Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии
статья по биологии на тему
В данной публикации рассматриваются методологические приёмы и аспекты использования здоровьесберегающей технологии на уроках биологии и химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_biologii_i_himii.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии
Одной из основных задач современного образования является развитие творческого потенциала учащихся. В связи с этим появилось и широко используется понятие "личностно-ориентированное образование", в рамках которого разрабатываются и внедряются в школьную практику инновационные технологии. У учителей появился большой стимул по внедрению инновационных технологий в школьную практику. Это, несомненно, огромный плюс. Однако, недостаточное владение теоретическими основами, неграмотное обоснование выбора инноваций в педагогике может привести к плачевным результатам. Причём, в результате реализации современных подходов в образовании к ребёнку предъявляются жёсткие и высокие требования. Для многих учеников это может привести к нарушению здоровья. Проблемы грамотного введения новых педагогических технологий, оздоровление детей, реализация здоровьесберегающих технологий в ходе учебного процесса на сегодняшний день выдвигаются не первый план.
Современное состояние здоровья детей и молодёжи требует приоритетного внимания, что можно достичь формированием здорового образа жизни, опираясь в своей деятельности на новую науку - валеологию.
По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85%. Число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, количество детей с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счёт чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей. Только за период обучения в младших классах возрастает в 16-18 раз число детей больных вегетососудистой дистонией, в 5 раз - эндокринными заболеваниями и нарушением обмена веществ, в 4 раза - болезнями желудочно-кишечного тракта, в 2 раза - мочеполовой системы.
Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности в сохранении и укреплении здоровья учащихся, повышения духовности среди молодёжи, необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательные планы. Это позволит в значительной степени повысить ответственность обучающихся за сохранение своего собственного здоровья.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности. На целесообразность внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы нас наталкивают факторы риска нарушений здоровья у учащихся.
Специалистами установлено, что определенные факторы образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Так, по данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Предлагаю вашему вниманию факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
1. стрессовая педагогическая тактика;
2. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
3. несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
4. недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
5. провалы в существующей системе физического воспитания;
6. интенсификация учебного процесса;
7. функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
8. частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
9. отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате традиционная система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Сопоставим системы управления в традиционной системе обучения и при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе обучения.
Стержневым понятием концепции формирования здорового образа жизни является понятие "единого целого", т.е. здоровье, следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей.
Существует более 300 определений понятия "здоровье", Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В настоящее время выделяют несколько видов и компонентов здоровья:
ВИДЫ И КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ
|
Среди здоровьссберегающих технологий, применяемых в системе образования, он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К данному виду технологий относится совместная деятельность педагога и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Они направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Данные технологии реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секций и на внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятиях.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи сохранение жизни, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов курса "Безопасность жизнедеятельности", а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает се директор.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, стоит главная задача: организация образовательного пространства на всех уровнях, при котором качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Урок с применением здоровьесберегающих технологий должен быть построен с учетом возрастных потребностей и физиологических возможностей детей.
При составлении расписания в школе обязательно учитываются трудности каждого предмета, которые ранжируются в баллах, распределяется учебная нагрузка в недельном цикле.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
средства двигательной направленности (движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и "минутки покоя"; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Все вы, несомненно, используете физминутки на уроках, перед вами на столе некоторые из них, думаю вы согласитесь со мной, что с учениками 7-х - 11-х классов такие физминутки уже не проведёшь. Предлагаю вашему вниманию оздоровительные физминутки для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа, которые можно использовать на любом уроке и в любом классе.
Предлагаю вашему вниманию минутки для профилактики нарушения зрения. Они так же благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Прошу вас выполнять со мной:
Рекомендуемые упражнения:
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную, предлагается глазами " нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении). Можно нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.
Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".
Рекомендуемые упражнения:
1. Потягивание за мочки сверху вниз;
2. Потягивание ушной раковины вверх;
3. Потягивание ушной раковины к наружи;
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Рекомендуемые упражнения:
1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз");
2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние);
3. Точка посередине верхнего края подбородка;
4. Парные точки в височных ямках;
5. Три точки на затылке в углублениях;
6. Парные точки в области козелка уха.
Кроме того можно использовать физминутки такого рода: подпрыгните те, у кого день рождения весной, присядьте те, кто сегодня в школу пришёл в брюках, мальчики потянулись вправо, девочки влево и т.д.
В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.
оздоровительные силы природы;
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.
Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся, может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.
Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить такие:
- солнечные и воздушные ванны,
- водные процедуры,
- фитотерапия,
- ароматерапия,
- ингаляция,
- витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год- в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников).
Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов - фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.
