Биотические факторы.Цепи питания.
презентация к уроку по биологии (11 класс)
Биотические факторы.Цепи питания. Даны заданая для подготовке к ЕГЭ по этой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biotich_fak._tsepi_pitan.pptx | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение Что такое биоценоз? Что такое биотоп? Что такое биогеоценоз? Какие компоненты включает биогеоценоз? Что такое экосистема? Основные показатели биоценоза. Виды экосистем.
Функциональные группы организмов Продуценты Консументы Редуценты Производители органического вещества: автотрофные организмы Разрушители органического вещества: гетеротрофные организмы Потребители готового органического вещества: гетеротрофные организмы
Продуценты Используют углекислый газ как источник углерода Фотоавтотрофы Хемоавтотрофы Для синтеза органических веществ используют энергию света э нергию химических реакций
Консументы
Редуценты Органические вещества (детрит) Неорганические вещества Сапротрофные бактерии редуценты разлагают Пеницилл Жук - мертвоед Дождевой червь Опята
Пищевая цепь Р астения Растительноядные животные Хищник 1 порядка Хищник 2 порядка Бактерии, грибы Продуценты Консументы Редуценты 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень Трофические уровни
Цепь питания - последовательность организмов , по которой передается энергия, заключенная в пище, от ее первоначального источника
Пастбищная (цепь выедания ) Пищевые цепи, начинающиеся с фотосинтезирующих организмов, называются пастбищными . растения кузнечик ящерица ястреб фитопланктон зоопланктон м елкие рыбы х ищные рыбы
Детритная (цепь разложения) Если пищевая цепь начинается с отмерших остатков растений, трупов животных и их экскрементов (детрита), она называется детритной . Такие цепи характерны для экосистем с преобладанием мертвого органического вещества. Листовая подстилка Дождевой червь Черный дрозд Ястреб
Пищевые сети Одни и те же виды организмов могут служить источником пищи для многих организмов, в результате чего в биогеоценозах формируются пищевые сети, сложные пищевые взаимоотношения, включающие разные цепи питания.
Правило экологической пирамиды (правило 10%) Р а ймонд Линдеман (1915-1942) К аждый последующий трофический уровень ассимилирует не более 10% энергии предыдущего . (с уровня на уровень переходит около 10% энергии)
Экологические пирамиды
Правило экологической пирамиды Правило экологической пирамиды – закономерность, отражающая прогрессивное уменьшение массы, энергии или особей каждого последующего звена пищевой цепи.
Экологические пирамиды Пирамида численности Пирамида биомассы Пирамида энергии Пирамида биомассы показывает соотношение биомассы организмов разных трофических уровней Пирамида численности отражает плотность населения организмов на каждом трофическом уровне Отражает картину скоростей прохождения массы пищи через пищевую цепь
1) почвенные зелёные водоросли 2 ) гадюка обыкновенная 3) мох сфагнум 4) подрост сосны 5) тетерев 6) лесная мышь 1.Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести. Ответ: 256 .
1) большим видовым разнообразием 2) отсутствием редуцентов 3) большой численностью хищников 4) разветвлёнными пищевыми сетями 5) колебанием численности популяций 6) замкнутым круговоротом веществ 2.Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется. Цифры укажите в порядке возрастания. Ответ: 146 .
3. Какой организм является консументом второго порядка Травянистое растение Коза Волк Микроорганизмы 4.Какой организм, участвующий в трофической цепи, получает меньше всего энергии Заяц Капуста лисица
1 ) бактерии гниения 2) грибы 3) клубеньковые бактерии 4) пресноводные рачки 5) бактерии-сапрофиты 5.Выберите организмы, относящиеся к редуцентам. Ответ: 125 .
Составить цепи питания пруда: а) пастбищную б) детритную . Укажите продуцентов, консументов , редуцентов
Составить цепи питания леса: а) пастбищную б) детритную . Укажите продуцентов, консументов , редуцентов
Определите, какой организм лишний и почему 1. Лошадь, овца, кролик, бабочка, лисица 2. Цианобактерии , подберезовик, ель, береза, боярышник 3. Дождевой червь, бактерия, гусеница бабочки, мокрица, рак речной. 4. Уж, сокол, олень, лисица, волк. 5. Корова, баран, заяц, кузнечик, волк. 6. Мухомор, сосна, хламидомонада, клен, лещина. 7. Жук навозник, рак речной, тля, дождевой червь, почвенная бактерия.
Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистеме смешанного леса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОРГАНИЗМЫ ГРУППЫА 1) редуценты А) мухомор Б) жук-короед 2) консументы В) почвенная нематода Г) плесневый гриб Д) таёжный клещ Е) гнилостная бактерия
Решите задачи . 2.1 . На основании правила экологической пирамиды определите, сколько потребуется планктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг. 2.2 . Определите, какую массу растений сохранит от поедания гусеницами пара синиц при выкармливании 4 птенцов. Вес одного птенца 5 грамма. 2.3 . Какая масса растений необходима для существования лисы массой 12кг, из которых 60% – вода? 2.4. Какая площадь необходима для существования дельфина массой 120кг, из которых 70% – вода, если продуктивность биоценоза 1кв.м моря 400г сухой биомассы в год? 2.5. Определите, сколько волков может прокормиться на протяжении года на площади 200000 м 2 (производительность 1 м 2 составляет 300 г), если масса 1 волка 60 кг. Сколько зайцев при этом будет съедено, если масса зайца 4 кг.
Источники http://i.hizliresim.com/G18Anb.gif http://img.sputnik.ru/?key=f8f017f379be1264f3455e17aebff823196d6b41 http://i2.imageban.ru/out/2012/01/24/6e908b84e9599c33416089ea08d7a3ba.png http://2.bp.blogspot.com/-oph0CRysL3g/UJbWTN2NhZI/AAAAAAAALAs/CM0eDET-Yq0/s400/earth-day-2011-what-act-green_313111.jpg http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/2746_(www.GdeFon.ru).jpg http://i.hizliresim.com/ZJomdo.png http://vesna.speechteach.ru/images/img0019.png
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биотические связи в природе
УУрок разработан по программе Сонина Н И....
Основные типы биотических взаимодействий
В методической разработке представлен план-конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов...
Биотические связи в природе
1. Цель урока: познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов9. Задачи:- обучающие:...
Биотические факторы в биоценозах. .
отношения между организмами , связанные за пищу....
Биотические факторы среды 11 класс
Презентация по биологии 11 класс Экология. Тема: Биотические факторы среды....
урок "Биотические факторы среды. Биотические отношения"
урок можно провести в 11 классе с помощью учащихся, которые самостоятельно готовят презентации с объяснением нового материала...
Технологическая карта "Биотические факторы среды. Лабораторная работа №9 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в природном сообществе» Структура экосистем"
Технологические карты способствую спмостоятельному изучению материала. Могут использоваться в период дистанционногообучения...