Урок "Скелет человека. Осевой скелет"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Суродина Ирина Владимировна

Методическая разработка урока  "Скелет человека. Осевой скелет" к учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. - М., Дрофа, 2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_osevoy_skelet.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Скелет человека. Осевой скелет»

Цель: изучить строение осевого скелета человека и выявить особенности строения

Задачи:

- образовательные: сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении;  развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией;  выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;

- воспитательные: формирование умений аргументировать собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника; способствовать формированию положительного отношения к знаниям; воспитание мотивов учения, интереса и любознательности;  расширять кругозор обучающихся; воспитывать культуру поведения на уроке.

- развивающие: развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное; развивать наблюдательность и речь обучающихся; устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; развивать логическое мышление учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми.

Предметные: узнают о строении осевого скелета человека, его изменении по сравнению со скелетом животных в результате прямохождения и трудовой деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы; умения обрабатывать информацию и фиксировать в виде таблицы.

Коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения.

Личностные: оценивать результаты деятельности.  

Регулятивные: самостоятельно определять цели учебной деятельности, формулировать учебную проблему; организовывать самостоятельное выполнение заданий и оценивать их правильность; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, скелет человека, скелет кошки, набор муляжей позвонков.

Ход урока

Проверка домашнего задания

«Лови ошибку»

1.Функциями скелета  являются: защитная, формообразующая, кроветворная, энергетическая, запасающая

2. Функциями мышц  являются: защитная, формообразующая, энергетическая, кроветворная, двигательная

3. К трубчатым костям относятся: кости черепа, кости конечностей, позвоночник, кости таза

4. Рост костей в длину происходит за счет: хрящей, надкостницы, эпифизов

5.Костная ткань образована остеоцитами, остеобластами, миоцитами

(Ошибки: 1- энергетическая , 2 – кроветворная, 3 – кости черепа, кости таза, 4 – надкостницы, 5 – миоцитами)

  Выполните тест:

У пожилых людей чаще наблюдаются переломы костей, а не их искривление, так как:

а) в костях много минеральных веществ

б) в костях много органических веществ

в) костная ткань богата водой

2. Головки трубчатых костей состоят из:

а) губчатого костного вещества

б) компактного костного вещества

в) желтого костного мозга

3. Рост костей в толщину происходит за счет:

а) хряща на эпифизах

б) надкостницы

в) деления клеток красного костного мозга

                 (Ответы: 1 – а, 2 – а, 3 –б)

Стадия вызова  

На предыдущем уроке мы познакомились со значением опорно- двигательной системы, строением костей их химическим составом.

- Достаточно ли этих знаний, для понимания роли скелета в жизни человека и сохранения своего здоровья? Для выяснения его отличий от животных?

- Для чего необходимо знать отдельные части скелета?

Для сравнения надо знать из чего состоит скелет.

Историческая справка:

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах Демокрит собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Древнеримский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных. Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма. В начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

Определите цель урока и задачи.

Цель: изучить строение и функции осевого скелета человека, выявить особенности, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

- Как бы вы дали определение понятию скелет.

Скелет – совокупность твердых образований костей, хрящей и связок.

На основании имеющихся знаний составьте синквейн к слову «скелет».

На какие части и по какому принципу вы разделили бы скелет человека?

Скелет разделяют на осевой и добавочный.

Стадия осмысления

Предлагаю разделиться на группы и исследовать различные отделы скелета человека в сравнении с такими же отделами скелета животных.

Каждой группе дается задание.

Задание 1 группе (исследует череп человека)

Изучите параграф 11, статью «Череп», рассмотрите модель черепа человека и ответьте на вопросы:

  1. На какие отделы делится череп? Найдите и покажите их на модели.
  2. Какую функцию они выполняют?
  3. Назовите и покажите на модели парные и непарные кости.
  4. Какими типами костей представлен череп? Какой тип отсутствует?
  5. Найдите мелкие отверстия и каналы. Для чего они нужны?
  6. Меняется ли  череп с возрастом?
  7.  Какие особенности строения отличают череп человека от животных? Для этого  ответьте на вопросы:

а) Какие изменения произошли в строении черепа человека в связи с частичным перенесением хватательной функции с челюстей на руки, употреблением искусственно приготавливаемой пищи, облегчающей работу жевательного аппарата?

б) Есть ли подбородочный выступ на челюсти человека? Могло ли его появление быть связано с развитием членораздельной речи?  

