Урок "Развитие жизни на Земле" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5, 9 класс)
Данный урок нацелен на формирование представления обучающихся о этапах развития жизни; развивать коммуникативные умения.
По завершении урока обучающиеся будут иметь представление о развитии жизни в системе органического мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "развитие жизни на Земле", 5 класс | 317.04 КБ |
Занятие по финансовой грамотности | 23.33 КБ |
Серия уроков биологии "Внутренняя среда организма". | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание практической пробы (сценарий)
Трек “Критическое мышление”
Формат разработки (урок),
возраст учащихся, на которых рассчитана разработка 5 класс (11-12 лет)
Тема
«Развитие жизни на Земле»
(урок биологии в 5-м классе)
Сценарий соcтавила:
Легенченко Татьяна Валериевна,
Учитель биологии
МБОУ «Малокамалинская ООШ № 5»
Сценарий разработки
Тема «Развитие жизни на Земле»
Цель (для учителя) | Формировать представление обучающихся о этапах развития жизни; развивать коммуникативные умения. | |
Цель (для учащихся): | Познакомиться с основными этапами развития жизни на Земле; систематизировать знания о происхождении живых организмов. | |
Ожидаемые результаты: | Обучающиеся будут иметь представление о развитии жизни в системе органического мира. Продуктом будет «паспорт»-описание динозавров и заполненная общая таблица. | |
Предварительная подготовка учащихся: | Готовность к уроку: учебник, тетрадь. | |
Ресурсное обеспечение | Мультимедиапроектор, изображения древних пресмыкающихся, тексты о динозаврах. | |
Предварительная подготовка учителя: | Подготовка презентации, информационных текстов (приложение 1), «паспорта» динозавра (приложение 2), итоговой таблицы (приложение 3) | |
Этапы и время | Действия учителя | Действия учащихся |
| Задаёт вопросы: Кто такие динозавры? Что нам о них известно? Сохранились ли эти животные до наших дней? Слово «динозавр» в переводе означает – ужасный ящер, относятся ли к этой группе птерозавр, ихтиозавр, плезиозавр? (вопрос, в котором заложен конфликт: дети по окончаниям слов относят все организмы к динозаврам, но морские и летающие ящеры не относятся к динозаврам). 02:25 мин. | Вспоминают, что известно о динозаврах, где они это уже слышали (в фильмах, телепередачах…) Составляют список известных фактов, и фактов, вызывающих сомнения. Ищут ответ на поставленный вопрос. |
| Вопрос: как вы думаете, кто мог бы победить в схватке – эвоплоцефал или стегозавр; диплодок или трицератопс? (вопрос, в котором заложен конфликт для учащихся, так как они начнут сравнивать их внешние характеристики и установят, что они примерно идентичны. А дело в том, что эти динозавры жили в разные периоды и не встречались). 03:52 мин Раздаёт текст. - прочтите текст, выделите знаками: √ - то, что известно; _ - то, что противоречит представлениям; + - то, что является интересным; ? – если возникло желание узнать побольше, или информация непонятна. | Обдумывают вопрос, рассуждают. В учебнике находят характеристики динозавров по росту и массе тела… Но этих данных не хватит для ответа на вопрос. Читают текст, обмениваются мнениями, уточняют информацию. |
| Как долго необходимо было готовить динозавра, и на сколько дней племени из 50-ти человек хватило бы этой пищи, если человек съедал по 500 грамм мяса в день? (вопрос, в котором заложен конфликт: дети займутся математическими расчётами, но решение вопроса в том, что в мезозое человека ещё не было) 24:03 мин. Предлагает конкретизировать знания – составить описание разных видов динозавров. | Ищут ответ на поставленную задачу. Отмечают известные им ранее факты, сравнивают с полученными вновь фактами; заполняют «паспорт» динозавра; вносят данные в общую итоговую таблицу. |
Приложение 1
Жизнь на Земле возникла около 3000 млн лет тому назад. Она началась с крошечных одноклеточных существ. Затем стали появляться другие формы жизни. А вот динозавры заселили планету только 200-230 млн лет тому назад. Ученые по сей день выдвигают различные теории относительно того, как появились динозавры. Само слово «динозавр» обозначает ужасная или страшная ящерица. Эти существа были хладнокровными, нуждались в большом количестве солнечного света.
