Конспект внеурочного занятия "Удивительная жидкость"
план-конспект занятия по биологии (8 класс)
Конспект занятия по теме: "Кровь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_udivitelnaya_zhidkost.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Удивительная жидкость (кровь)
Цель урока: познакомить с особенностями строения кровеносной системы у животных разных систематических групп, со строением и значением крови.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично поисковый, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), проблемного изложения материала.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, ноутбук, ЦОР
Планируемые результаты обучения:
Предметные – обучающиеся должны знать о значении крови и о её составе.
Метапредметные – обучающиеся должны уметь различать признаки в строении органов кровообращения у животных, устанавливать различия и сходства, сравнивать.
Личностные – формируется научное мировоззрение, в основе которого лежит сравнение в строении кровеносной системы у животных различных систематических групп.
Основные понятия урока: артериальная, венозная кровь; форменные элементы крови; кровообращение; сосуды - капилляры, артерии, вены, аорта; плазма; тромбоциты; эритроциты, лейкоциты, гемоглобин.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Добрый день ребята, прошу вас подойти ко мне и выбрать карточку, того цвета, который вам больше понравился. !!! но, рассаживаются не по цветам, а по цветам букв, которые написаны фломастерами с обратной стороны. | Выбирают карточки и делятся на группы. Образовались группы: Эритроциты, Лейкоциты, Тромбоциты, Плазма крови. |
Озвучьте название своей группы. Как вы думайте, что это за слова? Где изучается кровь? Старшие лаборанты, подойдите ко мне за халатами и необходимыми атрибутами. И сегодня вы будите лаборантами, которые занимаются изучением клеток крови. ? что бы вы хотели о них узнать Цель: изучить клетки крови, познакомиться с их особенностями, функциями, где они образуются и сколько живут. | Клетки крови В лаборатории Определяют цели и задачи урока |
У вас на столах лежат задания по изучению своего вида форменных элементов (клеток крови) ваша задача, внимательно прочитать задание и выполнить его согласно установленного плана, но для начала давайте посмотрим небольшой видеофрагмент https://youtu.be/j6V9Xqo4p14 | !!! Просматривают видеофрагмент 1.Прочитайте внимательно текст 2. Заполните соответствующие графы в таблицу 3. Слепите ваш макет клеток из пластилина и прикрепите на флипчат 4.Наберите информацию на ноутбуке в соответствующем столбике |
Давайте попробуем дать определение. Что такое кровь? | Кровь – это жидкая ткань, состоящая из клеток крови (форменных элементов) и плазмы, выполняющая следующие функции: |
Функции крови: 1.Обеспечение организма кислородом и питательными веществами 2.Выносят из клеток и тканей продукты обмена | Заполняют свои информационные листы |
? почему рисунки кровеносной системы рисуют красным и синим цветом | Красным цветом – артериальная кровь (богатая кислородом) Синим цветом – венозная кровь (богатая углекислым газом) |
Выполнение практической части. С помощью пробирки и груши наберите жидкость пипеткой. Сосуды, по которым кровь поднимается к сердцу называются –Вены, а от сердца – это артерии. Самые маленькие кровеносные сосуды в которых происходит газообмен – капилляры. | Сосуды, по которым кровь поднимается к сердцу называются –Вены, а от сердца – это артерии. Самые маленькие кровеносные сосуды в которых происходит газообмен – капилляры. |
Опыты с пробирками, работа с пипетками, пробирками | |
24 апреля отмечается международный день ветеринарного врача | ? что входит в обязанности ветеринаров Постановка диагноза у больного животного, через обработку анализов |
Вам предлагается проанализировать данные анализа крови у животных и определить их соответствие нормативам. | Работа с анализами |
Закрепление знаний в программе wordwell по ссылке https://wordwall.net/ru/resource/15016223 | Определяются лидеры на занятии |
Домашнее задание:
| Записывают домашнее задание в дневники |
Рефлексия | Сегодня на занятии…. |
Кровь — это жидкость, циркулирующая в кровеносной системе. Она доставляет к клеткам кислород и питательные вещества и выносит продукты обмена. Состав крови не однороден. Жидкая часть крови — плазма, состоит из воды и растворенных в ней солей и питательных веществ. В плазме находятся не связанные друг с другом клетки- форменные элементы крови — эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
Таким образом, лейкоциты — это бесцветные клетки, выполняющие защитную функцию, захватывая и переваривая посторонние частицы, попавшие в организм животного. Эритроциты они содержат гемоглобин, а так же в его состав входит металл в соединении с другими веществами, окрашивающий кровь в красный цвет. Тромбоциты обеспечивают свертываемость крови в случае повреждения кровеносных сосудов или при кровотечении.
Т.е., у животных, которые освоили наземный образ жизни, кровь выполняет следующие функции:
Транспортная — перенос газов, питательных веществ и продуктов обмена
Регуляторная — поддержание температуры тела
Защитная — свертываемость крови, уничтожение болезнетворных микроорганизмов.
I. Эритроциты – впервые были обнаружены голландцем Антони ван Левенгуком, тельца имели красный цвет. В настоящее время эти клетки называют эритроцитами (от греч. «эритрос» - красный, «цитос» - сосуд, клетка). В 1мм3 крови содержится 4-5 млн. клеток (если положить все эритроциты друг на друга, получится столбик высотой 62 км. Имеют форму двояковогнутого диска. Заполнены гемоглобином, перенос кислорода очень важная функция – эритроциты в процессе развития лишились ядра, сами не могут размножаться (костный мозг – производит клетки крови постоянно, для нормального кроветворения необходим витамин В12).
