Нарушение осанки. Плоскостопие
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Нарушение осанки. Плоскостопие 8 класс
Цели
1. Сформировать знания о причинах нарушения осанки и развития плоскостопия и мерах их предупреждения;
2. Показать каким способом можно выявить нарушения осанки и плоскостопия и как их можно скорректировать;
3. Сформировать умение понимать смысл биологических терминов: осанка, нарушения осанки: сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие, корригирующая гимнастика.
Метапредметные и личностные результаты:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
- Оргмомент
- Повторение пройденного материала.
Фронтальный опрос по теме «Работа мышц». Тестирование
3. Переход к изучению новой темы
Сообщение учителя: Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека. А.В.Суворов сам делал гимнастику и требовал тренировки и закаливания войск .
Л.Н. Толстой любил косить, копать, пилить, увлекался ездой на велосипеде. В 70 лет он побеждал в беге на коньках молодежь.
Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай». Наверно нам стоит прислушаться к мудрому совету греков.
Как же мышечное движение влияет на наше здоровье?
Ответы:
- при постоянной физической нагрузке у человека улучшается костный аппарат, кости становятся толще, крепче
- возрастает мышечная масса
- мышцы становятся более растяжимыми, активными
- улучшается состояние кровеносной и пищеварительной систем
- улучшается нервная регуляция мышц
- уменьшается количество жировой ткани, улучшается телосложение
- улучшается настроение
- быстрее протекают обменные процессы
Учитель: Но мы не всегда выполняем необходимый двигательный режим, то есть двигаемся меньше, чем требуется организму. В таком случае развивается гиподинамия (недостаток движения). Каковы симптомы гиподинамии? .
Ответы:
- увеличение массы тела
- повышенная утомляемость
- ослабление работы сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем
Учитель: Все это негативно сказывается на здоровье человека. Чтобы не сталкиваться с этими проблемами, давайте вспомним совет древних греков.
3. Изучение нового материала
А сегодня поговорим о таком важном показателе работы опорно-двигательной системы, как осанка.
- Что такое осанка?
- А бывает человек без осанки? (нет, т.к. осанка – привычное положение тела, а вот правильное оно или неправильное – другой вопрос)
Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении (слайд ).
Посмотрим, какой должна быть правильная осанка (рис. «Правильная осанка», слайд 4)
- плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты
- живот подтянут
- ноги прямые
- походка легкая
Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов. К сожалению, не все из нас заботятся о своей осанке, так как недооценивают ее важное значение. Неправильная осанка делает фигуру некрасивой, из-за нее могут развиваться ряд заболеваний позвоночника, и не всегда можно выбрать ту профессию, которую нам бы хотелось. Какие заболевания могут быть спровоцированы неправильной осанкой?
1. Сутулость (дугообразный кифоз) (слайд).
Кифоз может быть дугообразным и угловатым.
Дугообразный кифоз – это так называемая круглая спина, сутулость.
Угловой кифоз в грудном отделе позвоночника называется горбом. Причиной чаще является поражение позвонков туберкулезным процессом.
Ее можно определить по простой методике.
Практическая работа по учебнику стр. 59.
- Возьмите мерную ленту. Найдите на плечах самые крайние точки и измерьте расстояние между ними сначала со стороны груди (А), а затем со стороны спины (В). Если результаты примерно одинаковы (А=В) – все в порядке, если второе число намного больше первого (А< В) – сутулость есть.
2) Лордоз (слайд).
Наблюдается значительное искривление позвоночника в области поясницы, вследствие чего живот выступает вперед.
Практическая работа по учебнику стр. 59. (Домашняя работа).
- Встать спиной к стене так, чтобы к ней прикасались его лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стеной и поясницей должна проходить ладонь.
Если проходит кулак – осанка нарушена.
3) Сколиоз – боковое искривление позвоночника (слайд).
