Программа внеурочной занятости "Клуб юных орнитологов"
рабочая программа по биологии (7 класс)
Предлагаемая программа направлена на изучение птиц в природе для обучающихся 7 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 18 часов в год. Прикладная орнитология вызывает у школьников интерес. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта имеет важное значение в формировании предметных, метапредметных, личностных результатов обучения и развитии необходимых универсальный учебных действий, что имеет значение в решении профориентационных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_yunyh_ornitologov.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 17 _______И.В.Курсакова Пр. № 01-33-35 от 30.08.2021 | РАССМОТРЕНО на заседании МС протокол № 1 от «_24» августа 2021 г. Зам.директора по УВР М.В.Смолянинова _________________ | РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № 1 от «_23_» августа 2021 г. Руководитель МО ________М.А.Бердникова |
средняя общеобразовательная школа №17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Клуб юных орнитологов»
(название курса, предмета, дисциплины (модуля))
для 7 класса
учителя_биологии,
(учебный предмет или предметная область)
Смоляниновой Марины Валерьевны
высшая квалификационная категория
(Фамилия, имя, отчество, квалификационная категория)
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе ООП ООО
Иркутск, 2021 г.
Программа внеурочной деятельности «Клуб юных орнитологов»
Предлагаемая программа направлена на изучение птиц в природе для обучающихся 7 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 18 часов в год. Прикладная орнитология вызывает у школьников интересс. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта имеет важное значение в формировании предметных, метапредметных, личностных результатов обучения и развитии необходимых универсальный учебных действий, что имеет значение в решении профориентационных задач.
Цель программы: создать условия для обогащения теоретическими и практическими знаниями орнитологической науки обучающихся, создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
Предметные УУД направлены на методику наблюдения за птицами;, изучение многообразия околоводных птиц Иркутской области, города Иркутска, в том числе редких и исчезающих, основных методов орнитологических исследований; особенности гнездового поведения птиц; голосов самых распространенных околоводных птиц.
Метапредметные УУД направлены на развитие умения организовывать самостоятельные наблюдения, проводить анализ собранных данных.
Личностные УУД направлены на воспитание наблюдательности, трудолюбия, усидчивости, аккуратности, развитие нравственного и физического здоровья детей, чувства сострадания и взаимопомощи, чувства товарищества.
Птицы очень удобный объект для изучения, наблюдения, обучения практическим знаниям. Они составляют большую часть животных, содержащихся в домашних условиях и живых уголках. Наших пернатых «братьев меньших» можно встретить в городах, полях, лесах. Они обитают на всех частях нашей планеты и в любое время года. Программа «Клуба юных орнитологов» интегрирована и включает в себя основы различных наук, изучающих живую природу: этологии, анатомии, физиологии, географии, экологии и других наук. Она развивает у ребенка бережное отношение к природе, любовь к родному краю, формирует стойкое, положительное отношение к здоровому образу жизни, к сознательному выбору профессии. В процессе обучения развиваются и выявляются способности ребенка для дальнейшего участия его в работе научного общества, происходит адаптация к учреждению и выбранному виду деятельности, развивается закрепление интересов.
Программа разработана и составлена на основе последних орнитологических данных, в том числе и данных полученных при изучении орнитофауны околоводных птиц островов реки Ангара в пределах города Иркутска. Включает теоретические, практические и выездные занятия. Практические работы проходят на берегу реки Ангара, ее островах
Содержание программы внеурочной деятельности
Введение. Орнитология - одна из составляющей биологии – науке о живой природе. Значение птиц в природе и жизни человека. Прохождение инструктажа по технике безопасности, санитарным нормам, пожарной безопасности, правил поведения.
История становления орнитологии как науки. Орнитология – одна из самых древних биологических дисциплин. От Аристотеля до современности. Великие натуралисты и путешественники: К. Линней, Ж. Кювье, Ч. Дарвин, Д. Одюбон. Основные проблемы орнитологии (миграции, кольцевание, поведение, охрана птиц). Орнитологические исследования на территории Предбайкалья: А.Г.Тачановский, Н.И.Гагина, Богородский, Дурнев, Липин, Ю.И.Мельников, Вержуцкая, И.И. Фефелов, Поваринцев, Процкевич, М.В.Сонина, Попов, Хидекель, Калихман, Рябцев, С.В.Пыжьянов, М.С.Мокридина
Раздел 1. Методы изучения птиц. Основные методы орнитологических исследований. Правила фотосъемки фотоаппаратом, пользование биноклем, подзорной трубой, фотоаппаратом. Правила записи голосов птиц. Ловля птиц паутинными сетями, лучками, петлями, западнями и т.п. Прижизненная обработка птиц: измерение, описание, кольцевание, учеты птиц: маршрутные, площадочные. Правила ведения дневников наблюдения.