Предки динозавров жили и на суше, и в воде. Их называют архозавры – древние ящерицы. Они питались растительной пищей. У древних ящеров были легкие, они откладывали яйца на суше. Еще одна тайна – жили ли эти существа в одну эпоху с людьми или же вымерли до появления человечества? По утверждению ученых, эры людей и гигантов разнились.
Всю историю Земли подразделяют на временные отрезки, называемые эрами. Эра динозавров называется мезозойской. Она разбивается на три периода, каждый из которых характерен своими видами животных и растительности.
Первый период Мезозойской эры – триасовый. Появлялось множество новых видов животных и растений, а уже в конце триаса возникли ихтиозавры.
Юрский период можно смело назвать расцветом эпохи динозавров. Именно в него наблюдалось наибольшее разнообразие ящеров: от громоздких медлительных гигантов до маленьких и быстрых ящеров.
Самые известные его обитатели – цератозавр, аллозавр, брахиозавр, компсогнат, диплодок и, конечно же, стегозавр.
Завершает мезозойскую эру самый продолжительный период – меловой.
Наиболее известные динозавры мелового периода – тираннозавр, анкилозавр, эвоплоцефал, трицератопс и карнотавр.
Конец эпохи динозавров
Около 66 миллионов лет назад, в конце мелового периода, произошло глобальное вымирание. В это время вымерли несколько больших групп позвоночных, включая динозавров, а также морских (плезиозавры и ихтиозавры) и летающих (птерозавры) рептилий.
Приложение 2
«Паспорт»
Название (что оно означает) | |
В каком периоде жил | |
Внешние данные (рост, вес, форма тела) | |
Образ жизни (питание, передвижение и т.д.) |
Приложение 3
Харак- терис- тика | Дипло- док | Комп- согнат | Брахио- завр | Трицера- топс | Стего- завр | Эвопло- цефал | Тиранно- завр |
«Паспорт»
Название (что оно означает) | |
В каком периоде жил | |
Внешние данные (рост, вес, форма тела) | |
Образ жизни (питание, передвижение и т.д.) |
«Паспорт»
Название (что оно означает) | |
В каком периоде жил | |
Внешние данные (рост, вес, форма тела) | |
Образ жизни (питание, передвижение и т.д.) |
«Паспорт»
Название (что оно означает) | |
В каком периоде жил | |
Внешние данные (рост, вес, форма тела) | |
Образ жизни (питание, передвижение и т.д.) |
«Паспорт»
Название (что оно означает) | |
В каком периоде жил | |
Внешние данные (рост, вес, форма тела) | |
Образ жизни (питание, передвижение и т.д.) |
«Паспорт»
Название (что оно означает) | |
В каком периоде жил | |
Внешние данные (рост, вес, форма тела) | |
Образ жизни (питание, передвижение и т.д.) |
«Паспорт»
Название (что оно означает) | |
В каком периоде жил | |
Внешние данные (рост, вес, форма тела) | |
Образ жизни (питание, передвижение и т.д.) |
Харак- теристика | Диплодок | Компсогнат | Брахиозавр | Трицератопс | Стегозавр | Эвоплоцефал | Тираннозавр |
Период жизни Внешность Образ жизни |
Харак- теристика | Диплодок | Компсогнат | Брахиозавр | Трицератопс | Стегозавр | Эвоплоцефал | Тираннозавр |
Период жизни Внешность Образ жизни |
Период | Условия неживой природы | Развитие растительного мира | Развитие животного мира |
Архейская эра (4,6 – 2,7 млрд. лет) | |||
Катархей Эоархей Палеоархей Мезоархей Неоархей | Преобладание суши над морем; бассейны мелководья с пониженной соленостью; слабое расчленение рельефа; нет климатического обособления; в атмосфере много углекислого газа и мало кислорода | Появление многоклеточности полового размножения и фотосинтеза. Простейшие одноклеточные организмы дали начало бактериям и жгутиковым организмам, от которых обособились одноклеточные водоросли (ветвь растительного мира) и губки и кишечнополостные (ветвь животного мира) Этапы возникновения жизни: 1 этап – Образование в водах океана из неорганических веществ органических в результате действия ультрафиолетовой радиации, грозовых разрядов и химических реакций 2 этап – Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты концентрируются — образуют коацерваты, действующие как открытые системы, способные к росту 3 этап – В результате соединения и взаимодействия коацерватов с нуклеиновыми кислотами образуются живые существа — пробионты (протоклетки), способные к самовоспроизведению 4 этап – Прогрессивное усложнение гетеротрофных примитивных организмов, возникновение автотрофного питания и свободного кислорода (предъядерные организмы — бактерии, гетеротрофы и фототрофы и синезеленые) | |
