Конспект внеурочного занятия "Удивительная жидкость"
план-конспект занятия по биологии (8 класс)

Конспект занятия по теме: "Кровь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_udivitelnaya_zhidkost.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Удивительная жидкость (кровь)

Цель урока: познакомить с особенностями строения кровеносной системы у животных разных систематических групп, со строением и значением крови.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично поисковый, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), проблемного изложения материала.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, ноутбук,  ЦОР

Планируемые результаты обучения:

Предметные – обучающиеся должны знать о значении крови и о её составе.

Метапредметные – обучающиеся должны уметь различать признаки в строении органов кровообращения у животных, устанавливать различия и сходства, сравнивать.

Личностные – формируется научное мировоззрение, в основе которого лежит сравнение в строении кровеносной системы у животных различных систематических групп.

Основные понятия урока: артериальная, венозная кровь; форменные элементы крови; кровообращение; сосуды - капилляры, артерии, вены, аорта; плазма; тромбоциты; эритроциты, лейкоциты, гемоглобин.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Добрый день ребята, прошу вас подойти ко мне и выбрать карточку, того цвета, который вам больше понравился.

!!! но, рассаживаются не по цветам, а по цветам букв, которые написаны фломастерами с  обратной стороны.  

Выбирают карточки и делятся на группы.

Образовались группы:

Эритроциты,

Лейкоциты,

Тромбоциты,

Плазма крови.

Озвучьте название своей группы.

Как вы думайте, что это за слова?

Где изучается кровь?

Старшие лаборанты, подойдите ко мне за халатами и необходимыми атрибутами.

И сегодня вы будите лаборантами, которые занимаются изучением клеток крови.

? что бы вы хотели  о них узнать

Цель: изучить  клетки крови, познакомиться с их особенностями, функциями, где они образуются и сколько живут.

Клетки крови

В лаборатории

Определяют цели и задачи урока

У вас на столах лежат задания по изучению своего вида  форменных элементов  (клеток крови) ваша задача, внимательно прочитать задание и выполнить его согласно установленного плана, но для начала давайте посмотрим небольшой видеофрагмент

https://youtu.be/j6V9Xqo4p14

!!! Просматривают видеофрагмент 

1.Прочитайте внимательно текст

2. Заполните соответствующие графы в таблицу

3. Слепите ваш макет клеток из пластилина и прикрепите на флипчат

4.Наберите информацию на ноутбуке в соответствующем столбике

Давайте попробуем дать определение. Что такое кровь?

Кровь – это жидкая ткань, состоящая из клеток крови (форменных элементов) и плазмы, выполняющая следующие функции:

Функции крови:

1.Обеспечение организма кислородом и питательными веществами

2.Выносят из клеток и тканей продукты обмена

Заполняют свои информационные листы

? почему рисунки кровеносной системы рисуют красным и синим цветом

Красным цветом – артериальная кровь (богатая кислородом)

Синим цветом – венозная кровь (богатая углекислым газом)

Выполнение практической части. С помощью пробирки и груши наберите жидкость пипеткой. Сосуды, по которым кровь поднимается к сердцу называются –Вены, а от сердца – это артерии. Самые маленькие кровеносные сосуды в которых происходит газообмен – капилляры.

Сосуды, по которым кровь поднимается к сердцу называются –Вены, а от сердца – это артерии. Самые маленькие кровеносные сосуды в которых происходит газообмен – капилляры.

Опыты с пробирками, работа с пипетками, пробирками

24 апреля отмечается международный день ветеринарного врача

? что входит в обязанности ветеринаров

Постановка диагноза у больного животного, через обработку анализов

Вам предлагается проанализировать данные анализа крови у животных и определить их соответствие нормативам.

Работа с анализами

Закрепление знаний в программе wordwell по ссылке

https://wordwall.net/ru/resource/15016223

Определяются лидеры на занятии

Домашнее задание:

  1. Параграф 41 прочитать, выучить определения по теме занятия.
  2. Попытаться разобраться с кругами кровообращения
  3. Подготовить небольшое сообщение о болезнях крови

Записывают домашнее задание в дневники

Рефлексия

Сегодня на занятии….

Кровь — это жидкость, циркулирующая в кровеносной системе. Она доставляет к клеткам кислород и питательные вещества и выносит продукты обмена. Состав крови не однороден. Жидкая часть крови — плазма, состоит из воды и растворенных в ней солей и питательных веществ. В плазме находятся не связанные друг с другом клетки- форменные элементы крови — эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Таким образом, лейкоциты — это бесцветные клетки, выполняющие защитную функцию, захватывая и переваривая посторонние частицы, попавшие в организм животного. Эритроциты они содержат гемоглобин, а так же в его состав входит металл в соединении с другими веществами, окрашивающий кровь в красный цвет. Тромбоциты обеспечивают свертываемость крови в случае повреждения кровеносных сосудов или при кровотечении.

Т.е., у животных, которые освоили наземный образ жизни, кровь выполняет следующие функции:

Транспортная — перенос газов, питательных веществ и продуктов обмена

Регуляторная — поддержание температуры тела

Защитная — свертываемость крови, уничтожение болезнетворных микроорганизмов.

                                                        

I.        Эритроциты – впервые были обнаружены голландцем Антони ван Левенгуком, тельца имели красный цвет.  В настоящее время эти клетки называют эритроцитами (от греч. «эритрос» - красный,  «цитос» - сосуд, клетка). В 1мм3  крови содержится 4-5 млн. клеток (если положить все эритроциты друг на друга, получится столбик высотой 62 км. Имеют  форму двояковогнутого диска.  Заполнены гемоглобином, перенос кислорода очень важная функция – эритроциты в процессе развития лишились ядра, сами не могут размножаться (костный мозг – производит клетки крови постоянно, для нормального кроветворения необходим витамин В12).    