Практические занятия.
Фотографирование, прослушивание аудиозаписей, изготовление и ремонт ловушек.
Выездные занятия. Экскурсия на остров Юность, Малый Конный.
Околоводные птицы Красной книги Иркутской области и их охрана. Редкие и краснокнижные виды околоводных птиц. Способы и методы помощи и охраны. Околоводные птицы Красной книги Иркутской области и их охрана. Птицы Красной книги Иркутской области и их охрана. Редкие и исчезающие птицы города Иркутска. Знакомство с видовым составом, причинами, влияющими на численность.
Околоводные птицы города Иркутска. Орнитофауна околоводных птиц города Иркутска. Видовой состав птиц, морфологические особенности самки и самца, особенности полета, зимовки.
Этология околоводных птиц: миграции, ориентации, гнездовое поведение. Что изучает этология как наука. Основоположники этологии. Поведение и обучаемость. Подражание звуков, обучаемость человеческой речи у птиц. Колониальные птицы и их поведение (чайки, крачки и др.) Зачатки рассудочной деятельности. Миграция и ориентация птиц. Миграция и ориентация птиц. Основные научные теории, раскрывающие миграции птиц. История изучения этого вопроса. Прилет, отлет, пролет птиц. Сроки прилета и отлета разных видов птиц и их зависимость от погоды и других фенологических явлений. Волны прилета. Отличие весеннего и осеннего пролетов. Гнездовое поведение диких птиц и их охрана. Гнездовые территории и их распределение. Характер местообитаний. Размер гнездового участка. Колонии. Плотность населения пар. Продолжительность размножения. Сроки построения гнезда, материалы и маскировка. Кладка: начало и окончание кладки. Форма и цвет яйца. Насиживание. Поведение птиц в период насиживания. Взаимоотношения самца и самки. Гнездовой паразитизм. Кормление птенцов. Вылет птенцов.
Практические занятия. Изучение особенностей кладок, окраски яиц разных видов околоводных птиц.
Выездные занятия. Экскурсия на остров Юность, Малый Конный.
Мини-экспедиции «Авифауна островов реки Ангара». Мини-экспедиции на острова Малый, Большой Конный, Юность, Сибиряковский (бинокль).
Отчетная конференция. Подведение итогов. Задание на лето.
Тематический план
№ | Наименование разделов и тем. | Количество часов | |||
Всего часов | Теория | Практика | Выезд ные занятия | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2. | История становления орнитологии как науки. Развитие орнитологии в Иркутской области, городе Иркутске. Изучение околоводных птиц в городе Иркутске | 1 | 1 | ||
3. | Методы изучения околоводных птиц | 2 | 1 | 1 | |
4. | Околоводные птицы Красной книги Иркутской области и их охрана | 1 | 1 |
| |
5. | Околоводные птицы города Иркутска | 2 | 1 | 1 | |
6. | Этология околоводных птиц: миграции, ориентации, гнездовое поведение | 5 | 1 | 2 | 2 |
7 | Мини-экспедиции «Авифауна островов реки Ангара» | 4 | 4 | ||
8 | Отчетная конференция | 2 |
| 2 | |
ИТОГО: | 18 | 6 | 4 | 8 |
Структура портфолио по разделам
В рамках работы клуба каждый обучающийся будет создавать свое портфолио - это подборку разнообразных творческих и исследовательских материалов в рамках изучения околоводных птиц в клубе юных орнитологов, результатов представления своих исследований на конференциях различного уровня. Портфолио поможет набрать рейтинговый балл при поступлении обучающихся в 10 класс, в образовательное учреждение уровня среднего профессионального образования.
Творческое задание | ||
1. | Вводное занятие | 1 |
2. | История становления орнитологии как науки. Развитие орнитологии в Иркутской области, городе Иркутске. Изучение околоводных птиц в городе Иркутске | Сообщение «Известные орнитологи» |
3. | Методы изучения околоводных птиц |
|
4 | Околоводные птицы Красной книги Иркутской области и их охрана | Листовка «Они нуждаются в защите» |
5 |
Околоводные птицы города Иркутска | Страница энциклопедии «Околоводные птицы города Иркутска» |
6 | Этология околоводных птиц: миграции, ориентации, гнездовое поведение | Дневник наблюдения |
7 | Мини-экспедиции «Авифауна островов реки Ангара» | Дневник экспедиции |
8 | Отчетная конференция | Мини-проект |
Методическая разработка внеурочного занятия
«Околоводные птицы города Иркутска»
Цель: познакомиться с околоводными птицами города Иркутска.
Задачи:
- Углубление и расширение представлений учащихся о многообразии околоводных птиц города Иркутска.
- Развитие умений обобщать, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с биологическими таблицами, рисунками.
- Воспитание бережного отношения к птицам, понимание необходимости их охраны.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- выявлять приспособления птиц к среде обитания;
- определять околоводных птиц города Иркутска.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять систематическую принадлежность околоводных птиц к разным отрядам.
Метапредметные результаты:
- умение классифицировать по существенному признаку.
Оборудование:
- презентация «Околоводные птицы города Иркутска»
- макеты околоводных птиц города Иркутска (Обыкновенная кряква, Серая утка, Чирок-трескунок, Чирок-свистунок, Чомга, Длиноносый крохаль, Гоголь, Сизайя чайка, Озерная чайка, крачка).
- Видеозаписи о некоторых представителях околоводных птиц города Иркутска.
Ход работы
Характеристика этапов занятия
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Форма работы | Результат (формирование УУД) |
1 | Организационный Самоопределение учебной деятельности, работа с листом самооценки. | Целеполагание, вводная рефлексия: Прикрепить фигурку околоводной птицы рядом с высказыванием, которое характеризует уровень знаний на начало урока. (3 минуты) | Слушают, осуществляют самооценку готовности к уроку, проводят вводную рефлексию. | Формирует целевые установки на занятие, объясняет. | Фронтальная, индивидуальная саморефлексия | Саморегуляция поведения, преобразование внешней цели во внутреннюю; Самооценка знаний. |
2 | Основной Знакомство с околоводными птицами города Иркутска | 1. Общая характеристика околоводных птиц: выбрать из перечня характеристики, относящиеся к птицам, околоводным птицам и заполнить схему. При этом найти, закравшуюся в нее ошибку. Время 5 минуты. Кожа сужая, покрытая чешуей Сердце двухкамерное Тело покрыто перьями Постоянная температура тела Кожа покрыта слизью Четырехкамерное сердце Дыхание с помощью жабр и легких Киль Трехкамерное сердце Кожа сухая, не имеет желез Дыхание легочное Перепонка между пальцами Копчиковая железа Клюв с коготком и т.д. | Слушают, задают вопросы, читают, выбирают характерные черты птиц, околоводных птиц, заполняют графическую схему. Видят, ошибку в схеме: недостаток одной стрелки, исправляют, проверяют правильность выполнения, заполняют лист самооценки. | Объясняет, отвечает на вопросы, контролирует время выполнения задания, осуществляет проверку. | Индивидуальные ответы, фронтальная работа | Анализ и синтез информации, работа со схемой, умение отличать верно выполненное задание от неверного, умение выражать свои мысли с полнотой и четкостью, самооценка деятельности. |
2. Многообразие околоводных птиц города Иркутска Знакомство с представителями авифауны города Иркутска: Обыкновенная кряква, Серая утка, Чирок-трескунок, Чирок-свистунок, Чомга, Длиноносый крохаль, Гоголь, Сизайя чайка, Озерная чайка, крачка | Слушают, заносят информацию на лист «Околоводные птицы города Иркутска» | Организует беседу, задает вопросы о околоводных птицах в ходе просмотра видеозаписей о некоторых представителях околоводных птиц города Иркутска | Индивидуальная, фронтальная. | Умение выделять главное, работать с биологическими объектами, обобщать; Умение слушать и понимать речь других; | ||
3 | Итоговый. Подведение итогов занятия, достижение цели урока. Рефлексия на выходе. | Обобщение результатов занятия, рефлексия на выходе. Время выполнение 2 мин. Расскажите по листу «Околоводные птицы города Иркутска» своему однокласснику о авифауне города Иркутска Возьмите, пожалуйста, птичку и магнит со своего стола и прикрепите рядом с высказыванием, которое отражает итог нашего занятия лично для каждого из вас. Было интересно, я узнал новые факты о птицах. Было интересно, я смог показать свои знания. Было неинтересно, ничего нового я не узнал. | Слушают, проводят самоанализ деятельности, осуществляют рефлексию на выходе. | Подводит итоги занятия. | Фронтальная Индивидуальная | Саморегуляция поведения. Самооценка знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"
Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....
Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"
Программа составлена с учетом изучения материала в 1-4 классах...
Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"
Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...
Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы". 5 класс.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися по географии с использованием регионального компонента.Программа предполагает изучение исторических и географическ...
Программа внеурочной деятельности « Юные олимпийцы»
Программа внеурочной деятельности« Юные олимпийцы»...
Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)
Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками...
Программа внеурочной деятельности "Юные музееведы" и рецензия на программу
Предназначена для учеников 5-6 классов...