Урок Органы осязания и обоняния
план-конспект занятия по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108» г. омска
Конспект урока биологии в 8 классе
Органы осязания и обоняния
Учитель биологии Высоцкая Т.Б.
Цели урока:
- Предметные (Образовательные): создать условия для знакомства учащихся со строением и значением органов осязания и обоняния, их анализаторами.
- Личностные (Воспитательные): способствовать формированию научного мировоззрения, формирование умения работать в группах, культуры учебного труда.
- Метапредметные (Развивающие): а) способствовать развитию общеучебных умений:
- учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)
- учебно-информационных (умение работать с текстом, источниками информации),
- учебно-организационных (осуществлять самоконтроль и самооценку),
- учебно-коммуникативных (уважать мнение собеседника)
б) способствовать превращению биологических знаний в личностно-значимые (умение соблюдать правила безопасности при обращении с различными веществами)
в) способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Методы обучения: постановка проблемных вопросов, практические, репродуктивные, словесные, наглядные.
Приемы деятельности учителя: элементы проблемного обучения,организация поисковой и групповой деятельности, представление презентации.
Деятельность учащихся: выполняют исследовательскую работу, демонстрируют знания, производят обсуждения, работают с различной информацией.
Оборудование: презентация «Органы чувств», тексты для работы в группах, инструктивные карты для выполнения лабораторных работ, компьютер, мультимедийный проектор, наборы для исследовательской работы:
- 3 стакана с водой (хол., тепл., гор.), салфетка.
- Линейки, палочки для суши,
- Свеча, зеркало, мыло, кусочек ткани, мел, мятая бумага.
- Банка с зернами кофе, ароматическое масло, духи, лавровый лист, молотый перец, порошок какао, мел.
- Воздушный шарик, ластик, баранка, конфетка, кубик.
- Лимон
1. | Орг. момент Проверка домашнего задания | 7 мин. |
2. | Изучение нового материала | 23 мин. |
Виды и значение органов осязания, обоняния и вкуса. | ||
3. | Выводы и итоги | 6 мин. |
4. | Оценка –Рефлексия ,д/з. | 2 мин. |
Ход урока
- Орг. момент. Знакомство и представление.
- Введение темы урока. Мы продолжаем изучать с вами органы чувств.Какие органы чувств вам известны? Какие органы чувств вы уже изучили? (зрения, слуха и равновесия).Давайте выполним следующее задание( слайды) Как вы думаете, какие органы чувств будем изучать сегодня? Я предлагаю послушать подсказки, а потом дать ответ. ( 1 слайд 2 слайд)
- Между двух светил я в середине один. (нос – орган обоняния).
- Пять братьев — Годами равные, ростом разные. (пальцы).
(осязания, обоняния). Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Органы осязания и обоняния»).( 3 слайд)
Что вы знаете об этих органах? (ответы детей: это нос, пальцы)
Почему зимой -10 тепло, а летом - 10 холодно
Например, в 1982 году Лондонский институт социальных изобретений провел исследование, в ходе которого выяснилось: в парижских кафе посетители постоянно прикасаются друг к другу (похлопывают по плечу, пожимают руки),и общение между ними становится более свободным и легким….. в то время как лондонцы не делают ничего подобного. Тогда сотрудники Института обратились к британцам с призывом пожимать друг другу руку при встрече . По их данным, многие граждане просьбу выполнили и в результате смогли почувствовать себя более счастливыми в общении с этими людьми.
Почему малышам недостаточно только показать предмет, они хотят дотронуться до него, погладить и ощупать пальцами. Только тогда у них составится его цельный образ.
глава государства, вступая в должность, приносит присягу, кладя руку на текст Конституции.
Почему незрячие люди с помощью пальцев могут даже читать книги. Для этого текст печатается особым алфавитом Брайля, в котором каждой букве соответствует определенное сочетание нескольких бугорков. Человек чувствует их кончиками пальцев и читает книгу или журнал.
Вот как пальцы могут заменить человеку глаза
Почему когда человек болеет он не чувствует запахи?
