Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, применять полученные знания на практике, стремление к самообразованию. Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Пояснительная записка. Программа ориентирована на обучающихся пятого класса, изучающих биологию в рамках ФГОС. Основные принципы программы: 1. Принцип научности. Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль. 1. Принцип доступности. Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся. 1. Принцип систематичности и доступности. Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности. 1. Принцип воспитывающего обучения. Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала. Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» предусматривает проведение практических и лабораторных работ. Системно-деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике. На реализацию программы отводится 17 часов (1 час в неделю). Цель программы: формирование и развитие познавательного исследовательского интереса к биологии как науке о живой природе. Задачи: • формирование системы научных знаний о живой природе; • способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий; • развитие общеучебных умений и навыков; • формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов; • развитие умений и навыков работы с различными источниками информации; • воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе. Содержание курса предусматривает как необходимый элемент получения и развития новых биологических знаний использование системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya-issledovatel.docx | 32.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 1748 «Вертикаль»
УТВЕРЖДАЮ Директор Т.А.Банчукова _____________________ Приказ № __________от «___»_____________________2021 г. |
Программа внеурочной
деятельности
«Я - исследователь»
5 класс
Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, применять полученные знания на практике, стремление к самообразованию.
Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков.
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.
Пояснительная записка.
Программа ориентирована на обучающихся пятого класса, изучающих биологию в рамках ФГОС.
Основные принципы программы:
- Принцип научности.
Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль.
- Принцип доступности.
Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся.
- Принцип систематичности и доступности.
Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности.
- Принцип воспитывающего обучения.
Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала.
Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» предусматривает проведение практических и лабораторных работ. Системно-деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
На реализацию программы отводится 17 часов (1 час в неделю).
Цель программы: формирование и развитие познавательного исследовательского интереса к биологии как науке о живой природе.
Задачи:
- формирование системы научных знаний о живой природе;
- способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий;
- развитие общеучебных умений и навыков;
- формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов;
- развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
- воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе.
Содержание курса предусматривает как необходимый элемент получения и развития новых биологических знаний использование системно-деятельностного подхода.
Структура программы.
Программа «Лабораторный практикум» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков исследовательской работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике. Программа расширяет кругозор обучающихся.
Формы работы: лабораторные и практические работы, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.
Ожидаемые результаты.
Личностные
- сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
- развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)
Метапредметные
- овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
- умение работать с различными источниками информации;
Предметные
- Познавательная сфера:
- выделение отличительных признаков живых организмов;
- определение роли биологии в практической деятельности человека;
- умение сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- овладение методами изучения живой природы: наблюдения, описания биологических объектов и процессов, измерения, эксперимента и объяснение их результатов.
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных.
- Ценностно – ориентационная сфера:
- знание правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
- Трудовая сфера:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- знание правил работы с лабораторным оборудованием;
- Эстетическая сфера:
- умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.
Занятия построены на том, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии: ботаником, зоологом, вирусологом, цитологом, гистологом, физиологом, анатомом-морфологом, микологом.
