ОГЭ циклы споровых
рабочая программа по биологии

Шурыгина Галина Александровна

ОГЭ циклы споровых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge_tsikly_sporovyh.docx203.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

по теме: СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ.

ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ СПОРОВЫХ РАСТЕНИЙ.

Задание 1 .

  1. Рассмотрите предложенную схему классификации растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=28740

  1. Рассмотрите предложенную схему развития споровых растений. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=28780

.

  1. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, — диплоидные стадии развития мха. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) спорофит  2) спорангий  3) листья  4) спора   5) зигота

.

Задание 9.

  1. Растения отдела Папоротниковидные характеризуются следующими признаками:

     1) оплодотворение происходит в водной среде     2) образуется обоеполый заросток

3) орган размножения — цветок 4) опыляются насекомыми   5) не имеют корней

6) на нижней стороне листьев образуются споры

6.Какие растения относят к водорослям?

    1) сфагнум  2) хламидомонада  3) папоротник мужской  4) улотрикс  5) спирогира  6) ряска

.

  1. Сходство мхов и папоротников проявляется в

  1) размножении спорами  2) дифференциация на органы и ткани  3) оплодотворении, которое происходит вне водной среды  4) автотрофном способе питания  5) перекрёстном опылении насекомыми

6) преобладании среди них древесных форм

  1. Выберите три правильных ответа из шести. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

1) корни отсутствуют 2) имеется хорошо развитая корневая система  3) размножаются семенами

4) размножаются спорами  5) цветки мелкие, невзрачные  6) для размножения нужна вода

  1. Выберите три верных Ответа из шести. Папоротники относят к царству растений, так как

1) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

2) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

3) их клетки содержат хлоропласты  4) их клетки содержат цитоплазму

5) выполняют роль консументов в экосистеме   6) клеточная стенка состоит из целлюлозы

9.Выберите признаки мохообразных.

1) преобладающее поколение — гаметофит 2) спорофит представлен коробочкой со спорами

3) преобладает спорофит  4) гаметофит и спорофит — разные растения

5) спорофит и гаметофит находятся на одном растении  6) гаметофит представлен заростком

10.Какие из приведённых ниже растений образуют семена?

1) орляк  2) сосна  3) сфагнум  4) яблоня  5) малина   6) кукушкин лён

.

  1. Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в размножении зависят от воды  2) имеют проводящие ткани  3) имеют корни и побеги с листьями

4) имеют вегетативные органы  5) образуют семена  6) размножаются спорами

12. Известно, что папоротник орляк — это споровое растение, с развитыми проводящими тканями, размножающееся как бесполым, так и половым путём. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков организма.

(1) Среди папоротникообразных растений в настоящее время встречаются как травянистые, так и деревянистые растения. (2) В цикле развития преобладает спорофит — взрослое, наземное растение. (3) Гаметофит папоротника представлен маленьким заростком, на котором образуются гаметы. (4) В высоту папоротники могут достигать нескольких метров, не испытывая затруднений в поступлении воды к листьям (вайям). (5) Папоротники — наземные растения, широко распространённые в разных ярусах леса. (6) На нижней стороне вайи можно заметить коричневые образования — сорусы, содержащие споры.

13. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Если у растения сформировался побег, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=31996

1) мелкие чешуйчатые листья  2) оплодотворение при помощи воды  3) семенное размножение

4) образование плодов на верхушке побега 5) развитие листостебельного растения из протонемы

6) наличие хорошо развитой корневой системы

.

Задание 10.

14. Установите соответствие между водорослями и покрытосеменными растениями и признаками, характерными для этих растений.

 

ПРИЗНАКИ

 

РАСТЕНИЯ

А) Первые, наиболее древние растения.

Б) Господствующая группа растений на Земле.

В) Не имеют органов и тканей.

Г) Имеют вегетативные и генеративные органы.

Д) Имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян.

Е) Тело состоит из одной или множества сходных клеток.

 

1) водоросли

2) покрытосеменные растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

.

15. Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.

 

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ

 

ОТДЕЛ

1) Папоротниковидные

2) Голосеменные

 

А) не выносят засушливых условий

Б) представлены только деревьями и кустарниками

В) имеют семязачаток

Г) образуют пыльцу

Д) для полового размножения необходима вода

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

.

16. Установите соответствие между представителями растительного царства и их особенностями.

 

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

 

ОСОБЕННОСТИ

1) Мхи

2) Папоротники

 

А) в почве закрепляются ризоидами

Б) в цикле развития преобладает спорофит

В) споры образуются в коробочках

Г) споры образуются в спорангиях, на нижней стороне листьев

Д) из споры развивается заросток

Е) из споры развивается зелёная нить

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

17. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ

 

ОТДЕЛ

1) Моховидные

2) Папоротниковидные

 

А) отсутствие корней

Б) развитая проводящая система

В) наличие водоносных клеток

Г) недоразвита проводящая система, поэтому размеры растения ограничены

Д) спорофит преобладает над гаметофитом

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

.

18. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ

 

ОТДЕЛ

А) не выносят засушливых условий

Б) жизненная форма — деревья и кустарники

В) яйцеклетка созревает в семязачатке

Г) образуют мелкую сухую пыльцу

Д) в цикле развития присутствуетзаросток

 

1) Папоротниковидные

2) Голосеменные

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

19. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен.

ПРИЗНАК

 

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА

A) в цикле развития преобладает гаметофит

Б) взрослое растение — спорофит

B) споры образуются в коробочках

Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев

Д) из споры развивается заросток

Е) из споры развивается предросток (протонема)

 

1) Моховидные

2) Папоротниковидные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

20. Установите соответствие между характеристикой и группой растений.

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ГРУППА РАСТЕНИЙ

А) не имеют тканей

Б) не имеют органов

В) имеют коробочки со спорами

Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки

Д) спорофит развивается на гаметофите

Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

 

1) Зелёные водоросли

2) Моховидные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

21. Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна.

 

ОСОБЕННОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ

 

ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ

А) преобладание гаметофита в цикле развития

Б) преобладание бесполого поколения

В) образование спор в коробочке (спорогоне)

Г) развитие спорофита на гаметофите

Д) образование гамет на заростке

Е) образование предростка из споры

 

1) Моховидные

2) Папоротниковидные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

.

22. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,

1) образуют половые клетки  2) не имеют тканей  3) имеют ризоиды  4) являются фототрофами

5) размножаются спорами  6) не имеют цветка

.

23. Установите соответствие между признаком организма и организмом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМА

 

ОРГАНИЗМ

А) спорофит паразитирует на гаметофите

Б) у спорофита имеется один спорогон

В) гаметофит обоеполый

Г) у спорофита есть корни

Д) гаметофит многолетний

Е) гаметофиты образуются из зелёной нити – протонемы

 

1) мох кукушкин лён

2) папоротник орляк

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

24. Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

А) споры образуются в стробилах

Б) клетки не дифференцированы

В) основная стадия жизненного цикла

гаплоидная

Г) имеет придаточные корни

Д) только сперматозоиды имеют жгутики

Е) зимует в виде корневища

 

1) Зелёные водоросли

2) Плауновидные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

25. Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

А) гаметофит представлен заростком

Б) представлены древесными или кустарниковыми формами

В) не нуждаются в воде для размножения

Г) образуют семена в женских стробилах

Д) имеют только придаточные корни

Е) споры развиваются в спорангиях на листьях

 

1)Папоротниковидные

2) Голосеменные

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

26. Установите соответствие между характеристиками и представителями организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=34369

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

А. тело представлено талломом

Б. листья редуцированы до чешуй

В. споры развиваются в колосках

Г. преобладание гаметофита

Д. развито корневище с придаточными

корнями в узлах

Е. образует подвижные зооспоры

 

1.

2.

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

27. Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ОТДЕЛ

А. в клетках содержатся разнообразные

пластиды

Б. хорошо развиты органы и ткани

В. в клетках может присутствовать

клеточный центр

Г. образуют подвижные гаметы

Д. зигота делится мейозом

Е. в жизненном цикле преобладает спорофит

 

1. Зелёные водоросли

2. Покрытосеменные

 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

28. Установите соответствие между признаками и отделами растений: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК

 

ОТДЕЛ

А) гаметофит редуцирован до нескольких клеток

Б) споры образуются в шишках

В) имеют стадию заростка в жизненном цикле

Г) для оплодотворения необходима вода

Д) стержневая корневая система

Е) спорангии развиваются на нижней стороне листа

 

1) Голосеменные

2) Папоротникообразные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

29. Установите соответствие между признаками и отделами растений: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК

 

ОТДЕЛ

А) имеют придаточные корни

Б) антеридии и архегонии расположены на  заростке

В) гаметофит представлен листостебельным

растением

Г) спорофит питается за счёт гаметофита

Д) имеют развитую проводящую и механическую ткань

Е) из споры развивается протонема

 

1) Папоротникообразные

2) Мохообразные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

30. Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

А) споры образуются в стробилах

Б) клетки не дифференцированы

В) основная стадия жизненного цикла  гаплоидная

Г) имеет придаточные корни

Д) только сперматозоиды имеют жгутики

Е) зимует в виде корневища

 

1) Зелёные водоросли

2) Плауновидные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

31. Установите последовательность этапов развития мха кукушкина льна, начиная с прорастания споры.

1) образование предростка (протонемы)  2) оплодотворение при наличии воды  3) прорастание споры

4) развитие на предростке женских или мужских растений

5) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских — яйцеклеток

6) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами

.

Задание 11.

32. Установите последовательность стадий жизненного цикла папоротника орляка, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) оплодотворение  2) развитие половых клеток   3) развитие спорангиев на листьях

4) развитие корневища  5) развитие заростка     6) развитие спор в спорангиях

33. Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Растения   2) Плаун  3) Эукариоты  4) Плауновидные 5) Плаун булавовидный  6) Плауновые

Задание 15.

34. Какие изменения в процессе эволюции значительно повысили уровень организации растений? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

1) появление проводящих тканей 2) видоизменения листьев  3) возникновение мочковатой корневой системы  4) появление семенного размножения 5) возникновение цветка  6) возникновение очерёдного листорасположения

Задание 19.

35. Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наибольшей

1) Тимофеевка  2) Покрытосеменные  3) Злаковые  4) Однодольные  5) Тимофеевка луговая

Задание 20.

36. Вставьте в текст «Синтез органических веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем

получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СИНТЕЗ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Энергию, необходимую для своего существования, растения запасают в виде органических веществ. Эти вещества синтезируются в ходе ___________ (А). Этот процесс протекает в клетках листа в ___________ (Б) — особых пластидах зелёного цвета. Они содержат особое вещество зелёного цвета — ___________ (В). Обязательным условием образования органических веществ помимо воды и углекислого газа является ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дыхание

2) испарение

3) лейкопласт

4) питание

5) свет

6) фотосинтез

7) хлоропласт

8) хлорофилл

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

.

Задание 21.

37. Пользуясь таблицей «Число устьиц на 1 мм2 листа» и знаниями курса биологии, выберите верные утверждения

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25076

1) Устьица нужны для испарения воды и газообмена с окружающей средой.

2) У злаков — пшеницы и овса — растут на открытой местности, и число устьиц на обеих поверхностях примерно одинаково.

3) Кувшинка — водное растение, устьица находятся только на нижней стороне листа, и испарение происходит через его поверхность.

4) Слива, яблоня и дуб — имеют устьица только на нижней стороне листа, т.к. растут на открытой местности.

5) Количество и условия расположения устьиц не зависит от места произрастания.

 Задание 25.

38. Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

Задание 27.

39. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Высшие споровые растения" 7кл.

Обобщающий урок "Высшие споровые растения" составлен по авторской программе В.Б.Захарова, Н.И. Сонина. По курсу "Биология . Многообразие живых организмов. 7кл."...

Презентация к уроку "Высшие споровые растения" 7кл

Составлено на основе авторской программы "Многообразие живых организмов" В.Б.Захарова, Н.И.Сонина....

Тест по теме "Споровые растения".

Тестовая работа предназначена для проведения в курсе биологии 7 класса "Многообразие живых организмов" (преподавание по УМК Н.И.Сонина), но может быть с успехом использована и припреподавани  кур...

Презентация "Грибы. Споровые растения"

презентацию можно использовать при изучении биологического краеведения в 7 классе в разделе "Флора Саратовской области"...

Кругосветка "Споровые растения" 7 класс

Интерактивная форма обучения. Урок практической направленности....

жизненные циклы споровых и семенных растений

Материал  готовился для подготовки выпускников к ЕГЭ (задание С 6)...

Циклы развития споровых

Циклы развития споровых...