Продолжительность жизни – 80-120 дней, затем разрушаются в печени, селезёнке.

II.        Лейкоциты – получили своё название от греч. «леуцос» - белый, бесцветный. Самые крупные клетки крови, размеры их составляют от 8 до 20 мкм, имеют шаровидную форму, ядро, способны самостоятельно активно двигаться, выходить за пределы сосудов.

III.        Тромбоциты - (кровяные пластинки)   мелкие плоские бесцветные тельца неправильной формы, в большом количестве циркулирующие в крови; это постклеточные структуры, представляющие собой окружённые мембраной и лишённые ядра фрагменты цитоплазмы гигантских клеток костного мозга — мегакариоцитов. Образуются в красном костном мозге. Средняя продолжительность жизни кровяных пластинок составляет 2-10 суток, затем они утилизируются в печени и селезёнки. Функция тромбоцита заключается в предотвращении большой кровопотери при ранении сосудов, а также заживляет и регенерирует поврежденные ткани.

4. Плазма крови

Плазма – межклеточное вещество жидкой консистенции, в котором

взвешены форменные элементы крови.  Содержит 90-93% воды, около 9% органических и 1% неорганических веществ. Из органических основными являются белки (около 200 видов), которые обеспечивают вязкость, свертываемость крови, осуществляют транспорт веществ и выполняют защитные функции.

Название клетки

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Плазма крови

Кол – во в 1 мл. крови

4 – 5 млн.

4 – 8 тыс.

150 – 400 тыс.

Форма

Двояковогнутый диск

Форма непостоянная

Неправильная

Строение

Зрелые, не имеют ядер. Красного цвета, так как содержат  гемоглобин

Содержат ядро. Могут передвигаться как амеба. Бесцветные клетки

Являются фрагментами крупных клеток костного мозга. без ядра

Вода – 90 – 92%

Белки 7%

Жиры 0,8 %

Глюкоза 0,12 %

Минеральные соли 0,9%

Ферменты, гормоны, продукты жизнедеятельности

Функции

Переносят кислород и углекислый газ

Защитная (фагоцитоз, иммунитет)

Свертывание крови, восстановление сосудов

свертываемость крови, осуществляют транспорт веществ и выполняют защитные функции

Заболевания

Малокровие – менее 4 млн. снижение иммунитета

Воспаление более 8 тысяч

Продолжительные кровотечения – менее 150 тысяч

Продолжительность жизни

120 дней

От одного дня до нескольких недель

5 – 8 дней

Место образования образуются

Красный костный мозг

Красный костный мозг

Красный костный мозг

Где разрушаются

Печень, селезенка

Селезенка

Поврежденные сосуды, печень, селезенка.

Рабочий лист____________________________________________________

«Удивительная жидкость»

Название клетки

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Плазма крови

Кол – во в 1 мл. крови

Форма

Строение

Функции

Заболевания

Продолжительность жизни

Место образования образуются

Где разрушаются

Кровь ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Функции крови:

1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

1.Артериальная кровь_______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Венозная кровь_______________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт с пробирками

Вены______________________________________________________________

Артерии___________________________________________________________Капилляры___________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

1.        Параграф 41 прочитать, выучить определения по теме занятия.

2.        Попытаться разобраться с кругами кровообращения

3.        Подготовить небольшое сообщение о болезнях крови

Анализ крови собаки

Показатели анализов

Норма анализов

Результаты исследуемого объекта

Эритроциты

3,6 – 5,2 млн.

4 млн

Гемоглобин

122 -130 единиц

100

Тромбоциты

178 – 318 тысяч

150

Лейкоциты

4-8 тысяч

15000

Анализ крови кролика

Показатели анализов

Норма анализов

Результаты исследуемого объекта

Эритроциты

3,6 – 5,2 млн.

5 млн

Гемоглобин

122 -130 единиц

60

Тромбоциты

178 – 318 тысяч

200

Лейкоциты

4-8 тысяч

6 тысяч

Анализ крови коровы

Показатели анализов

Норма анализов

Результаты исследуемого объекта

Эритроциты

3,6 – 5,2 млн.

5 млн

Гемоглобин

122 -130 единиц

125

Тромбоциты

178 – 318 тысяч

210

Лейкоциты

4-8 тысяч

7,5  тысяч

Анализ крови попугая

Показатели анализов

Норма анализов

Результаты исследуемого объекта

Эритроциты

3,6 – 5,2 млн.

1,8 млн

Гемоглобин

122 -130 единиц

45

Тромбоциты

178 – 318 тысяч

210

Лейкоциты

4-8 тысяч

21  тысяча


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по физкультуре 1 класс

Конспект открытого внеурочного занятия по физкультуре в 1 классе (по стендартам второго поколения)...

Конспект внеурочного занятия "Занимательный английский" 1 класс

Конспект внеурочного занятия в 1 классе по теме "Мои любимые игрушки"...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Конспект урока Действие жидкости или газа на погруженное в них тело.

Действие жидкости или газа на погруженное в них тело....

Разработка конспекта «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда».

Разработка конспекта «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда». На уроке используются технология коммуникативного и интерактивного обучения. Есть темати...

Конспект урока Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Конспект урока с планируемыми результатами по теме "Действие жидкости на погруженное в них тело."...