Разработка урока "Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения"
методическая разработка по биологии (8 класс)
«Здоровье человека зависит от того,
как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав»
К. Ниши
«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol_karta_uroka.doc | 578.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная общеобразовательная школа с. Кекен-Васильевка – филиал
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
с. Новые Карамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
Разработка урока по биологии на тему:
" Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения»
Учитель биологии и химии:
Никифорова Марина Юрьевна
с. Кекен-Васильевка
2019
Предмет: биология
Класс: 8
Дата:
Тема: " Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа №10 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».
Цель: выяснить особенности и причины движения крови по сосудам, регуляции кровоснабжения, а также создать условия для осознания блока новой информации с помощью компьютерной презентации и учебника.
Задачи урока:
- обучающие: выяснить природу пульса и перераспределения крови в организме, зависящего от функционирования органов; связать изученный материал о работе сердца и кругах кровообращения с новой темой, выяснить причины движения и изменения скорости крови в сосудах, показать зависимость от интенсивности работы органов кровоснабжения;
- развивающие: сформировать представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции работы сердца; продолжить формирование у учащихся логики экспериментального доказательства, развить умение работать в группе, делать выводы;
- воспитательные: воспитание уважительного отношения к профессии физиолога, внимательного отношения к своему здоровью, понимания важности профилактики заболеваний.
УУД:
Регулятивные – научиться составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, составлять план ответа; получать возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; отвечать на поставленные вопросы; планировать свою деятельность под руководством учителя.
Познавательные – научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получать возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией.
Коммуникативные – научиться принимать участие в беседе, использовать в общении правила вежливости; получать возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное введение диалога и участие в дискуссии
Оборудование и дидактическое обеспечение:
- ноутбук
- проектор
- презентация к уроку
- учебник
- тетради
- рабочие листы учащихся
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: история.
Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
Методы: проблемно – поисковые, словесные, наглядные, самопроверка.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Применяемые технологии:
- ИКТ
- элементы проблемного обучения
- личностно-ориентированные: технология сотрудничества, игровые.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Здравствуйте ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Проверяем готовность к уроку. | Садятся на места. Готовятся к уроку. |
Мотивация | Скажи, откуда ты приходишь, красота? Что такое красота человека?. Это вы, это я, это мы с вами, это наше тело, наши мысли, наша душа, наше здоровье. О том как заботиться о своём теле и здоровье, мы можем научиться на уроках анатомии человека. И сегодня мы продолжаем знакомство с кровообращением в организме человека. Для того чтобы нам сегодня все это узнать, мы должны повторить материал предыдущих уроков Проведём небольшую разминку:
| Слушают, отвечают. |
Актуализация знаний | Выполнение заданий ( Приложение №1)
( слайд 2) | Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе. Проверка на (слайде 3). |
Изучение нового материала | По мнению японского профессора К. Ниши, «здоровье человека зависит от того, как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав». Сформулируйте тему нашего урока? ( слайд 3) Запишите в инструктивные карточки. Данная тема прослеживается в задании №12 КИМов ОГЭ по биологии. Формируем цели урока ? ( слайд №4) План урока (слайд 5) Для чего необходимо движение крови по сосудам? Вспомним функции крови ( слайд 6) Немного История У. Гарвей ( слайд7 ) Что же заставляет кровь двигаться по сосудам? Найдите ответ в учебнике: с.145-146. (задание №3 инстр. карта) Выполним задание №4 карты, найдите в учебнике и запишите виды артериального давления Артериальное давление неодинаково, и чем дальше находится от сердца артериальный сосуд, тем меньше в нем давление. Чтобы получать сравнимые результаты ученые решили измерять давление человека в плечевой артерии, выражая его в миллиметрах ртутного столба. Для измерения артериального давления используется тонометр. Как же можно измерить давление. Давайте рассмотрим более подробно, из чего состоит тонометр и как им пользоваться с. 147 (слайд 8 ) Согласно какому физическому закону, кровь движется по сосудам? Закон Бернулли применительно к кровообращению ( гидродинамика). Несоответствие между скоростью течения крови и ее давлением ( слайд 9). Разность кровяного давления(слайд10)
Давление мало зависит от пола, но зато изменяется с возрастом. Ученые опытным путем установили формулу, по которой каждый человек до 20 лет может рассчитать свое нормальное давление в состоянии покоя. Если вам, например, 15 лет, то верхнее давление равно 110, а нижнее 65 мм рт. ст. Обычно артериальное давление изображают в виде дроби, числитель которой указывает верхнее давление, знаменатель нижнее, т.е. в данном случае АД = 110/65. Задание для учащихся в тех. карте №5: Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам ( слайд 11). Формула расчета давления АД верхнее = 1,7* возраст + 83 АД нижнее = 1,6* возраст + 42 • Почему каждый человек должен следить за изменением своего АД? Выполним лабораторную работу №10. Выполняется в парах ( слайд 12) в технологич. картах №7 по теме: « Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа», прочитать и выполнить. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки
Проверка ( 3 человека) Следующим показателем здоровья является наш пульс. Что такое пульс? с. 148-149 учебник (слайд 13) Пульс – толчкообразные колебания стенок артериальных сосудов, вызванные растяжением стенок аорты и поступлением в них крови из желудочка. При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает ее стенки. При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий. Ритмичные колебания стенок артерий называют пульсом. По пульсу легко определить количество сокращений сердца в минуту. Частота пульса (сердечных сокращений) позволяет судить о здоровье человека, о работе его сердца. Обычно пульс взрослого человека в спокойном состоянии равен 70 ударам в минуту. Пульс прощупывают на лучевой артерии, а если человек потерял сознание, то на артерии шеи, снабжающей кровью головной мозг. Учитель демонстрирует « Места, где можно прощупать пульс», « Измерение пульса». Просит выполнить опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови ( стр. 149 учебника). Лабораторная работа №10 ( слайд 14) Для этого:
Дает задание для самостоятельной работы с учебником ( стр. учебника), текст «Поддержание постоянства артериального давления, его нарушения», прочитать и ответить на вопросы. | Формируют тему урока: «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения».
Отвечают: для обеспечения клеток органов и мышц питанием, кислородом и удаления углекислого газа. Работают с учебником, записывают Записывают в карту. Проверка. Работа сердца является причиной движения крови, благодаря которой создается разность давления между началом и концом сосудистого русла Кровь движется из области высокого давления в область, где оно ниже. Самое высокое давление в аорте и легочных артериях, самое низкое – в нижней и верхней полых венах ,и в легочных венах. Поэтому кровь движется в направлении от артериальной системы сосудов к венозной. Нет, зависит от диаметра. Ответы учащихся Артериальное давление знать необходимо, т.к. оно является очень важным показателем здоровья человека. Предположение учащихся Записывают в карту Работа с картой выполняют лабораторную работу в инструкционных картах Пульсовая волна передается по стенке артерий и не зависит от отсутствия или наличия кровотока. Пульс прощупывается выше места, где артерия перетянута, а ниже этого места отсутствует и кровоток, и пульс, потому что, прижимая стенки артерий друг к другу, мы не только останавливаем кровь, но и останавливаем колебание стенок артерий. |
Закрепление материала | Задает вопрос классу: 1) Каким законам подчиняется движение? 2)От чего зависит движение крови в сосудах? 3) в каких сосудах кровь движется максимально? Как называется артериальное давление верхнее, и нижнее ? Выполните тестовое задание №10 на закрепление темы урока. | Ответы учащихся 1. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами. 2. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем, и сопротивления, создаваемого стенками сосудов в связи с силами трения. 3. Скорость движения крови максимальна в артериях и минимальна в капиллярах, что обеспечивает более качественный обмен веществ между клетками тканей и кровью. |
Домашнее задание | 1. Измерьте артериальное давление у членов Вашей семьи. Сделайте выводы о наличии или отсутствии нарушений. | Записывают домашнее задание. |
Рефлексия | В технологических картах На слайде вопросы: - Меня удивило на уроке ____________________ - Больше всего мне понравилось ________________________ - Самым сложным для меня было _______________________ Выставление оценок. Подведение итогов. | Работают в инструктивных карточках. |
Инструктивная карточка к уроку «Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения»
ФИО ученика_____________________________________________________, класс__________________, дата______________________
- Тема урока___________________________________________________________________
2. Лови ошибку
1. Процесс пожирания инородних тел лейкоцитами называется фагоцитоз
2. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу –артерии
3. Различают четыре фазы сердечной деятельности
4. Жидкая часть крови – плазма
5. Кровь, насыщенная кислородом – венозная
3. Причины движения крови по сосудам
Причины:
- ______________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________
4. Виды кровяного давления : 1.___________________________________________________
2.___________________________________________________
5. Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам
- Формула расчета давления
- АД верхнее = 1,7* возраст + 83=
- АД нижнее = 1,6* возраст + 42=
Сделайте вывод о состоянии своего артериального давления. ____________________________________________________________________________________
6. Заболевания, вызванные изменением АД называются:
1. __________________________________
2.___________________________________
7. Лабораторная работа №10
Тема «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки».