Протерозойская эра (2,7 – 0,57 млрд. лет) | |||
| На суше - каменная пустыня (жизнь -только в воде), начинает формироваться почва, в атмосфере начинается накопление кислорода за счет жизнедеятельности бактерий | 1. Ядерные организмы – появление ядерных автотрофных фотосинтезирующих растений (зеленые водоросли) и простейших; обогащение воды кислородом — среда обитания животных 2. Многоклеточные организмы – прогрессивное усложнение животных и растений. Беспозвоночные животные: кишечнополостные, черви, моллюски; различные водоросли. 3. Органные организмы – прогрес. усложнение тела животных (хордовые бесчерепные) | |
Палеозойская эра (570 млн. лет) | |||
Кембрий (530–490млн.лет) | Суша бесплодна и пустынна | Расцвет водорослей | Широкое распространение морских беспозвоночных - трилобитов (древних членистоногих), медуз, плече-ногих |
Ордовик (490–442млн.лет) | Суша оставалась не обжитой, но появились первые лишайники | Выход на сушу лишайников | Основными обитателями морей были членистоногие (откладывали икру на суше), также были головоногие, кишечнополостных, иглокожих, кораллов, губок и других беспозвоночных |
Силур (442–418млн.лет) | Продолжается горообразование; моря теплые, преобладают над сушей * | Первые наземные растения (псилофиты); тело растения дифференцируется на ткани и органы, выполняющие опред. функцию | Выход беспозвоночных на сушу (паукообразные), пышное развитие кораллов, трилобитов; появление бесчелюстных позвоночных - щитковых |
Девон (418–353млн.лет) | Климат сухой, континентальный; на суше - высокие горы, моря теплые | Псилофиты исчезают, появляются споровые растения -папоротники, хвощи, плауны. | В морях господствуют рыбы - челюстные, панцирные, кистеперые, двоякодышащие |
Каменноугольный (353–290млн.лет) | Происходит опускание материков, много заболоченными пространств; климат теплый и очень влажный, в атмосфере много кислорода и углекис. газа. В конце периода было значительное похолодание - вымирание многих видов. | Расцвет папоротникообразных; появление семенных папоротников | Появление первых земноводных - стегоцефалов |
Пермь (290–248млн.лет) | Сухой жаркий климат, бурная вулканическая деятельность и горообразование; болота высыхают | Исчезновение древовидных папоротников; появление семенных растений (голосеменные) | Вымирание трилобитов и многих земноводных; появление пресмыкающихся, развитие насекомых, кистеперых рыб и акул |
Мезозойская эра (230 млн. лет) | |||
Триасовый пер. (248–200млн.лет) | Резкоконтинентальный теплый климат, вулканическая деятельность | Развитие голосеменных | Расцвет пресмыкающихся; появление первых млекопитающих и настоящих костных рыб |
Юрский пер. (200–140млн.лет) | Наступление морей на сушу; климат мягкий и теплый | Развитие и господство голосеменных; появление первых покрытосеменных | Расцвет пресмыкающихся; появление археоптерикса (первоптицы); процветание головоногих моллюсков |
Меловой пер. (140–65млн.лет) | Отступление морей; климат теплый, в конце похолодание | Распространение покрытосеменных, сокращение папоротников и голосеменных | Широкое распространение костных рыб; появление настоящих птиц и высших млекопитающих |
Кайнозойская эра (67 млн. лет) | |||
Палеоген (65–24млн.лет) | Формирование современных континентов. Климат мягкий, появление трех географических зон: тропики, субтропики, умеренная зона | Господство покрытосеменных | Бурный расцвет насекомых |
Неоген (24–2,6млн.лет) | Господство млекопитающих, появление лемуров, позднее - приматов | ||
Антропоген (2,6млн. лет – наши дни) | Неоднократное оледенение северного полушария | Окончательное формирование современного растит. мира | Животный мир принял современный облик. Значимое событие периода – появление человека, сначала неандертальцев, а вскоре Homosapiens. |
Диплодок | Компсогнат | Брахиозавр | Трицератопс | Стегозавр | Эвоплоцефал | Тираннозавр |
Предварительный просмотр:
Внеурочное мероприятие по финансовой грамотности.
