 5-ом классе на тему:
«Человек в ответе за природу»
Цели:
- продолжить знакомство учащихся с экологическими проблемами, созданными человеком;
- формировать основные представления о процессах загрязнения атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению антропогенного воздействия на атмосферу;
- проследить взаимодействие человека и природы;
- развивать чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду;
- формировать умения учащихся работать с различными источниками информации, составлять рассказы и сообщения природоведческого содержания;
- развивать логическое мышление и познавательную активность учащихся.
Оборудование: Записи звуков природы; пейзажи; оборудование для иллюстраций действия серной кислоты (пробирки, серная кислота, пипетка, образцы ткани листа растения, металла, бумаги, мела и т. д.); дезодорант.
Ход урока
Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок, а урок, на котором сразу два учителя, и проведем мы его в форме устного журнала.
Эпиграфом к нашему журналу мы взяли слова
Эпиграф урока:
Человек – не повелитель природы.
Человек – не покоритель природы.
Человек – просто её неотъемлемая часть.
- Как вы можете объяснить девиз нашего урока?
- О чём пойдет сегодня речь?
- Почему данный урок у вас ведут сразу два педагога?
- Что изучают биология и география?
- Что такое природа?
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава ,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери, и леса.
Гром туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг ... природа.
- Какая бывает природа? Приведите примеры.
- Как действует человек на природу?
- Как природа воздействует на человека?
На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами о влиянии человека на природу, отметим положительные и отрицательные стороны этого воздействия. Свой урок мы проведём в форме устного журнала. Мы будем путешествовать по его страницам.
Но, прежде чем отправиться в путешествие, нужно узнать, все ли вы готовы к путешествию? Для этого вам необходимо ответить на вопросы.
- Какие оболочки Земли вы знаете?
- Что называют биосферой?
- Как называется наука о связях между организмами и окружающей их средой, между человеком и природой?
- Какие основные виды загрязнений вам известны?
- Что такое биоразнообразие?
- Что такое экологические проблемы?
- Международная экологическая организация, выступающая за решение экологических проблем.
Я вижу, все готовились к путешествию. Тогда в путь!
Итак, первая страница – «Историческая».
Нас в любое время года учит мудрая Природа!
Птицы учат пению. Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и пруду обучают нас труду!
Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте.
И при всей огромности обучает скромности!
Отражение в воде учит нас правдивости.
У природы круглый год обучаться нужно.
Нас деревья всех пород – весь большой лесной народ
Учит крепкой дружбе!
По мнению учёных первые люди появились на Земле 2 млн. лет назад. Древними предками человека были жившие в Африке несколько миллионов назад «древесные обезьяны» - дриопитеки и «южные обезьяны» - австралопитеки.
Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов немалую роль сыграл человек. Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы – ловушки. Животных поражали камнями, копьями, стрелами, деревянными дубинами… В те далёкие годы живой мир планеты понёс первые большие потери от рук человека.
В далёком, далёком туманном просторе
Средь волн океанских стоял островок.
Кругом волновалось безбрежное море
На север, на запад на юг, на восток.
Тот остров был очень красивым, зелёным.
И стали к нему подходить корабли.
Нечасто встречается в море солёном
Такой вот уютный кусочек земли.
…Порядок сложился на многие годы
И не был бы, может, нарушен вовек,
Но тут появился властитель природы –
Великий, могучий … злой ЧЕЛОВЕК.
И вот он наводит другие порядки –
Он начал животных для пищи ловить,
Распахивать землю под поле и грядки,
Строить заводы, удобрения лить.
Что делает он? Неужели разрушит
Порядок, что мог закрепиться в веках
На этом кусочке оторванной суши?
Решайте! Решайте, всё в ваших руках.
- Почему человек в этом стихотворении назван великим? Могучим? Злым?
Вторая станция – «Человек – властелин природы?»
Сельское хозяйство.
Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они приручили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие сорта, которых никогда не было в природе.
И всё это было бы прекрасно, если бы развитие сельского хозяйства не потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создавать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Стада домашних животных вытаптывали и выедали пастбища, что способствовало разрастанию пустынь…
Одни виды растений и животных исчезали, зато другие приспосабливались к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Человек стал упорно искать эффективные средства борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство как ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили, что эти вещества губят всё живое, да к тому же очень опасны для самого человека. Однако, они на этом не остановились. Для повышения урожайности растений люди стали использовать удобрения, загрязняя почву и продукты питания нитратами. Как известно, нитратная продукция канцерогенна, т.е. может стать причиной развития раковых опухолей.
