Урок Нарушение осанки. Плоскостопие.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Сорокина Ольга Геннадьевна

Урок изучения нового материала с выполнением практической работы. Основная цель урока - формирование представлений о значимости правильной осанки  для здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Нарушение осанки. Плоскостопие.

Цель: формирование представлений обучающихся о значимости правильной осанки для внешнего облика, здоровья.

Тип урока: урок изучения нового материала, практический

Оборудование: мультимедийный проектор, процессор, памятки

Ход урока:

  1. Мотивация  (слайд 1)

- что объединяет изображения на экране?

(красота, внешняя привлекательность, осанка)

- как вы думаете о чем пойдет сегодня речь на уроке?

(об осанке)

Тема урока «Нарушение осанки. Плоскостопие». (слайд 2)

  1. Изучение нового материала

За последние годы в России значительно возросло количество хронических неинфекционных заболеваний, в том числе и заболеваний опорно-двигательной системы. Наиболее распространенными из них являются сколиоз, лордоз, кифоз и плоскостопие. Так из-за подобных заболеваний имеют ограничения в выборе профессии 40% выпускников школ. К 13 – 17 годам, когда в целом завершается формирование девочки как будущей матери, практически у каждой четвертой отмечено нарушение формирование скелета.

Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка».

В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки конь-корова».

Ученые дают такое толкование термину: «Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека ». (слайд 3)

В тетрадь:

Осанка – привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. (слайд 4)

Осанка может быть правильной и неправильной.

При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут.

- Какие мышцы играют основную роль при формировании правильной осанки? (слайд 5)

Задание: показать и назвать мышцы.

- Каковы особенности строения позвоночника человека?  (слайд 6)

- Объясните смысл поговорки «Человек настолько молод, насколько молод и здоров его позвоночник».  (позвоночник – это основная ось нашего скелета, защита внутренних органов, здоровый позвоночник – правильная работа внутренних органов).

Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.

Нарушение осанки (слайд 7, 8).

В тетрадь:

Кифоз- прогиб позвоночника назад.

Лордоз – прогиб позвоночника вперед.

Сколиоз  - искривление позвоночника  в сторону.

     Причин возникновения нарушений осанки довольно много. Иногда искривление возникает в младенчестве. Но чаще всего оно начинается в 5-7 лет. Вторая волна накатывает во время полового созревания. Это, так называемый, юношеский сколиоз. Он более опасен, потому что, как правило, быстро прогрессирует. Ее надо успеть остановить до 17 лет, пока формируется позвоночный столб и опорно-двигательная  система. Плохая осанка- это или проявление болезни, или состояния предболезни. Главная её опасность в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвоночных дисках. (слайд 9)

     За осанкой необходимо следить всю жизнь. Наиболее важно это для подростков, т.к. в переходном возрасте начинает быстро расти костная ткань (включая позвоночник) и возможность повреждения межпозвоночных дисков и смещения позвонков существенно увеличивается.

Практическая работа (слайд 10)

Проверим, есть ли у вас нарушения осанки?

  1. Поднять правую руку, левая опущена, сцепить руки в замок за спиной, поменять положение рук, повторить. Если это упражнение одинаково легко выполняется с левой и с правой рукой, значит, нет нарушений осанки.
  2. Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.

 

Что делать?  (слайд 11,12,13,14)

Осанка не развивается сама по себе, а формируется с детства. Однако даже у взрослых ее нельзя рассматривать как нечто постоянное. Осанка меняется под влиянием окружающей среды и занятий спортом. Поэтому различные нарушения ее, в возрасте 14-18 лет, могут быть полностью исправлены.

Физминутка (слайд 15, 16)

Задание: По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке в описанной ситуации? (слайд 17)

«Одиннадцатиклассница  на улице встретила старую школьную подругу, которую не видела 3 года. Та  шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком. Она  так изменилась, что бывшая одноклассница с трудом ее  узнала».

Задание:  ответьте на вопросы: (слайд 18)

  1. Необходимо ли соблюдать правильную осанку для развития опорно-двигательной  системы?
  2. Влияет ли неправильная осанка на внешность человека?
  3. Влияет ли неправильная походка на осанку и состояние здоровья человека?

Ситуация. (слайд 19)

На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После праздничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от танцев и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

Как вы считаете, что стало причиной болей в ногах Маши?

      В тетрадь:

 Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощение ее сводов. (слайд 20,21,22). Различают: поперечное и продольное плоскостопие. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей (обратите внимание на таблицу). При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.

-Причины плоскостопия. (слайд 23)

-Практическая работа (слайд 24)

-Признаки плоскостопия (слайд 25)

Что делать?        (слайд 26)

-Сообщение «Профилактика плоскостопия» (слайд 27)

Задание:

О каком нарушении опорно-двигательного аппарата   идет речь в отрывке из произведения Гоголя «Мертвые души»?

"Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги..." 

Закончить урок хочется высказыванием, которое древние греки выбили на камне:

«Хочешь быть здоровым – бегай.  

Хочешь быть красивым – бегай.

Хочешь быть умным – бегай».

Как вы думаете, почему они были такого мнения?

Выставление оценок за урок.

  1.  Рефлексия

Насколько полезной  оказалась для вас информация, полученная   на уроке?

(от 1 до 5 баллов)

IV. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нарушение осанки и плоскостопие"

урок с презентацией помогает учащимся лучше усвоить данную тему.урок изучаемый в разделе «Опорно – двигательная система»  где в ходе изучения новой темы не только учитываются все требования здоро...

нарушение осанки.плоскостопие.

материал для уроков биологии в 8 классе....

Презентация к уроку "Нарушение осанки и плоскостопие"

Данная презентация используется при изучении биологии в 8 классе....

Нарушение осанки. Плоскостопие

Урок изучения нового материала...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности&raqu...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активностиу дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...