Урок "Скелет человека. Осевой скелет"
методическая разработка по биологии (8 класс)
Методическая разработка урока "Скелет человека. Осевой скелет" к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. - М., Дрофа, 2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_osevoy_skelet.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: «Скелет человека. Осевой скелет»
Цель: изучить строение осевого скелета человека и выявить особенности строения
Задачи:
- образовательные: сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении; развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией; выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;
- воспитательные: формирование умений аргументировать собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника; способствовать формированию положительного отношения к знаниям; воспитание мотивов учения, интереса и любознательности; расширять кругозор обучающихся; воспитывать культуру поведения на уроке.
- развивающие: развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; развивать наблюдательность и речь обучающихся; устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; развивать логическое мышление учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми.
Предметные: узнают о строении осевого скелета человека, его изменении по сравнению со скелетом животных в результате прямохождения и трудовой деятельности.
Метапредметные:
Познавательные: внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы; умения обрабатывать информацию и фиксировать в виде таблицы.
Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения.
Личностные: оценивать результаты деятельности.
Регулятивные: самостоятельно определять цели учебной деятельности, формулировать учебную проблему; организовывать самостоятельное выполнение заданий и оценивать их правильность; осуществлять рефлексию своей деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, скелет человека, скелет кошки, набор муляжей позвонков.
Ход урока
Проверка домашнего задания
«Лови ошибку»
1.Функциями скелета являются: защитная, формообразующая, кроветворная, энергетическая, запасающая
2. Функциями мышц являются: защитная, формообразующая, энергетическая, кроветворная, двигательная
3. К трубчатым костям относятся: кости черепа, кости конечностей, позвоночник, кости таза
4. Рост костей в длину происходит за счет: хрящей, надкостницы, эпифизов
5.Костная ткань образована остеоцитами, остеобластами, миоцитами
(Ошибки: 1- энергетическая , 2 – кроветворная, 3 – кости черепа, кости таза, 4 – надкостницы, 5 – миоцитами)
Выполните тест:
У пожилых людей чаще наблюдаются переломы костей, а не их искривление, так как:
а) в костях много минеральных веществ
б) в костях много органических веществ
в) костная ткань богата водой
2. Головки трубчатых костей состоят из:
а) губчатого костного вещества
б) компактного костного вещества
в) желтого костного мозга
3. Рост костей в толщину происходит за счет:
а) хряща на эпифизах
б) надкостницы
в) деления клеток красного костного мозга
(Ответы: 1 – а, 2 – а, 3 –б)
Стадия вызова
На предыдущем уроке мы познакомились со значением опорно- двигательной системы, строением костей их химическим составом.
- Достаточно ли этих знаний, для понимания роли скелета в жизни человека и сохранения своего здоровья? Для выяснения его отличий от животных?
- Для чего необходимо знать отдельные части скелета?
Для сравнения надо знать из чего состоит скелет.
Историческая справка:
С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах Демокрит собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Древнеримский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных. Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма. В начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.
Определите цель урока и задачи.
Цель: изучить строение и функции осевого скелета человека, выявить особенности, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
- Как бы вы дали определение понятию скелет.
Скелет – совокупность твердых образований костей, хрящей и связок.
На основании имеющихся знаний составьте синквейн к слову «скелет».
На какие части и по какому принципу вы разделили бы скелет человека?
Скелет разделяют на осевой и добавочный.
Стадия осмысления
Предлагаю разделиться на группы и исследовать различные отделы скелета человека в сравнении с такими же отделами скелета животных.
Каждой группе дается задание.
Задание 1 группе (исследует череп человека)
Изучите параграф 11, статью «Череп», рассмотрите модель черепа человека и ответьте на вопросы:
- На какие отделы делится череп? Найдите и покажите их на модели.
- Какую функцию они выполняют?
- Назовите и покажите на модели парные и непарные кости.
- Какими типами костей представлен череп? Какой тип отсутствует?
- Найдите мелкие отверстия и каналы. Для чего они нужны?
- Меняется ли череп с возрастом?
- Какие особенности строения отличают череп человека от животных? Для этого ответьте на вопросы:
а) Какие изменения произошли в строении черепа человека в связи с частичным перенесением хватательной функции с челюстей на руки, употреблением искусственно приготавливаемой пищи, облегчающей работу жевательного аппарата?
б) Есть ли подбородочный выступ на челюсти человека? Могло ли его появление быть связано с развитием членораздельной речи?
в) Сравните соотношение размеров лицевой и мозговой части черепа человека и животных. Каково различие? С чем оно связано? Могло ли, на ваш взгляд, развитие мозга быть связано с совершенствованием трудовой деятельности предков человека?
Учитель делает вступление перед сообщением группы.
Голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем маны — особой силы человека.
Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду. У жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками.
- Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии?
Учитель дополняет сообщения учащихся:
Формирование человека на заре его истории привело к изменению формы черепа. Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смещение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать орудия труда и уже не испытывали необходимости в грубой переработке пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и нападения. Соответственно размеры челюстей и всей лицевой части черепа уменьшились, а мозговой — возросли. Тем более что увеличился и объём головного мозга человека.
Мозговая часть черепа преобладает по объему над лицевой в 4 раза. Мозговой отдел образован рядом костей – плоских, смешанных и воздухоносных. Нет только трубчатых. Они не нужны.
Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам — весьма тонкие височные кости. Поскольку прочность их мала, удар в висок опасен.
Только человеку присущ подбородок треугольной формы. Его появление обусловлено развитием членораздельной речи. Нижняя челюсть — единственная подвижная кость черепа. Правда, на шее есть еще одна подвижная косточка — подъязычная, но она связана с черепом не суставом, а за счёт окружающих её мышц шеи.
Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он весь перепончатый (соединительнотканный). Затем в основании появляются хрящи, постепенно преобразующиеся в кости. А в области крыши черепа хрящи так и не возникают – у младенцев здесь участки между отдельными костями закрыты соединительной тканью.
Довольно широкие промежутки на черепе новорожденного получили название родничков. Во внутриутробный период швы и роднички необходимы, чтобы самая большая часть плода – его головка могла изменять форму и легче проходить через родовые пути женщины. А появившемуся на свет младенцу роднички нужны, так как ребёнок бурно растет, мозг увеличивается. У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год.
Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.
Таким образом, череп определяет форму головы.
Задание 2 группе (исследует позвоночник человека)
Изучите параграф 11, статью «Скелет туловища», рассмотрите модель скелета человека, коллекцию позвонков и скелет животного и ответьте на вопросы:
- Какую функцию выполняет позвоночник?
- На какие отделы он делится?
- Как называются кости, из которых состоит позвоночник? Назовите количество позвонков в каждом отделе.
- Каково их строение?
- Сравните размеры (массивность) позвонков в направлении сверху вниз. Какую закономерность вы выявили? Чем это объясняется?
- Сравните позвоночник человека и животных. У кого из них позвоночник имеет 4 изгиба?
- В каких отделах позвоночника изгибы вперѐд, а в каких – назад?
- Изгибы даны человеку с рождения или формируются в течение жизни?
Учитель дополняет сообщения учащихся:
Основу скелета составляет позвоночник. Изгибы позвоночного столба соответствуют нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть становится опорой при движении, верхняя — помогает сохранять равновесие. Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной.
Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека.
Позвоночник состоит из 33—34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4—5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.
Позвоночник человека имеет 4 изгиб: два вперед — шейный и поясничный лордозы и два назад — грудной и крестцовый кифозы, благодаря которым он приобрел S образную форму. Благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.
Изгибы формируются не сразу, а по мере приобретения ребенком двигательных навыков. Ребенок пытается поднять голову – появляется шейный лордоз (наблюдается в первые 3 месяца). Ребенок начинает лазить и сидеть – появляется грудной кифоз (формируется в 6 месяцев). Ребенок делает попытки ходить – возникает поясничный лордоз (9-10 месяцев), и полностью формируется к 6-7 годам.
Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.
Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. Размеры позвонков неодинаковы: шейные позвонки имеют небольшое тело, т.к. испытывают меньшую нагрузку. Первый шейный позвонок, атлант не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек, которые соединены между собой боковыми костными утолщениями. Он поддерживает череп, как Атлант поддерживает земной шар. Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Атлант и аксис участвуют во вращении головы.
Грудные позвонки крупнее шейных и сочленены с ребрами. Поясничные отличаются массивностью тел. Крестцовые срастаются в одну кость в
результате приспособления к большой нагрузке в результате прямохождения, копчиковые – остаток хвоста – рудимент.
Между позвонками находятся прослойки упругой хрящевой ткани, которая обеспечивает гибкость и прочность позвоночника.
Задание 3 группе (исследует грудную клетку человека)
Изучите параграф 11, статью «Скелет туловища», рассмотрите модели скелета человека и животного и ответьте на вопросы:
- Какими костями образована грудная клетка?
- Все ли ребра соединены с грудиной?
- Сравните грудную клетку человека и животного. Для этого ответьте на вопросы и выполните задание:
а) У кого грудная клетка сжата с боков, а у кого – в передне-заднем направлении?
б) У кого грудина плоская, широкая, а у кого – килевидная?
в) Попробуйте сделать максимально полные круговые движения руками. Мешает ли вам голова?
г) Предположите, что грудная клетка у человека будет узкой, как у кошки. Сможете ли вы выполнить те же движения свободно?
д) Сделайте вывод, с чем связаны изменения скелета грудной клетки у человека.
Учитель дополняет сообщения учащихся:
Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей. Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг.
К ребрам прикрепляются дыхательные мышцы и диафрагма. I-VII пара ребер соединяются с грудиной и называются истинными ребрами;
VIII-X грудины не достигают, соединятся с вышележащим ребром, поэтому получили название – ложные, а XI-XII заканчивается в мышцах брюшной полости, отличаются большой подвижностью, называются колеблющимися.
Такое строение грудной клетки обеспечивает спокойный выдох, который происходит без участия мышц, благодаря эластичности хрящей и силе тяжести. Грудная клетка человека сплюснута в передне-заднем направлении (у животных – с боков), что связано с прямохождением человека.
После сообщений участников группы, обсуждений и дополнений учителя делается вывод:
Рассмотренные отделы скелета человека сходны по строению со скелетом млекопитающих. Отличительные особенности являются приспособлением к трудовой деятельности и прямохождению. Но само прямохождение тоже является приспособлением к характерной черте человеческой жизнедеятельности, к труду.
По ходу урока учащиеся заполняют таблицу по изученным разделам.
“Скелет человека”
Части тела | Отделы скелета | Кости скелета | Особенности скелета человека |
Голова (скелет – череп) | Мозговой отдел | Парные кости: теменные и височные. Непарные кости: лобная, затылочная, решетчатая, клиновидная. | Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой, и имеет объем 1500 см3. |
Лицевой отдел | Парные кости: верхняя челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные. Непарные кости: нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость. | Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью. | |
Туловище (скелет) | Позвоночник | шейных позвонков - 7 грудных – 12 поясничных - 5 крестцовых - 5 копчиковых – 4-5 | S-образный изгиб позвоночника, увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста. |
Грудная клетка | грудных позвонков - 12 12 пар ребер, грудина | Сжата в переднезаднем направлении. |
Рефлексия
Самооценка деятельности в группе по плану:
1. Вы выполнили все задания?
2. Задания выполнены верно или сделаны ошибки? В чѐм ошибки?
3. В работе принимали участи все члены команды?
4. Вы распределили обязанности или все вместе выполняли задания?
5. Был ли в вашей группе лидер?
6. Оцените работу каждого в группе по пятибальной шкале.
(ставится против каждого вопроса «+» или «-«)
6. Домашнее задание
1. Параграф 11 учебника
2. Оформить таблицу
3. Доработать синквейн к слову «скелет» с учетом полученных знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скелет человека. Осевой скелет.
Разработка урока по теме скелет в 8 классе...
Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре Тема «Осевой скелет. Осанка. Влияние физических упражнений на осанку человека»для 8 класса
Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре для 8 классаЭтот урок был разработан и проведён в сотрудничестве с учителем биологии Е.Ю. Косьяновой.Задачи урока:1....
Урок биологии в 8 классе по теме: "Скелет человека. Осевой скелет"
Конспект урока биологии по теме: "Скелет человека. Осевой скелет" в 8 классе...
Скелет человека. Осевой скелет. Скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей.
Презентация....
Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет" по программе Д.В. Колесова,Р.Д. Маша,И. Н. Беляева.
Данная презентация предназначена для проведения комбинированного урока по биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет". При проведении урока выделяется время для самостоятельной работы...
программированный диктант по теме "Осевой скелет"
Очень интересная форма контроля- программированный диктант. Применяю эту форму на разных параллелях, пример такого диктанта по теме "Осевой скелет" 8 класс...
Интегрированный урок биологии – искусства в 8 классе Тема урока: «Осевой скелет человека и каноны красоты человеческой фигуры»
Дети знакомятся с опорно- двигательной системой человека на примере скелета. Повторяют особенности строения скелета человека. Выполняют кроссворды по теме урока. Знакомятся с канонами красоты в разные...