Конспект урока "ДНК и РНК" 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс)
В работе пердставлен интересный материал по данной теме.Даны примеры решения задач по молекулярной генетике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nukleinovye_kisloty.docx | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ. АТФ. 10класс
Цель: обобщение и углубление знаний о строении и функциях нуклеиновых кислот; АТФ
Задачи:
Образовательные: рассмотреть историю открытий пространственной структуры ДНК;
охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров;
рассмотреть виды нуклеиновых кислот, их нахождение в клетке и их функции;
сформировать знания о строении ДНК, отдельного нуклеотида, соединение мономеров в цепь, основанную по принципу комплементарности.
Развивающие: развивать умения выявлять сходства и различие ДНК и РНК; умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.
Оборудование: презентация, пространственная модель ДНК, таблицы "Строение нуклеиновых кислот".
Использованная литература:
- Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. пасечник.- 2-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2018.
- Пименов А.В. Уроки биологии в 10(11) классе. Развернутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
- Пименов А.В., Гончаров О.В. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
Использованные ресурсы сети Интернет:
- geoid.ru/city/203626/fact/7398/
- via-midgard.info/news/copyright/17003-rnk-dnk-i-soznanie-cheloveka.html
- ru.wikipedia.org/wiki/Мишер,_Иоганн_Фридрих
- www.nanostalker.ru/docs/77/
- dommedika.com/34.html
- elementy.ru
- chee-lan.narod.ru/articles/10/dnk.jpg
- 900igr.net/kartinki/khimija/RNK-i-DNK/022-Struktury-dnk-i-rnk.html
- nauka21vek.ru/archives/22397
- bioshkola.ru/stuff/obshhaja_biologija/citologija/nukleinovye_kisloty/41-1-0-103
- www.biorepet-ufa.ru/wp-content/uploads/2011/03/РНК-функции-по-Чернову-И.Ю.1.jpg
- festival.1september.ru/articles/583805/
- www.3dnews.ru/editorial/it_dna_nanotubes
- journal-shkolniku.ru/molekula-dnk.html
- ppbio.ucoz.ru/_ld/2/273_BT_.gif
- polit.ru/article/2013/04/03/ps_RNA/
Структура урока:
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний. Из истории открытия нуклеиновых кислот.
III. Изучение нового материала
1. Строение нуклеиновых кислот: состав, нуклеотиды.
2. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)
А) состав нуклеотидов
Б) структура ДНК
В) принцип комплиментарности.
Г) свойства молекулы ДНК (репликация)
Д) функции ДНК
IV. Физминутка.
3. Рибонуклеиновая кислота (РНК): состав нуклеотидов, строение, виды и функции.
4. Аденозитрифосфорная кислота (АТФ): строение, функции.
V. Закрепление нового материала.
VI. Домашнее задание.
VII. Итог урока.
Содержание этапов урока.
I.Орг. момент. Сообщение темы и цели урока. (слайд 1)
II. Актуализация знаний.
На предыдущих уроках познакомились с самыми сложными по строению и функциями в живых организмах молекулами – белками. Теперь ясна причина разнообразия живой материи – это связано с разнообразием белков, которое в свою очередь объясняется почти безграничным числом сочетаний 20 аминокислот.
? А как клетка получает информацию о последовательности аминокислот в белке?
Долгое время этот вопрос оставался загадкой.
Началось раскрытие тайны…
Из истории открытия нуклеиновых кислот (сообщение обучающегося) (слайд 2)
Осень 1868 г. в Германии, Тюнингене, в лаборатории биохимика Гоппе-Зейлера начинает работать молодой, скромный сотрудник по имени Фридрих Мишер. Из гнойных клеток Мишер выделял клеточные ядра, из которых, в свою очередь, получал щелочные эксракты. Действуя на такой экстракт кислотой, ученый выделил какое-то новое вещество с сильнокислотными свойствами, которое он назвал нуклеином (nucleus – ядро). Кроме углерода, кислорода, водорода, содержит большое количество азота и фосфора. Так были открыты нуклеиновые кислоты.
1889 г. Р.Альтман эти вещества назвал ядерными (нуклеиновыми кислотами).
Термин нуклеиновые кислоты предложен А.Косселем в 1889г.
III. Изучение нового материала.
- Строение нуклеиновых кислот: состав, нуклеотиды.
Нуклеиновые кислоты – биологические полимеры, мономерами которых является нуклеотиды. Эти вещества содержат элементы: углерод, водород, кислород, азот, фосфор. Из курса биологии, вы уже знаете, из каких частей состоит нуклеотид – как структурное звено нуклеиновой кислоты. (слайд 3)
? Вспомним строение нуклеотида.