Разработчик: учитель географии МБОУ «Малокамалинская ООШ № 5» Легенченко Т.В.
Тема: «Деньги как средство коммуникации».
Целевая аудитория: 7 класс.
Цель: выявить значение денег на разных этапах становления социума.
Задачи:
- Углубить понятие «деньги» на основе формирования представлений не только как о платёжных единицах, но и средстве взаимодействия между людьми.
- Воспитывать уважительное отношение к деньгам и платёжным средствам как отражению материальной составляющей культурных ценностей.
- Способствовать осмыслению роли денег в жизни людей.
- Обосновать причины возникновения денег.
Планируемые результаты:
- Личностные
- мотивация участия в жизни социума;
- навык ведения диалога и установка взаимопонимания;
- проявление интереса к финансовой культуре;
- проявление уважения к деньгам и другим материальным ценностям;
- осознание принадлежности к народу, государству;
- проявление гражданственности.
- Метапредметные
- действие в рамках поставленной учебной задачи, согласуясь с планом действий;
- осуществление контроля участников с оценкой своей деятельности и своевременным внесением корректив;
- использование разнообразных информационных источников для решения поставленных задач;
- применение различных способов решения познавательных задач;
- построение логически обоснованного ответа с его аргументацией.
- Предметные
- закрепление опорных понятий темы «деньги»;
- укрепление знаниевой составляющей;
- определение функции денег в жизни человека;
- развитие представлений о товарно-денежных отношениях.
Оборудование: наглядно-дидактический материал, реквизит ярморочного гуляния, лотки, горшки, булки.
Форма работы: групповая – ярмарка.
Методы обучения: словесные (рассказ), практические (участие в постановке).
Методики: создание проблемной ситуации, создание ситуации творческого поиска.
