Методическая разработка по теме: "Использование сложно-координационного вида лёгкой атлетики - барьерного бега на уроках физической культуры с девушками старших классов".
методическая разработка по физкультуре (10 класс) на тему
Анализ содержания базовой части раздела по лёгкой атлетике для девушек старших классов, анализ опроса учителей физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка Петкевич Елены Владимировны, учителя физической культуры, педагога дополнительного образования ГОУ средней общеобразовательной школы № 296 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Использование сложно-координационного вида лёгкой атлетики – барьерного бега на уроках физической культуры с девушками старших классов
Президент и Правительство Российской Федерации определили развитие физической культуры и спорта как одно из основных направлений своей работы. Особую роль в привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом играют уроки физической культуры в общеобразовательной школе.
Одной из программ, утверждённых Министерством Образования Российской Федерации для преподавания уроков физической культуры в общеобразовательных школах, является «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы» В.И.Ляха и А.А.Зданевича. Эта программа выгодно отличается от других тем, что в ней предлагаются для изучения и развития двигательных качеств различные виды спорта, одним из которых на протяжении всех лет изучения является лёгкая атлетика.
Исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 85% учащихся является слабое здоровье и недостаточное физическое развитие. От общего состояния физического здоровья во многом зависят память, внимательность, усидчивость. Уроки физической культуры направлены на содействие всестороннему развитию личности.
Такие актуальные на сегодняшний день личностные качества, как патриотические, морально-волевые, эстетические воспитываются также и приобщением человека к ценностям физической культуры.
Общие положения.
Таким образом, целью работы является выявление влияния сложно-координационного вида лёгкой атлетики – барьерного бега на физическую подготовленность девушек старших классов и динамику мотивации к занятиям физической культурой.
Актуальность и социальная значимость проводимых уроков , практического и теоретического исследования, выражающих одно из главных направлений моей профессионально-педагогической деятельности, обусловлена необходимостью усиления внимания к уровню физической подготовленности девушек старших классов, повышением их заинтересованности в занятиях физической культурой, путём подбора оптимальных методик, в соответствии со стандартом по физической культуре и образовательной программой.
Задачи работы
- проанализировать направленность уроков лёгкой атлетики с девушками старших классов в общеобразовательных школах;
- определить влияние занятий барьерным бегом на физическую подготовленность девушек старших классов;
- оценить эффективность занятий барьерным бегом на мотивацию и эмоциональное состояние девушек старших классов.
Практическая значимость работы заключается в том, что более глубокое изучение техники сложно-координационного вида лёгкой атлетики – барьерного бега, специально подобранные комплексы упражнений с учётом возрастных изменений девушек старших классов, в основе которых лежит положительный перенос двигательных качеств позволяет расширить сферу двигательной активности, повышает уровень физической подготовленности, положительно отражается на состоянии здоровья учащихся, что приводит к оптимизации их жизнедеятельности.
Опыт работы.
Было проанализировано содержание базовой части раздела по лёгкой атлетике для девушек старших классов в программах по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ СССР и России с 1957 года по настоящее время.
В организационно-методических указаниях по проведению уроков со старшеклассниками (А.В.Березин, А.А.Зданевич, Б.Д.Ионов, В.И.Лях, 1997) говорится о продолжении работы по освоению новых специально-подготовительных упражнений. Следует отметить, что интенсификация обучения идёт посредством усиления тренировочной направленности уроков. В базовой части содержания материала уроков по лёгкой атлетике представлены возможными для использования почти все лёгкоатлетические виды при наличии условий и обеспечении техники безопасности.
В рамках эксперимента проводился опрос учителей физической культуры, ведущих занятия с девушками старших классов. Было опрошено 62 респондента из 8 районов Санкт-Петербурга из 48 общеобразовательных школ.
На базе 296 средней школы Фрунзенского района Санкт-Петербурга проводился педагогический эксперимент с учащимися двух 11-х классов, один из которых стал контрольным, а другой – экспериментальным. Занятия проводились по расписанию 2 раза в неделю. Всего 20 уроков.
При подборе материала для уроков в экспериментальном классе выбор средств был направлен на углублённое изучение техники лёгкоатлетических видов.
Дополнительно к стандартному набору тем для девушек старших классов в разделе лёгкой атлетики в экспериментальном классе было введено изучение техники барьерного бега. В уроки были включены разработанные нами комплексы по методу круговой тренировки. Посредством этого увеличивалась моторная плотность уроков и повышалась сознательная активность занимающихся.
Первый комплекс имеет преимущественно общеразвивающюю направленность. Второй комплекс имеет скоростно-силовую направленность, с большой долей прыжковых упражнений и упражнений на освоение техники барьерного бега. Третий комплекс может вводиться в уроки при достаточной степени усвоения занимающимися видов, предлагаемых в педагогическом эксперименте и позволяет использовать их для развития двигательных качеств и совершенствования двигательных умений.