Нуклеотид состоит из трех частей: (слайд 4,5)
- углевод (ДНК – дезоксирибоза, РНК – рибоза)
- азотистое основание (пиримидиновые Ц, У, Т или пуриновое А, Г)
- остаток фосфорной кислоты.
- В клетках различают 2 вида нуклеиновых кислот: ДНК – дезоксирибонуклеиновые кислоты и РНК – рибонуклеиновые кислоты. (слайд 6)
Значение нуклеиновых кислот для живых организмов заключается в обеспечении хранения, реализации и передачи наследственной информации.
2. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)
А) Состав нуклеотидов.
ДНК – полимер, мономерами которой являются дезоксирибонуклеотиды, образованные углеводом – дезоксирибоза, азотистым основанием (аденином, гуанином, тимином, цитозином) и остатком фосфорной кислоты. (слайд 7)
Модель пространственного строения молекулы ДНК в виде двойной спирали была предложена в 1953 г Дж. Уотсон и Ф. Криком. (слайд 8)
ДНК встречается в ядре и в период деления клетки, образует основную часть хромосом, она также содержится в митоходриях и пластидах.
?. В каком же виде они находятся? У нуклеиновых кислот, как и у белков, есть структура.
Б) Структура ДНК
Первичная структура представлена полинуклеотидной цепочкой. (слайд 9)
Но оказалось, что молекулы ДНК имеют и вторичную структуру.
Две полинуклеотидные цепочки спирально закручены друг около друга вокруг общей воображаемой оси, т.е. представляет собой двойную спираль (исключение - некоторые ДНК-содержащие вирусы имеют одноцепочечную ДНК). Диаметр двойной спирали ДНК – 2 нм, расстояние между соседними нуклеотидами – 0,34 нм, на один оборот спирали приходится 10 пар нуклеотидов, масса одного нуклеотида 345 (эти величины постоянные). Длина молекулы может достигать нескольких сантиметров. Суммарная длина ДНК ядра клетки человека – около 2м.
В) Принцип комплементарности (слайд 10)
Против одной цепи нуклеотидов располагается вторая цепь. Расположение нуклеотидов в этих двух цепях не случайное, а строго определенное: против А одной цепи в другой цепи всегда располагается Т, а против Г – всегда Ц; А с Т образуют две водородные связи, а Ц с Г образуют три водородные связи. Закономерность, согласно которой нуклеотиды разных цепей ДНК строго упорядоченно располагаются (А-Т, Г-Ц) и избирательно соединяются друг с другом, называется комплементарностью. Следует отметить, что Дж. Уотсон и Ф. Крик пришли к пониманию принципа комплементарности после ознакомления с работами Э. Чаргаффа.
В 1905 г. американский биохимик Эдвин Чаргафф, изучив огромное количество образцов тканей и органов различных организмов, установил, что число пуриновых оснований в ДНК всегда равно числу пиримндиновых. Количество аденина равно количеству тимина, а количество гуанина - количеству цитозина. Такая закономерность получила название правила Чаргаффа, но объяснить этот факт он не смог.
Из принципа комплементарности следует, что последовательность нуклеотидов одной цепи определяет последовательность нуклеотидов другой. (А + Т) + (Г + Ц)=100%
Если построена одна цепь ДНК, то можно достроить вторую цепочку.
Есть и другие, более сложные структуры ДНК.
Например, при более плотной упаковке двойной спирали ДНК образуются хромосомы, которые содержатся в ядрах клеток – это третичная структура. (слайд 11)
Г) Свойства молекулы ДНК (слайд 12)
1)Молекула ДНК способна к самоудвоению -репликации.
Под влиянием ферментов молекулы ДНК способны к самоудвоению, при этом происходит копирование содержащейся в них информации. При самоудвоении происходит частичный распад спирали ДНК на две нити.
К каждой нити притягиваются свободные нуклеотиды, синтезированные ранее в цитоплазме. По принципу комплементарности новые нуклеотиды присоединяются к определенным местам исходной цепи, играющей роль матрицы. Отдельные нуклеотиды вначале удерживаются только водородными связями. Затем особый фермент «замыкает» связи между нуклеотидами уже новой цепи» и в результате этого из одной возникают две молекулы ДНК, сходные между собой.