Ход занятия:
Этап занятия | Действия учителя | Действия ученика |
| Сегодня мы посетим ярмарку, поучаствуем в народном гулянии. | Слушают, настраиваются на работу. |
| Что такое ярмарка для чего она устраивалась? Предлагает учащимся сформулировать тему занятия. О чём сегодня пойдёт речь? | Ответ детей: Место, где люди продают и покупают различные товары. |
| Объясняет функционал каждого участника действа. | Выбирают для себя желаемые роли. |
(просмотр мультфильма о возникновении денег). | Наше представление начинается. Ещё в древности у человека возникла необходимость обмена товарами, но всегда ли это можно полноценно совершить? Представьте себя посетителями ярмарки: попытайтесь выменять нужную вам вещь. Что этому мешает? Возникает необходимость принятия универсальной разменной единицы, нужной каждому. Кажется, на нашу ярмарку пришли посетители. Как вы думаете, если музыканты и другие люди искусства не производят товар, за что они получают деньги? | Скоморох: Внимание! Внимание! Начинается гуляние! Подходи скорей народ, к тебе ярмарка идёт! Ответ детей: Нет, не всегда. Бывает человеку не нужно, то, что ему предлагают. Приходят покупатели, выбирают музыкальные инструменты и играют. Другие участники им платят за это. Ответ детей: за оказанную услугу, она тоже воспринимается как товар. |
| Возьмите карточки с текстом, сформулируйте рассказ о предметах, заменяющих денежные единицы. Были ли раньше деньги такими, какими мы их знаем сейчас? | Работают с карточками. Ответ детей: Деньги были другими, и постепенно видоизменялись. |
| А сейчас нужно немного отдохнуть, развлечься. На ярмарках это обеспечивали петрушки. Когда было легче приобрести нужные вещи, при натуральном обмене или при установлении меры стоимости товара? | Петрушка: я знал поговорки про труд, но позабыл их окончание. Помогите восстановить. (Достраивание окончаний пословиц). Ответ детей: Таким образом, установление денежного номинала способствовало более лёгкому взаимодействию между людьми. Им было легче произвести обмен товарами. |
Используемый материал:
*мультфильм об истории появления денег:
https://www.youtube.com/watch?v=sHLzQk1quAg
https://theslide.ru/uncategorized/s-dengamizachem-byt-finansovo-gramotnymna-ty
Г.Т.Козлов, С.Г. Козлов, пословицы народов мира, Санкт Петербург, 1999.
Приложение
Раздаточный материал для работы с текстом:
Самые первые деньги у многих народов ходили на четырёх ногах, мычали и блеяли. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Феи - самая крупная и странная форма каменных денег с острова Яп в Тихом океане. Они представляли собой огромные каменные круги диаметром до трёх с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты- феи лежали перед домом владельца и говорили о его достатке. В Америке в 18 веке «денежной единицей» был табак. На границе с Китаем, даже в 19 веке товары оценивались в «китайках» (в кусках китайского шелка). |
В Исландии платежным средством служила сушеная рыба, и тогдашний товарообмен выглядел следующим образом. Подкова-1 рыбина; Пара башмаков-3 рыбины. У туземцев Мальдивских островов были в ходу ракушки морского моллюска - каури. Блестящие, Легкие, прочные, они были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы и в качестве платежного средства просуществовали до самого XX века. В обороте жителей островов Тихого океана применялись перья, связанные между собой лианами в бухты. Чем ярче бухта, тем она дороже. |
На Руси деньгами служили при обмене шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы. В Эфиопии в качестве платёжа использовали соляные бруски. Римские легионеры получали жалование солью. В Мексике, индейцы использовали бобы какао. В греческих колониях предметом торговли были хлеб, пшеница и другие злаки. |
Пословицы для заданий петрушки:
- Скучен день до вечера…(когда делать нечего).
- Судят не по словам, а…(по делам).
- Не кори соседа, когда…(спишь до обеда).
- Сделал дело - …(гуляй смело).
- Делу время…(потехе час).
- Терпенье и труд…(всё перетрут).
- Без труда…(не вытащить и рыбу из пруда).
Предварительный просмотр:
Проект: уроки биологии в рамках темы
«Внутренняя среда организма».
Программа серии уроков для учащихся 9-го класса
«Внутренняя среда организма»
Программу составила: Легенченко Т.В.,
Учитель биологии
МБОУ «Малокамалинская ООШ № 5»
Урок «Внутренняя среда организма»
В современном обществе цели и содержание образования постоянно трансформируются. При этом появляются новые средства и технологии обучения. Но всё же урок остаётся неизменно главной формой обучения. Урок предполагает разнообразные виды обучения, выбор характера которых обусловлен целями и задачами обучения, особенностями учебного предмета, а также материально-техническим оснащением.
Современный учитель старается отойти от намерения охватить на уроке как можно больше вопросов программного содержания, и добиться от учащихся овладения как можно большим количеством сведений и правил, содержащихся в программе школьного курса. Учитель добивается того, чтобы основная нагрузка в процессе обучения приходилась не на память обучающихся, а на их мышление. Таким образом, главной составляющей обучения должна быть не воспроизводящая деятельность ребят, а творческая. Дети усваивают знания не в готовом виде, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения проблемных задач.