Почему одни вещества пахнут а другие нет ?
Что еще НЕ знаете? (ответы детей: как они действуют, почему мы можем чувствовать прикосновение, запах).
Что нужно сделать, что бы узнать об этом? (выполнять задания учителя, искать информацию в различных источниках).
Какие цели необходимо поставить на этом уроке?( 4 слайд)
- Изучить строение органов названных чувств.
- Механизм действия анализаторов обоняния и осязания.
- Выяснить значение данных анализаторов в жизни человека.
- Отметить меры по сохранению обоняния и осязания.( 5 слайд)
- Изучение нового материала. Что бы ответить на все вопросы, прозвучавшие ранее необходимо провести исследование. Для начала необходимо вспомнить из каких частей состоит анализатор? (рецептор, чувствительный нерв, отдел ЦНС, который обрабатывает поступившую информацию и создает образ). ( 6 слайд)Что или кто будет являться объектом нашего исследования? (человек). Предметом – органы чувств.
Приступим к работе? (Да) Уважаемые исследователи, закройте, пожалуйста, глаза (в это время я на стол помещаю предмет, например, тетрадь) какой предмет у меня в данный момент на столе? Ответа нет. Почему? (так как не видим).
Попрошу кого-нибудь выйти к доске для проведения эксперимента. (учащийся закрывает глаза, в руки даю лимон). Что это за предмет? Учащийся дает правильный ответ. Почему ты смог ответить? Чем ты воспользовался? (запах, форма, поверхность, органы чувств).
Орган осязания.
Учитель. Человек ощущает различные виды воздействия на кожу: механические, температурные, потому, что в коже есть рецепторы, которые воспринимают все эти воздействия. Посмотрите внимательно на слайд. На рисунке представлены все виды кожных рецепторов. Какие это рецепторы и что они воспринимают? (беседа по иллюстрации). ( видео кожа)
Мы работали все вместе, а теперь предлагаю поработать в группах. Вы будете исследовать особенности органа осязания. Каждая группа имеет инструктивную карту на столах. Вам предстоит выполнить исследование и сделать вывод. После работы необходимо сообщить результат всему классу. Таким образом, мы создадим общую характеристику органа осязания.
1 группа. Инструктивная карта:
1.Перед вами 3 стакана с водой.
2. В одном вода холодная, в другом – теплая, в третьем – горячая.
3.Опустите палец одной руки в первый стакан, а правой руки – в третий стакан на 10-15 секунд. Потом оба пальца поместите в теплую воду. Что почувствовали?
4.Сделайте вывод.
(теплая вода ощущается как холодная и как горячая. Это показатель того, что рецепторы адаптируются при воздействии какого-либо раздражителя)
2 группа. Инструктивная карта:
1. У вас на столах заточенные карандаши.
2.Работа выполняется в парах. Закройте глаза.3. Один из учащихся прикасается двумя карандашами одновременно к какому-либо участку тела, поясните, сколько точек чувствуете.
3. Для исследования используйте три участка: спина, тыльная поверхность руки, подушечки пальцев. Постепенно сближайте палочки до того момента, когда почувствуете только один предмет.
4. Измерьте это расстояние. Это значит, что на таком расстоянии располагаются рецепторы. Определите, какой участок тела обладает наибольшей чувствительностью. ( где расстояние меньше)
(подушечки пальцев).
3 группа. Инструктивная карта:
«Что в мешочке» Один учащийся ведущий. Он подает «мешочек» другим учащимся. Они опускают руку, отыскивают там предмет и называют его. Потом достают и проверяют правильность своего ответа.
Вывод: орган осязания помогает воспринимать окружающий мир, если отсутствует зрение и слух.
4 группа. Инструктивная карта:
1.Опишите поверхность всех предметов, которые находятся у вас на стол.
2.Пол группы только смотрят, а пол группы еще и трогают ( вата,свеча, зеркало, кусочек ткани, мел, мятая бумага, мыло).