Процесс самоудвоения молекулы ДНК называется - репликацией. В результате репликации две новые молекулы ДНК представляют точную копию исходной молекулы. Этот процесс лежит в основе передачи наследственной информации, которая осуществляется на двух уровнях: клеточном и организменном,
IV. Физминутка (слайд 13)
Зная одну первую цепь ДНК, постройте вторую: 1цепь ДНК: А-Т-А-Г-Ц-А-Т-Т-Г-Г-Ц-Т-Т-А-Т, применяя принцип комплементарности 2 цепь ДНК: Т-А-Т-Ц-Г-Т-А-А-Ц-Ц-Г-А-А-Т-А
(необходимо передать листок с последовательностью нуклеотидов - триплетами).
Д) Функция ДНК.
Функция ДНК – хранение и передача наследственной информации.
3. Рибонуклеиновая кислота (РНК): состав нуклеотидов, строение, виды и функции.
РНК – полимер, мономерами которой являются рибонуклеотиды. В отличие от ДНК, РНК образована не двумя, а одной полинуклеотидной цепочкой (исключение некоторые РНК-содержащие вирусы имеют двухцепочечную РНК). Особенностью строения РНК является присутствие рибозы в качестве углевода, а вместо пиримидинового азотистого основания Т входит У.
Нуклеотиды РНК способны образовывать водородные связи между собой. Цепи РНК значительно короче цепей ДНК. (слайд 14)
Выделяют три вида РНК: (слайд 15)
- информационная (матричная) РНК – и-РНК (м-РНК)
- транспортная РНК – т-РНК
- рибосомная РНК – р-РНК.
Все виды РНК представляют собой неразветвленные полинуклеотиды, имеют специфическую пространственную конформацию и принимают участие в процессах синтезе белка. Информация о строении всех видов РНК хранится в ДНК. Процесс синтеза РНК на матрице ДНК называется транскрипцией.
Существует несколько видов одноцепочечных РНК:
- Рибосомная РНК (р-РНК) в комплексе с белками образует рибосомы, на которых происходит синтез белка. Молекулы р-РНК состоят из 3-5 тыс. нуклеотидов.
- Информационная (матричная) РНК (и-РНК) программирует синтез белков в клетке. Она осуществляет передачу кода ДНК к месту синтеза белка. Молекулы и-РНК могут состоять из 300— 30000 нуклеотидов.
3. Транспортная РНК (т-РНК) (слайд 16)
Молекулы т-РНК относительно невелики и состоят из 75—95 нуклеотидов. Т-РНК выполняет следующие функции; доставляет аминокислоты к месту синтеза белка и определяет точную ориентацию аминокислоты на рибосоме. Т-РНК имеет форму клеверного листа и образует четыре петли: акцепторную, где присоединяются аминокислоты; антикодоновую - в процессе трансляции при биосинтезе белков узнает кодон в и-РНК, и еще две боковые петли.
4. Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ): строение, функции. (слайд 17)
Молекула АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) представляет собой нуклеотид, который имеет следующее строение:
азотистое основание (аденин) + углевод (рибоза) + три остатка фосфорной кислоты.
Фосфатные группы в молекуле АТФ соединены между собой макроэргическими связями (высокоэнергетическими}. Связи между фосфатными группами не очень прочны, и при их разрыве выделяется большое количество энергии. В результате гидролитического отщепления от АТФ фосфатной группы образуется АДФ (аденозиндифосфорная кислота) и высвобождается энергия.
Молекула с тремя остатками фосфорной кислоты — АТФ наиболее энергоемка. Отщепление концевого фосфата АТФ сопровождается выделением 40 кДж энергии. В связи с тем, что в молекулах АТФ имеются богатые энергией связи, клетка может накапливать большое количество энергии и расходовать ее по мере необходимости. АТФ содержится в каждой клетке в митохондриях, ядре и хлоропластах, в растворимой фракции цитоплазмы. С помощью АТФ в клетке осуществляется синтез веществ, биение жгутиков и ресничек в клетках простейших, и т.д. АТФ - универсальный биологический аккумулятор энергии.
V. Закрепление нового материала
1. Заполнение таблицы: (слайд 18)
Признаки, отличия | ДНК | РНК |
1. Строение нуклеотида | В состав ДНК входит дезоксирибоза | В состав входит рибоза |
2. Азотистые основания | А, Ц, Г, Т | А, Ц, Г, У |
3. Строение полинуклеотидной цепочки | Двухцепочечная | Одноцепочечная |
4. Нахождение в клетке | В ядре, митохондриях, пластидах | В цитоплазме, рибосомах, ядрышке |
5. Виды | - | Информационная, транспортная, рибосомная |
6. Свойства | Способна к удвоению | Не способна к удвоениию |
7. Функции в клетке | Хранение наследственной информации, передача наследственной информации | И-РНК переносит наследственную информацию из ядра в цитоплазму, т-РНК транспортирует аминокислоты к рибосомам, Р-РНК на ней происходит биосинтез белка |
- Решение задач.
