Повторительно-обобщающий урок по теме "Культурные растения"
методическая разработка по биологии (7 класс)
Урок в игровой форме расширяет знания учащихся о происхождении, использовании и многообразии культурных растений, закрепляет знания об особенностях строения растений, принадлежащих к разным семействам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnye_rasteniya.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме «Культурные растения»
Аудитория: урок предназначен для учащихся 7 классов.
Цель: повторить и обобщить знания о культурных растениях.
Задачи:
- образовательные: закрепить знания об особенностях строения растений различных семейств, расширить знания о происхождении, использовании культурных растений и их многообразии
- воспитательные: воспитывать информационную культуру и коммуникативную компетентность.
- развивающие: развивать познавательную активность учащихся, прививать интерес к биологии.
Методы: игровые, наглядные (презентация), словесно – репродуктивные.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование и материалы: персональный компьютер, доска, мультимедийный проектор, презентация Power Point, настенные таблицы «подсолнечник», «капуста», «яблоня», «пшеница», «картофель»
Ход урока
Учащиеся разбиваются на 5 команд, и каждая команда садится за свой стол. Висят настенные таблицы изученных культурных растений (или демонстрируются на слайдах презентации). На доске расчерчено игровое поле, в которое учитель будет выставлять командам баллы за ответы.
1.Каждая команда получает карточку с изображением какого-либо одного изученного растения: пшеницы, капусты, картофеля, подсолнечника, яблони.
На карточке- внешний облик растения, строение цветка, соцветие, плод.
Каждая команда должна ответить на вопросы:
-Какое применение находит это растение?
- К какому семейству относится это культурное растение?
- В какое соцветие собраны цветки у этого культурного растения?
- Назвать тип плода культурного растения.
- Откуда пришло к нам это культурное растение?
Представители от каждой команды выходят к доске и отвечают на задания, сопровождая свой ответ показом.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
2. Учитель устно задаёт каждой команде по вопросу. Или: вопросы написаны на отдельных карточках. Ученики вытягивают карточку и сразу же отвечают на вопрос.
- Какие разновидности капусты вы знаете? Что употребляют в пищу у каждой из них?
- Какие условия необходимо создавать для получения больших урожаев подсолнечника?
- Когда и как сажают плодовые деревья?
- Что вы знаете об истории возделывания картофеля?
- Что такое кочан капусты? Докажите, что это не плод.
- Как правильно сажать и ухаживать за картофелем?
- Какие сорта пшеницы вы знаете? Чем они различаются?
- Что вы знаете об истории возделывания подсолнечника?
- Какие виды пшеницы вы знаете? Чем они различаются?
- Какие биологические особенности капусты нужно помнить при ее выращивании и как правильно ее возделывать?
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
3. Команда получает карточки, на которых написаны загадки о культурных растениях. Ребята должны назвать растение, о котором идёт речь. Каждой команде по 3 загадки.
На плечах Игнашки
Сорок три рубашки -
Все из ткани отбеленной,
А поверх – пиджак зеленый. (Капуста)
Сама длинна, худа,
Всю ветром шатает,
А весь мир питает. (Пшеница)
Стоит горница –
Безугольница,
Стоит темная
Безоконница;
Там живут малыши,
Малыши-черныши;
А как выйдут за порог –
Все зовут их на пирог. (мак)
Весной повисло -
Все лето кисло.
А сладко стало -
На землю пало. (яблоко)
Стебли ползучие,
Листья колючие,
Цветок – воронкой,
С желтой коронкой.
А зеленый плод
С грядки годен в рот. (огурец)
Невысокая,
Краснощекая,
Жила на поле,
Спала в подполье,
А в дом попала -
Кормить нас стала. (свекла)
У лысой головки
Есть глазки и бровки,
Глаза чуть-чуть раскосы,
А брови – безволосы. (клубень картофеля)
Плод у травки – сложный,
Да притом и ложный.
А то, что в нем ложное, -
Вкусней, чем пирожное. (земляника, клубника)
Вертится Антошка
На одной ножке:
Где Солнце встанет,
Туда и глянет. (подсолнечник)
С листами, а не книжка;
Кругла, а не пышка;
С водой, а не болото;
Скрипит, а не ворота. (капуста)
Сидит дед на грядках -
Весь в заплатках.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (лук)
Выросла травка -
К пище приправка.
Ее пожитки -
Душистые нитки. (укроп)
Висит дом
Кверху дном:
Семьсот каморок -
И все без запорок,
А в каждой жилец -
Черный жилет. (подсолнечник)
Ведь не зря в саду хвален
Витаминный чемпион -
С красным соком,
С черным боком. (смородина чёрная)
Для щей капуста,
А жуем без хруста,
Бескочанною росла
И не квашена кисла. (щавель)
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
4.Что лишнее?
Учитель выдаёт каждой команде список растений и поясняет: здесь написаны названия деревьев. Названия необычные. Многие из этих деревьев действительно существуют в природе и действительно имеют такие необычные названия. Но некоторых растений в природе нет. Их я придумала сама. Вы должны внимательно изучить этот список и вычеркнуть из него придуманные мной деревья.
1.колбасное дерево
2.хлебное дерево
3.сметанное дерево
4.шоколадное дерево
5.кофейное дерево
6.морковное дерево-не существует
7.конфетное дерево
8.сахарная пальма
9.масличная пальма
10.мармеладное дерево
11.луковое дерево – не существует
12.дынное дерево
13.земляничное дерево
14.клубничное дерево
15.клюквенное дерево-не существует
16.помидорное дерево
17.огуречное дерево
18.грибное дерево- не существует
19. капустное дерево
20. картофельное дерево – не существует
Команды обмениваются листочками.
Учитель: В природе действительно существуют деревья с такими необычными названиями. У одних плоды съедобны, у других- не съедобны. Но какое-то сходство обязательно имеется: с колбасой ли, с конфетами, с помидорами. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию и узнаем, какие из этих деревьев есть на планете.
Учитель показывает и комментирует презентацию.
По ходу презентации команды проверяют ответы друг друга и выставляют баллы за правильные ответы.
Подсчитывается сумма заработанных очков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории
Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории и во всех классах...
Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."
Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"
1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Повторительно-обобщающий игровой урок «Сказка ложь, да в ней намек» по теме: «Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений», 7 класс.
За основу взята публикация Малючевой Е. В. «Нетрадиционные формы повторительно-обобщающих уроков физики с использованием технологии развивающих и деловых игр и компьютерных технологий», 14-й всероссий...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Повторительно - обобщающий урок по теме "Овощные растения"
На уроке обучающиеся повторяют изученный материал по теме "Овощные растения" и изготовляют наглядные пособия...