Разработки по предмету "Биология"
план-конспект урока по биологии (5, 7, 8 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

Здесь собраны подборка разработки уроков по предмету "Биология" для 5-8 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: ________Класс 7.    Тема: КЛАССЫ ОЛИГОХЕТЫ И ПИЯВКИ. Лабораторная работа №3 «Внешнее строение дождевого червя»

Цели: выяснить особенности внешнего строения указанных классов животных, связанные со средой их обитания; выявить их более сложное строение по сравнению с изученными типами червей, показать роль олигохет в природе, жизни человека.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: уметь подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типа Кольчатые черви

Регулятивные УУД: умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки.

Коммуникативные УУД  уметь воспринимать разные виды информации. Уметь отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других.

ЛичностныеУУД:  понимать необходимость бережного отношения к природе. Уметь объяснять необходимость знаний о животных типа Кольчатые черви, об особенностях представителей разных классов для понимания их роли в природе.

Оборудование: таблица «Дождевой червь», рисунок строения пиявки, влажный препарат дождевого червя.

Ход урока

I. Организация к уроку. Проверка знаний.

1. Фронтальный опрос.

1) В чем заключается усложнение строения кольчатых червей по сравнению с круглыми?

2) Какие из полихет вам известны? Какова их роль в природе?

3) Какие системы органов есть у полихет?

II. Изучение нового материала. Активизация знаний.

ПЛАН

1. Среда обитания малощетинковых червей.

2. Особенности внешнего строения олигохет.

3. Особенности строения и жизнедеятельности представителей класса Пиявки, их использование человеком.

1. Малощетинковые черви - олигохеты - обитают лишь в пресных водах и в почве. У них исчезли усики и пальпы на головных лопастях. Исчезли и параподии, они вернулись к «червеобразному движению». Щетинки остались. Глаз нет, но свет чувствуют и стремятся от него уйти. Гермафродиты. Размеры варьируют от долей миллиметра до 3 м (гигантский дождевой червь Австралии).

1) Пресноводные олигохеты в загрязненных водоемах составляют до 60% массы всех живых существ. Численность трубочников может достигать 100 тыс. особей на 1 м дна. Потребляя органику, они очищают воду, а сами являются отличным кормом для рыб (в том числе и для аквариумных).

2) К почвенным олигохетам относятся дождевые черви. Потребляя гниющие остатки растений, навоз, органику грунта, они превращают их в неорганические соединения, используемые растениями. Историческая справка (см Приложение 1)

Вопросы классу:

- Где и когда вы чаще встречаете дождевых червей?

- Почему Дарвин так писал о дождевых червях?

- Какие приметы, связанные с дождевыми червями, вам известны? Как вы можете их объяснить?

Обобщить и исправить ответы учащихся.

3. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение дождевого червя» (Приложение 2)

2. Класс пиявок невелик - около 400 видов. У них постоянное число сегментов - 33, реже - 30. Тело вытянутое и сплюснуто в спинно-брюшном направлении. На переднем конце тела развивается ротовая присоска, на заднем - другая присоска. У них нет ни параподий, ни щетинок. Пиявки плавают, волнообразно изгибая тело, или «шагают» по грунту, попеременно прикрепляясь передней и задней присосками. Главное отличие пиявок от олигохет - исчезновение вторичной полости, целома. Он зарастает рыхлой соединительной тканью (паренхимой), а остатки его превращаются в незамкнутую систему.

Пиявки гермафродиты. У них образуется яйцевой кокон, только оплодотворение не наружное (в коконе), а внутреннее. Плоские коричневые яйцевые капсулы можно увидеть на нижней стороне листьев кувшинок и других водяных растений.

Самые крупные пиявки достигают 15 см, но большинство мельче. Многие пиявки нападают на мелких водных животных. Лишь часть видов стала кровососущими наружными паразитами.

Большую пользу приносит медицинская пиявка. Велико ее значение при лечении заболеваний, когда необходимо произвести отсос крови. В слюне пиявок содержится белок гирудин (от лат. «гирудо» - пиявка), препятствующий свертыванию крови. Он останавливает развитие тромбов, полезен при склерозе, гипертонии, инсультах, рассасывает подкожные кровоизлияния. Медицинские пиявки высоко ценятся, они стали редкостью. В наших водоемах можно встретить большую ложноконскую пиявку, но она кровь не сосет.

В морях обитает около сотни видов пиявок. Они сосут кровь морских рыб, ракообразных, например камчатского краба. Некоторые виды вышли на сушу и обитают во влажных тропических лесах

Юго-Восточной Азии. Они поджидают добычу на листьях и в траве и присасываются к ногам людей и животных.