в) Сравните соотношение размеров лицевой и мозговой части черепа человека и животных.  Каково различие? С чем оно связано?  Могло ли, на ваш взгляд, развитие мозга быть связано с совершенствованием трудовой деятельности предков человека?

Учитель делает вступление перед сообщением группы.

Голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем маны — особой силы человека.  

Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду. У жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками.  

 - Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? 

Учитель дополняет сообщения учащихся:

Формирование человека на заре его истории привело к изменению формы черепа. Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смещение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать орудия труда и уже не испытывали необходимости в грубой переработке пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и нападения. Соответственно размеры челюстей и всей лицевой части черепа уменьшились, а мозговой — возросли. Тем более что увеличился и объём головного мозга человека.

Мозговая часть черепа преобладает по объему над лицевой в 4 раза. Мозговой отдел образован рядом костей – плоских, смешанных и воздухоносных. Нет только трубчатых. Они не нужны.

Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями.  Сзади расположена затылочная кость, а по бокам — весьма тонкие височные кости. Поскольку прочность их мала, удар в висок опасен.

Только человеку присущ подбородок треугольной формы. Его появление обусловлено развитием членораздельной речи. Нижняя челюсть — единственная подвижная кость черепа. Правда, на шее есть еще одна подвижная косточка — подъязычная, но она связана с черепом не суставом, а за счёт окружающих её мышц шеи.

Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он весь перепончатый (соединительнотканный). Затем в основании появляются хрящи, постепенно преобразующиеся в кости. А в области крыши черепа хрящи так и не возникают – у младенцев здесь участки между отдельными костями закрыты соединительной тканью.

Довольно широкие промежутки на черепе новорожденного получили название родничков. Во внутриутробный период швы и роднички необходимы, чтобы самая большая часть плода – его головка могла изменять форму и легче проходить через родовые пути женщины. А появившемуся на свет младенцу роднички нужны, так как ребёнок бурно растет, мозг увеличивается. У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год.

Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.

 Таким образом, череп определяет форму головы.

Задание 2 группе (исследует позвоночник человека)

Изучите параграф 11, статью «Скелет туловища», рассмотрите модель скелета человека, коллекцию позвонков и скелет животного и ответьте на вопросы:

  1. Какую функцию выполняет позвоночник?
  2. На какие отделы он делится?
  3. Как называются кости, из которых состоит позвоночник? Назовите количество позвонков в каждом отделе.
  4. Каково их строение?
  5. Сравните размеры (массивность) позвонков в направлении сверху вниз. Какую закономерность вы выявили? Чем это объясняется?
  6. Сравните позвоночник человека и животных. У кого из них позвоночник имеет 4 изгиба?
  7. В каких отделах позвоночника изгибы вперѐд, а в каких – назад?
  8. Изгибы даны человеку с рождения или формируются в течение жизни?

Учитель дополняет сообщения учащихся:

Основу скелета составляет позвоночник. Изгибы позвоночного столба соответствуют нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть становится опорой при движении, верхняя — помогает сохранять равновесие. Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека.

Позвоночник состоит из 33—34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4—5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.

Позвоночник человека имеет  4 изгиб: два вперед — шейный и поясничный лордозы и два назад — грудной и крестцовый кифозы, благодаря которым он приобрел S образную форму. Благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

Изгибы формируются не сразу, а по мере приобретения ребенком двигательных навыков. Ребенок пытается поднять голову – появляется шейный лордоз (наблюдается в первые 3 месяца). Ребенок начинает лазить и сидеть – появляется грудной кифоз (формируется в 6 месяцев). Ребенок делает попытки ходить – возникает поясничный лордоз (9-10 месяцев),  и полностью формируется к 6-7 годам.

Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.

Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. Размеры позвонков неодинаковы: шейные позвонки имеют небольшое тело, т.к. испытывают меньшую нагрузку. Первый шейный позвонок, атлант  не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек, которые соединены между собой боковыми костными утолщениями. Он поддерживает череп, как Атлант поддерживает земной шар. Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Атлант и аксис участвуют во вращении головы.

Грудные позвонки крупнее шейных и сочленены с ребрами. Поясничные отличаются массивностью тел.  Крестцовые срастаются в одну кость в

результате приспособления к большой нагрузке в результате прямохождения, копчиковые – остаток хвоста – рудимент.

Между позвонками находятся прослойки упругой хрящевой ткани, которая обеспечивает гибкость и прочность позвоночника.