При выборе форм и методов обучения были учтены возрастные особенности обучающихся. Объём информации оптимален для создания ситуации творческого поиска, не перегружая при этом участников образовательного процесса.
Учитель же выступает в роли координатора процесса, а не в качестве основного источника информации. Иными словами, с учителем можно дискуссировать, спорить, иметь отличную точку зрения. Дети приобретают навык критического мышления.
Данная серия уроков даёт представления о составляющей внутренней среды организма, о поддержании его постоянства.
Уроки предполагают словесные и практические методы обучения.
Тема «Внутренняя среда организма» может быть реализована в 9-м классе линейного курса обучения, или в 8-м классе концентрического курса.
Программа рассчитана на 3 академических часа, проводимых в рамках изучения биологии курса «человек», раздела «строение и жизнедеятельность организма человека».
Организационные требования: специализированный кабинет биологии, мультимедийное оборудование, готовые микропрепараты, микроскоп, лабораторное оборудование.
Основу данной программы составляют следующие учебные пособия:
- Пакулова В.М., Иванова Н.В., Голикова Т.В., Прохорчук Е.Н. Краткий курс методики биологии.
- Пакулова В.М., Голикова Т.В. Современный урок биологии.
- Сапин М.Р., Сонин Н.И. Биология. Человек. 9 класс.
Цель программы – расширить представление обучающихся об организме как о саморегулирующейся системе.
Задачи:
- Выделить ключевые составляющие понятия «внутренняя среда организма»;
- Познакомиться с механизмом саморегуляции;
- Определить значение гомеостаза для жизнедеятельности организма.
Результаты программы проверяются через систему оценивания посредством проведения устных опросов, выполнения тестовых заданий, карточек, практических заданий.
Темы уроков:
- Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма.
Л. р. № 2: Изучение микроскопического строения крови.
- Группы крови. Лимфа. Иммунитет.
Д. 11: Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.
- Переливание крови. Донорство.
Риски:
Наличие в классе учеников разного уровня подготовки и темпа работы может затянуть выполнение практических заданий.
Трек «Критическое мышление»
Формат разработки: урок,
возраст учащихся 15 лет (9 класс)
Тема «Внутренняя среда организма»
Сценарий составила:
Легенченко Татьяна Валериевна,
учитель биологии
МБОУ «Малокамалинская ООШ № 5»
Сценарий разработки
Тема 1. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма.
Л. р. № 2: Изучение микроскопического строения крови.
Цель (для учителя): | Актуализация знаний о крови как соединительной ткани; создание условий для детального изучения состава крови и функциональных особенностей её форменных элементов. | |
Цель (для учащихся): | Изучение строения крови человека, определение её роли в организме человека. | |
Ожидаемые результаты: | Учащиеся познакомятся со строением крови в ходе выполнения лабораторной работы, изучат значение её составляющих элементов. | |
Предварительная подготовка учащихся: | Вспомнить ранее изученный материал о тканях организма, об обмене веществ. | |
Ресурсное обеспечение: | Микроскоп, готовые микропрепараты, учебник, тетрадь. | |
Предварительная подготовка учителя: | Подготовить необходимое лабораторное оборудование для проведения практической части урока. | |
Этапы и время | Действия учителя | Действия учащихся |
Вызов (10 мин.) | Приём КМ постановка вопросов: Что такое кровь? (тонкий вопрос). Объясните, почему кровь относят к тканям? (толстый вопрос). Приём КМ провокация: все ли клетки крови одинаковы? Приём КМ создание проблемной ситуации: если клетки различаются по строению, можно ли их считать тканью? Приём КМ постановка вопроса: в чём причина различий форм клеток? (толстый вопрос). | Отвечают: кровь – это разновидность соединительной ткани организма. Вспоминают определение «ткань» (группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям). Вспоминают, что есть красные клетки крови – эритроциты; и бесцветные – лейкоциты. Обдумывают проблемную ситуацию.