III. Первичное закрепление изученного.

1) Что такое гирудотерапия?

2) Расскажите о среде обитания пиявок, раскройте их приспособленность к среде.

3) Назовите особенности строения дождевого червя.

4) Почему, хотя у дождевого червя сердца нет, но в пособиях встречается выражение: «...по замкнутой кровеносной системе кровь движется благодаря сокращениям «сердец»...»?

IV.Самостоятельное применение знаний.

Работа с заданиями Рабочей тетради № 1,2 стр.4. Оценивание учащихся.

V. Рефлексия своей деятельности на уроке. Что вы узнали полезного, пригодятся ли ваши знания в жизни?

VI.Задание на дом: § 10. Подготовить сообщения о роли дождевых червей в почвообразовании и о применении медицинских пиявок. Ответить на вопросы 2,3 учебника.

Приложение 1.

Историческая справка

В 1881 г. вышла в свет книга Ч. Дарвина «Образование растительного слоя земли деятельностью дождевых червей и наблюдения над их образом жизни». В этом сочинении Ч. Дарвин, один из первых исследователей дождевых червей, писал:

«Дождевые черви в истории образования земной коры играли значительно более важную роль, нежели это может показаться большинству с первого взгляда...»

«...Плуг принадлежит к числу древнейших орудий земледельца, но еще задолго до появления плуга почва правильно обрабатывалась дождевыми червями и всегда будет обрабатываться ими...»

Приложение 2.

Лабораторная работа №3

«Внешнее строение дождевого червя»

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя

Оборудование: Ванночка, лист бумаги.

Ход работы

  1. Рассмотрите дождевого червя, находящегося в ванночке, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).Внешний вид дождевого червя
  2. Рассмотрите с помощью лупы тело червя, состоящее из колец-члеников, выясните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.
  3. Найдите передний (более заостренный) конец тела с ротовым отверстием и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются не переваренные части пищи.
  4. Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.
  5. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу. При этом вы ощутите прикосновение щетинок. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.
  6. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она - сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве?

7. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бумаге. Выясните роль щетинок.

8. Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.

9. Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части его тела и подчеркните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.



Предварительный просмотр:

Класс: 7.          ТЕМА: «Многообразие живых организмов. Наука систематика».    Дата: ________________________

Цель урока:

показать разнообразие форм жизни, познакомить с научной системой их классификации. Показать принципы классификации живых организмов, сформировать представление о виде, как основной структурной единице. Составить таблицы основных систематических единиц и многообразия живых организмов.

Предметные результаты: 

  • формировать умение выделять существенные признаки организмов, необходимые для установления родства;
  • формировать умение устанавливать иерархию систематических категорий;
  • формировать умение использовать классификацию живых организмов для решения проблем биологии;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: систематика, план строения, систематическая группа, систематическая категория.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Познавательные УУД

1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

3. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации, использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое).

4. Сформировать умение создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

ТИП УРОКА : комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ : таблицы, рисунки и фотографии животных, растений, грибов и бактерий; портреты знаменитых естествоиспытателей: Аристотеля, Чарлза Дарвина, Карла Линнея, комнатные растения.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1.Организационный этап. Отметка отсутствующих учащихся

 Проверка усвоения материала прошлого урок

Фронтальный опрос .

1. С чем связано развитие и многообразие живой природы?

2. Как были открыты законы развития живых организмов?

3. В чем отличие искусственного и естественного отборов?

2. Актуализация знаний. 

- Кратко перечислите значимые события в жизни Ч. Дарвина, повлиявшие на его научные исследования.

3. Постановка проблемы урока.

Сообщение учителя: 1. Систематика. История становления науки, значение работ К. Линнея.

По мере накопления знаний о разнообразии животного мира, потребность в их классификации становилась все более настоятельной. Еще в древности греческий натуралист Аристотель (384–322 гг. до н. э.) составил знаменитую «Историю животных», где не только описал сотни форм, но даже предвосхитил некоторые представления об их борьбе за существование: «Войну друг с другом ведут животные, которые населяют одни и те же места и добывают средства к жизни из одного и того же источника». Позднее его соотечественник и ученик Теофраст (370–285 гг. до н. э.) описывал разнообразие растений. Но только в XVIII в. шведский врач и ботаник Карл Линней (1707–1778) создал стройную систему классификации животных и растений, основанную на их внешнем сходстве (например, растения он разделял на классы по числу тычинок в цветке). До сих пор сохранилось непременное требование этой системы – бинарная (двойная) номенклатура, когда научное название каждого вида обязательно состоит из двух латинских слов, напоминающих фамилию и имя каждого человека: родового (всегда пишется с большой буквы) и собственно видового названия (пишется с маленькой буквы). В конце принято указывать имя человека первым, описавшим данный вид, и год описания данного вида, причем из уважения к знаменитостям, давшим имена многим тысячам видов, ставится только первая буква их фамилии.

