Многообразие грибов
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Конспект урока биологии по теме: "Многообразие грибов" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mnogoobrazie_gribov.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Многообразие грибов»
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся о грибах, их многообразии и значении в природе и жизни человека.
Задачи:
- изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности шляпочных и плесневых грибов, одноклеточных грибов – дрожжей;
- дать понятие о съедобных и ядовитых грибах;
- раскрыть значение грибов в природе и жизни человека;
- вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, формирование способности к самостоятельной мыслительной, практической и исследовательской деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности шляпочных, плесневых грибов, дрожжей;
различать на муляжах и таблицах съедобные и ядовитые грибы;
освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами; объяснять роль грибов в природе и жизни человека;
знание и соблюдение правил работы с микроскопом и микропрепаратами.
Метапредметные: формирование умения сравнивать, наблюдать, обобщать факты и понятия, делать выводы и заключения;
умение работать с различными источниками информации (учебник, биологические словари и энциклопедии, интернет - ресурсы);
совершенствование монологической речи.
Личностные: расширение кругозора за счет усвоения новых понятий;
осознание гармонии и красоты окружающего мира;
способность осмысления своих действий и поступков по отношению к живой природе и своему здоровью.
Технологии и методические приемы: технология критериального оценивания, словесно – наглядный, проблемно - поисковый, самостоятельная работа в парах и группах, работа с учебником, энциклопедиями, работа на компьютере (выход в интернет).
Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, плодовые тела трутовиков, микроскоп, микропрепарат «Плесневый гриб мукор», таблицы, изображающие грибы, выращенная на хлебе плесень, гербарные образцы головни и спорыньи, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока.
Ход урока.
Слайд на котором большое количество грибов, необходимо определить тему урока
Многообразие грибов.
Учитель: Действительно, мир грибов богат и разнообразен. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.
В 19 веке грибы выделили в отдельное царство. Известно около 100 тыс. видов грибов. С ними человек встречается не только в лесу. Грибы обитают повсюду: покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и скользкое – опять грибы, испортилось яблоко – и это работа грибов. Многие грибы обитают на теле животных и человека.
??? Какая цель нашего урока
- Познакомиться с многообразием грибов.
Работа в группах по определению признаков грибов (Заготовка на доске) грибы -
как растения
- имеют прочные клеточные стенки
- постоянно растут верхушечной частью
- неподвижны
как животные
- не имеют хлорофилла
- являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
- в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину
свои особенности
- тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)
Изучение нового материала.
Многообразие грибов:
грибы
шляпочные дрожжи плесневые паразиты
Вам предлагается работа в группах и с использованием маршрутных листов. Работаем по часовой стрелке, время на изучение каждой группы грибов 5 минут.
Работа в малых группах (поиск информации в учебнике, энциклопедии, интернете):
1 группа - о шляпочных грибах;
2 группа – о плесневых грибах;
3 группа – о дрожжах;
4 группа – о грибах – паразитах
Задания для выполнения предложены вам в рабочих листах.
1 группа Шляпочные грибы
- страница 98, рисунок 61 зарисовать и подписать строение шляпочного гриба в маршрутном листе. Подписать местонахождение спор.
- На какие две группы (по строению) делятся грибы. Запишите название групп в маршрутном листе и приведите по два примера к каждой группе грибов.
- Поделите предложенные грибы на две группы. Белый гриб, Мухомор красный, Рогатик язычковый, Заячьи уши, Подосиновик, Масленок, Трутовик, Паутинник, Груздь, Лисички, Дождевик, Волнушка, Сыроежка, Навозник, Ложные опята, Подберезовик.
- На подоконнике проверить правильность выполнения задания №3 посчитать, верные ответы и число записать в маршрутный лист.
- Можно переходить к следующей группе заданий.
2 группа Плесневые грибы
- Рассмотреть с помощью лупы, микроскопа плесневые грибы
- В тексте, на странице 101 найти описание гриба Мукора и Пеницилла прочитать, найти отличительные особенности.