Демонстрируем фото (озеленение классов, фойе, живой уголок, фитотерапия)
На мой взгляд кабинет биологии должен быть частичкой живой природы и поэтому в его оформлении должны обязательно присутствовать различные растения. Кроме того очень благотворно влияет на эмоциональный настрой ребят аквариумные рыбки и черепаха, которые появились у нас в прошлом учебном году. Наблюдая во время перемен за животными дети получают массу удовольствия, кроме того это влияет на сплочённость детского коллектива, воспитывает ответственность и любовь к братьям нашим меньшим.
После проветривания на переменах можно применять фитотерапию (используя аромолампу с маслами богатыми фитонцидами уничтожающими болезнетворных бактерий).
Кроме кабинета биологии, все кабинеты нашей школы, рекреации, коридоры благоухают растениями.
гигиенические факторы;
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:
- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;
- проветривание и влажная уборка помещений;
- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;
- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);
- привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.;
Уроки провожу в кабинете биологии, где в соответствии с требованиями СанПиНа имеется искусственное и естественное боковое левое освещение, окна закрыты прозрачными занавесками, цветов на подоконниках нет, т.к. они препятствуют проникновению света в помещение. Кроме того парты и стулья соответствуют возрасту детей, занимающихся в кабинете. Доска располагается на расстоянии 2,5 м, между рядами расстояние не менее 60 см. На пременах осуществляю проветривание кабинета. Кроме того на уроках биологии детям прививаются элементарные правила личной и общественной гигиены.
Реализация данного вида здоровьесберегающих технологий возможна так же на уроках биологии в 8 классе, при изучении курса " Человек". После изучения главы несколько уроков отводится для изучения элементарных сведений о различного рода травмах, мер профилактики при том или ином заболевании, например, "Первая помощь при ожогах", "П.П. при ударе током, солнечном ударе, кровотечениях, ранениях и т.д.". На такие занятия целесообразно приглашать медработника школы или врача-специалиста, осуществлять экскурсии в лечебные учреждения и т.д.
Так же данный вид технологий осуществляется на занятиях элективного (дополнительного) курса "Основы медицинских знаний" среди обучающихся 9 классов.
(ФОТО СТОЛОВОЙ) Кроме кабинета биологии и других учебных кабинетов гигиенический фактор реализуется и в школьной столовой.
Как вы видите на фото, в школьной столовой имеются раковины, бумажные полотенца, салфетки на столах, что является ярким примером осуществления медико-гигиенических технологий. В столовой имеется информационный стенд, из материалов которого обучающиеся могут узнать полезную информацию и витаминах, входящих в состав продуктов питания. Комплексный обед, который предлагается ребятам включает салаты из свежих овощей богатые различными витаминами.
Всё выше перечисленное позволяет обучить детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ).
По современным представлениям в понятие ЗОЖ входят следующие:
- Отказ от вредных привычек, пристрастий (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ);
- Оптимальный двигательный режим;
- Рациональное питание;
- Закаливание;
- Личная гигиена;
- Положительные эмоции.
- обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций;
- ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Итак, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы - это одно из самых рациональных решений сложившихся проблем в образовании, т.к. дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе и мы - педагоги.
Применение новых технологий в системе здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приведёт к нормализации, грамотности применения новейших методов и форм работы в образовании детей. Применение на уроках валеопауз, обязательная реализация на каждом уроке, во внеурочной деятельности здоровьесберегающего аспекта, забота о здоровье всех участников образовательного процесса, в том числе и учителя, учёт индивидуальных личных качеств каждого школьника - вот слагаемые воспитания всесторонне развитого, здорового школьника.
Свой вклад в здоровье подрастающего поколения необходимо внести и каждому педагогу образовательного учреждения. Один из эффективных способов сопровождения здоровья учащихся ОУ - реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
Литература.
- Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений / сост. О.В. Нестерова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 164с.
- Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО "СарИПКиПРО", 2009. - 36с.
- Информационно-публицистический бюллетень "Просвещение", №8(15), декабрь, 2007.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологиии
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПО ТЕМЕ: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Статья посвящена проблемам здоровьясбережения в работе учителя биологии....
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Статья о здоровьесберегающих технологиях на уроках биологии...
Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"
Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, на мой взгляд, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодейс...
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
В статье рассмотрены цели здоровьесберегающих технологий, организация урока биологии, упражнения для дыхания....
Мастер-класс "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"
Сущность здоровьесберегающего урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал и ученику и учителю сохранение запаса их жизненных сил. Поэтому, помимо обычных учебных задач, перед учителем...
«Здоровьесберегающие технологии в преподавании биологии и химии
. Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Эта система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процес...