Появление и развитие земледелия 7 тыс. лет назад положило начало массовой вырубке лесов. По оценкам ученых, к моменту появления человека на Земле леса занимали 60% ее поверхности, а сейчас – только 30% или 4 млрд. га. Однако темпы вырубки лесов высоки: в год исчезает около 110 тыс. кв.км лесов или 20 га в минуту. В настоящее время нетронутые человеком леса сохранились в тайге России и Канады, а также в тропических лесах Амазонии.
Транспортная.
Все виды транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для неё автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 600 миллионов штук автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5 – 4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу. Кроме того, в бензине содержится высокотоксичный элемент – свинец.
За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю жизнь! Автомобили расходуют огромное количество топлива. А его источники исчерпаемы, и их осталось на земле не так уж много. Особенно быстро тают запасы нефти, из которых получают бензин.
При добыче нефти, её транспортировке и переработке загрязняются почва, вода и атмосфера. Наконец, в автомобильных катастрофах на дорогах гибнет много людей.
Промышленность.
Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды и почвы отходами производства. Промышленные загрязнения самые разнообразные: механические, химические, тепловые. Особенно опасны радиоактивные отходы, т.к они способны испускать особые, очень вредные для всего живого лучи, которые нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного, или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций, при всевозможных авариях на объектах, использующих атомные реакторы.
Третья станция – «Бытовые отходы.»
В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Если весь накапливающийся мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус (8848 м) - высочайшую горную вершину Европы. Основными составляющими бытового мусора являются бумага, пластмасса, стекло, упаковочные материалы.
Мусорные свалки представляют угрозу природе и человеку, т. к. создают взрыво - и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются насекомые, грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. От выделяющихся мусорными свалками газов страдает атмосферный воздух.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
Четвёртая станция – «Черная и Красная страницы»
Человек, кичась своими научными достижениями и технологическими новшествами, объявил себя царем природы и правит, нарушая все традиции и законы. Еще в 50-х годах разумные люди забили тревогу, а сейчас просто необходимо звонить во все колокола. Многие виды флоры и фауны исчезли с лица Земли.
И поэтому к нам в гости пришли представители флоры и фауны и конечно Красная книга, чтобы вы никогда не стали убийцами животных и разорителями лесов.
А вот и Красная книга.
Красная книга:
Красная книга - красная!
Значит природа в опасности.
(Б. Дубровин)
В 1949 году при Международном союзе охраны природы и природных ресурсов во Франции была создана "паспортная" комиссия по редким видам. Считали 14 лет.
Выяснили, что с 1600 по 1800 г с лица Земли исчезло 33 вида млекопитающих, с 1800 по 1900 - еще 33 формы, а с 1900 по 1913 - 52. Международная Красная книга учреждена решением Международного Союза охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Главным организатором и автором стал английский орнитолог и художник-анималист Питтер Скотт.
Красную книгу называют Документом совести.
- Почему книга имеет красный цвет?
Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый.
- Подумайте, по какому принципу выбирались цвета
• Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).
• Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).
• Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).
• Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).
За последние 400 лет в мире уничтожено более 150 видов зверей и птиц. Исчезли с лица Земли стеллерова корова, сумчатый волк, дикая лошадь тарпан, громадный сильный бык тур и многие др. Под угрозой исчезновения сейчас находятся еще около 600 видов. Из 400 тысяч видов растений 25 тысяч находятся под угрозой исчезновения.
Морская корова была открыта в 1741 г. в северной части Тихого океана участником экспедиции Витуса Беринга Г. Стеллером. Это крупное доверчивое млекопитающее (длиной до 8 м) совершенно не боялось человека. Оно питалось водорослями (морской капустой), поэтому жители Камчатки назвали это животное «капустник». Животное так близко подпускало к себе людей, что до него можно было дотронуться рукой и погладить. В связи с тем, что мясо морской коровы было очень вкусное, она подверглась нещадному истреблению и через 28 лет после открытия была полностью уничтожена. В настоящее время только в музеях можно увидеть скелеты этого животного.