Продолжительность жизни – 80-120 дней, затем разрушаются в печени, селезёнке.
II. Лейкоциты – получили своё название от греч. «леуцос» - белый, бесцветный. Самые крупные клетки крови, размеры их составляют от 8 до 20 мкм, имеют шаровидную форму, ядро, способны самостоятельно активно двигаться, выходить за пределы сосудов.
III. Тромбоциты - (кровяные пластинки) мелкие плоские бесцветные тельца неправильной формы, в большом количестве циркулирующие в крови; это постклеточные структуры, представляющие собой окружённые мембраной и лишённые ядра фрагменты цитоплазмы гигантских клеток костного мозга — мегакариоцитов. Образуются в красном костном мозге. Средняя продолжительность жизни кровяных пластинок составляет 2-10 суток, затем они утилизируются в печени и селезёнки. Функция тромбоцита заключается в предотвращении большой кровопотери при ранении сосудов, а также заживляет и регенерирует поврежденные ткани.
4. Плазма крови
Плазма – межклеточное вещество жидкой консистенции, в котором
взвешены форменные элементы крови. Содержит 90-93% воды, около 9% органических и 1% неорганических веществ. Из органических основными являются белки (около 200 видов), которые обеспечивают вязкость, свертываемость крови, осуществляют транспорт веществ и выполняют защитные функции.
Название клетки | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты | Плазма крови |
Кол – во в 1 мл. крови | 4 – 5 млн. | 4 – 8 тыс. | 150 – 400 тыс. | |
Форма | Двояковогнутый диск | Форма непостоянная | Неправильная | |
Строение | Зрелые, не имеют ядер. Красного цвета, так как содержат гемоглобин | Содержат ядро. Могут передвигаться как амеба. Бесцветные клетки | Являются фрагментами крупных клеток костного мозга. без ядра | Вода – 90 – 92% Белки 7% Жиры 0,8 % Глюкоза 0,12 % Минеральные соли 0,9% Ферменты, гормоны, продукты жизнедеятельности |
Функции | Переносят кислород и углекислый газ | Защитная (фагоцитоз, иммунитет) | Свертывание крови, восстановление сосудов | свертываемость крови, осуществляют транспорт веществ и выполняют защитные функции |
Заболевания | Малокровие – менее 4 млн. снижение иммунитета | Воспаление более 8 тысяч | Продолжительные кровотечения – менее 150 тысяч | |
Продолжительность жизни | 120 дней | От одного дня до нескольких недель | 5 – 8 дней | |
Место образования образуются | Красный костный мозг | Красный костный мозг | Красный костный мозг | |
Где разрушаются | Печень, селезенка | Селезенка | Поврежденные сосуды, печень, селезенка. |
Рабочий лист____________________________________________________
«Удивительная жидкость»
Название клетки | Эритроциты | Лейкоциты | Тромбоциты | Плазма крови |
Кол – во в 1 мл. крови | ||||
Форма | ||||
Строение | ||||
Функции | ||||
Заболевания | ||||
Продолжительность жизни | ||||
Место образования образуются | ||||
Где разрушаются |
Кровь ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Функции крови:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
1.Артериальная кровь_______________________________________________________________________________________________________________________________
2. Венозная кровь_______________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт с пробирками
Вены______________________________________________________________
Артерии___________________________________________________________Капилляры___________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
1. Параграф 41 прочитать, выучить определения по теме занятия.
2. Попытаться разобраться с кругами кровообращения
3. Подготовить небольшое сообщение о болезнях крови
Анализ крови собаки
Показатели анализов | Норма анализов | Результаты исследуемого объекта |
Эритроциты | 3,6 – 5,2 млн. | 4 млн |
Гемоглобин | 122 -130 единиц | 100 |
Тромбоциты | 178 – 318 тысяч | 150 |
Лейкоциты | 4-8 тысяч | 15000 |
Анализ крови кролика
Показатели анализов | Норма анализов | Результаты исследуемого объекта |
Эритроциты | 3,6 – 5,2 млн. | 5 млн |
Гемоглобин | 122 -130 единиц | 60 |
Тромбоциты | 178 – 318 тысяч | 200 |
Лейкоциты | 4-8 тысяч | 6 тысяч |
Анализ крови коровы
Показатели анализов | Норма анализов | Результаты исследуемого объекта |
Эритроциты | 3,6 – 5,2 млн. | 5 млн |
Гемоглобин | 122 -130 единиц | 125 |
Тромбоциты | 178 – 318 тысяч | 210 |
Лейкоциты | 4-8 тысяч | 7,5 тысяч |
Анализ крови попугая
Показатели анализов | Норма анализов | Результаты исследуемого объекта |
Эритроциты | 3,6 – 5,2 млн. | 1,8 млн |
Гемоглобин | 122 -130 единиц | 45 |
Тромбоциты | 178 – 318 тысяч | 210 |
Лейкоциты | 4-8 тысяч | 21 тысяча |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия по физкультуре 1 класс
Конспект открытого внеурочного занятия по физкультуре в 1 классе (по стендартам второго поколения)...
Конспект внеурочного занятия "Занимательный английский" 1 класс
Конспект внеурочного занятия в 1 классе по теме "Мои любимые игрушки"...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...
Конспект урока Действие жидкости или газа на погруженное в них тело.
Действие жидкости или газа на погруженное в них тело....
Разработка конспекта «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда».
Разработка конспекта «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда». На уроке используются технология коммуникативного и интерактивного обучения. Есть темати...
Конспект урока Действие жидкости и газа на погружённое в них тело
Конспект урока с планируемыми результатами по теме "Действие жидкости на погруженное в них тело."...