ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ СПО
статья по биологии (10 класс)

В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование Интернета, телевидения, компьютерных программ, сформировался новый тип восприятия информации. Для современного учащегося традиционные источники получения информации, такие, как учебник или речь учителя утрачивают свое прежнее значение, что приводит к снижению интереса к процессу обучения. Умение работать с информацией повышает конкурентоспособность, вырабатывается способность к самостоятельному поиску и творчеству, меняются отношения «учитель – ученик», возникает атмосфера сотрудничества. Применение мультимедиа-технологий хорошо сочетается проблемным эвристическим обучением и дифференцированным обучением, с технологией развивающего и личностно-ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО ( НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИИ ПОВАР, КОНДИТЕР)

Н.А.Чувайлова, преподаватель

ОГАПОУ «Ракитянский агротехнологический техникум», п. Ракитное, Белгородская область

Аннотация

Одним из направлений профессиональной деятельности современного педагога  является работа по формированию функциональной грамотности обучающихся. В статье рассматриваются некоторые средства и приемы, применение которых на уроках биологии позволяет достичь желаемого результата. [3].         

        Ключевые слова: естественнонаучная грамотность; функциональная грамотность; биологическое образование; ситуационные задачи.

        В настоящее время,  функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире. [2].

        Потенциалом для формирования функциональной грамотности на уроках биологии является применение ситуационных задач, которые дают возможность использовать знания, приобретенные в процессе изучения биологии в различных ситуациях.

Для решения предложенных задач обучающимся рекомендуется следовать определенному алгоритму:

1. поиск источников , предварительный анализ и использование информации;

2. анализ  полученной информации с точки зрения определенной ситуационной задачи;

3. выбор подходящих приемов и методов решения;

4. разъяснение и аргументация собственного мнения о решении проблемной ситуации [4].

        Текстом ситуационного  задания может являться фрагмент научного текста, содержащий проблемные ситуации, отрывок литературного произведения или искусственно созданная педагогом ситуация. Целесообразно начинать работу с задач, снабженных подробной инструкцией по решению. Рассмотрим несколько примеров.

        Задача № 1.  Тема: " Прокариотическая клетка (закрепление)"

        Мы взяли три емкости. В 2 емкости налили сырого молока, а в третью  – кипяченое. Накрыли крышками один сосуд с сырым молоком и один с кипяченым. Наблюдение проводили в течение 3-х дней. Были получены следующие результаты. Сырое молоко, не закрытое крышкой, скисло. В двух других емкостях появился неприятный запах, который у некипяченого молока был более сильным.

        Задания для обучающихся:

Объясните это явление. Какой ученый открыл процесс обработки молока?        

        Задача №2 "Плесень правит миром?" (внеаудиторная работа с различными источниками информации)

        Многие люди испытывают чувство отвращения при виде плесени. Она портит продукты питания, разрушает строения, приводит в непригодность одежду, вызывает различные заболевания человека и животных. В начале 20 века некоторые ученые предлагали уничтожить все плесневые грибы. Является ли это предложение правильным?

        Задания для обучающихся:

1. Вспомните и напишите, где вы встречали плесневые грибы?

2. Опишите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между особенностями жизнедеятельности и широким распространением плесени.

3. Есть ли способы, позволяющие сохранить продукты питания, вещи от поражения плесенью.

4. Ответьте на вопрос: «Было ли предложение ученых об уничтожении плесени правильным?». Обоснуйте  ответ.        

        Задача № 3. Тема: «Генетика. Закономерности наследования. Кодоминирование»

Папа римский Иннокентий VIII, будучи в почтенном возрасте, отдал приказ влить себе кровь троих юношей, однако это явилось причиной его смерти и гибели юношей.

Как вы думаете, почему?        

        Задача № 4. Тема: "Происхождение культурных растений"

Задание для обучающихся:

Составьте список блюд для праздничного стола из продуктов, растительное сырье для которых имеет Центральноамериканский, Южноамериканский и Абиссинский центр происхождения. Для каждого пункта  укажите растение- сырье и центр его происхождения.