- О чем мы будем изучать на этом уроке? Какую цель мы поставим на уроке?

Организация учащихся к уроку.

Учащиеся вспоминают:

- С действием естественных законов – наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.

-С развитием эволюционного учения и благодаря работам Ч. Дарвина.

-При естественном отборе выживают наиболее приспособленные к окружающим условиям особи, при искусственном – отбор осуществляет человек.

Учащиеся предполагают, о чем будет идти речь.

Записывают в тетрадь: Наука систематика.

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

II.

Совместное открытие знаний.

Сообщения учителя: После трудов Ч. Дарвина и К. Линнея стали активно изучать родственные связи (филогению) видов и надвидовых подразделений, учитывать их в построении естественной системы живых организмов.

Основные систематические единицы (подразделения): 

Вид

Род

Семейство

Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)

Класс

Тип (для животных) или Отдел (для растений)

Царство

Любой живой организм обязательно относится к каждому подразделению этой иерархии. Но основных систематических единиц часто не хватает для полной характеристики родственных связей, сходства и различия отдельных групп живых организмов, поэтому в систематике нередко используют промежуточные (дополнительные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).

Приведенный в учебнике пример систематики семейства Собачьих можно дополнить анализом классификации еще каких-либо известных животных. Самый многочисленный отряд класса млекопитающих – Грызуны (около 1600 видов или почти 40 % видового состава класса). В него входят мыши, крысы, полевки, белки, суслики, бобры и многие другие животные. Всех их объединяет общее строение зубов. Более детальные отличия позволяют выделять отдельные семейства: Беличьи, Мышиные, Хомяки, Бобровые и др. В свою очередь, семейства делятся на роды. Разнообразное семейство Хомяков включает полевок, леммингов, хомяков, песчанок, ондатр и т. д. В семейство Мышиные входят не только мыши, но и крысы. Они различаются по внешнему виду, образу жизни, местообитаниям. Выделяют роды: Лесные мыши, Домовые мыши, Крысы . В пределах каждого рода идет деление на виды: мышь домовая, мышь полевая, мышь желтогорлая и др.; крыса серая (пасюк), крыса черная и т. д. Одни семейства состоят из сотен видов (Мыши, Хомяки), тогда как другие – из одного единственного вида (пустынный зверек из Средней Азии – селевиния).

Давайте определим систематическое положение человека.

Записывают основные систематические единицы. 

Записывают основные систематические единицы: 

вид – Человек разумный

род – Человек,

семейство – Люди (Гоминиды),

отряд – Приматы,

класс – Млекопитающие,

тип – Хордовые.

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. 

2. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации, использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое).

3. Сформировать умение представлять информацию в виде схем.

4. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение работать по плану.

III. Самостоятельное применение знаний.

Проверка усвоенного:

1. Что нового привнес К. Линней в классификацию организмов?

2. Почему классификация организмов, которую составил К. Линней, является искусственной?

3. Каковы принципы объединения организмов в систематические группы: виды, роды, семейства и т. д.?

4. В чем смысл двойных названий животных и растений? Приведите примеры.

5. Одинаковы ли систематические категории в зоологии и ботанике?

Сообщения и ответы учащихся. Обмен мнениями по заданиям.

Регулятивные УУД

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Рефлексия и итоги урока.

- Вспомните цели нашего урока и скажите, смогли мы их решить или нет.

– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).

Идет рефлексия своей деятельности на уроке. 

V. Домашнее задание.

 Используя дополнительную литературу, подобрать информацию о биографии К. Линнея и составить письменно краткий очерк о жизни этого ученого.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Тема: Урок – обобщение . Значение бактерий в природе и для человека

Цель урока: раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериями.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о многообразной роли бактерий в природе и жизни человека, о значении бактерий. 

Развивающие:

развивать логическое мышление ,познавательный интерес,  умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: 

воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  роль бактерий в природе, положительное и отрицательное влияние бактерий на человека, меры предупреждения бактериальных заболеваний;

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

коммуникативные: 

 - слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Личностные:  

- проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный труд.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с учебником, информационными текстами и таблицами, преобразовывать информацию из одного вида в другую.  

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование навыков самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

 Оборудование: Учебник: биология 5 класс – В. В. Пасечник.; раздаточные материалы, таблицы.

