Конспект урока-проекта «Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы» (7 класс)
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Платонова Анна Владимировна

Конспект урока-проекта

«Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы» (7 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока-проекта

«Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы» (7 класс)

На уроке обязательно использование проектирующей установки, программного диска к учебнику Пономарёвой Н.И. за 7 класс и желательно макет «Скелет рыбы», муляж «Головной мозг рыбы», неплохо использовать веб камеру для проецирования работ ребят.

Введение (10мин)

Учитель: Здравствуйте, разрешите начать необычный для вас урок, который называется урок-проект. Слайд «Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы»

Скажите, пожалуйста, выполняли ли вы проекты на других уроках? (Ответ детей да, нет) На сегодняшнем уроке мы попробуем всего за 45 минут составить настоящий иллюстративный проект, который вы сможете выполнить сами, имея желание дома по любой из вас заинтересовавшей теме.

Мы изучали многих животных и говорили, что любое животное нужно описывать по определённому плану, исходя из изученных систем органов. Давайте вспомним, какие системы органов мы знаем? (Ответы детей: пищеварительная, дыхательная и т.д.)

На предыдущих уроках мы с вами записывали, из каких этапов должен состоять наш проект. (Ответы детей: постановка целей и задач, выполнение основной части, формулировка выводов)

Слайд: цель урока – овладеть методикой составления мини-проекта на уроке биологии

Слайд: Задачи урока -


  • Выявить особенности внешнего строения рыб

  • Определить особенности внутреннего строения рыб

  • Ознакомиться со способами размножения рыб

  • Сформулировать вывод по данному проекту


Итак, на сегодняшнем уроке мы будем работать над проектом по определённому плану. Давайте сформулируем название нашего проекта. (Ребята предлагают разные названия, но останавливаются на названии «Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы»)

Основная часть (28 мин)

Учитель: Мы определились с названием проекта. Что следует выполнить далее исходя из строения плана работы над проектом? (Учащиеся отвечают: определить цели и задачи)

Учитель заранее прогнозирует ответы ребят и готовит слайды:

Цель проекта –


  • Составить мини-проект по данной теме


Задачи проекта –


  • Изучить особенности строения отдельных систем органов рыб

  • Сформулировать общий вывод по работе


Учитель: Для того чтобы внести некоторую романтику в наш урок, давайте поработаем учёными, которые будут изучать строение наших рыб. На экране вы видите биологические науки, при помощи которых можно изучать что либо, выберите нужные нам науки и охарактеризуйте представленные вам науки. (Ответы ребят:

Слайд


  • Зоология – наука о животных

  • Анатомия – о строении внутренних органов живых организмов

  • Физиология – наука, изучающая внутренние процессы жизнедеятельности

  • Морфология – наука, изучающая внешнее строение

  • Систематика – наука, занимающаяся распределением различных групп животных и растений по группам

  • Этология – о поведении животных

  • Эмбриология – изучение эмбрионов

  • Экология – наука, о взаимоотношении организмов друг с другом и окружающей средой


Учитель: Мы с вами неплохо определили задачи, цели и имеем желание поработать в составе научной группы. Возьмите задания для каждой группы и пользуясь учебником ответьте на поставленные вопросы. В рисунках подпишите все органы рыб. На работу в группах вам выделяется 15 минут.

Учащиеся берут заготовленные таблички с названиями: эмбриологи, анатомы, физиологи, морфологи. Работа дальнейшего хода урока проходит при работе ребят в группах. Каждая группа получает вопросы и рисунки, в которых нужно подписать органы животных.

Во время работы ребят в группах учитель готовит слайды с программного диска и комментирует задания в каждой группе.

Задания для каждой группы


Эмбриологи

1.Как осуществляется зависимость между числом отложенных икринок и заботой о потомстве?

2. Какое оплодотворение наблюдается у рыб?

3. Что такое нерест?

4. У каких рыб нерест бывает один раз в жизни?

5. Какие половые органы есть у самца и у самки?


Физиологи

1.Где происходит газообмен у рыб?

2. Почему у рыб холодная кровь?

3. Как кислород усваивается организмом рыбы?

4. Какова роль печени?

5. Как происходит газообмен у рыб?


Анатомы

Вопросы:

1.Какие системы органов можно изучать у рыб?

2.На какой стороне тела расположено сердце у рыб и какую это играет роль?

3. Из скольких отделов состоит мозг рыбы?

4. Как устроена выделительная система рыб?

5.Какие органы входят в пищеварительную систему рыбы?


Морфологи

1.Какие признаки различают раб от других животных?

2. На какие части разделено тело рыбы?

3.Какие новообразования произошли в строении тела рыбы?

4. Какие приспособления появились у рыб в связи с водной средой обитания?

5.Где расположены и из чего состоят пояса конечностей рыбы?


Каждая группа готовит сообщение и комментирует в паре у доски. Один ученик работает у компьютера с программным диском, другой параллельно комментирует. Таким образом, задействованы почти все учащиеся. Оставшиеся учащиеся отвечают на вопросы с места. Важно продумать, чтобы всем ребятам досталось задание.

Рабочая школьная доска по ходу работы над проектом заполняется готовыми страницами вновь созданного проекта, которые на обычных магнитах в последовательном порядке сначала крепит учитель (название, цели, задачи), а затем при ответе страницы добавляют отвечающие у доски.

Таким образом, при финале работы на доску выстраивается чёткая последовательность проекта, где каждая странички видна.

Заключение (7 мин)

Учитель: Хочу обратить ваше внимание на доску. Что вы видите на ней? (Ответы детей: наш проект). Правильно. Сами того не заметив, мы выстроили на доску структуру нашего проекта. Полностью ли мы выполнили проект? (Ответ детей: нет) Чего не хватает? (Вывода) Правильно. Так давайте же попробуем подвести итог нашему проекту.

В устной форме ребята озвучивают итог проекта, а на доску появляется табличка Вывод.

Вывод со слов ребят:


  • Внешнее и внутреннее строение рыб имеет следующие особенности:

  • Тело рыб разделено на отделы: голову, туловище и хвост

  • Покровами рыбы является кожа, покрытая костной чешуёй и слизью

  • Приспособления для движения в воде – плавники

  • Скелет рыб может быть хрящевым и костным, но состоит из многих костей

  • Дыхание рыб только жаберное

  • У рыб 1 круг кровообращения

  • Сердце состоит из одного желудочка и предсердия (2 камеры)

  • Особые органы: плавательный пузырь и боковая линия

  • Оплодотворение осуществляется в воде – внешнее и особи разнополые


Слайд : домашнее задание:


  • 1. Подготовить по 5 вопросов на карточках по изученной теме.

  • 2. Подготовиться к лабораторной работе «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Внутреннее строение рыбы

Конспект урока с презентацией. Внутреннее строение рыбы...

Лабораторная работа "Внешнее строение рыбы" 7 класс

Лабораторная работа "Внешнее строение рыбы" 7 класс...

Лабораторная работа "Внешнее и внутреннее строение лягушки" 7 класс.

Лабораторная работа "Внешнее и внутреннее строение лягушки" 7 класс....

Практическая работа «ТБ. Внутреннее строение рыбы» 7 класс

Цели урока: Закрепить знания по теме «Внутреннее строение рыбы» Формы и методы обучения: фронтальный опрос, рассказ, объяснение,  беседа, работа с препаратом, работа с раздаточным материалом...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...

Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Рыбы. Внешнее и внутреннее строение....