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п | Тема | Форма | Планируемый результат | |
1. | Введение. Инструктаж по технике безопасности | Беседа. Определение тем исследовательских и проектных работ | Определить цель и задачи курса. Знать правила безопасной работы с лабораторным оборудованием | |
2. | Я – ученый. | Методы изучения живой природы. Лабораторная работа «Эксперимент, наблюдение, измерение. Что выбрать?» | Изучить живой объект, используя разные методы | |
3. | Я – цитолог | Лабораторная работа «Изучение строения растительной и животной клеток» | Смоделировать животную и растительную клетки. Сравнить растительную и животную клетку между собой и выделить черты сходства и отличий в их строении | |
4. | Я - гистолог | Лабораторная работа «Ткани растений под микроскопом» | Назвать растительные ткани и объяснить их функции в организме | |
5. | Я - гистолог | Лабораторная работа «Ткани животных под микроскопом» | Назвать животные ткани и объяснить их функции в организме | |
6. | Я - ботаник | Лабораторная работа «Лист растений под микроскопом. Кожица – покровная ткань» | Сделать микропрепарат кожицы листа. Объяснить увиденное. | |
7. | Я - ботаник | Лабораторная работа «Лист на поперечном срезе» | Сделать микропрепарат листа на поперечном срезе. Объяснить увиденное. | |
8. | Я - ботаник - физиолог | Практическая работа «Прорастание семян гороха или фасоли» | Создать фотоленту этапов развития семени фасоли. Объяснить этапы и условия прорастания семян | |
9. | Я – ботаник -физиолог | Лабораторные работы «Испарение воды листьями» «Пестрый сельдерей» | Доказать опытным путём, что передвижение воды с минеральными веществами по стеблю и испарение воды листьями растения – одни из признаков живого организма | |
10. | Я - ботаник | Творческая мастерская «Создание фотоподборки необычных, декоративных, растительноядных, ядовитых растений», «Что нам говорит название растения?» | Создать электронную презентации | |
11. | Я – ботаник - агроном | Практическая работа «Выращивание салата и петрушки гидропонным методом» | Объяснять, что такое гидропоника. Вырастить растения естественным и гидропонным способами. Сравнить результат | |
12. | Я - миколог | Лабораторная работа «Выращивание плесени. Рассматривание плесени под микроскопом». | Создать фотопрезентацию видов плесневых грибов. Работа с Интернет – ресурсами | |
13. | Я -бактериолог | Лабораторная работа «Изучение бактериальной клетки». Творческая мастерская «Изготовление бактериальной клетки» | Назвать отличия в строении бактериальной клетки от растительной и животной. Изготовить модель бактериальной клетки | |
14. | Я - вирусолог | Творческая мастерская «Как выглядят вирусы» | Создать презентации фотоколлекции вирусов с использованием Интернет – ресурсов | |
15. | Я – зоолог-морфолог | Творческая мастерская «Узнай по контуру животное» | Уметь давать морфологическое описание животного. Определять его образ жизни, среду обитания по внешнему виду | |
16. | Защита исследовательских работ | Мини – конференция | Представить презентации исследовательских работ | |
17. | Заключительное занятие | Подведение итогов. Определение дальнейших перспектив исследовательской работы |
Примерные темы исследовательских работ
- Виртуальное путешествие по Красной книге.
- Создание клумбы. Правила ухода за ней.
- Легенды о растении или животных.
- Животные в геральдике России.
- Растения на гербах разных стран.
- Насекомоядные растения.
- Растения – паразиты.
- Аптека на подоконнике.
- Священные животные со всего мира.
- Великие ученые-биологи мира
- Пряная азбука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа химического кружка «Исследователи»
Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...
Программа кружка "Юный исследователь "
Программа кружка эколого-географического направления ....
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка входит в Программу работы летнего лагеря "Юный исследователь", где ученики в летнее время проходят обучение по написания исследовательской работы в течение 10 дней....
Образовательная программа кружка "Юный исследователь"
Образовательная программа кружка направлена на привлечение учащихся к исследовательской деятельности, расширению и углублению знаний по биологии, экологии и географии, способствует работе учащихся по ...
Программа кружка "Юный исследователь"
Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе...
Программа курса «Юный исследователь» внеурочной познавательной деятельности «Жизнь вокруг нас» для обучающихся 6 классов
Программа курса «Юный исследователь» внеурочной познавательной деятельности «Жизнь вокруг нас» для обучающихся 6 классов...
Программа внеурочной деятельности «Исследователи родной природы» для 5 класса
Программа внеурочной деятельности краеведческого направления...
Комментарии
Программа метапредметного
Программа метапредметного курса направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и бережного отношения к природе. Прекрасно подходит для подготовки учащихся к олимпиадам и проектным работам, развивает практико-ориентированность.