Царство Растения
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Повторение и обобщение знаний по теме «Царство растений» 6 класс
Цель: систематизировать знания учащихся об основных отделах царства растений, особенностях их строения, распространения, размножения и роли в природе и в жизни человека.
Задачи:
- Образовательная – обобщить знания о многообразии растительного мира; закрепить знания об отделах растений, их характерных признаках, о значении растений в природе и жизни человека;
- Развивающая – развитие познавательного интереса, формирование умений использования знаний в измененной ситуации за определенное время;
- Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, формирование представления о единстве живой природы.
Оборудование: презентация «Значение растений», компьютер, проектор, экран, тетрадные листочки, маркер.
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Повторение
Какая область биологической науки помогает разобраться в многообразии растений?
Что такое систематика? (слайд).
- Почему Водоросли и Лишайники относят к группе низших растений?
- А какие признаки объединяют отделы Мхов, Плаунов, Хвощей, Папоротников, Голосеменные и Покрытосеменные к высшим растениям?
Верны ли следующие утверждения?
1. Водоросли относятся к низшим растениям, т.к. они не имеют корней, стеблей и листьев. (да)
2. Ризоиды являются корнями. (нет)
3. Мхи – это низшие растения (нет).
4. Тело лишайника – слоевище состоит из водоросли и гриба (да).
5. Плауны, хвощи, папоротники отмирая, образовали залежи каменного угля (да).
6. Коробочка кукушкина льна содержит семена (нет).
7. Голосеменные – это высшие растения, они имеют стебель, корень, листья и образуют семена (да).
8. Морковь – двулетнее растение (да).
9. Сосна сибирская и кедр – это одно и тоже растений (нет).
10. После цветения покрытосеменные образуют плод (да).
.
3. Систематизация и углубление знаний.
- Заполнить таблицу (слайд) в тетради. На выполнение задания три минуты.
- Проверка правильности выполнения(слайд подтверждает правильность ответа).
Вывод: водоросли обитают в водной среде, есть одноклеточные зеленые водоросли, цвет пигмента зависит от глубины обитания водорослей.
- Отдел Лишайники(слайд со строением лишайника).
Что мы видим?
Из чего состоит тело лишайников?
Вывод, что тело лишайника представлено слоевищем и состоит из гифа гриба и одноклеточных зеленых водорослей.
- Что такое лишайники? (симбиоз)
- На какие типы делят лишайники? (слайд).
Какие лишайники обитают в нашей местности?
Вывод: В нашей местности встречаются накипные лишайники (слайд) – ксантория. Реже – листовые (слайд) – пармелия. Часто встречаются в парках и зеленых зонах города. И совсем редкие и в нашей полосе не встречаются – это кустистые (слайд) – ягель или «олений мох».
- С чем связано такое распределение лишайников и преобладание накипных в городской среде? Лишайники – индикаторы чистоты воздуха (слайд).
Водоросли и Лишайники – низшие растения.
- Какие признаки характеризуют высшие растения?
- Какие отделы относят к высшим споровым растениям?
- Сравните строение мхов и плаунов и докажите, почему мхи относят к высшим споровым растениям (слайд)?
- А каких вы еще знаете представителей самых древних растений на земле (слайд)?
- Что интересного в строении папоротника?
Вывод: мхи, плауны, хвощи и папооротники – высшие споровые растения.
- Какие отделы семенных вам известны?
- Охарактеризуйте каждый из этих отделов (слайд).
Рассказ-загадка
- Это древние, наземные, вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники и лианы. Имеют стебель, корень, лист. Размножаются и распространяются семенами, которые лежат открыто на поверхности чешуи. Древесину таких растений используют как ценный строительный материал (Голосеменные).
- Самая многочисленная и молодая группа Царства Растений. Растут в воде, от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонии. Имеют органы семенного размножения. Семена развиваются внутри плода (Покрытосеменные).
Вот именно по таким признакам можно разделить растения на голосеменные и покрытосеменные.
Самостоятельная работа.
Проверка правильности выполнения(слайд подтверждает правильность ответа).
- Светолюбивое вечнозеленое растение со стройным стволом (сосна).
- Хвоинки этого растения светло-зеленые, мягкие, сидят пучками, опадают на зиму …(лиственница)
- Травянистое растение, которое так любят обезьяны…(банан)
- После цветения растения образуется …(плод)
- Кустарник , представитель голосеменных, с игольчатыми листьями, редкий. Нуждается в охране. (можжевельник)
- Семена из шишек высыпаются через…года. (2)
- Растение, которое служит сырьем для изготовления тканей. (хлопок, лен)
- Сколько лет растет морковь? (2 года)
4. Закрепление. Кроссворд (Слайд)
По горизонтали:
4. Растение, имеющее цветок (покрытосеменное)
5. Группа низших, обычно водных, растений (водоросли)
8. Одноклеточная водоросль (хлорелла)
10. Крупная пластида у водорослей (хроматофор)
11. Растения, заканчивающие жизненный цикл (от прорастания семени до образования семян) в течение одного сезона (однолетние)
12. Органы, в которых образуются споры (спорангии)
13. Орган растения, развивающийся из цветка и заключающий семена (плод)
14. Высшее споровое растение (папоротник)
15. Высшее споровое растение с ползучим стеблем (плаун)
По вертикали:
1. Высшее семенное растение, не имеющее цветков (голосеменное)
2. Орган размножения и расселения у высших растений (семя)
3. Высшее споровое растение, не имеющее корней (мох)
6. Нитевидная клетка, выполняющая функции корня у некоторых водорослей и мхов (ризоид)
7. Одноклеточная зеленая водоросль (хламидомонада)
9. Организм, тело которого состоит из гриба и водоросли (лишайник)
10. Высшее споровое растение (хвощ)
12. Специализированная клетка бактерий, грибов, растений, служащая для размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий (спора)
5. Подведение итогов. Выставление оценок за урок
6. Домашнее задание. (Слайд)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме «Основные отделы царства растений»
Дидактический материал по биологии для 6 классов разработан для итоговой проверки знаний по теме «Основные отделы царства растений». Представлен карточками в 8 вариантах. Разработан к учебнику для общ...
контрольная работа в 6 классе по теме "Царство Растения"
контрольная работа в двух вариантах...
Общая характеристика царство Растения
Урок разработан по программе И Н Сонина. 7 класс...
Конспект открытого урока-игры по биологии "Царство Растений"
Данный урок обобщающий, по теме растения, в виде КВНа....
Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»
План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»» Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...
Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"
Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...
Презентация к уроку " Царство Растений. Строение семени покрытосеменных растений" для 6 класса
Презентация к уроку состоит из двух частей. Дело в том, что Царство растений по УМК Пасечника подробно изучается в 5 классе. А физиология и анатомия растений - в 6 классе. Чтобы подвести к изуче...