Цель: Определить скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки
- Измерьте длину ногтя от корня до прозрачной части, которую обычно срезают. Этим вы определили длину пути, которую должна пройти кровь от корня ногтя до конца ногтевого ложа.
- Определите время, за которое этот путь пройдет кровь. Выдавите кровь из сосудов ногтевого ложа, нажимая указательным пальцем на ноготь большого. Ноготь должен побелеть.
- Прекратите давить на ноготь большого пальца и подсчитайте, через сколькосекунд он снова покраснеет. За это время кровь успевает заполнить сосуды ногтевого ложа.
- Рассчитайте скорость крови по формуле,где – скорость крови, l – длина пути, t – время.
Запишите результат: ____________________________________________________________________________________________________________________
8. Откройте учебник стр.148, раздел «Пульс», прочитайте текст, ответьте на вопросы
- Что такое пульс?
________________________________________________________________________________________________________________________
- О чём можно судить по пульсу?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Где и почему определяется пульс?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Закрепление нового материала.
Выберите правильный ответ.
1.В каких из перечисленных сосудах скорость кровотока максимальная?
1. В артерии 2.В венах 3. В аорте 4. В капиллярах
2.По пульсу можно определить:
1.Скорость тока крови 2. Давление крови 3. Частоту сердечных сокращений 4. Силу сердечных сокращений
3.С помощью какого физического закона можно объяснить движение крови в сосудах?
1. Гука 2. Бернулли 3. Архимеда
4.Что заставляет кровь двигаться по сосудам?
1. Разность давления в сосудах 2. Разность высоты тела; 3. Сила тяжести
10. Рефлексия.
Отметьте знаком + правильные, на ваш взгляд, утверждения:
1. На уроке я работал: активно _____ пассивно_____
2. Своей работой на уроке я: доволен _____ не доволен______
3. За урок я: не устал _____ устал_______
4. Мое настроение: стало лучше ____ стало хуже _____
- Прослеживалась ли на уроке связь наук физики и биологии
Да___________Нет____________
- Материал урока мне был:
понятен _____ не понятен ______
полезен _____ бесполезен ______
интересен ____ скучен ______
легкий _____ трудный ______
Ответить на вопросы (выбрать один вопрос и написать ответ на него)
Вариант 1
Перечислить форменные элементы крови
Что такое артерии?
Описать Большой круг кровообращения
Вариант 2
Что входит в систему органов кровообращения?
Что такое вены?
Описать Малый круг кровообращения
Далее учащиеся обмениваются листами и проверяют друг у друга. На слайде правильные ответы.
Вариант 1
Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты
Артерии – это сосуды, которые несут артериальную кровь от сердца
Левый желудочек – аорта – артерии –капилляры – вены – правое предсердие
Вариант 2
Сердце и кровеносные сосуды
Вены – это сосуды, которые несут венозную кровь к сердцу
Правый желудочек – легочные артерии – легкие – капилляры – легочные вены – левое предсердие
Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Движение крови по сосудам
Презентация к уроку биологии 8 класса, тема "Движение крови по сосудам". Учебник Н.И. Сонина "Биология.Человек"...
Открытый урок по теме"Движение крови по сосудам.Регуляция кровоснабжения"
Открытый урок в 8 классе по кровеносной системе, с проведением лабораторной работы и наглядным материалом.Данная разработка урока была опубликована на сайте: http://www.prodlenka.org/metodichka.html....
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
Тема урок: Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Цели урока: выяснить особенности и причины движения крови по сосудам, регуляции кровоснабжения.Задачи урока: обучающие: выясн...
Блиц- опрос перед темой Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.
Блиц -опрос организуется на этапе проверки домашнего задания по теме "Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов". Вопросы блиц опроса составлены по теме "С...
Конспект урока. "Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения".
Разработка урока....
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. 8 класс. Технологическая карта урока.
Изучение особенности и причины движения крови по сосудам, регуляции кровоснабжения. 8 класс. Технологическая карта урока....
План-конспект урока по биологии в 9 классе на тему: "Движение крови по сосудам. Круги кровообращения. Состав крови"
План-конспект рассказывает о составе крови, движение крови по сосудам , о большом и малом кругах кровообращения...