( с помощью органов осязания можно описать внешность предмета)
Итак, что же вы выяснили в ходе эксперимента?
- Рецепторы расположены по всему телу, но не равномерно, больше всего на кончиках пальцев.
- Помогают воспринимать окружающий мир, если отсутствует зрение и слух.
- Обладают адаптивностью.
- Ощущения помогают описать внешность предмета.( 7 слайд)
Все осязательные ощущения помогают нам ориентироваться в окружающем мире.
Исходя из общей схемы строения анализатора, составьте схему осязательного анализатора. (составляем схему). С. 208 последний абзац 8 слайд)
Орган обоняния
Учитель. Что мы можем ощутить при помощи этого анализатора? (запах).
Какие бывают запахи? (сладкие, горькие, свежие, не приятные…).
Так ли важно ощущать запахи? (да, так как могут предупреждать об опасности, представлять информацию о самом человеке, создавать настроение, вызывают аппетит).
Что означает «Вкусно пахнет»? (приятный запах еды возбуждает аппетит). Может ли человек определить по запаху, что перед ним находится? (да). Давайте проверим.
К доске вызывается ученик. Ему завязываем глаза. По очереди подносим сосуды с веществами. Он называет их. Там, где находится мел, ученик не смог определить. Почему? Ответ на этот вопрос вы получите, посмотрев видеофрагмент.( видео нос) Кроме того, в видео фрагменте есть информация о строении обонятельного анализатора И третий вопрос: Какое значение имеет то, что рецептор расположен именно в носовой полости?
Ответ. Нет летучих молекул. (схема анализатора).( слайд9,10)
Обонятельные клетки живут всего месяц, потом отмирают и заменяются новыми.
Дыхание осуществляется через нос, следовательно, молекулы веществ проходят именно через нос.
Учитель. Каждый из нас может утрачивать способность воспринимать запахи. Когда такое бывает? (насморк или аллергия). Почему? (избыток слизи мешает проникновению молекул вещества к клеткам).
Объясните, как правильно нюхать неизвестные вещества? (объяснение детей).с209
- Итак. Давайте припомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? ( 11 слайд)
Мы достигли этих целей? Что нового вы узнали на уроке?
Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с иллюстрациями, просмотр видеофрагмента, выполнение эксперимента)
Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента).
Оценочный лист.
Дополнительные вопросы……
Почему боль – это защитное чувство? (прекращает действие)
Что будет с человеком, если какой-либо орган чувств станет хуже работать? (улучшится работа других органов).
Чем опасна токсикомания?
Д/з § 55, сообщения о профессиях, связанных с использованием органов чувств.
Рефлексия. Как вы думаете, где в жизни требуется повышенная чувствительность органов чувств? (дегустаторы, врачи)
- цветы в вазе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития осязания и мелкой моторики рук
"Усатый - полосатый"...
урок "Органы осязания и обоняния"
Конспект конкурсного урока "Органы осязания и обоняния"...
презентация к уроку "Органы чувств - обоняния, осязания, вкуса"
данная презентация сопровождает урок изучения органов чувст - осязания, обоняния. вкуса. позволяет изучить строение органа чувств, вспомнить составные части анализатора.небольшая по количеству слайдов...
Тест по теме "Органы чувств. Органы осязания, обоняния, вкуса"
Тест по теме "Органы чувст. Органы осязания, обоняния, вкуса" содержит два варианта, состоящих из трех частей: часть А, часть В и часть С...
План – конспект урока по биологии в 9 классе «Органы осязания, обоняния и вкуса»
Осязание – это сложное чувство. Оно связано с ощупыванием предметов. С помощью осязания мы можем оценить размер и форму предмета, особенности его поверхности, его влажности и темпер...
Органы осязания, обоняния, вкуса
Знакомство учащихся со строением и значением органов вкуса, осязания и обоняния, их анализаторами....
Органы осязания, обоняния и вкуса
Данная презентация содержит основной материал к уроку "Орган осязания, обоняния и вкуса"...