Задание 3 группе (исследует грудную клетку человека)

Изучите параграф 11, статью «Скелет туловища», рассмотрите модели скелета человека  и  животного и ответьте на вопросы:

  1. Какими костями образована грудная клетка?
  2. Все ли ребра соединены с грудиной?
  3. Сравните грудную клетку человека и животного. Для этого ответьте на вопросы и выполните задание:

а) У кого грудная клетка сжата с боков, а у кого – в передне-заднем направлении?

б) У кого грудина плоская, широкая, а у кого – килевидная?

в) Попробуйте сделать максимально полные круговые движения руками. Мешает ли вам голова?

г) Предположите, что грудная клетка у человека будет узкой, как у кошки. Сможете ли вы выполнить те же движения свободно?

д) Сделайте вывод, с чем связаны изменения скелета грудной клетки у человека.

Учитель дополняет сообщения учащихся:

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей. Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг.

 К ребрам прикрепляются дыхательные мышцы и диафрагма.  I-VII пара ребер соединяются с грудиной и называются истинными ребрами;

VIII-X грудины не достигают, соединятся с вышележащим ребром, поэтому получили название – ложные, а XI-XII заканчивается в мышцах брюшной полости, отличаются большой подвижностью, называются колеблющимися.

Такое строение грудной клетки обеспечивает спокойный выдох, который происходит без участия мышц, благодаря эластичности хрящей и силе тяжести. Грудная клетка человека сплюснута в передне-заднем направлении (у животных – с боков), что связано с прямохождением человека.

После сообщений участников группы, обсуждений и дополнений учителя делается вывод:

Рассмотренные отделы скелета  человека сходны по строению со скелетом млекопитающих. Отличительные особенности являются приспособлением к трудовой деятельности и прямохождению. Но само прямохождение тоже является приспособлением к характерной черте человеческой жизнедеятельности, к труду.

 По ходу урока учащиеся заполняют таблицу по изученным разделам.

“Скелет человека”

Части тела

Отделы скелета

Кости скелета

Особенности скелета человека

Голова (скелет – череп)

Мозговой

 отдел

Парные кости: теменные

и височные.

Непарные кости: лобная,

затылочная, решетчатая,

клиновидная.

Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой, и имеет объем 1500 см3.

Лицевой отдел

Парные кости: верхняя

челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные.

Непарные кости: нижняя

челюсть, сошник, подъязычная кость.

Развитие подбородочного

выступа в связи с членораздельной речью.

Туловище

(скелет)

Позвоночник

шейных позвонков - 7

грудных – 12

поясничных - 5

крестцовых - 5

 копчиковых – 4-5

S-образный изгиб позвоночника, увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста.

Грудная

клетка

 грудных позвонков - 12

12 пар ребер, грудина

Сжата в переднезаднем направлении.

Рефлексия

Самооценка деятельности в группе по плану:

 1. Вы выполнили все задания?

2. Задания выполнены верно или сделаны ошибки? В чѐм ошибки?

3. В работе принимали участи все члены команды?

4. Вы распределили обязанности или все вместе выполняли задания?

5. Был ли в вашей группе лидер?

6. Оцените работу каждого в группе по пятибальной шкале.

(ставится против каждого вопроса «+» или «-«)

6. Домашнее задание

1. Параграф 11 учебника

2. Оформить таблицу

3. Доработать синквейн к слову «скелет» с учетом полученных знаний.

 

                                                               

                                   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скелет человека. Осевой скелет.

Разработка  урока  по  теме  скелет  в  8  классе...

Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре Тема «Осевой скелет. Осанка. Влияние физических упражнений на осанку человека»для 8 класса

Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре для 8 классаЭтот урок был разработан и проведён в сотрудничестве с учителем биологии Е.Ю. Косьяновой.Задачи урока:1....

Урок биологии в 8 классе по теме: "Скелет человека. Осевой скелет"

Конспект урока биологии по теме: "Скелет человека. Осевой скелет" в 8 классе...

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет" по программе Д.В. Колесова,Р.Д. Маша,И. Н. Беляева.

Данная презентация предназначена для проведения комбинированного урока по биологии в 8 классе по теме "Скелет человека. Осевой скелет". При проведении урока выделяется время для самостоятельной работы...

программированный диктант по теме "Осевой скелет"

Очень интересная форма контроля- программированный диктант. Применяю эту форму  на разных параллелях, пример такого диктанта по теме "Осевой скелет" 8 класс...

Интегрированный урок биологии – искусства в 8 классе Тема урока: «Осевой скелет человека и каноны красоты человеческой фигуры»

Дети знакомятся с опорно- двигательной системой человека на примере скелета. Повторяют особенности строения скелета человека. Выполняют кроссворды по теме урока. Знакомятся с канонами красоты в разные...