Таблица «Эволюция дыхательной системы»
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Таблица «Эволюция дыхательной системы»
Представители | Особенности дыхательной системы |
Тип Простейшие | Дышат всей поверхностью тела |
Тип Кишечнополостные | Дышат всей поверхностью тела |
Тип Плоские черви | Планария – дыхание с помощью кожного эпителия (поверхностью тела). Печеночный сосальщик – нет органов дыхания |
Тип Круглые черви | Дыхание поверхностью тела или органы дыхания отсутствуют, энергию получают за счет гликолиза |
Тип Кольчатые черви | Дыхание поверхностью тела, у ряда видов (морских кольчатых) появляются спинные кожные выросты – перистые жабры |
Тип Моллюски | У большинства моллюсков органами дыхания являются пластинчатые и перистые жабры, лежащие в мантийной полости. Наземные моллюски дышат видоизменением мантийной полости – легкими |
Тип Членистоногие | Жабры |
Класс Паукообразные | Трахеи и легочные мешки |
Класс Насекомые | Трахеи (эктодермальные впячивания в форме трубочек, проводящих воздух из внешней среды к тканям). Трахеи открываются на брюшке отверстиями, которые называются дыхальца |
Тип Хордовые | Наличие жаберных щелей в глотке. Щели скрыты под кожей и открываются в особую околожаберную полость с частой сменой воды |
Надкласс Рыбы | У рыб под жаберными крышками (у хрящевых рыб жаберных крышек нет) располагаются жабры, состоящие из жаберных дуг, жаберных тычинок и жаберных лепестков, пронизанных множеством мельчайших кровеносных сосудов. Вода, заглатываемая рыбой, попадает в ротовую полость и выходит через жаберные лепестки наружу, омывая их |
Класс Земноводные | Органы дыхания – парные мешковидные легкие с тонкими ячеистыми стенками Дыхание происходит за счет опускания и подъема дна ротовой полости. Дыхание осуществляется не только с помощью легких, но и с помощью кожи |
Класс Пресмыкающиеся | Носовые полости сквозные, пропускают воздух в ротовую полость. Дыхательные пути удлиняются. Появляются трахеи и бронхи. Внутренняя поверхность легких увеличивается за счет большого количества складок на их внутренней поверхности. Вдох и выдох происходят за счет изменения объема грудной клетки |
Класс Птицы | Легкие птиц представляют собой плотные губчатые тела. Входя в легкие, бронхи ветвятся, часть ответвлений доходит до множества мелких полостей. Другая часть бронхов проходит через легкие и за их пределами образует большие тонкостенные воздушные мешки. Они располагаются между внутренними органами, проникают в полые кости, между мышцами, под кожу. У птиц двойное дыхание: газообмен происходит и при вдохе, и при выдохе. В покое дыхание обеспечивается движением грудной клетки (опускание грудины – вдох, поднятие – выдох). В полете дыхание осуществляется за счет движения крыльев (подъем крыла – вдох, опускание – выдох). Объем воздушных мешков в 10 раз больше объема легких. Певчая гортань расположена в месте разделения трахеи на бронхи |
Класс Млекопитающие | Губчатые легкие млекопитающих устроены сложнее, чем у пресмыкающихся. Они большие и растяжимые. Бронхиолы заканчиваются альвеолами, оплетенными капиллярами. Общая поверхность альвеол примерно в 100 раз больше поверхности тела. Вдох и выдох происходят за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"
Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...
Эволюция дыхательной системы 7 класс
Эволюция дыхательной системы 7 класс...
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....
«Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»
Методическая разработка урока «Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика» из курса «Биология.Человек» 8 классс применением технологии р...
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...
Инструктивная карта для 7 кл. Эволюция дыхательной системы.
задания и вопросы для проработки темы: "Эволюция дыхательной системы"...
Таблица «Эволюция кровеносной системы»
Материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ...