Самоанализ
рабочая программа по биологии

Елена Сергеевна Вострикова

Самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx44.91 КБ

Предварительный просмотр:

Типология уроков  

Типы уроков по ФГОС

 Типы уроков  (старая формулировка)

Урок «открытия нового знания» ( ОНЗ)

Урок изучения нового знания

Урок рефлексии

Урок совершенствования ЗУН, урок закрепления ЗУН

Урок методологической направленности

Урок обобщения и систематизации  знаний

Урок развивающего контроля

Урок контроля ЗУН, урок коррекции ЗУН

  1.Урок открытия нового знания    Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель
: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

№ этапа

  Этапы урока «открытия нового знания»

Цель этапа

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности (включение уч-ся в деятельность)

2.

Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

3.

Этап выявления места и причины затруднения.

организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

5

Этап реализации построенного проекта.

построение нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План, применение нового знание в типовых заданиях.

8

Этап включения в систему знаний и повторения.

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,




2. урок отработки умений и рефлексии.

 Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель:
 закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

№ этапа

  Этапы урока рефлексии

Цель этапа

1

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

осознание уч-ся  потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

3.

Этап локализации индивидуальных затруднений.

осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

4.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

5

Этап реализации построенного проекта

осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

6

Этап обобщения затруднений во внешней речи.

закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

8

.Этап включения в систему знаний и повторения.

применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

*интериоризация - это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План.

3. Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Уроки
общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.

4 Урок развивающего контроля (проводится 2 урока)

№ этапа

  Этапы урока рефлексии

Цель этапа

Деятельность

1 урок                                     Проведение контрольной  работы

1

Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.

Учитель

определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения  в этап, установить тематические рамки, форму, процедуру, предъявить критерии оценки

2

Этап актуализации и пробного учебного действия;

подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

Учитель

1.организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;
2. организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
3. предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

2 урок                                     Анализ контрольной работы

3

Этап локализации индивидуальных затруднений;

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

4

Этап  построения проекта коррекции выявленных затруднений;

Постановка  целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Учащиеся

1.Формулируют,  какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
2 Выбирают
способ (как?) и средства помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

5

Этап  реализации построенного проекта

осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

Учащийся

-Самостоятельно исправляет ошибки (в случае затруднения  обращается к эталону)

-Придумывают  самостоятельно аналогичные задания.

У кого нет ошибок выступают  в качестве консультанта или выполняют задания творческого уровня

6

Этап обобщения затруднений во внешней речи;

закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Учащиеся  (фронтально)

Обсуждают типовые ошибки, проговаривают правила, алгоритмы, способы действия ит.п., вызвавшие затруднения

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

 Учащиеся

-Выполняют  самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;
-проводят самопроверку своих работ по готовому образцу;
-фиксируют  преодоление возникшего ранее затруднения.

8

Этап решения заданий творческого уровня;

применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов

Учащиеся
- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
-выполняют задания на подготовку к изучению следующие тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта

9

рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Учащийся

анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...

Самоанализ педагогической работы

Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...