Ход урока:

Этап 1. Приветствие:

     Добрый день. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, повернемся к нашим гостям и скажем им « Добрый день»!

Этап 2. Актуализация знаний: 

 - Чтобы  начать наш с вами  урок,  давайте вспомним, с какими живыми организмами вы познакомились на прошлом уроке. 

- Правильно, на прошлом уроке вы познакомились с царством БАКТЕРИИ. С их общей характеристикой, строением бактериальной клетки, формами бактерий, размножением.

    Я предлагаю вам выполнить небольшое задание, это биологический  диктант и вспомнить то, что мы уже знаем о бактериях. Так сказать , проверим вашу готовность к уроку.

    Перед вами  на партах лежат  индивидуальные  карты, которые мы будем заполнять во время урока. (учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а учащиеся отмечают верные утверждения плюсом, а неверные минусом).

Диктант (слайды- 2,3)

  1. Бактерии состоят из одной клетки? да
  2. Бактерии имеют ядро?
  3. Бактерии размножаются спорами?
  4. Бактерии имеют разнообразную форму? да
  5. Бактерии имеют оболочку? да
  6. Бактерии, для которых кислород является смертельно опасным, называются аэробами?
  7. Бактерии не имеют хлорофилла? да
  8. Округлые бактерии называют стрептококками?
  9. Бактерии имеют цитоплазму? да
  10. Бактерии относятся к Царству Растений?

Оценивание:

Оценка «5»

  9-10 баллов

оценка «4»

7-8 баллов

оценка «3»

5-6 баллов

оценка «2»

до 4 баллов.

Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных утверждений. Номера правильных суждений: 1, 4, 5, 7, 9. Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно. Выставите пожалуйста баллы и отметку в карту. У кто из вас получили 6 баллов, 7 баллов, 9-10 баллов, поднимите руки. Молодцы!

Этап 3. Открытие новых знаний

Форма работы: групповая

- И так, все мы с вами знаем о бактериях? Или еще чего то может быть не знаем?

Проблемный вопрос. - Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

Как вы понимаете смысл высказывания ученого Луи Пастера:

«Бактериям – этим Бесконечно малым Живым существам – принадлежит бесконечно большая роль в природе». Луи Пастер.

Обратите внимание на экран. Что мы видим? Бактерии кругом, они повсюду. Хорошо это или плохо? Как вы считаете? Слайд 4

Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Попробуйте сформулировать тему (учащиеся формулируют тему, учитель корректирует).

А как вы думаете , бактери – наши друзья или враги? Нужны ли нам  бактерии на Земле? Или может мы и без них замечательно проживем?

 «Без меня не сваришь сыр, и не сделаешь кефира,

простоквашу  и творог, приготовить я помог.

Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас, и холерой и ангиной,

Насморком и скарлатиной »

Вот на этот вопрос мы должны будем ответить в конце нашего урока.

 Сейчас мы с вами отправимся в мир бактерий. 

Они были открыты в 1676 г. Антони Ван Левенгуком. Он увидел их при помощи  оптического микроскопа и отнес их к группе микроскопических организмов

    Ученые разделили все многообразие бактерий на несколько  групп. Вот мы сейчас и  вспомним виды  бактерий СЛАЙД ,

узнаем их среды обитания, питание, роль в природе и жизни человека. По мере знакомства с  этими уникальными живыми организмами, будем заполнять таблицу но не просто заполнять, а работать в группах. обсуждать проблему, высказывать свое мнение , советоваться с товарищами. Так как мы будем рассматривать 4 основных группы бактерий, вы уже у меня тоже разделены на 4 группы. Каждая группа имеет свое название. Выберите пожалуйста руководителя группы, он и будет у нас самым ответственным в команде и он будет решать, кто выйдет представлять свою группу. В течении 5-7 минут вам нужно будет охарактеризовать вашу группу, внести данные в таблицу. А для остальных, пока  одна команда выступает, другие заполняют таблицу.

-У каждого из вас на столе есть информационные листы с таблицей, нужный для вас материал о группах бактерий и схемы.

И так, приступим..

Мы с вами узнали много нового и интересного о бактериях и наверное устали, так?

Сейчас небольшая физкультминутка.

Тихо все за парты сели, на меня все посмотрели. Наши ушки на макушке, глазки широко открыты, слушаем запоминаем, ни минуты не теряем.

Этап 4. Закрепление полученных знаний.

Форма работы: индивидуальная.

 Для закрепления полученных знаний заполните таблицу. На Индивидуальных картах вы должны поработать над терминами,  отметить, среду ее обитания, и практическое значение ( положительное или отрицательное) для человека или окружающей среды, соответствующих бактерий.