В ходе эксперимента были использованы как общеметодические принципы (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации), так и специфические принципы физического воспитания
(системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания развивающих и тренирующих нагрузок, циклического построения занятий). При подборе методов и методических подходов делался акцент на совершенствование техники выполнения предложенного вида лёгкой атлетики – барьерного бега, что повышает заинтересованность учащихся и стимулирует их активность на уроках. При многократном повторении техники изучаемого вида даже по частям и в облегчённых условиях происходило увеличение моторной плотности урока. Правильное обеспечение страховки, показ успешного выполнения упражнения другими учащимися, ободрение, убеждение, использование большого количества подводящих упражнений, варьирование различных педагогических приёмов значительно уменьшают переживания школьниками страха и проявления нерешительности при выполнении физических упражнений.
По итогам освоения техники барьерного бега можно судить о достаточной сложности его изучения, т.к. сказывалась и незначительно богатая школа двигательного опыта, хотя высота барьера составила всего 55 сантиметров, вначале очевидно присутствовал страх преодоления препятствия. По итоговым тестам-процессам средний балл 5.0 равный оценке «5» - получили двое учащихся; средний балл 3.8 -4.4 - равный оценке «4» - 8 учащихся и лишь одна учащаяся получила средний балл -3.3 – равный оценке «3».
Средняя оценка всего класса за выполнение барьерного бега «4».
В целом было отмечено хорошее выполнение старта, стартового разгона, попадание в первый барьер, ритм бега между барьерами (все пробежали в три шага между барьерами) и финиширование.
Было проведено 4 тестирования двигательных качеств (сентябрь, октябрь, апрель, май): скоростных, скоростно-силовых, сложно-координационных, силовой выносливости, гибкости.
В начале и по окончании педагогического эксперимента были проведены анкетирования учащихся и их родителей, направленные на выявления влияния занятий барьерным бегом на эмоциональное и психологическое состояние занимающихся, привитие интереса к занятиям физической культурой во внеурочное время.
Барьерный бег интересен не только как самостоятельный вид лёгкой атлетики, но и как тренировочное упражнение для занимающихся другими видами лёгкой атлетики. “Упражнения с барьерами и собственно барьерный бег способствуют развитию многих важных качеств, необходимых спринтерам, прыгунам и метателям” (Садовский В.В., 1970).
Овладеть техникой барьерного бега – это не значит только научиться правильно преодолеть барьер. Весьма важны также ритмичность и прямолинейность бега, прямолинейная (прямая) постановка стопы во время бега по дистанции, точная длина беговых шагов по всей дистанции и минимальное вертикальное колебание общего центра тяжести тела как в беге между барьерами, так и в момент шага через барьер.
Старт, бег до первого барьера, переход через барьер, бег между барьерами и финишный бросок после преодоления последнего барьера – элементы техники любой барьерной дистанции.
Учитывая опыт ведущих специалистов в области физической культуры была определена восприимчивость и адаптационные периоды для девушек старших классов к воздействию различных по направленности средств развития их двигательных качеств и способностей.
(Солодков А.С., Сологуб Е.Б.,2001).
Данная возрастная категория характеризуется лишь естественным приростом силы, и явным спадом скорости, координации и выносливости. Предполагается, что упражнения необходимо давать больше силовой и скоростно-силовой направленности с частой сменой заданий и возможностью дополнительного (по самочувствию) отдыха, возможно применение упражнений с прогрессирующей технической сложностью.
Выводы.
1. Анализ содержания базовой части раздела по лёгкой атлетике для девушек старших классов в программах по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ показал, что при незначительных колебаниях нормативных показателей, отмечена явная тенденция к увеличению объёма работы, направленной на развитие общей выносливости. В программах последних лет прослеживается явная направленность на оценивание достижений учащихся не столько по средним результатов при сдаче нормативов, сколько по динамике личных результатов ученика.
2. Анализ полученных данных опроса учителей физической культуры показал, что у 92 % респондентов отмечается наличие трудностей в выполнении нормативных требований девушками старших классов, так же указывалось на недостаточные знания, умения, навыки, полученные в предыдущих классах, отсутствие необходимого инвентаря и мест занятий.
3. По моему мнению целесообразно вводить обучение элементам техники барьерного бега надо значительно раньше (7-8 класс), когда способность к освоению сложно-координационных движений наиболее высока, и следует продолжать заниматься в старшей школе, но уже на более высоких барьерах.
4. Выявлены значимые изменения средних показателей относительно сентября в экспериментальном классе в скоростно-силовых видах: прыжок в длину с места, тест по Абалакову; бег на 20 м с высокого старта; челночный бег 3х10 м; поднимание туловища из положения лежа. Это является показателем положительного влияния занятий барьерным бегом на уровень физической подготовленности девушек старших классов.