1.
Дано: Т – 20% | Решение: 1.Согласно правилу Чаргаффа можно определить количество А - аденина, Т - 20 % => А - 20 Ц. 2.На основе принципа комплементарности можно рассчитать количество цитозина: (А + Т) + (Г + Ц)=100% А + Т = 40% Г+Ц- 100%-40% = 60%=*Г-30%; Ц-30%. |
Найти количество А - ? Ц - ? |
Ответ: А-20%;Ц-30%.
2. Укажите порядок нуклеотидов в цепочке ДНК, образующейся путем самокопирования цепочки:
Ц-А-Ц-Ц-Г-Т-А-А-Ц-Г-Г-А-Т-Ц. Какова длина полученной цепочки ДНК и ее масса?
Решение:
1. По принципу комплементариости построим вторую цепочку молекулы ДНК:
Ц – А – Ц – Ц – Г – Т – А – А – Ц – Г – Г – А – Т - Ц...
Г – T - Г – Г – Ц – A – T – T – Г – Ц – Ц – Т – А - Г...
- Вычислим массу ДНК:
mднк = 14*2* 345 = 9660
- Вычислим длину ДНК:
lднк =14* 0,34 нм = 4,76 нм
Ответ: порядок нуклеотидов в цепочке ДНК следующий: Г -Т-Г-Г-Ц-А-Т-Т-Г-Ц-Ц-Т-А-Г; масса ДНК -9660, длина ДНК-4,76 нм.
VI. Домашнее задание
§12, 13, вопросы нас.52, задачи (будут выложены в электронный дневник)
Задача № 1.
В молекуле ДНК адениновых нуклеотидов насчитывается 26% от общего числа нуклеотидов. Определите количество тиминовых и цитозиновых нуклеотидов.
Дано: А – 26% | Решение: 1.Согласно правилу Чаргаффа можно определить количество Т – тимидиновых нуклеотидов, А - 26 % => Т - 26 %. 2.На основе принципа комплементарности можно рассчитать количество цитозиновых нуклеотидов: (А + Т) + (Г + Ц)=100% А + Т = 52% Г+Ц- 100%-52 % - 48 % => Г - 24 %; Ц - 24 %. |
Найти количество Т-? Ц - ? |
Ответ: Т-26%;Ц-24%.
Задача № 2.
Фрагмент одной из цепочек молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов:
А-Г-Т-А-Ц-Ц-Г-А-Т-А-Ц-Г-А-Т-Т-Т-А-Ц-Г...
Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка этой же молекулы?
Решение:
По принципу комплементарности можно построить вторую цепочку:
А-Г-Т-А-Ц-Ц-Г-А-Т-А-Ц-Г-А-Т-Т-Т-А-Ц-Г...
Т-Ц-А-Т-Г-Г-Ц-Т-А-Т-Г-Ц-Т-А-А-А-Т- Г-Ц...
Задача № 3.
В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниновых нуклеотидов, которые составляют 22 % от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите: а) Сколько содержится других нуклеотидов по отдельности) в этой молекуле ДНК? б) Какова длина ДНК?
Дано: Г – 880-22% от общего количества нуклеотидов | Решение: 1. Исходя из правила Чаргаффа вычислим количество цитозина: Г = Ц = Ш, или 22%. 2. На основе принципа комплементариости воспользуемся формулой: (А+Т) + (Г+Ц) = 100% Подсчитаем, сколько процентов приходится на долю тимина и аденина А + Т = 100 - (22 + 22) = 56 % 3. Вычислим количество этих нуклеотидов; 880 – 22% х= 880*56/22= 2240 нуклеотидов Х – 56% А + Т =» 2240 : 2 = 1120 А, столько же Т. 4. Вычислим, сколько всего нуклеотидов образует молекулу ДНК: 880 + 880 + 1120 + 1120 = 4000 нуклеотидов. 5. Для определения длины ДНК вычислим, сколько нуклеотидов содержится в одной цепи: 4000 : 2 = 2000 нуклеотидов. 6. Вычислим длину одной цепи: 2000 * 0,34 = 680 нм. |
Найти количество Т-? Ц - ? А-? lДНК-? |
Ответ: А= 1120, Т = 1120, Ц = 880, lДНК-= 680 мм.
VII. Итог урока.
- Спасибо за работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс
Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...
Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс
Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц
Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers» Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...
План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).
Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...
Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"
Урок обобщения и закрепления. Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....