Плечи и лопатки при таком заболевании находятся на разном уровне – справа и слева. Подвижность позвоночника ухудшается, могут возникать боли в грудном отделе позвоночника(слайд)
Чтобы определить сколиоз, надо чтобы кто-то внимательно посмотрел со стороны спины. Руки надо опустить вниз. Плечи и углы лопаток должны находиться на одном уровне. Если один угол лопатки или одно плечо выше, а другой ниже, можно предположить боковое искривление – сколиоз.
Между опущенными руками и туловищем образуются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равенства нет.
Учитель: Эти заболевания лучше предупредить, чем вылечить. Поэтому надо следить за своей осанкой.
Посмотрим на некоторые рекомендации по предупреждению искривлений позвоночника.
- надо следить за осанкой, ходить не сутулясь
- младшим школьникам учебники носить в ранце, за спиной
- нельзя носить портфель все время в одной руке
- сидеть во время работы за партой, столом надо правильно
- Заниматься физической культурой, спортом
Учитель. Чтобы проверить, насколько гибок ваш позвоночник, надо сделать очень простое упражнение.
Практическая работа по учебнику стр. 61(Домашняя работа). .
- Встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально наклонитесь вперед, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удастся, то опустите руки ниже ее. Теперь с помощью линейки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Если пальцы оказались ниже ее, поставьте знак «+», если не дотянулись, то знак «-». Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6-9, а у девочек +7-10. Все остальные положительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.
Учитель: Еще одно заболевание, которое сейчас часто встречается – плоскостопие.
Находим в тексте учебника причины заболевания и рекомендации для предупреждения плоскостопия.
Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Различают: поперечное и продольное плоскостопие (слайд).
При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей (слайд).
При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. При плоскостопии возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже пояснице.
- Причина заболевания – неправильная обувь (узкая, тесная, на высоком каблуке)
- Рекомендации для предупреждения плоскостопия: ходьба босиком, выполнение простых физических упражнений, занятия плаванием и различными спортивными играми.
При значительно выраженном плоскостопии необходимо применять специальные стельки – супинаторы (слайд). Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
Практическая работа по учебнику стр. 61(Домашняя работа).
Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой (можно смазать ноги жирным кремом). Получится след. Соединим самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки, получится линия АК. Найдем среднюю точку М. Затем восстановим перпендикуляры АВ и МД от точек А и М. Найдем точку пересечения МД со следом и обозначим ее буквой С. Затем разделим отрезок СД на АВ. Если получится число большее 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок СД равен нулю, это в пределах нормы.
Учитель: В конце мне хочется пожелать, чтобы вы никогда не сталкивались с теми проблемами, о которых мы сегодня говорили.
4. Закрепление
Работа с понятиями: осанка, кифоз, лордоз, сколиоз, плоскостопие, корригирующая гимнастика.
5. Рефлексия
Учащиеся оценивают работу на уроке
1. Было трудно, но интересно
2. Было трудно и неинтересно
3. Было легко и интересно
6. Подведение итогов урока, выставление оценок
7. Домашнее задание (слайд).
Изучить §12. Выполнить практические работы с.59, 61, 62
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение осанки и плоскостопие.
Разъяснить отридцательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.Развить наблюдательность ,самостоятельность.творческую активность ...
Использование коррекционных упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия на уроках физической культуры у младших школьников
Стаья о профилактике нарушения осанки и плоскостопия....
Урок "Нарушение осанки и плоскостопие"
урок с презентацией помогает учащимся лучше усвоить данную тему.урок изучаемый в разделе «Опорно – двигательная система» где в ходе изучения новой темы не только учитываются все требования здоро...
нарушение осанки.плоскостопие.
материал для уроков биологии в 8 классе....
Урок Нарушение осанки. Плоскостопие.
Урок изучения нового материала с выполнением практической работы. Основная цель урока - формирование представлений о значимости правильной осанки для здоровья....
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности&raqu...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активностиу дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...