Эволюция дыхательной системы 7 класс
учебно-методический материал по биологии (7 класс) по теме
Эволюция дыхательной системы 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsiya_dykhatelnoy_sistemy_7_kl.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок: «Эволюция дыхательной системы»
7 класс
МБОУ СОШ №25
учитель биологии
Малышева Е.М.
Г. Новошахтинск
2013-2014 уч. год
- Тема урока: «Эволюция дыхательной системы»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Применение и совершенствование знаний (урок-поиск)
Цели:
- углубить знания о строении и функциях дыхательной системы;
- развивать умение устанавливать связь между средой обитания, строением и функциями;
- развивать умение сравнивать объекты, выделять главное, работать в группах
- воспитывать понимание необходимости получения глубоких знаний по биологии, интерес к предмету.
Оборудование: таблицы строения дыхательных систем. Мультимедийное пособие «Эволюция систем органов»
Ход урока.
1.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
2. Фронтальный опрос.
1. Для чего животным нужен кислород?
2. Каким образом кислород поступает в организм?
3. Причина возникновения системы транспорта кислорода к органам?
4. Отличается ли дыхательная система водных животных от дыхательной системы наземных? Чем объясняются эти различия?
3. Изучение нового материала.
А) Изучив текст параграфа 39, перечислите пути поступления кислорода в организм
1) через поверхность тела
2) жабры
3) легочные мешки и трахеи
4) легкие.
Б) Какие физические процессы обеспечивают поступление кислорода в клетки тела?
В) Вспомните и назовите группы животных, дышащих всей поверхностью тела. Что общего в дыхании морских кольчатых червей, водных членистоногих и моллюсков?
Г) Какова роль крови в процессе дыхания?
4. Работа с раздаточным материалом. Учащиеся разбиваются на 6 групп. Каждая группа получает карточку с заданием. По итогам проведенной работы делаем вывод о путях эволюции дыхательной системы.
- Тип Членистоногие. Дыхательная система
Класс Ракообразные
Органы дыхания представлены жабрами, которые находятся под головогрудным щитом и представляют собой выросты кожных покровов. Вода постоянно омывает их. Растворенный в воде кислород проникает через жабры в кровь, а накопившийся в крови углекислый газ через жабры выводится наружу.
Почему у ракообразных в дыхании не участвует вся кожа?
Класс Паукообразные.
В передней части брюшка лежит пара легочных мешков, сообщающихся с окружающей средой. Стенки мешков образуют многочисленные листовидные складки, внутри которых циркулирует кровь. Она обогащается кислородом. Легкие представляют видоизменённые выросты кожи. Кроме пары лёгочных мешков у пауков имеются трахеи.
Какие органы дыхательной системы появились у пауков?
Класс Насекомые.
Воздух поступает в тело насекомых через дыхальца (отверстия на брюшке). От дыхалец внутрь тела отходят хитиновые дыхательные трубочки – трахеи. Они многократно разветвляются, оплетают все внутренние органы, доходят до кончиков ног, усиков, щупиков. Наблюдая за каким-нибудь крупным насекомым, можно видеть. Что его брюшко то втягивается, то сжимается. При сокращении мышц брюшка воздух выталкивается из трахей, а когда брюшко вновь расширяется, в дыхательную систему поступает свежий воздух.
Участвует ли кровь в транспорте кислорода у насекомых?
Закончить схему.
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ ЧЛЕНИСТНОГИХ
- Тип Хордовые. Класс Рыбы.
Рыбы дышат растворенным в воде кислородом.
Рыба постоянно заглатывает воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, которыми пронизаны стенки глотки. И омывает органы дыхания – жабры. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков. Жаберные лепестки пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами – капиллярами. Через тонкие стенки жаберных лепестков в кровь проникает кислород, растворенный в воде, а из крови в воду уходит углекислый газ.
Высохшие жаберные лепестки не могут пропускать кислород и углекислый газ.
Почему рыба погибает вне воды?
Органы дыхания рыб
- Тип Хордовые. Класс Земноводные.
Лягушки дышат атмосферным воздухом. Для дыхания служат лёгкие и кожа. Легкие имеют вид мешков. Их стенки содержат большое количество кровеносных сосудов, в которых происходит газообмен. В следствии отсутствия у лягушки грудной клетки (нет рёбер) воздух заглатывается, а не всасывается. Лёгкие развиты слабо, и кожное дыхание для неё очень важно. Через кожу поступает от 60 до 70 процентов кислорода. Но газообмен возможен только при влажной коже.
Каким образом лягушка дышит в воде?
Чем представлены органы дыхания у личинок Земноводных?
Органы дыхания земноводных
- Тип Хордовые. Класс Рептилии.
Лёгкие пресмыкающихся сохраняют мешкообразное строение. Но их внутренне строение много сложнее. Чем у земноводных. Внутренние стенки лёгочных мешков имеют складчатое ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. Что значительно увеличивает дыхательную поверхность.
Для Пресмыкающихся характерно дыхание всасывающего типа. Они вдыхают и выдыхают воздух через ноздри путём расширения и сужения грудной клетки.
С чем связано отсутствие кожного дыхания у Пресмыкающихся?
Органы дыхания пресмыкающихся
- Тип Хордовые. Класс птицы (стр206-207)
Значение двойного дыхания для птиц.
Органы дыхания птиц
- Тип Хордовые. Класс Млекопитающие (стр207)
Известно. Что общая площадь легочных мембрану млекопитающих в несколько раз больше всей поверхности кожи. Каким образом это достигается и зачем?
Органы дыхания млекопитающих
5. Вывод:
Эволюция органов дыхания шла по пути:
1 увеличения площади лёгочных перегородок
2 совершенствования транспортных путей доставки кислорода к клеткам
3 развитие систем вентиляции органов дыхания
6. Подведение итогов урока.
7. Домашние задание: 39.вопросы стр 208
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"
Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....
«Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»
Методическая разработка урока «Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика» из курса «Биология.Человек» 8 классс применением технологии р...
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй"
Урок биологиив 8 классе "Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путёй" с использованием инновационных здоровьесберегающих ...
Презентация к уроку по теме: "Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей."
Цели: Раскрыть биологическую сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; показать функциональную связь ...
Инструктивная карта для 7 кл. Эволюция дыхательной системы.
задания и вопросы для проработки темы: "Эволюция дыхательной системы"...
Таблица «Эволюция дыхательной системы»
Материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ...