Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии.
статья по биологии на тему
Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_cifrovyh_obrazovatelnyh_resursov_na_urokah_biologii.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64»
ДОКЛАД
Использование цифровых образовательных ресурсов
на уроках биологии
Выполнил: Ибрагимов Садиг Советович,
учитель биологии
Новокузнецк, 2011
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии
С 2005 года в России реализуется государственный проект «Информатизация системы образования» – ИСО. Проект трактует информатизацию школы как процесс изменения содержания, методов и организационных форм образовательной работы, вызванный необходимостью готовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе. Одна из основных задач проекта – формирование наборов цифровых образовательных ресурсов, расширяющих учебно-методические комплексы, рекомендованные (допущенные) к использованию в учебном процессе. К настоящему времени ресурсы созданы, учителям остаётся только научиться эффективно применять их на уроке и вне урока.
Урок биологии в школе всегда отличался наглядностью. Трудно «на пальцах» научить пониманию внешних и внутренних процессов, происходящих в живых организмах. Поэтому учитель биологии всегда стоял перед выбором средств обучения для использования их на уроке.
Учителя многих поколений, показывая динамику определённых биологических процессов на плоской доске, использовали лишь кусочек мела. Позже стали использовать аппликации. Согласитесь, например, при объяснении процесса синтеза белка, быстрее прикрепить к доске рисунок транспортной РНК, рибосомы и т.д., чем рисовать это на доске мелом. Да и качество рисунков будет выше, изображения ярче, нагляднее. Особенно удобно использовать аппликации при наличии в кабинете биологии магнитной доски. Тут на помощь учителю пришли фабрики по изготовлению наглядных пособий. Они выпустили наборы динамических пособий для магнитной доски по разным темам курса биологии: «Основные направления эволюции», «Законы Менделя», «Человек и биосфера» и др.
Параллельно совершенствовались и технические средства обучения. Демонстрация фолий через эпидиаскоп – тоже неплохой вариант. Прозрачные плёнки с рисунками накладываются друг на друга или меняются одна за другой, тем самым позволяют частично отразить динамику процесса. В оборудование кабинета биологии входят наборы фолий по зоологии, ботанике, общей биологии.
Отлично демонстрируют процессы в живой природе кино- и видеофрагменты, снятые в технике рапидной съёмки, которые позволяют медленно в деталях рассмотреть процессы, реально длящиеся всего несколько десятков секунд. И напротив, снимая биологические объекты через определённый промежуток времени, можно получить десятиминутное изображение процесса, который в реальном времени занимает дни, недели или месяцы.
Время постоянно меняет наши представления об арсенале средств обучения биологии. И если во времена Всесвятского речь шла о возможностях наблюдения за объектом, то в настоящее время школьники и учителя имеют возможность использовать виртуальное пространство компьютера для решения дидактических задач. Постепенно уходят в прошлое кинопроекторы, всё реже используется видеомагнитофон. На смену им приходит компьютер. С его помощью тоже можно смотреть оцифрованное видео. Но можно применять и другие цифровые образовательные ресурсы. Цифровые образовательные ресурсы включают представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловую графику, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Одним из наиболее интересных цифровых ресурсов для учителя биологии является flash-анимация.
Анимация – это последовательность изменяющихся изображений, которая произошла за определённый промежуток времени. Совокупность кадров, сменяющих друг друга в единицу времени создают иллюзию движения, что и есть не что иное как анимация. Технология создания анимации является чередованием совокупности большого количества кадров, расположенных в логической последовательности и созданных с помощью программного продукта фирмы Adobe – Adobe Flash MX. Проще объяснить так, flash-анимация на уроках биологии – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала.
Работая первый год в школе, попробовал применять это средство обучения на уроках. Это здорово! Хорошая flash-анимация помогает качественно объяснить новый материал. Например, flash-анимации по биологии, которые я скачивал с сайта единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru), содержат чётко дозированный объём информации и хорошо продуманный дикторский текст. Как правило, все примеры хорошо иллюстрированы, что способствует усвоению нового материала за счёт непроизвольного внимания и непроизвольного запоминания. А значит, снижается утомление школьников. При использовании такой анимации учителю остаётся только помогать обучающимся в освоении новой темы. Длительность просмотра анимации от 30 секунд до 20 минут. Длительные анимации имеют управляющие кнопки «стоп», «пауза», «возврат к началу». Это даёт возможность учителю остановить просмотр на ключевых кадрах, обсудить полученную информацию с учащимися, записать в тетрадях определение понятия или схему. Можно задать вопросы, чтобы проверить, правильно ли ученики поняли материал. При необходимости уточнить или скорректировать информацию, а потом продолжить работу с flash-анимацией.
Можно применять flash-анимации на этапах закрепления или проверки знаний. Например, выключить звук, чтобы не был слышен дикторский текст и предложить ученику поработать диктором, рассказывая о том, что происходит на экране. Если анимация иллюстрирует только один процесс, например, бесполое размножение инфузории-туфельки, то ученику можно предложить составить связный рассказ о процессе. Длительную анимацию могут озвучивать последовательно несколько учащихся. Можно не выключать диктора, а остановить анимацию с помощью кнопки «пауза» и попросить ребят продолжить правило, определение, привести свой пример к тому, что сказал диктор.