Из списка пернатых обитателей планеты навсегда вычеркнут вид бескрылая гагарка. Последний экземпляр уничтожен в Исландии около 1844 г.
Четвёртая станция – «Сюрпризы природы.»
С развитием человеческого общества облик планеты сильно изменился. Человек действительно покорил природу, но и природа мстит людям за каждую победу над ней, преподнося свои «сюрпризы». Какие? Вам предстоит сейчас отгадать.
«Сюрпризы» находятся в «Чёрном ящике».
«Сюрприз» № 1.
Средство гигиены, которое попадая в атмосферу, разрушает в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает всё живое от опасной части солнечных лучей. (Дезодорант.)
Справка: Над Антарктидой зафиксировано уменьшение содержания озона в атмосфере на 50% (средняя толщина озоносферы составляет всего лишь
3 мм). Вещества, разрушающие озоновый слой Земли – фреоны.
«Сюрприз» № 2.
Вещество, которое губит всё живое. И не только живое: даже памятники и здания разрушаются от этого вещества. (Кислота, содержащаяся в кислотных дождях.)
По содержанию кислоты современные дожди соответствуют сухому вину, а часто столовому уксусу.
- А хотите увидеть на практике, что произойдёт, если выпадет кислотный дождь?
Демонстрация воздействия концентрированной кислоты на образцы мела, бумаги, пластика, металла, листа растения.
«Сюрприз» № 3.
Газ, образующийся в результате сжигания мусора, топлива и приводящий к парниковому эффекту.
Осталась последняя станция. Чтобы отправиться на эту станцию, мы должны вернуться к вопросам, которые были заданы в начале урока.
Загрязнение рек и морей.
Масштабы загрязнения внутренних вод принимают в настоящее время угрожающие размеры. От болезней, возникающих вследствие их загрязнения, ежегодно страдают на Земле 500 млн. человек. Сброс в реки и водоемы сточных вод приводит к гибели не только рыб, но и к уничтожению их нерестилищ, многих кормовых организмов.
Миссисипи сделалась грязным сточным потоком, Сена и Рейн – белыми от химической пены. «Химический взрыв» на Рейне.
Известный норвежский ученый, путешественник и писатель Тур Хейердал, переплывший на бальзовом плоту значительную часть Тихого океана, вспоминает, что он и его товарищи на «Кон-Тики» были глубоко взволнованы красотой и поразительной чистотой океана. Но недавно ученый заявил: «Загрязнение океана продуктами деятельности человека заметно не только вблизи берегов, но и на обширных пространствах в его центральной части». Они повсюду встречали пластиковые сосуды, выдавленные тюбики и др.
Пятая страница– «Будущее.»
Вот наше путешествие подошло к концу, нам нужно возвращаться. Но прежде, чем вернуться в настоящее , вам необходимо уяснить основные правила, которые нужно соблюдать, чтобы ваше будущее и будущее ваших детей состоялось, чтобы людям не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам.
- Итак, сформулируйте эти правила.
Учащиеся по цепочке называют основные правила:
- Бороться с уничтожением лесов;
- Остановить наступление пустынь;
- Защитить планету от всех видов загрязнений;
- Контроль за неблагоприятными изменениями в окружающей среде;
- Сохранить всё живое на планете.
Знакомство с правилами поведения в природе.
Работа в парах. Один ученик читает правило, а другой поясняет. Вспомните примеры нарушений этих правил.
• Правило 1.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
• Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
• Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
• Правило 4. Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!
• Правило 5. Берегите почву!
• Правило 6. Берегите прекрасный мир растений!
• Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!
• Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
- Почему нельзя проводить охрану природы только в одной стране?
Рефлексия
У каждого ребёнка на парте листочек. Учитель просит нарисовать на нём своё настроение и прикрепить к дереву, нарисованному на листе ватмана.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
«Человек в ответе за природу»
Урок экологии в 5-ом классе...
классный час "Человек- он ведь тоже природа"
Материал предназначен для проведения классного часа в 8-9 классе, или может использоваться на уроках экологии....
"Человек-природа, или в природе человек!"
Диспуп-беседа с учащимися по экологическому воспитанию. В беседе участвуют три команды. Жюри отценивает ответы детей....
Пример итогового сочинения в 11 классе.Человек и природа (природа как источник вдохновения и переживаний человека)
Природа всегда была источником вдохновения для многих художников,писателей,поэтов. Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые п...
Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».
Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...