- Рисунок 65 (в красных квадратах) зарисовать и подписать в маршрутном листе. Подписать на рисунке СПОРАНГИИ (место образования спор).
- Найти в тексте значение плесневых грибов; как отрицательное так и положительное. Записать по два примера в маршрутный лист.
- Можно переходить к следующей группе заданий.
2 группа Дрожжи
- Рассмотреть с помощью микроскопа дрожжи
- Зарисовать и подписать в рабочем листе строение дрожжей используя рисунок 66 на странице 102.
- Прочитать на странице 102 об особенностях строения данной группы грибов и выписать, что такое БРОЖЕНИЕ. Где люди используют данные грибы?
- Ответить на вопрос как называется процесс размножения грибов. Данное определение записать в рабочий лист.
- Можно переходить к следующей группе заданий.
3 группа Грибы – паразиты
- Рассмотреть с помощью гербария и живого экземпляра грибы, которые могут поселятся на живых экземплярах.
- Используя параграф 25 на странице 104 выписать названия грибов паразитов.
- Прочитать описание про мучнистую росу и фитофтору.
- Подумайте, какие существуют способы борьбы с грибами паразитами. (Запишите 1 – 2 примера) Можно воспользоваться интернетом.
- Можно переходить к следующей группе заданий
Задание «Третий лишний» - среди трех грибов найти лишний и объяснить почему.
1.Шампиньон, дрожжи, подосиновик
2.Подосиновик, мухомор, опенок
3.Мукор, пеницилл, лисичка
4. Подберезовик, сыроежка, мукор
5.Белый, подберезовик, фитофтора
Ответы: дрожжи, мухомор, лисичка, мукор, фитофтора
Этап закрепления знаний https://wordwall.net/ru/resource/31775876
Рефлексия:
1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________
2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________
3. Мне было бы интересно еще узнать_______________
4. Урок дал мне _______________________
1.Тонкие, бесцветные многоклеточные нити, образующие грибницу, называются:
1) корневые волоски, 2) мицелий, 3) ситовидные трубки, 4) спорангии
2. Грибы не могут размножаться:
1) семенами 2) спорами 3) вегетативно
3.Группы, на которые подразделяют шляпочные грибы по строению нижнего слоя шляпки:
1) низшие и высшие, 2) однослойные и многослойные, 3) трубчатые и пластинчатые 4) сапрофиты и паразиты
4.Антибиотики получают из клеток
1) дрожжей 2) пеницилла 3) спорыньи 4) мукора
5.Какие грибы размножаются почкованием?
1) мукор 2) пеницилл 3) дрожжи 4) шампиньоны
6. К паразитическим грибам относится
1) мукор 2) пеницилл 3) дрожжи 4) спорынья
Домашнее задание:
1)Параграфы 24, 25 прочитать, выучить особенности строения 4 групп грибов.
2) Составить 4 ребуса по изученной теме.
3) Подготовить сообщение об основных приемах оказания первой медицинской помощи, при отравлении грибами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Многообразие грибов Тверской области" разработка урока + презентация
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ "МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ" обобщение знаний о царстве грибов; формирование общебиологического понятия о взаимодействиях грибов с окружающей средой; п...
презентация часть1 к уроку "Многообразие грибов Тверской области"
При скачивании необходимо наличие всей 6 частей архива презентации...
презентация часть 2 к уроку "Многообразие грибов Тверской области"
5 и 6 часть презентации...
Урок по биологии в 5 классе "Многообразие грибов"
Материал содержит конспект урока в виде таблицы по биологии 5 класс (ФГОС), авт Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. 2013 год. Урок "открытия" нового знания, выдержаны все требования к ...
технологическая карта урока на тему: "Грибы. Многообразие грибов".
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный, групповая работа.Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа...
Презентация к уроку "Многообразие грибов"
Презентация к уроку "Многообразие грибов"...
Конспект урока "Многообразие грибов" 1 класс окружающий мир.
Конспект урока" Многообразие грибов" по УМК "Гармония". Материал знакомит учащихся с видами грибов, строением гриба, учит распознавать съедобные и несъедобные грибы. Конспект урока направлен на ...