Если у ваших учеников есть домашний компьютер, то они могут скопировать у вас flash-анимацию и дома её еще раз просмотреть и прослушать. А можно дать им адреса сайтов, на которых они сами найдут интересующие их анимации. Я применял flash-анимации при изучении тем по ботанике: «Строение клетки», «Жизнедеятельность клетки», «Размножение бактерий», «Бесполое размножение хламидомонады», «Половое размножение хламидомонады», «Размножение улотрикса», «Строение шляпочного гриба» «Плесневые грибы и дрожжи», «Строение лишайника», «Мох кукушкин лён», «Строение семян», «Зоны корня», «Клеточное строение листа», «Строение растительной почки», «Строение цветка», «Химический состав растений», «Фотосинтез», «Способы размножения растений» и др.; по зоологии: «Размножение одноклеточных животных», «Питание губки», «Строение кишечнополостных животных», «Передвижение дождевого червя» и др.; по анатомии, физиологии и гигиене человека: «Строение кожи», «Анализаторы», «Скелет человека», «Кровообращение» и др. Кроме того, мне понравились анимации по сложным для восприятия школьников темам «Фотосинтез», «Синтез белка», «Метаболизм», «Генетика».
В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по всем разделам биологии. Если вы целенаправленно будете искать именно flash-анимации, то можно зайти на сайты учителей биологии, например http://biologymoscow.ucoz.ru/ или http://tana.ucoz.ru/. Найти закладку «флеш-анимации» и выбрать раздел курса биологии и тему, которая вас интересует. Откроется список flash-анимаций по данной теме. Выбирайте то, что вам больше нравится. Ресурсы бесплатные, легко копируются. Для их воспроизведения нужен флеш-плеер, его бесплатно можно скачать из Интернета по ссылке http://www.izone.ru/internet/plugins/adobe-flesh-pleer.htm. Воспроизводятся анимации также с помощью электронного проигрывателя или программы Internet Explorer. Трудности возникают при вставке flash-анимации в презентацию PowerPoint, если создаёшь презентацию на одном компьютере, а воспроизводишь на другом. Если вы начинающий пользователь, то просто запускайте flash-анимацию отдельно, как самостоятельный цифровой образовательный ресурс. Если вы уверенный пользователь, то меняете настройки воспроизведения анимации. Или используйте бесплатную программу Ispring.pro. 3.5, которая позволяет быстро встраивать flash-анимации в презентацию PowerPoint.
Если выход в Интернет не всегда доступен, то хорошие флеш-анимации, интерактивные схемы и рисунки есть на электронных дисках к учебно-методическим комплектам под ред. проф. И.Н. Пономаревой для 6-10 классов (М.: Издательский центр «Вентана-Граф», ЗАО 1С.). Можно использовать материалы диска «Бибилиотека наглядных пособий. Биология 6-9 класс» – МО РФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003. Но копирование с последнего диска нам мне удалось, его приходится запускать на том компьютере, которым вы будете пользоваться на уроке. Экспорт ресурсов программой предусмотрен, но у меня возникли трудности.
Специфика естественнонаучных дисциплин в том, что они требуют наличия большого количества наглядного материала. Проблема обеспечения естественнонаучных дисциплин наглядным материалом может быть частично решена с помощью цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Весьма эффективными при изучении естественнонаучных дисциплин, в том числе и биологии, являются видеолекции, видеофильмы, flash-анимации, анимационные модели, интерактивные схемы и рисунки, компьютерные лабораторные практикумы, которые позволяют частично компенсировать недостаток натуральных объектов и наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и целостность биологических, химических и других процессов. Применение мультимедиаресурсов позволяет обеспечить максимальный эффект обучения, так как в этом случае учебная информация будет представлена в различных формах и обеспечит комплексное воздействие на обучающегося. Целесообразно использование цифровых образовательных ресурсов в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами. По мере развития соответствующих технологий именно цифровые образовательные ресурсы будут составлять ядро учебно-методического обеспечения.
Уже сейчас многие школы в достаточной степени обеспечены электронными учебниками по биологии. Например, МОУ «СОШ № 64» в кабинете биологии есть большое количество электронных учебников, репетиторы для подготовки к ЕГЭ, энциклопедия Кирилла и Мефодия, библиотека электронных наглядных пособий, виртуальная лаборатория и др. Что позволяет построить полноценный урок с применением цифровых образовательных ресурсов. Учитель может также использовать ресурсы Интернета, который содержит богатые коллекции цифровых образовательных ресурсов, а также разработки уроков, внеклассных мероприятий, календарно-тематическое планирование.
Список используемой литературы:
1. Демкин В.П., Можаева Г.В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии: Методическое пособие для преподавателей. – Томск 2003. – 28 с.
2. Нащочина М.М. Методика использования цифровых образовательных технологий на уроках и внеклассных занятиях по биологии в средней школе. – Хабаровск, 2008.
3. http://biologymoscow.ucoz.ru/
4. http://mmc74212.narod.ru/Biology/p11aa1.html/
5. http://tana.ucoz.ru/
6. http://school–collection.edu.ru/
7. http://sitevision.template-online.com/http://sitevision.template-online.com/
8. http://www.3xweb.ru/services/flash/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка"
Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов для обучению английскому языку детей в школе.Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьников, формирования мо...
Практика использования цифровых образовательных ресурсов на уроках химии
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно – научного цикла, т.к. именно они формируют единую кар...
Отчет об использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии
Каждый современный учитель использует в своей работе цифровые образовательные ресурсы, которых с каждым днем становится все больше и больше...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Использование ЦОР позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. В результате повышается так н...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии (из опыта работы)
В данной публикации обобщен собственный опыт использования современных цифровых средств обучения на уроках биологии в средней школе....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ СПО
В современных условиях, когда дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: использование Интернета, телевидения, компьютерных программ, сформировался новый тип вос...
Выступление на заседании педагогического совета "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии"
Выступление на заседании педагогического совета...