        Кроме того, целесообразно использование ситуационных задач в ходе учебного занятия  на разных его этапах.

        1. Применение проблемных задач на этапе актуализации знаний учащихся. Задачей данного этапа является стимулирование познавательного интереса к изучаемому материалу, помощь обучающимся в самостоятельном определении направления в изучении темы. Ситуационные задачи здесь могут выступать как средство повышения мотивации к изучению нового материала.

        2. Использование ситуационных задач на этапе осмысления нового материала в процессе работы над ним. Если планируется групповая форма работы, то при коллективном обсуждении выводов, к которым пришли учащиеся, можно проводить взаимные дискуссии и дебаты. Таким образом, обучающиеся учатся соотносить различные точки зрения на поставленную в задаче проблему, доказательно представлять свою позицию, уважая мнение других.

         3. На этапе рефлексии применение ситуационных задач необходимо для самостоятельного обобщения учащимися изученного материала и определения способа использования полученных знаний в повседневной жизни. [4].         

Рассмотрим несколько примеров заданий, которые могут быть использованы во время актуализации знаний.

        Задание № 1. Тема: "Органические вещества клетки. Липиды"

По роду своей профессии повара часто используют растительные масла. К какому типу органических веществ клетки относится подсолнечное и оливковое масло?        

        Задание № 2. Тема: "Влияние человека на экосистемы"

Производство продуктов питания виновато в выбросе 25% парниковых газов, загрязняющих планету, выяснили ученые из Оксфордского университета. Кроме того, пищевая промышленность негативно влияет на почву, леса, водные ресурсы . Какие меры по снижению негативного влияния на окружающую среду вы можете предложить?

        В качестве домашнего задания обучающиеся могут решать творческие ситуационные задачи, в процессе которых используют знания из различных областей науки, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

        Творческое задание.

В продуктовых магазинах  покупатели видят  большой ассортимент творога. Часто данный продукт может стать объектом фальсификации. Обнаружить  и доказать подделку можно с помощью сложных дорогостоящих анализов. Но есть и такие методы, с помощью которых можно определить качество творога  даже в домашних условиях.

        Задание для обучающихся: Используя материалы учебника, дополнительной литературы, сети Интернет,  предложите способы определения фальсификации творога в домашних условиях.  Отчет оформите в виде буклета.

        Функциональная грамотность является фактором, способствующим участию людей в социальной, политической, культурной и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. В связи с этим приоритетной задачей педагога становится формирование ее у обучающихся. Сделать это можно посредством использования перечисленных выше средств и приемов на каждом уроке. Ситуационные задачи позволяют качественно улучшить навыки и умения обучающихся, повысив их естественнонаучную грамотность и предоставив возможность применять полученные знания на практике. [1].

Список использованных источников:

1. Инфоурок: сайт.[https://infourok.ru/rol-taksonomii-bluma-v-razvitii-funkcionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-578538.html](дата обращения: 12.04.2022). Фомичева Д.А. Статья Ситуационные задачи на уроках биологии как средство формирования функциональной грамотности школьников. Самара, 2020 г. с.1-9

2. Московский центр качества образования: сайт. [https://mcko.ru/articles/2264](дата обращения: 12.04.2022).

3. Фомичева Д.А. Статья Ситуационные задачи на уроках биологии как средство формирования функциональной грамотности школьников. Самара, 2020 г. с.1-9

4. Шарыпова Н.В., Чекалина Т.В. Ситуационные задачи как один из методов формирования ключевых компетенций школьников на уроках анатомии // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (36). С. 62-66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка"

Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов для обучению английскому языку детей в школе.Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьников, формирования мо...

Практика использования цифровых образовательных ресурсов на уроках химии

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно – научного цикла, т.к. именно они формируют единую кар...

Отчет об использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

Каждый современный учитель использует в своей работе цифровые образовательные ресурсы, которых с каждым днем становится все больше и больше...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии.

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии"....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Использование ЦОР позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. В результате повышается так н...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии (из опыта работы)

В данной публикации обобщен собственный опыт использования современных цифровых средств обучения на уроках биологии в средней школе....