Вспоминают, что кровь транспортирует газы и питательные вещества, защищает организм от инфекций. Делают вывод о том, что клетки крови различны в связи с разнообразием выполняемых функций. |
Осмысление (20 мин.) | Каким образом клетки крови выполняют свои «особенные» функции? Чтобы познакомиться со строением клеток, давайте выполним лабораторную работу. (В побуждении заложен приём манипуляции). Почему эритроциты крови лягушки крупнее и имеют ядра, а эритроциты крови человека мелкие? Приём КМ проблемный вопрос: с чем связана особенность эритроцитов человека – отсутствие ядер? | Высказывают предположения о работе клеток крови. «Чтобы выполнять свои функции, клетки должны иметь определённое строение». Выполняют лабораторную работу, рассматривают под микроскопом микропрепараты крови человека и лягушки, сравнивают, делают выводы о различии в строении клеток крови. Эритроциты – безъядерные клетки (это необходимо для переноса кислорода); Лейкоциты – клетки, имеющие ядра (активно пожирают чужеродные тела, выполняя защитную функцию) Вспоминают особенности жизнедеятельности лягушки и делают вывод о том, что лягушки имеют помимо легочного дыхания, ещё и кожное, поэтому транспорта газов достаточно, а вот человеку необходим больший объём кислорода, поэтому эритроциты человека мельче и их содержится значительно больше. Изучают информацию в тексте учебника и отвечают: В отсутствии ядра увеличивается поверхность клетки и возможность для транспорта кислорода. |
Рефлексия (15 мин.) | Предлагает учащимся заполнить таблицу по итогу изучения материала. | Заполняют таблицу. |
Приложения
Форменные элементы крови | Количество элементов в крови | Где образуются | Продолжи-тельность жизни | Особенности строения | функции |
Тема 2. Группы крови. Лимфа. Иммунитет.
Д. 11: Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови.
Цель (для учителя): | Создание условий для ознакомления обучающихся с группами крови, участии лимфы в формировании защитных сил организма. | |
Цель (для учащихся): | Знакомство с понятием иммунитет; изучение различий крови по группам. | |
Ожидаемые результаты: | Учащиеся познакомятся с понятием «иммунитет», создадут продукт в виде схемы: «виды иммунитета». | |
Предварительная подготовка учащихся: | Знать разновидности клеток крови, их функции; объяснять процесс фагоцитоза. | |
Ресурсное обеспечение: | Фильм с образовательной платформы центра СПИД | |
Предварительная подготовка учителя: | Подбор таблиц: группы крови, состав крови. | |
Этапы и время | Действия учителя | Действия учащихся |
Вызов (10 мин.) | Приём КМ постановка вопросов: Чем объяснить, что человека повсюду окружают болезнетворные организмы, но при этом он не заболевает? Что помогает сохранить здоровье? Тогда почему иногда человек всё-таки заболевает теми или иными болезнями? Какие структуры помогают защищать организм от заболеваний? | Делают предположения о том, что в организме есть механизм защиты. Организм обладает свойством саморегуляции, и может противостоять различным заболеваниям, имеет определённую защиту. Высказывают мысль о том, что защитные силы ослабевают, нарушается процесс защиты. Вспоминают материал предыдущего урока, о клетках лейкоцитах и явлении фагоцитоза. |
Осмысление (20 мин.) | Приём КМ: Если организм имеет собственные защитные силы и способен к саморегуляции, то почему в некоторых случаях возникают заболевания? Приём КМ инсерт: предлагает обратиться к тексту, познакомиться с понятием иммунодефицита. (просмотр фильма о ВИЧ) | Предполагают, что по какой-то причине организм не справился, «пропустил» болезнетворные организмы. Читают текст, делают пометки на полях (+ - ?) Выделяют причины возникновения иммунодефицита после просмотра фильма. |
Рефлексия (15 мин.) | Приём КМ кластер: предлагает вернуться к началу урока и подвести итоги темы составив схему. | Заполняют схему: «виды иммунитета». |
Приложения
Схема: «виды иммунитета»
Иммунитет
Естественный Искусственный
Тема 3. Переливание крови. Донорство.