Слайды, заполнение таблицы.        Оценивание.

Значение бактерий в природе и жизни человека

Бактерии 

Значение 

Среда обитания 

Положительное 

Отрицательное 

Гниения 

Перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной, повышают плодородие почвы. 

Портят продукты питания. 

Повсеместно 

Почвенные 

Разлагают перегной до неорганических веществ (минеральные вещества), необходимых растениям для жизни, повышают плодородие почвы. 

- 

Почва

Молочнокислые 

Бактерии-кулинары. Используются в производстве продуктов питания, кормов. 

Способствуют скисанию молока (участвуют в разрушении органических веществ). 

В различных органических веществах 

Болезнетворные 

- 

Вызывают инфекционные заболевания у живых организмов, в т.ч. у человека. 

В организмах 

Оцените пожалуйста выполненную вами работу.

Сформулируем выводы урока.

Какой проблемный вопрос у нас был в начале урока? Сможем  мы теперь на него ответить? Бактерии – враги или друзья?

  Вывод: 

Бактерии имеют большое значение в природе и жизни человека. Есть бактерии, поставляющие в атмосферу кислород, улавливающие из атмосферы азот, есть бактерии, разлагающие отмершее органическое вещество. Некоторые бактерии полезны для человека, другие вызывают опасные заболевания.

Предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии, что если исчезнут все бактерии?

(Исчезновение азотофиксирующих бактерий, бактерий гниения и почвенных бактерий приведет к снижению плодородия, а далее и к полному истощению почвы, а также к «захламлению» окружающей среды непереработанной органикой: трупами животных, палой листвой, погибшими растениями и т.д.

Отсутствие молочнокислых бактерий влечет к полному изменению рациона человека. Исчезновение кишечной палочки, может повлечь за собой ряд проблем, связанных с пищеварением.

Отсутствие болезнетворных бактерий, с одной стороны ведет к улучшению жизни из-за отсутствия многих болезней, однако, может привести к перенаселению животных, растений и человека, что также чревато рядом неприятных последствий).

     Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно? (Знания о бактериях помогают осознать, что бактерии могут быть полезные и вредные, и соответственно использовать данную информацию, используя бактерии полезные и защищаясь от вредных бактерий, разрабатывая и используя различные методы борьбы с ними).

 А теперь давайте оценим вашу работу на уроке.  Каждый из вас  в течение урока получал оценки ,посчитайте пожалуйста средний бал и выставите итоговую.

РЕФЛЕКСИЯ. А сейчас оценим свое настроение  в конце урока. Поднимите  смайлик у себя в карте.

Широкая улыбка - На уроке мне было интересно, я много узнал нового, тема мне понятна;  

Легкая улыбка – На уроке мне было не всегда интересно, тема мне в целом понятна, но по некоторым вопросам я испытываю затруднения; 

Грустный - На уроке мне было неинтересно, я нового ничего не узнал, тема мне непонятна).

. Домашнее задание: § 11-12, провести исследование – вырастить картофельную палочку.

Спасибо  за урок, было очень интересно с вами работать! Урок закончен.

Индивидуальная карта  ученика 5а класса_______________________________________

  1. Биологический диктант

Вопросы

Ответ записать «да» +

или  «нет»  - 

Баллы

правильно-1б, неправильно -0б

 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итого баллов:

Оценка:

  1. Значение бактерий в природе и жизни человека

Бактерии 

Значение 

Среда обитания 

Положительное 

Отрицательное 

Гниения 

Почвенные 

 

Молочнокислые 

Болезнетворные 

 

Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии  в 5 классе по теме «Бактерии»

Дополнительная информация для работы в группах

По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.

Бактерии гниения  разлагают органические вещества отмерших растений и  животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.

Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.

Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.

Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является  дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.

Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике.  Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.

Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.

Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают  при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.

Вопросы для  интерактивного тестирования по теме «Бактерии»

А1. Бактерии – это организмы:

  1. только одноклеточные;
  2. только многоклеточные;
  3. и одноклеточные, и многоклеточные.

А2. В клетке бактерий есть:

  1. оболочка, цитоплазма, ядро;
  2. цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
  3. оболочка, цитоплазма,  ядерное вещество (нуклеиновая кислота).

А3. Бактерии:

  1. питаются готовыми питательными веществами;
  2. сами способны создавать питательные вещества;
  3. верно  1 и 2.

А4. Определите правильное высказывание.

  1. Бактерии размножаются спорами.
  2. Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.
  3. Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.

А5. Определите правильное высказывание.

  1. Все бактерии приносят вред  другим живым организмам.
  2. Целлюлозоразрушающие  бактерии приносят пользу человеку.
  3. Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....