Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний.
статья по биологии
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrativnaya_tehnologiya.docx | 11.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний. При остром дефиците естественно-научного составляющего в социальном поле нашей жизни огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов естественно-научного цикла , разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы естественного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. В процессе интеграции естественных наук формируются метапредметные умения:
- аналитические,
- учебно-информационные,
- коммуникативно-речевые.
На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
- умения сопоставлять явления и факты;
- умения выделять главное;
- умения составлять из отдельных элементов целую картину;
- умения формулировать общую проблему;
- умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
1. умение извлекать информацию из различных источников;
2. умение составлять план;
3. умение отбирать материал по заданной теме;
4. умение составлять письменные тезисы;
5. умение подбирать цитаты;
6. умение составлять таблицы, схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативно -речевые метапредметные умения:
- умение составлять связное устное высказывание;
- умение использовать различные средства наглядности;
- умение выражать свое мнение и аргументировать его;
- умение оформлять научно-исследовательские работы;
- умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
- умение вести дискуссию.
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира . Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.
В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде.
Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.
Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.
Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.
ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:
Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.
Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах.
Что дает данная работа учителю?
· Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
· Освобождает учебное время для изучения другого явления.
· Исключает дублирование учебного материала.
· Усиление межпредметных связей.
Что дает данная работа ученику?
· Активизация мыслительной деятельности.
· Интенсификация учебного материала.
· Расширение сферы получаемой информации.
· Подкрепление мотивации в обучении.
· Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
· Снижение перегрузок.
Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Интегрированные уроки использую в своей работе давно. Биология является такой дисциплиной, на базе которой можно достаточно эффективно внедрять метапредметные технологии обучения. Так как биологические знания тесно связаны с практической деятельностью, являются актуальными для сохранения здоровья человека, пересекаются с другими науками, такими как география, физика, химия, астрономия и др.
Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках биологии и физике, и углублять мотивацию к учению.
На таких уроках уместно использовать исследовательский метод обучения, давая учащимся индивидуальные и групповые опережающие задания. Это позволяет не только расширять знания, но и воспитывать познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.
При этом достигаются следующие цели: расширение кругозора, совершенствование умения извлекать главное, решается и коммуникативная задача – воспитание умения слушать собеседника.
На таких уроках главной, наверно, не столько образовательная и развивающая цель, сколько воспитательная: воспитание нравственных качеств в человеке, формирование умения работать в группах, умения прислушиваться к мнению других.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является установление межпредметных связей. Подготовка к интегрированному занятию начинается с определения конкретной темы, учебной группы и места проведения. Но главное выбор напарника, с которым необходимо достичь определенной психологической совместимости. Поэтому такие уроки планируются только с тем коллегой, который вызывает личную симпатию. Поскольку ход интегрированного урока непредсказуем, то и роли педагогов динамично меняются.
На следующем этапе совместно определяется вид интегрированного урока: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-лекция, лабораторно-практическое занятие и т.п.
Каждый вид урока предполагает свое целеполагание, конструирование и структурирование учебного материала.
Педагогическая технология подготовки интегрированного урока включает в себя:
- Согласование педагогами содержания и методики преподавания;
- Характер общения и отношений с учащимися и между собой в ходе занятия.
Проще говоря - это несколько предметов в одном уроке....
Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И поэтому на одном уроке не могут быть представлены в равной степени физика и биология, Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя. В противном случае польза от интегрирования сомнительная, а вред (хотя бы в виде перегрузки) явный. Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие прежде всего состоит в специфике учебного материала, на нем рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «не застревал» в информационных ограничениях одного учебного предмета, а работал с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это возможно благодаря тому, что на метапредметных и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль проектной деятельности в деле формирования метапредметных знаний и умений
Главное изменение в современном обществе — это ускорение темпов развития. Школа сегодня также стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важнейшей задачей школы являет...
Проектная деятельность как эффективный способ формирования метапредметных знаний и умений
Главное изменение в современном обществе — это ускорение темпов развития. Школа сегодня также стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодн...
Мастер-класс "Технология формирования метапредметных знаний и эмоциональной отзывчивости"
Презентация к мастер-классу...
Способы и технологии формирования метапредметных знаний на уроках математики
Учить мыслям бессмысленно, т.к.в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией....
Формирование метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.
Доклад на учительской конференции....
Формирование метапредметных знаний и умений на уроках мировой художественной культуры.
Статья содержит размышления о проблемах формирования метапредметных знаний и умений на уроках мировой художественной культуры, приведены примеры - фрагментов уроков МХК, на которых решаются эти п...
Интерактивная технология «Дебаты» как средство формирования метапредметных УУД
Интерактивную технологию "Дебаты" можно использовать и на уроках, и во внеурочной деятельности. Эта интеллектуальная игра способствует формированию регулятивных, познавательных и коммуникати...