Самоанализ
рабочая программа по биологии
Предварительный просмотр:
Типология уроков
Типы уроков по ФГОС | Типы уроков (старая формулировка) |
Урок «открытия нового знания» ( ОНЗ) | Урок изучения нового знания |
Урок рефлексии | Урок совершенствования ЗУН, урок закрепления ЗУН |
Урок методологической направленности | Урок обобщения и систематизации знаний |
Урок развивающего контроля | Урок контроля ЗУН, урок коррекции ЗУН |
1.Урок открытия нового знания Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
№ этапа | Этапы урока «открытия нового знания» | Цель этапа |
1 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности (включение уч-ся в деятельность) |
2. | Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
3. | Этап выявления места и причины затруднения. | организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения. | постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. |
5 | Этап реализации построенного проекта. | построение нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План, применение нового знание в типовых заданиях. |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения. | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, |
2. урок отработки умений и рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
№ этапа | Этапы урока рефлексии | Цель этапа |
1 | Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. |
2. | Этап актуализации и пробного учебного действия. | осознание уч-ся потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. |
3. | Этап локализации индивидуальных затруднений. | осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. |
4. | Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. | постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации |
5 | Этап реализации построенного проекта | осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. |
6 | Этап обобщения затруднений во внешней речи. | закрепление способов действий, вызвавших затруднения. |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. |
8 | .Этап включения в систему знаний и повторения. | применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности. |
*интериоризация - это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План.
3. Уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности)
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.
4 Урок развивающего контроля (проводится 2 урока)
№ этапа | Этапы урока рефлексии | Цель этапа | Деятельность |
1 урок Проведение контрольной работы | |||
1 | Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности. | Учитель определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в этап, установить тематические рамки, форму, процедуру, предъявить критерии оценки |
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия; | подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности. | Учитель 1.организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы; |
2 урок Анализ контрольной работы | |||
3 | Этап локализации индивидуальных затруднений; | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. | |
4 | Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; | Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Учащиеся 1.Формулируют, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять); |
5 | Этап реализации построенного проекта | осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий | Учащийся -Самостоятельно исправляет ошибки (в случае затруднения обращается к эталону) -Придумывают самостоятельно аналогичные задания. У кого нет ошибок выступают в качестве консультанта или выполняют задания творческого уровня |
6 | Этап обобщения затруднений во внешней речи; | закрепление способов действий, вызвавших затруднение. | Учащиеся (фронтально) Обсуждают типовые ошибки, проговаривают правила, алгоритмы, способы действия ит.п., вызвавшие затруднения |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха. | Учащиеся -Выполняют самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки; |
8 | Этап решения заданий творческого уровня; | применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов | Учащиеся |
9 | рефлексии контрольно-коррекционной деятельности. | самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. | Учащийся анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учителя математики.
Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...
Форма самоанализа профессиональных достижений педагога
Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...
Самоанализ педагогической работы
Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...
самоанализ педагогической деятельности 2011 г
Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...
Методическая разработка по самоанализу урока (Коррекционная педагогика) - Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету
Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету....