Нарушение осанки. Плоскостопие
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_osanka._ploskostopie.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение осанки. Плоскостопие 8 класс

Цели

1. Сформировать знания о причинах нарушения осанки и развития плоскостопия и мерах их предупреждения;

2. Показать каким способом можно выявить нарушения осанки и плоскостопия и как их можно скорректировать;

3. Сформировать умение понимать смысл биологических терминов: осанка, нарушения осанки: сколиоз, лордоз, кифоз,  плоскостопие, корригирующая гимнастика.

Метапредметные и личностные результаты:

 

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос по теме «Работа мышц». Тестирование

3. Переход к изучению новой темы   

Сообщение учителя: Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека. А.В.Суворов сам делал  гимнастику и  требовал тренировки и закаливания войск .  

Л.Н. Толстой любил косить, копать, пилить, увлекался ездой на велосипеде. В 70 лет он побеждал в беге на коньках молодежь.

Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай». Наверно нам стоит прислушаться к мудрому совету греков.

Как же мышечное движение влияет на наше здоровье?

Ответы:

- при постоянной физической нагрузке у человека улучшается костный аппарат, кости становятся толще, крепче

- возрастает мышечная масса

- мышцы становятся более растяжимыми, активными

- улучшается состояние кровеносной и пищеварительной систем

- улучшается нервная регуляция мышц

- уменьшается количество жировой ткани, улучшается телосложение

- улучшается настроение

- быстрее протекают обменные процессы

Учитель: Но мы не всегда выполняем необходимый двигательный режим, то есть двигаемся меньше, чем требуется организму. В таком случае развивается гиподинамия (недостаток движения). Каковы симптомы гиподинамии? .  

Ответы:

- увеличение массы тела

- повышенная утомляемость

- ослабление работы сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем

Учитель: Все это негативно сказывается на здоровье человека. Чтобы не сталкиваться с этими проблемами, давайте вспомним совет древних греков.

3. Изучение нового материала

А сегодня поговорим о таком важном показателе работы опорно-двигательной системы, как осанка.

- Что такое осанка?

- А бывает  человек без осанки? (нет, т.к. осанка – привычное положение тела, а вот правильное оно или неправильное – другой вопрос)

Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении (слайд ).  

Посмотрим, какой должна быть правильная осанка (рис. «Правильная осанка», слайд 4)

- плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты

- живот подтянут

- ноги прямые

- походка легкая

Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов. К сожалению, не все из нас заботятся о своей осанке, так как недооценивают ее важное значение. Неправильная осанка делает фигуру некрасивой, из-за нее могут развиваться ряд заболеваний позвоночника, и не всегда можно выбрать ту профессию, которую нам бы хотелось. Какие заболевания могут быть спровоцированы неправильной осанкой?

1. Сутулость (дугообразный кифоз) (слайд).  

Кифоз может быть дугообразным и угловатым.

Дугообразный кифоз – это так называемая круглая спина, сутулость.

Угловой кифоз в грудном отделе позвоночника называется горбом. Причиной чаще является поражение позвонков туберкулезным процессом.     

Ее можно определить по простой методике.

Практическая работа по учебнику стр. 59.   

-      Возьмите мерную ленту. Найдите на плечах самые крайние точки и измерьте расстояние между ними сначала со стороны груди (А), а затем со стороны спины (В). Если результаты примерно одинаковы (А=В) – все в порядке, если второе число намного больше первого (А< В) – сутулость есть.

2) Лордоз       (слайд).  

Наблюдается значительное искривление позвоночника в области поясницы, вследствие чего живот выступает вперед.

Практическая работа по учебнику стр. 59. (Домашняя работа).      

- Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались его лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стеной и поясницей должна проходить ладонь.

Если проходит кулак – осанка нарушена.

3) Сколиоз – боковое искривление позвоночника   (слайд).  

Плечи и лопатки при таком заболевании находятся на разном уровне – справа и слева. Подвижность позвоночника ухудшается, могут возникать боли в грудном отделе позвоночника(слайд)

Чтобы определить сколиоз, надо чтобы кто-то внимательно посмотрел со стороны спины. Руки надо опустить вниз. Плечи и углы лопаток должны находиться на одном уровне. Если один угол лопатки или одно плечо выше, а другой ниже, можно предположить боковое искривление – сколиоз.

     Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равенства нет.

Учитель: Эти заболевания лучше предупредить, чем вылечить. Поэтому надо следить за своей осанкой.

Посмотрим на  некоторые рекомендации по предупреждению искривлений позвоночника.

- надо следить за осанкой, ходить не сутулясь

- младшим школьникам учебники носить в ранце, за спиной

- нельзя носить портфель все время в одной руке

- сидеть во время работы за партой, столом надо правильно

- Заниматься физической культурой, спортом

Учитель. Чтобы проверить, насколько гибок ваш позвоночник, надо сделать очень простое упражнение.

Практическая работа по учебнику стр. 61(Домашняя работа).   .   

-       Встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально наклонитесь вперед, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удастся, то опустите руки ниже ее. Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Если пальцы оказались ниже ее, поставьте знак «+», если не дотянулись, то знак «-». Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6-9, а у девочек +7-10. Все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.

Учитель: Еще одно заболевание, которое сейчас часто встречается – плоскостопие.

Находим в тексте учебника причины заболевания и рекомендации для  предупреждения плоскостопия.

Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Различают: поперечное и продольное плоскостопие (слайд).  

 При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей (слайд).  

При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. При плоскостопии возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже пояснице.

Причина заболевания – неправильная обувь (узкая, тесная, на высоком каблуке)

Рекомендации для предупреждения плоскостопия: ходьба босиком, выполнение простых физических упражнений, занятия плаванием и различными спортивными играми.

 При значительно выраженном плоскостопии необходимо применять специальные стельки – супинаторы (слайд).  Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

Практическая работа по учебнику стр. 61(Домашняя работа).   

      Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой (можно смазать ноги жирным кремом). Получится след. Соединим самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки, получится линия АК. Найдем среднюю точку М. Затем восстановим перпендикуляры АВ и МД от точек А и М. Найдем точку пересечения МД со следом и обозначим ее буквой С. Затем разделим отрезок СД на АВ. Если получится число большее 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок СД равен нулю, это в пределах нормы.

Учитель: В конце мне хочется пожелать, чтобы вы никогда не сталкивались с теми проблемами, о которых мы сегодня говорили.

4. Закрепление

Работа с понятиями: осанка, кифоз, лордоз, сколиоз, плоскостопие, корригирующая гимнастика.

5. Рефлексия

Учащиеся оценивают работу на уроке

1. Было трудно, но интересно

2. Было трудно и неинтересно

3. Было легко и интересно

6. Подведение итогов урока, выставление оценок

7. Домашнее задание (слайд).  

Изучить §12. Выполнить практические работы  с.59, 61, 62


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение осанки и плоскостопие.

Разъяснить отридцательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.Развить наблюдательность ,самостоятельность.творческую активность ...

Урок "Нарушение осанки и плоскостопие"

урок с презентацией помогает учащимся лучше усвоить данную тему.урок изучаемый в разделе «Опорно – двигательная система»  где в ходе изучения новой темы не только учитываются все требования здоро...

нарушение осанки.плоскостопие.

материал для уроков биологии в 8 классе....

Урок Нарушение осанки. Плоскостопие.

Урок изучения нового материала с выполнением практической работы. Основная цель урока - формирование представлений о значимости правильной осанки  для здоровья....

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности&raqu...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активностиу дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...