Программа внеурочной занятости "Клуб юных орнитологов"
рабочая программа по биологии (7 класс)

Смолянинова Марина Валерьевна

Предлагаемая программа   направлена на изучение птиц в природе для обучающихся 7 классов. Занятия проводятся 1 раз  в неделю по 1 часу, всего 18 часов в год.  Прикладная орнитология вызывает  у школьников интерес. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта  имеет важное значение в формировании предметных, метапредметных, личностных результатов обучения и развитии необходимых универсальный учебных действий,  что имеет значение в решении профориентационных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_yunyh_ornitologov.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

г.Иркутска СОШ  № 17

 _______И.В.Курсакова

Пр. № 01-33-35 от 30.08.2021

РАССМОТРЕНО

на заседании МС

протокол № 1 от

«_24» августа 2021 г.

Зам.директора по УВР

М.В.Смолянинова

_________________

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

 протокол № 1 от

«_23_» августа 2021 г.

Руководитель МО

 ________М.А.Бердникова

средняя общеобразовательная школа №17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Клуб юных орнитологов»

(название курса, предмета, дисциплины (модуля))

для  7 класса

учителя_биологии,

      (учебный предмет или предметная область)

 Смоляниновой Марины Валерьевны

высшая квалификационная категория 

(Фамилия, имя, отчество, квалификационная категория)

Срок реализации программы 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе ООП ООО

Иркутск, 2021 г.

Программа внеурочной деятельности «Клуб юных орнитологов»

Предлагаемая программа   направлена на изучение птиц в природе для обучающихся 7 классов. Занятия проводятся 1 раз  в неделю по 1 часу, всего 18 часов в год.  Прикладная орнитология вызывает  у школьников интересс. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта  имеет важное значение в формировании предметных, метапредметных, личностных результатов обучения и развитии необходимых универсальный учебных действий,  что имеет значение в решении профориентационных задач.

Цель программы: создать условия для обогащения  теоретическими и практическими знаниями орнитологической науки обучающихся, создание условий для развития творческого потенциала ребенка.

Предметные УУД  направлены на  методику наблюдения за птицами;, изучение многообразия околоводных птиц Иркутской  области, города Иркутска, в том числе  редких и исчезающих, основных методов  орнитологических исследований; особенности гнездового поведения птиц; голосов самых распространенных околоводных птиц.

Метапредметные УУД направлены на развитие умения организовывать самостоятельные наблюдения, проводить  анализ собранных данных.

Личностные УУД направлены на  воспитание наблюдательности, трудолюбия, усидчивости, аккуратности, развитие нравственного и физического здоровья  детей, чувства сострадания и взаимопомощи, чувства товарищества.

Птицы очень удобный объект для изучения, наблюдения, обучения практическим знаниям. Они составляют большую часть животных, содержащихся в домашних условиях и живых уголках. Наших пернатых «братьев меньших» можно встретить в городах, полях, лесах. Они обитают на всех частях нашей планеты и в любое время года. Программа «Клуба юных  орнитологов» интегрирована и включает в себя основы различных наук, изучающих живую природу: этологии, анатомии, физиологии, географии, экологии и других наук. Она развивает у ребенка бережное отношение к природе, любовь к родному краю, формирует стойкое, положительное отношение к здоровому образу жизни, к сознательному выбору профессии. В процессе обучения развиваются и выявляются способности ребенка для дальнейшего участия его в работе научного общества, происходит адаптация к учреждению и выбранному виду деятельности, развивается закрепление интересов.

Программа разработана и составлена на основе последних орнитологических данных, в том числе и данных полученных при изучении орнитофауны околоводных птиц островов реки Ангара в пределах города Иркутска. Включает теоретические, практические и выездные занятия. Практические работы проходят на берегу реки Ангара, ее островах 

Содержание  программы  внеурочной деятельности

Введение. Орнитология - одна из составляющей биологии – науке о живой  природе. Значение птиц в природе и жизни человека. Прохождение инструктажа по технике безопасности, санитарным  нормам, пожарной безопасности, правил поведения.  

История становления орнитологии как науки. Орнитология – одна из самых древних биологических дисциплин. От Аристотеля до современности. Великие натуралисты и  путешественники: К. Линней, Ж. Кювье, Ч. Дарвин, Д. Одюбон. Основные проблемы орнитологии (миграции, кольцевание, поведение, охрана птиц). Орнитологические исследования  на территории Предбайкалья:  А.Г.Тачановский, Н.И.Гагина, Богородский, Дурнев,  Липин, Ю.И.Мельников, Вержуцкая,      И.И. Фефелов,   Поваринцев, Процкевич, М.В.Сонина, Попов, Хидекель, Калихман,   Рябцев,  С.В.Пыжьянов, М.С.Мокридина

Раздел 1. Методы изучения птиц. Основные методы орнитологических исследований. Правила фотосъемки фотоаппаратом, пользование биноклем, подзорной трубой, фотоаппаратом. Правила записи голосов птиц. Ловля птиц паутинными   сетями, лучками, петлями, западнями и т.п. Прижизненная обработка птиц: измерение, описание, кольцевание, учеты птиц: маршрутные, площадочные. Правила ведения дневников наблюдения.

Практические занятия.        

Фотографирование, прослушивание        аудиозаписей, изготовление и ремонт ловушек.

Выездные занятия. Экскурсия на остров Юность, Малый Конный.

        Околоводные птицы Красной книги Иркутской области  и их охрана. Редкие и краснокнижные виды околоводных птиц. Способы и методы помощи и охраны.  Околоводные птицы Красной книги Иркутской области и их охрана. Птицы Красной книги Иркутской области  и их охрана. Редкие и исчезающие птицы города Иркутска. Знакомство с видовым составом, причинами, влияющими на численность.

        Околоводные птицы города Иркутска. Орнитофауна  околоводных птиц города Иркутска. Видовой состав птиц, морфологические особенности самки и самца, особенности полета, зимовки.

        Этология  околоводных птиц: миграции, ориентации, гнездовое поведение. Что изучает этология как наука. Основоположники этологии. Поведение и обучаемость. Подражание  звуков, обучаемость человеческой речи у птиц. Колониальные птицы и их поведение (чайки, крачки  и др.) Зачатки рассудочной деятельности. Миграция и ориентация птиц. Миграция и ориентация птиц. Основные научные теории, раскрывающие миграции птиц. История изучения этого вопроса. Прилет, отлет, пролет птиц. Сроки прилета и отлета разных видов птиц и их зависимость от погоды и других фенологических явлений. Волны прилета. Отличие весеннего и осеннего пролетов.  Гнездовое поведение диких птиц и их охрана. Гнездовые территории и их распределение. Характер местообитаний. Размер гнездового участка. Колонии. Плотность населения пар. Продолжительность размножения.   Сроки построения гнезда, материалы и маскировка. Кладка: начало и окончание кладки. Форма и цвет яйца. Насиживание. Поведение птиц в период насиживания. Взаимоотношения самца и самки. Гнездовой паразитизм. Кормление птенцов. Вылет птенцов.

Практические        занятия. Изучение особенностей кладок, окраски яиц разных видов околоводных птиц.

        

Выездные занятия. Экскурсия на остров Юность, Малый Конный.

Мини-экспедиции «Авифауна островов реки Ангара».  Мини-экспедиции  на острова Малый, Большой Конный, Юность, Сибиряковский (бинокль).

Отчетная конференция. Подведение итогов.  Задание на лето.

Тематический план

Наименование   разделов и тем.

Количество часов

Всего   часов

Теория

Практика

Выезд ные занятия

1.

Вводное занятие

1

1

2.

История становления орнитологии как науки. Развитие орнитологии в Иркутской области, городе Иркутске. Изучение околоводных птиц в городе Иркутске

1

1

3.

Методы изучения  околоводных птиц

2

1

1

4.

Околоводные птицы Красной книги Иркутской области  и их

охрана

1

1

 

5.

Околоводные птицы города Иркутска

2

 1

1

6.

Этология  околоводных птиц: миграции, ориентации, гнездовое поведение

5

1

2

2

7

Мини-экспедиции «Авифауна островов реки Ангара»

4

4

8

Отчетная конференция

2

 

2

ИТОГО:

18

6

4

8

Структура  портфолио по разделам

        В рамках работы клуба  каждый обучающийся будет создавать свое портфолио - это подборку  разнообразных творческих и исследовательских материалов в рамках изучения околоводных птиц в клубе юных орнитологов, результатов представления своих исследований на конференциях различного уровня. Портфолио поможет набрать рейтинговый балл при поступлении обучающихся в 10 класс,   в образовательное учреждение уровня среднего профессионального образования.

Творческое задание

1.

Вводное занятие

1

2.

История становления орнитологии как науки. Развитие орнитологии в Иркутской области, городе Иркутске. Изучение околоводных птиц в городе Иркутске

Сообщение  «Известные орнитологи»

3.

Методы изучения  околоводных птиц

 

4

Околоводные птицы Красной книги Иркутской области  и их

охрана

Листовка «Они нуждаются в защите»

5

 

Околоводные птицы города Иркутска

Страница энциклопедии «Околоводные птицы города Иркутска»

6

Этология  околоводных птиц: миграции, ориентации, гнездовое поведение

Дневник наблюдения

7

Мини-экспедиции «Авифауна островов реки Ангара»

Дневник экспедиции

8

Отчетная конференция

Мини-проект

 

Методическая разработка внеурочного занятия

«Околоводные птицы города Иркутска»

          

Цель: познакомиться с околоводными птицами города Иркутска.

Задачи:

  1. Углубление и расширение представлений учащихся о многообразии околоводных птиц города Иркутска.
  2. Развитие умений обобщать, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с биологическими таблицами, рисунками.
  3. Воспитание бережного отношения к птицам, понимание необходимости их охраны.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • выявлять приспособления птиц к среде обитания;
  • определять околоводных птиц города Иркутска.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять систематическую принадлежность околоводных птиц к разным отрядам.

Метапредметные результаты:

  • умение классифицировать по существенному признаку.

Оборудование:

  1. презентация «Околоводные птицы города Иркутска»
  2. макеты околоводных птиц города Иркутска (Обыкновенная кряква, Серая утка, Чирок-трескунок, Чирок-свистунок, Чомга, Длиноносый крохаль, Гоголь, Сизайя чайка, Озерная чайка, крачка).
  3. Видеозаписи о некоторых представителях околоводных птиц города Иркутска.

Ход работы

Характеристика этапов занятия

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Форма работы

Результат

(формирование УУД)

1

Организационный

Самоопределение учебной деятельности, работа с листом самооценки.

Целеполагание, вводная рефлексия: Прикрепить фигурку околоводной птицы рядом с высказыванием, которое характеризует уровень знаний на начало урока. (3 минуты)

Слушают, осуществляют самооценку готовности к уроку, проводят вводную рефлексию.

Формирует целевые установки на занятие, объясняет.

Фронтальная, индивидуальная саморефлексия

Саморегуляция поведения, преобразование внешней цели во внутреннюю;

Самооценка знаний.

2

Основной

Знакомство с околоводными птицами города Иркутска

1. Общая характеристика околоводных птиц: выбрать из перечня характеристики, относящиеся к   птицам, околоводным птицам и заполнить схему. При этом найти, закравшуюся в нее ошибку. Время 5 минуты.

Кожа сужая, покрытая чешуей

Сердце двухкамерное

Тело покрыто перьями

Постоянная температура тела

Кожа покрыта слизью

Четырехкамерное сердце

Дыхание с помощью жабр и легких

Киль

Трехкамерное сердце

Кожа сухая, не имеет желез

Дыхание легочное

Перепонка между пальцами

Копчиковая железа

Клюв  с коготком и т.д.

Слушают, задают вопросы, читают, выбирают характерные черты птиц, околоводных птиц, заполняют графическую схему. Видят, ошибку в схеме: недостаток одной стрелки, исправляют, проверяют правильность выполнения, заполняют лист самооценки.

Объясняет, отвечает на вопросы, контролирует время выполнения задания, осуществляет проверку.

Индивидуальные ответы, фронтальная работа

Анализ и синтез информации, работа со схемой, умение отличать верно выполненное задание от неверного, умение выражать свои мысли с полнотой и четкостью, самооценка деятельности.

2. Многообразие околоводных птиц города Иркутска

Знакомство с представителями авифауны города Иркутска: Обыкновенная кряква, Серая утка, Чирок-трескунок, Чирок-свистунок, Чомга, Длиноносый крохаль, Гоголь, Сизайя чайка, Озерная чайка, крачка

Слушают, заносят информацию на лист «Околоводные птицы города Иркутска»

Организует беседу, задает вопросы  о  околоводных птицах в ходе просмотра видеозаписей о некоторых представителях околоводных птиц города Иркутска

Индивидуальная, фронтальная.

Умение выделять главное, работать с биологическими объектами, обобщать;

Умение   слушать и понимать речь других;

3

Итоговый.

Подведение итогов занятия, достижение цели урока. Рефлексия на выходе. 

Обобщение результатов занятия, рефлексия на выходе. Время выполнение 2 мин.

Расскажите  по  листу «Околоводные птицы города Иркутска»  своему  однокласснику о авифауне города Иркутска

Возьмите, пожалуйста, птичку и магнит со своего стола и прикрепите рядом с высказыванием, которое отражает итог нашего занятия лично для каждого из вас.

Было интересно, я узнал новые факты о птицах.

Было интересно, я смог показать свои знания.

Было неинтересно, ничего нового я не узнал. 

Слушают, проводят самоанализ деятельности, осуществляют рефлексию на выходе.

Подводит итоги занятия.

Фронтальная

Индивидуальная

Саморегуляция поведения.

Самооценка знаний.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"

Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....

Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"

Программа составлена с учетом изучения материала в 1-4 классах...

Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"

Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...

Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...

Программа внеурочной деятельности « Юные олимпийцы»

Программа внеурочной деятельности« Юные олимпийцы»...

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...