Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. 8 класс. Технологическая карта урока.
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Дородных Оксана Валерьевна

Изучение особенности и причины движения крови по сосудам, регуляции кровоснабжения. 8 класс. Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnokarta_fgoos.docx102.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Дата:

№ урока

Тема: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.

Цель урока: изучить особенности и причины движения крови по сосудам, регуляции кровоснабжения.

Задачи урока:

Образовательные: продолжить формирование знаний по кровеносной системе, изучить движение крови по сосудам, познакомиться с регуляцией кровоснабжения, раскрыть причины движения крови, сформировать знания об артериальном давлении.

Развивающие: продолжить развитие умения у обучающихся использовать имеющиеся знания; активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов; научить анализировать информацию, делать выводы.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения; научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решений; воспитывать эстетическую культуру обучающихся.

Тип урока: методологической направленности

Форма урока:

Урок-диалог

Основные понятия, термины: артериальное кровяное давление, артерии, вены, капилляры, кровоснабжение органов. Симпатический и блуждающий нервы, гуморальная регуляция: адреналин, ацетилхолин.

 Новые понятия: пульс, гипертония, гипотония, тонометр, фонендоскоп кардиограмма, брадикардия, тахикардия, аритмия, инфаркт, инсульт.

Методы, технологии обучения

Объяснительно-иллюстративные, проблемный, частично-поисковый

Технологии обучения: формирования приемов учебной работы, формирования учебной деятельности, личностно-ориентированного обучения.

Формы организации учебной деятельности (ФОУД)

Индивидуальная, коллективная.

Средства обучения

Учебник, видео-фрагмент.

Оборудование

Компьютер, проектор.

Источники информации:

  1. Для учителя

Биология. 8 класс. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2018.

Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. Н.Д. Андреева, А.С. Ермакова,  Н.В. Малиновская. – М.: Мнемозина, 2015.

  1. Для обучающихся

Биология. 8 класс. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2018.

Планируемые результаты

Личностные: знание основ здорового образа жизни; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Предметные: знать строение и работу сердца, сосудов, кругов кровообращения; уметь описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение сердца и процесс сердечных сокращений; сравнивать виды кровеносных сосудов между собой; описывать строение кругов кровообращения; понимать различия в использовании терминов «артериальный», «венозный».

Метапредметные: умение работать с различными источниками биологической информации; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; владение умением  самоконтроля, самооценки.

Формируемые УУД

Познавательные: постановка проблемы, умение структурировать тексты, умение давать определение понятиям.

Регулятивные: постановка учебной задачи на базе ранее усвоенного материала, составление плана и последовательности действий, контроль знаний.

Коммуникативные: работа в группе, умение устанавливать рабочие отношения и способность к продуктивной кооперации.

Этапы урока, время

Цель урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент.

2 мин

Выявить уровень подготовки обучаюшихся к уроку.

Приветствие с классом, проверка готовности класса к уроку.

Приветствие с учителем, проверка своей  готовности к уроку.

II.Актуализация знаний.

12 мин.

Актуализировать необходимые знания для усвоения нового материала.

На прошлом уроке мы разобрали тему «Работа и строение сердца». На листах контроля вам необходимо выполнить задания. Приложение

Какое значение имеет сокращение сердца? Формулируется тема урока «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов».

Какова цель нашего урока? (изучить движение крови по сосудам, регуляцию кровоснабжения).

Отвечают на вопросы, формулируют и записывают тему урока.

Формулируют цели урока.

III.Усвоение новых знаний. 22 мин.

Формирование представлений о транспортных системах организма.

Каковы же причины движения крови по сосудам?

Перейдем к основной причине движения крови – работе сердца, которая создает разность давления между концом и началом сосудистого русла. Как и любая другая жидкость, кровь движется из области более высокого давления в область более низкого давления. Наиболее высокое давление в нашем организме – в легочных артериях и аорте, а наиболее низкое – в легочных венах, верхней и нижней полых венах.

Следовательно можно сделать вывод, что кровь движется от артериальной системы сосудов к венозной.

Величина кровяного давления, в разных сосудах неодинакова:

В аорте – 150 мм.рт.ст.

В крупных артериях – 120 мм.рт.ст.

В капиллярах – 30 мм.рт.ст.

В венах – 10 мм.рт.ст.

В полых венах – 0 или ниже атмосферного.

Таким образом, снижается давление крови постепенно, однако неравномерно. Иными словами, на проталкивание крови через систему капилляров затрачивается много энергии, а кровоток испытывает при движении сопротивление, зависящее от вязкости крови и диаметра сосудов.

Другими причинами движения крови по сосудам являются:

  • Наличие клапанов в венах (отсутствие обратного кровотока)
  • Разное давление в сосудах в начале и конце пути, поддерживающее сокращение сердца. Чем дальше движется кровь, тем ниже давление. Скорость кровотока в вене в 2 раза медленнее, чем в артерии, в капиллярах в 1000 раз медленнее.
  • Присасывающее действие грудной клетки.
  • Сокращение скелетных мышц.

Скорость кровотока в вене в 2 раза медленнее, чем в артерии, в капиллярах в 1000 раз медленнее.

Первая особенность давления в том, что оно неодинаково: чем дальше от сердца находится артериальный сосуд, тем давление внем меньше. Между тем знать свое артериальное давление необходимо, так как оно является важным показателем здоровья. Чтобы получать сравнимые результаты, было решено измерять артериальное давление у человека в плечевой артерии и выражать его в миллиметрах ртутного столба. Для этого используют прибор – тонометр.

Кровяное давление – это давление, которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов (превышение давления над атмосферным жидкости в кровеносной системе).

Для измерения манжетку тонометра надевают на руку; давление в ней увеличивается примерно до 200 миллиметров ртутного столба. Затем из сфигмоманометра медленно выпускают воздух, непрерывно прослушивая пульс. Таким образом, последовательно находят сначала артериальное давление, а затем венозное. (соответствуют систоле и диастоле желудочков).

Артериальное давление зависит от цикла сердечных сокращений. Когда из желудочков выталкивается кровь, давление в артериях максимально; перед открытием же полулунных клапанов – давление минимально. Минимальное давление называют нижним, а максимальное – верхним. Запись схемы

Давление

                                     максимальное                  минимальное

                                       (верхнее)                            (нижнее)

                  у взрослого 110-12- мм.рт.ст.      у взрослого 60-80 мм.рт.ст.    

Величина давления может отклоняться от нормы при действии таких факторов как:

  1. Сила сердечных сокращений и объем циркулирующей крови.
  2. «Густота» крови – насыщенность тромбоцитами, различными веществами,  замедляют нормальный ток жидкости по сосудам.
  3. Состояние сосудов. Со временем сосуды постепенно изнашиваются и не способны переносить нагрузку. Атеросклероз, закупоривая сосуды, уменьшает эластичность стенок.
  4. Изменение тонуса сосудов из-за выброса гормонов или нервного импульса, вызванного стрессовой ситуацией (сильные эмоции, недосыпание, чрезмерные физические нагрузки).
  5.  Заболевание эндокринных желез.
  6. Климатические условия: атмосферное давление, насыщенность воздуха кислородом.

Что вы можете сказать о понятии «пульс»? Что это?

Пульс – ритмичные колебания стенок сосудов. В местах, где крупные артерии расположены близко к поверхности тела, пульс легко прощупывается. Виски, лучевая артерия, артерия на шее. Пульсовые колебания гасятся в капиллярах.

При каждом сокращении левого желудочка, кровь с силой ударяется об упругие стенки аорты и растягивает их. Волна колебаний, возникающая при этом, быстро распространяется по стенкам артерий. Там, где крупные вены лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, вискам и другим местам, прощупываются ритмичные колебания стенок сосудов, называемые пульсом. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. Путем подсчета пульса можно определить количество сокращений сердца в 1 минуту. Обычно пульс в спокойном состоянии равен 60-80 ударов  в минуту в зависимости от возраста. Если вы подсчитаете пульс в состоянии покоя, после физических упражнений и через 10 минут, то сможете сделать вывод, что пульс повышается при физической нагрузке, стрессе, болезни, а через некоторое время восстанавливается. У тренированных людей повышение – небольшое, а восстановление показателей – быстрое.

Как мы уже сказали, основной причиной движения крови является работа сердца. В нашем организме регуляция работы сердца осуществляется 2 системами – нервной и гуморальной.

Нервная регуляция работы сердца осуществляется центральной нервной системой (ЦНС). Центры нервной регуляции находятся в продолговатом и спинном мозге. Симпатический отдел усиливает частоту и силу сокращений сердца, а парасимпатический – замедляет.

Гуморальная регуляция – изменение деятельности сердца под влиянием разнообразных, в том числе и физиологически активных веществ, циркулирующих в крови.

Гуморальная регуляция работы сердца осуществляется с помощью различных соединений. Зарисовываем схему.

Гуморальная регуляция

              Усиливает работу сердца              Тормозит работу сердца

          адреналин, норадреналин                    ацетилхолин                          

   (вырабатываются корой                          (является  медиатором

     надрочечников)                                        многих       синапсов)                                                                                      

         ионы K+                                              серотонин, тироксин, Ca2+

Подумайте, с помощью чего у человека можно определить работу сердца? Выяснить,  нет ли отклонений? (С помощью электрокардиограммы).

Она отражает электрические явления в работающем сердце. Во время медосмотра вам делают ЭКГ для проверки состояния работы сердца, нет ли каких отклонений. Вы когда-нибудь пытались расшифровать полученный результат? Какой вид имеет снятая электрокардиограмма ? (в виде зубцов)

Давайте разберем, что обозначают зубцы на ЭКГ. Нарисуем рисунок.

                            D:\картинки\file1_html_47f2c387.png

Зубцы – это выпуклости и вогнутости на электрокардиограмме.

На ЭКГ выделяют следующие зубцы:

P (сокращение предсердий).

R – самый высокий пик на графике, его нижние чaсти - Q и S. Комплекс QRS называется желудочковым, или синусовым. У здорового человека синусовый ритм на ЭКГ узкий, высокий. Т.е. Q, R, S (все 3 зубца характеризуют сокращение желудочков),

T (расслабление желудочков), показывает расслабление сердца.

Слушают и анализируют информацию, задают интересующие вопросы.

IV. Закрепление полученных знаний и умений учащихся.

4 мин

Обобщить полученные знания.

В каких сосудах скорость кровотока максимальная?

В каких сосудах скорость кровотока минимальная?

Что такое артериальное давление?

Чем измеряется АД?

Что такое пульс?

Где прощупывается пульс?

Что влияет на частоту пульса?

Что показывает ЭКГ?

Отвечают на поставленные вопросы.

V.Рефлексия.

3 мин.

Подведение итогов работы.

Предлагает учащимся самостоятельно высказаться о содержании урока, полученных знаниях и итогах работы. Что удалось лучше всего? В чем испытывали затруднения? Благодарит за проделанную работу.

Высказываются в чем были успешны и где испытывали затруднения.

VI. Домашнее задание 2 мин.

Пояснить домашнее задание.

§ 19, 20, записи в тетрадях.

Записывают домашнее задание.

Приложение 1

Вариант 1.

Задание 1. Заполните пропуски.

Больщой круг кровообращения – это путь крови из __________ желудочка по ______________ в _______________ предсердие. В большрм круге кровообращения кровь отдает органам __________ и _________, а забирает ненужные вещества и ________ .

Задание 2.  Что обозначено на рисунке под цифрами 1,2,3,4,5

D:\картинки\heart-worksheet-describes-the-parts-of-the-heart-and-the-flow-of-image-below-heart-worksheet-of-heart-worksheet.jpg

Вариант 2.

Задание 1. Заполните пропуски.

Малый круг кровообращения начинается в _________ желудочке, кровь поступает в _________, где она насыщается ____________ и освобождается от ___________ . Возвращается кровь в _________ предсердие.

Задание 2.  Что обозначено на рисунке под цифрами 5, 6, 7, 8, 9

D:\картинки\heart-worksheet-describes-the-parts-of-the-heart-and-the-flow-of-image-below-heart-worksheet-of-heart-worksheet.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме"Движение крови по сосудам.Регуляция кровоснабжения"

Открытый урок в 8 классе по кровеносной системе, с проведением лабораторной работы и наглядным материалом.Данная разработка урока была опубликована на сайте: http://www.prodlenka.org/metodichka.html....

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Тема урок: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.  Цели урока: выяснить особенности и причины движения крови по сосудам, регуляции кровоснабжения.Задачи урока: обучающие: выясн...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Блиц- опрос перед темой Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.

Блиц -опрос организуется на этапе проверки домашнего задания  по теме "Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов". Вопросы блиц опроса составлены по теме  "С...

Разработка урока "Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения"

laquo;Здоровье человека зависит от того, как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав»К. Ниши&la...