5. По результатам проведённой работы, а также итогового анкетного опроса учащихся можно говорить о положительном влиянии занятий лёгкой атлетикой на эмоциональный настрой занимающихся, многие проявили заинтересованность в более точном усвоении техники вида, изучении правил проведения соревнований, проявили прирост сознательной активности на занятиях, проявили трудолюбие, взаимопомощь при выполнении упражнений в парах, сплочённость и целеустремлённость в достижении поставленных педагогом задач. Также отмечается воспитание чувства смелости и его перенос с уроков физической культуры на повседневную жизнь учащихся (воспитанная решительность и смелость по преодолению барьеров лёгкоатлетических помогает справляться и с «барьерами» в быту и в учёбе).
Практическая значимость. Для более успешного планирования и проведения занятий с девушками старших классов по лёгкой атлетике рекомендуем использовать разработанные комплексы круговых тренировок, с учётом ранее приобретенных навыков и состояния физической подготовленности. При применении данных комплексов возможно изменение интенсивности нагрузки на каждом конкретном уроке. Более расширенное и углублённое изучение программного материала становиться актуальным и из-за введения третьего урока физической культуры. Приобретённые на уроках физической культуры координационные, кондиционные и психологические качества будут оказывать положительное влияние на становление сегодняшних учеников в дальнейшей их профессиональной деятельности и помогут им в повседневной жизни.
Список литературы.
1.Велитченко В.К.Физкультура без травм.-М.: Просвещение, 1993.-128 с.
2.Воспитание физических качеств у женщин: Учебно-метод.Пособие/ Каргаполов В.П., Золотарёв С.К.,Гололобов А.А. ; Хабар.Гос. Пед. Ун-т.-Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. – 15с.
3.Лёгкая атлетика и методика преподавания: Учеб. Для ин-тов физ.культуры/ Под ред. О.В.Колодия, Е.М.Лутковского и В.В.Ухова. – М. : Физкультура и спорт, 1979. – 599с.
4.Лутковский Г.М. Основы техники лёгкоатлетических упражнений: Лекция /ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта. – Л., 1985. – 31 с.
5. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя /Под ред. В.И.Ляха. – М.Просвещение,1997. – 125с.
6.Настольная книга учителя физической культуры /Под ред.Проф. Кофмана Л.Б. – М.: Физкультура и спорт, 1998.- 496с.
7.Попов В.Б. 555специальных упражнений лёгкоатлетов. – М.: Олимпия Пресс, Терра – Спорт,2002. – 208с.
8.Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов В.И.Лях, А.А.Зданевич- М.Просвещение, 2009. – 125с.
9.П.Форгач. Зарисовка изучаемых движений как метод повышения эффективности спортивной тренировки./Теория и практика физической культуры, том 18,вып.2, 1955
9.Садовский В.В. Барьерный бег. -2-е изд., доп.- М.: Физкультура и спорт -1970. - 88с.
10.Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра – Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности занятий физической культурой с девушками старшего школьного возраста
Этот возрастной период совпадает с началом полового созревания, когда наблюдается повышенная возбудимость нервной системы и ее неустойчивость, что затрудняет адаптацию к физическим нагрузкам. Одним из...
Возрастные особенности младших школьников, при изучении бега на уроках физической культуры
Это статья о формировании навыков бега у учащихся начальных классов. Уже в начальных классах следует обращать внимание на укрепление мышц ног, несущих основную нагрузку в беге, и на постепенное ф...
Конспект урока физической культуры для учащихся 2 класса школы VII вида на тему: «Легкая атлетика. Совершенствование навыка «короткого» бега в играх – эстафетах».
Конспект урока физической культуры во 2 классе школы VII вида....
Художественная гимнастика. Развитие гибкости и координации движений на уроках физической культуры у учениц старших классов.
Необходимость работы в школе на уроках по художественной гимнастике обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается отсутствие гармоничного развития у школьниц старших классов. У большинства девуше...
Фитнес-аэробика на уроках физической культуры с девушками 10-11 классов
Рекомендафии как интереснее построить крок для девушек в 10-11кл....
Дифференцированный подход на уроках физической культуры с обучающимися начальных классов при развитии их уровня скоростных способностей в беге на 30м.
В статье описываются методические приёмы развития скоростных способностей обучающихся начальных классов с применением дифференцированного подхода на уроках физической культуры. Тем самым повышается ур...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ для учащихся 2 класса. Легкая атлетика. Совершенствование специально беговых упражнений УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях
Преподаватель: Уханов ВикторТема урока: Легкая атлетика. Совершенствование специально беговых упражнений.Цель урока:1. Обучение двигательным действиям при выполнении техники выполнения...
Комментарии
Спасибо. Очень поучительно.
Спасибо. Очень поучительно.