Роль биологии в жизни и практической деятельности человека
статья по биологии
В стратегии исследовательской деятельности в биологии появляются такие новые направления, как предвидение, прогнозирование. Возникает необходимость в разработке сценариев предвидимого будущего для всех уровней биологической реальности. Современная биология вступает в новый этап своего развития, который можно назвать биоинженерным. Становление и стремительное развитие генной и клеточной инженерии, инженерии биогеоценозов, решение проблем взаимодействия биосферы и человечества требуют совершенствования методов анализа и сознательного управления всем новым комплексом исследований и практических разработок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_biologii_v_zhizni_i_prakticheskoy_deyatelnosti_cheloveka_statya.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.
В стратегии исследовательской деятельности в биологии появляются такие новые направления, как предвидение, прогнозирование. Возникает необходимость в разработке сценариев предвидимого будущего для всех уровней биологической реальности. Современная биология вступает в новый этап своего развития, который можно назвать биоинженерным. Становление и стремительное развитие генной и клеточной инженерии, инженерии биогеоценозов, решение проблем взаимодействия биосферы и человечества требуют совершенствования методов анализа и сознательного управления всем новым комплексом исследований и практических разработок.
По мере развития биологии и внедрения ее достижений в жизнь человеческого общества будет возрастать число людей, для которых биологическое образование окажется элементом их профессиональной подготовки. Отсюда видно, что значимость биологического образования в школе возрастает. Также следует отметить, что школьный предмет «Биология» способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, т.е. системы наиболее общих взглядов на мир и человека, на отношения между человеком и миром. А это очень важно, т.к. мировоззрение определяет жизненную программу личности, идеалы и убеждения, интересы и ценности. В конечном итоге оно обусловливает линию поведения человека.
Развитие научного мировоззрения в процессе обучения биологии имеет особенное значение для учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к философским проблемам в связи с естественной потребностью осмыслить действительность в целом.В процессе обучения биологии в единстве с развитием диалектического мышления школьников перед ними раскрываются научная картина органического мира, историчность жизни и ее место в системе форм движения, противоречивый путь познания живой природы. «Конечная цель курса естествознания в общеобразовательном заведении, – писал Александр Яковлевич Герд, – привести учащегося к определенному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук».
Биология является одним из ведущих предметов естественно-научного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в становлении и развитии личности ребёнка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества. Каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.Основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность биологического образования в основной школе.
- Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества. Знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.
- Формирование представления о природе как развивающейся системе. Школьная биология как никакая другая учебная дисциплина позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.
- Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Не имея простейших представлений о естественно-научных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности, современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.
- Овладение наиболее употребительными понятиями и законами из курса биологии и их использование в практической жизни. Ближайшим итогом изучения школьного курса биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни.
- Оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы на основе овладения системой экологических и биосферных знаний, определяющих граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека.
- Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. Важнейшим условием счастья каждого человека являются его здоровье и здоровье его близких. Сохранение здоровья – личное дело каждого человека и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.
Если роль предмета столь велика, несёт мировозренческий характер, не совсем понятным становится место предмета в учебном планепо программам основного общего и среднего общего образования, где для изучения курса биологии отводится в 5,6 классах всего один час, и тем более непонятны мотивы по которым на изучение биологии в средней основной школе, т. е. в 10-11 классах отводится всего 1 час, т.е. 34 часа в год. Такой объём времени не позволяет затронуть очень важные, философские, мировозренческие проблемы организации живого мира. А между тем, они очень интересуют школьников. Природа не терпит пустоты и те представления, на формирование которых школьная программа не отпускает времени, заполняться сомнительными теориями, почерпнутыми из Интернета или телевизионных передач, носящих ярко выраженный околонаучный характер.
Есть и другие причины дать нашим детям полноценные биологические знания. Тяга к природе.Позволю себе процитировать небольшой отрывок из книги Виктора Дольника «Непослушное дитя биосферы»:
-« У меня, как и у вас, есть такие знакомые.
Они всю жизнь жили в городе, работали в главке, тресте, министерстве; имели дело с бумагами и людьми, любили эту работу. В отпуск ездили в санаторий, вечерами ходили в театр, читали, принимали гостей. Работать руками не любили, да и не умели. Вышли на пенсию, поселились на даче – ради свежего воздуха и тишины. И переменились. Сажают и пересаживают деревья и кусты, таскают на себе землю, ползают на четвереньках по грядкам с клубникой и цветами, делают какие - то компосты, страдают, что мало достали навоза».
Современный человек, житель мегаполиса, до предела социализированный, находит душевный покой и равновесие в общении с природой. Именно поэтому так увеличилось количество домашних животных в городских квартирах, таких разных животных содержат люди, от экзотических насекомых до самого обычного кролика. Знать эволюционную историю вида своего питомца, ареал его обитания в естественных условиях, особенности строения и жизнедеятельности, уметь найти и воспользоваться научно – популярной литературой, вычленить для себя полезные сведения – всё это тоже уроки биологии в школе.
Преподавание биологии должно отражать реальное положение науки о живой природе в системе научного знания. Биология тесно взаимодействует с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами, включена в социокультурную среду. Формирование научной картины мира — это результат всего школьного обучения. На современном этапе своего развития биология требует философского переосмысления традиционных форм организации знания, создания нового образа науки, формирования новых норм, идеалов и принципов научного исследования, нового стиля мышления. Развитие биологии в наши дни начинает давать все больше плодотворных идей, как для сферы биологического познания, так и имеющих значение для науки и культуры в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Связано ли появление чертежа с практической деятельностью человека ?(презентация)
Цель : 1.Формированиеинтереса к дисциплине «Инженерная графика». 2.Развитие самостоятельногопознавательного интереса к технике....
«Роль создания ситуаций успеха в практической деятельности педагогов».
Педагог связан с обучающимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей подростка, перед самим подростком и пере...
Значение графического образования в практической деятельности человека
Развитие графической культуры учащихся, образного и логического мышления. Формирование и развитие пространственных представлений и творческих способностей учащихся....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
мотивирующее выступление на родительском собрании "роль биологии в жизни моего ученика"
Мой ученик – это открытый, неравнодушный, любознательный, креативный, способный ребенок. Он не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны учителя.И...