Цель (для учителя): | Обобщение знаний темы, проведение тематического контроля, выявление уровня знаний. | |
Цель (для учащихся): | Обобщить знания о компонентах внутренней среды, их функциональных особенностях. | |
Ожидаемые результаты: | Обучающиеся овладеют знаниями о донорстве как необходимой мере для сохранения здоровья человека. | |
Предварительная подготовка учащихся: | Знать разновидности клеток крови, их значение в организме; иметь представление о группах крови, белках, определяющих сочетаемость групп крови. | |
Ресурсное обеспечение: | Карточки-задания. | |
Предварительная подготовка учителя: | Подготовить контрольно-измерительные материалы. | |
Этапы и время | Действия учителя | Действия учащихся |
Вызов (15 мин.) | Приём КМ постановка вопросов: Чем объяснить тот факт, что кровь обладает постоянством химического состава, однако, в случае переливания крови создаётся угроза для жизни больного? | Знакомятся с сочетанием агглютининов и агглютиногенов и делают выводы о правилах переливания крови от донора к реципиентам. |
Осмысление (25 мин.) | Раздаёт проверочные материалы. | Выполняют тестовую проверочную работу. |
Рефлексия (5 мин.) | Какие вопросы изученной темы вызвали у вас наибольшее затруднение? Какие показались наиболее интересными? | Отвечают на вопросы, отмечая для себя наиболее запомнившийся материал. |
Приложения
Тестовая работа по теме: «Внутренняя среда организма»
- Основную часть плазмы составляют:
А) вода
Б) жиры
В) белки
Г) углеводы
2. Клетки, которые способны вырабатывать антитела, называются:
А) тромбоциты
Б) лимфоциты
В) фагоциты
Г) эритроциты
3. Мелкие кровяные пластинки, участвующие в процессе свёртывания крови, называются:
А) лимфоциты
Б) ферменты
В) лейкоциты
Г) тромбоциты
4. Клетки крови, участвующие в транспорте кислорода:
А) лейкоциты
Б) эритроциты
В) тромбоциты
Г) лимфоциты
5. Белок гемоглобин содержится в:
А) лейкоцитах
Б) тромбоцитах
В) эритроцитах
Г) лимфоцитах
6. Растворимый белок плазмы крови называется:
А) гемоглобин
Б) фибрин
В) клейковина
Г) фибриноген
7. Человека, отдающего часть крови, называют:
А) пациентом
Б) донором
В) реципиентом
Г) посредником
8. Кровь – это __________________________ткань.
9. Форменные элементы крови образуются в ___________________________.
Красный цвет крови обусловлен_______________________________________
_________________________________________________________________.
10. Установите соответствие:
Признак клетки крови
А) в зрелом состоянии отсутствует ядро 1. Эритроциты
Б) поглощают и переваривают чужеродные тела 2. Лейкоциты
В) принимают участие в выработке антител 3. Тромбоциты
Г) имеют форму двояковогнутого диска
Д) повышенное содержание характеризует
воспалительный процесс
Е) обеспечивают иммунитет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...
Из жизни 6-Б класса МОУ "Средняя общеобразовательная школа №7" г. Балаково
Презентация - отчет о проделанной работе с классом...
урок по теме "Музыка в нашей жизни" в 9 классе
урок к разделу "Музыка", включает в себя разные виды работы...
Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.
Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...
Факультативное занятие по курсу "Жизнь в слове и слово в жизни" для 7 класса
Факультативное занятие по элективному курсу«Жизнь в слове и слово в жизни»Можно ли повторять не повторяясь?Цели: закрепить умение подбирать синонимы к словам; ввести понятия: контекстуальные синонимы,...
Программа Элективного курса по биологии За здоровый образ жизни Ступень обучения (класс) 8 класс
Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности.Темы курса дают учащимся определенные знания об опасных ...
«Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни» в 7 классе
Цель: Раскрыть содержание понятия «образ жизни», показать особенности и основные факторы, влияющие на его формирование у подростков.Задачи:Образовательные: раскрыть смысл, особенност...