Урок "Наследственные болезни" 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Ирина Мухамедовна Кумукова

сформировать знания о наследственных болезнях человека, изучить генные и хромосомные болезни; сформировать знания о наследовании резус-фактора, познакомить с мерами профилактики наследственных болезней человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_nasledstvennye_bolezni_cheloveka.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

   Урок по биологии                    

            на тему :

    «Наследственные болезни человека.

   Меры профилактики наследственных        

               заболеваний человека.

      Решение генетических задач на наследование резус-фактора у человека»

                                                                   

                                                      Класс 10

                                                          Предмет: биология

                                                          Составлен                                    

                                                          учитель биологии:                        

                                                          Кумукова И.М.

                              Наследственные болезни человека.

Меры профилактики наследственных заболеваний                                                                                                      

                                              человека.

        Решение генетических задач на наследование

                              резус-фактора у человека.

     Задачи: сформировать знания о наследственных болезнях человека, изучить генные и хромосомные болезни; сформировать знания о наследовании резус-фактора, познакомить с мерами профилактики наследственных болезней человека.

     Средства обучения: фильм «Генетика и медицина», модель-аппликация «Наследование резус-фактора».

                                                                          Ход урока

     На изучение данного материала отводится два урока; распределение соержания учитель может произвести по собственному усмотрению.

     1.Изучение нового материала.

    1.Наследственные болезни человек. Рассказ учителя о том, что к настоящему времени зарегистрировано более 2 тыс. наследственных болезней человека. По данным ВОЗ ежегодно регистрируется в среднем три новых наследственных заболевания. Болезней, не имеющих абсолютно никакого отношения к наследственности, практически не существует.

                                                    Наследственные болезни человека

       генные болезни                                                                                       хромосомные болезни

-болезни обмена веществ                                                                            -моносомия

(альбинизм, сахарный диабет)                                                                   -полисомия

-молекулярные болезни

(гипертония, атеросклероз, подагра)

    2. Генные мутации и нарушение обмена веществ.

                                          Генные мутации и нарушение мена веществ

    Нарушение аминокислотного обмена – альбинизм - дефект фермента тирозиназы, в результате блокируется превращение тирозина в меланин.

    Заболевание углеводного обмена – сахарный диабет - дефицит гормона инсулина, что нарушает образованию гликогена и повышает уровень глюкозы в крови.

    Ряд патологических признаков – гипертония, атеросклероз, подагра – определяются несколькими генами (полимерия). Эти болезни связаны с наследственным предрасположением и зависят от условий среды (в благоприятных условиях могут не проявляться).

    3. Хромосомные болезни. (Рассказ учителя с использованием кадров диафильма «Генетика и медицина».)

                                                           Хромосомные болезни

МОНОСОМИЯ

Синдром Шерешевского-              женщины, малый рост, короткая шея, нарушение половой

Тернера                                           системы, умственная ограниченность. 1:5000

44+Х0                                          

ПОЛИСОМИЯ

Трисомия

Синдром Клайнфельтера            мужчины, нарушение развития и активности половых желез,

44+ХХУ, 44+ХХХУ,                     евнухоидный тип, умственная отсталость. 1:1000

44+ХХХ                                         женщины, нарушение полового, физического и умственного

                                                       развития, иногда плодовиты. 1:1000

Синдром Дауна                            трисомия по 21-й паре аутосом женщины ,мужчины,

45+ХХ, 45+ХУ                             умственная отсталость, низкий рост, полуоткрытый рот,

                                                      раскосые глаза с эпикантусом. 1:500.

Ссиндром Птау                          трисомия по 13-й паре аутосом женщины, мужчины, расщепление

45+ХХ, 45+ХУ                            неба, недоразвитие глаз, полидактилия, синдактилия.

Синдром Эдвардса                     трисомия по 18-й паре аутосом женщины, мужчины              45+ХХ, 45+ХУ                            деформированный череп, низко расположенные уши,                      

                                                     недоразвитые нижние челюсти ,поперечная складка на ладони.

Синдром «кошачьего крика»: 44+ХХ, 44+ХУ: дефишенси 5-й хромосомы: низкая масса телапри рождении, плач ребенка напоминает  кошачье мяуканье из-за недоразвития гортани.

    4. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. (Самостоятельная работа с учебником, в результате формируются выводы.)

    5.Наследование резус-фактора. ( Работа с моделью-аппликацией «Наследование резус-фактора».)

     У Rh( + ) человека в эритроцитах крови содержится белок, который синтезируется под контролем доминантного гена. У rh(-) человека в эритроцмиах этого белка нет, но гомозиготен по рецессивному гену.

    2. Закрепление знаний.

   Решение генетической задачи на наследование резус-фактора у человека.

   Отец ребенка – гомозиготный резус - положительный, мать резус – отрицательна. Определите и объясните: а) каковы генотип и фенотип ребенка; б) что произойдет, если в организме матери развивается резус – положительный ребенок; в) почему второй ребенок этих родителей может родиться мертвым.

            rh rh                       Rh Rh

  •                          +

rh              Rh

   Rh    rh

         +

    Ответ: а) генотип ребенка Rh rh, по фенотипу он резус-положительный; б) между резус-отрицательной матерью и резус-положительным  ребенком возникает резус-конфлик, так как в крови матери образуются антитела, нейтрализующие резусный белок эритроцитов зародыша, тем самым разрушая их; у ребенка возникает гемолитическая желтуха; в) при второй беременности антитела, накопившиеся в организме матери, практически сразу начинают разрушать эритроциты зародыша, тем самым разрушая их; у ребенка возникает гемолитическая желтуха; в) при второй беременности антитела, накопившиеся в организме матери,  практически сразу начинают разрушать эритроциты зародыша, что приводит к его гибели.

        Домашнее задание:

       Решите задачу.

       Каковы будут генотипы и фенотипы детей по резус-фактору, если а) мать и отец гомозиготные резус-положительные; б) мать гомозиготная резус-положительная, отец резус-отрицательный; в) мать гомозиготная резус-положительная, отец гетерозиготный резус-положительный; г)мать гетерозиготная резус-положительная , отец гомозиготный резус-положительный; д) оба родителя гетерозиготные резус-положительные; е) мать гетерозиготная резус-положительная, отец – резус-отрицательный; ж) мать резус-отрицательная, отец  - гетерозиготный резус-положительный; з) оба родителя резус-отрицательные.

        Записи в тетради, соответствующий материал в учебнике.

   

                                             

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....