Урок биологии на тему "Мхи"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Акулинина Татьяна Александровна

Урок биология  в 6 классе на тему "Мхи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок мхи84.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Биология

Класс: 6

Тема: Мхи

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, размножении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания;
  • познакомить с их ролью в природе и жизни человек;
  • создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации

Развивающие:

  • расширение объема жизненных наблюдений, кругозора учащихся;
  • формирование умения объяснять отличительные признаки водорослей  и мхов, применять знания в новой ситуации.

Воспитательные:

  • знакомство с биологическим разнообразием мхов и их эстетическое значение;
  • воспитание бережного отношения ко мхам, как части экологической обстановки в данной местности.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения
  • Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений
  • Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации
  • Познавательные УУД: узнать о реальной ситуации связывающей биологические знания с историческими событиями.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.

Личностные: у учащихся продолжает формироваться научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении.

Ход урока

I Оргмомент

II Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос

  1.  Представителей какого царства мы рассматривали с вами на прошлом уроке? ( Растения)
  2. Представителей какого отдела?
  1. Где растут водоросли?
  2. Какие пигменты содержат хроматофор зеленых водорослей?
  3. В какие цвета окрашены водоросли?
  4. Чем отличается хлорелла от хламидомонады?
  5. Каково значение водорослей в природе и в жизни человека?

2.Работать на уроке мы будем по инструктивным карточкам

№ 1 Подписать строение хламидомонады.

https://konspekta.net/studopedianet/baza10/4752720413239.files/image001.jpg

Проверка учителем.

№1Ответь на вопросы

А. таллом

6

Б. хроматофор

2

В. бурые водоросли

3

Г. ризоиды

5

Д. одноклеточные                                                                  водоросли

1

Е. зелёные  водоросли

4

Ж.стигма

7

Учащиеся на листе знаний записывают цифру соответствующую –правильному ответу

1. Как называются водоросли, тело которых представлено единственной клеткой?( одноклеточные водоросли)

2. В чем у водоросли содержится хлорофилл?  (Хроматофор)

3. К какой группе водорослей относится ламинария?

4. К каким водорослям относятся: спирогира, улотрикс,  хлорелла?

5. Чем бурые водоросли прикрепляются ко дну?

6. Как называется тело водорослей

7.  Светочувствительный глазок

№ 3 Тест

1. К одноклеточным зеленым водорослям относится:

А)  улотрикс           В) ламинария                С)  хламидомонада         Д) спирогира    

2. К многоклеточным зеленым водорослям относится:

А)  улотрикс          В) хлорелла         С) порфира            Д)  хламидомонада      

3. Водоросли относят к низшим растениям, так как  у них нет:

А)  корней       В) стеблей           С) листьев        Д) цветов          Е) всего перечисленного

4. Хроматофор в виде спирали у:

А) улотрикса              В) спирогиры                       С) хлореллы            Д) хламидомонады      

.5. Многоклеточные водоросли прикрепляются ко дну с помощью:

А) корней;   Б) корневища;    В) ризоидов   С) клеток

№ 4.Расшифруйте головоломку «Водоросли».

Найдите начало головоломки и по непрерывной линии прочитайте название водоросли. Почему их так называют?

С

У

А

К

-

Я

И

М

Т

П

Я

С

М

И

Н

А

А

А

К

Р

О

Р

А

Л

  1. Устный опрос.

Рассказать о размножении водорослей

Шкала оценивания:

Нет ошибок – оценка «5»;

«1»- «2» – оценка «4»;

«3»   – оценка «3»;

«4»  и более–  – оценка «2»

III. Изучение новой темы

 Слайд 1Великий ученый Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом».

Какой из этих способов вам больше нравится?

Слайд 2 (картинка чуда природы)

Закройте глаза.

Представьте себе, что мы находимся в лесу. Тепло, ласково светит солнышко. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Слышим птичий гомон, вокруг летают бабочки, шмели. Нам хорошо и радостно.

 Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут  и ходить нельзя. Что это? Посмотрите на экран.

Слайд 3 (Картинка болота)

1.1.Формулировка темы урока

1. Какие растения растут на болоте?

Версии школьников. (мхи, клюква, брусника)

- Какие растения чаще всего встречаются?

Версии школьников. (Мхи) 

- Что мы будем изучать на уроке?

 Как можно сформулировать тему урока? (Мхи)

Слайд 4 (тема урока)

Мы переходим к изучению следующего отдела Царства Растения. Отдел Моховидные или Мхи.

Тема урока: Мхи,  

Что должны узнать на уроке?

Цель урока:

 - изучить отдел Моховидные, их среду обитания, значение, особенности строения; размножения.

Тему урока запишите в тетрадь.

Сдайд 5-13

Среда обитания мхов

Разнообразие мхов.

Класс печеночные мхи

Класс листостебельные мхи

Слайд 14

Ученые относят мхи к высшим споровым растениям.

Почему к высшим споровым? Значит, у них должны быть ткани, органы и размножение спорами.

Моховидные – обширная  очень древняя группа растений, разнообразных по внешнему строению.  Почти все они - многолетние растения.        

Наука, изучающая мхи, называется бриология.

Работа с гербарием.

  • Рассмотрите гербарные материалы и сравните мхи  и заполните таблицу
  • Инструктивная карточка.
  • Лабораторная работа «Внешнее строение мхов»
  • Цель:  знакомство с внешним строением зеленых  мхов, научиться их сравнивать.
  • Оборудование:  таблицы
  •                            гербарные экземпляры              
  • Ход работы.
  • 1. Рассмотрите растения
  • 2.  Определите особенности их внешнего строения, найдите стебель и листья
  • 3. Определите окраску листьев.
  •  Оформление результатов:
  • Заполнить таблицу

- подписать  основные части

Кукушкин лен

Сфагнум

Высота стебля  -      

Стебель   а) не ветвится+

                 б) ветвится

Нижняя часть стебля  а) коричневая+

                                      б) отмирает

Листья    а) мелкие светло-зеленые

               б) узкие зеленые+

Ризоиды  а) есть+

                 б) нет

Высота стебля -                            

Стебель  а) не ветвится

                б) ветвится+

Нижняя часть стебля  а) коричневая

                                      б) отмирает+

Листья    а) мелкие светло-зеленые+

                б) узкие зеленые

Ризоиды  а) есть

                 б) нет+

Вывод: Мхи относятся к высшим споровым растениям.

Физкультминутка

Размножение мхов

Работа по учебнику с. 64

Объяснение учителем новых терминов:

Антеридии -  мужские половые органы;

Архегонии – женские половые органы;

Спорогон – коробочка спорофит;

Предросток –проросшая спора;

Споротофит – растение с коробочкой и спорами;

Гаметофит – зеленое листостебельное растение развившиеся из споры

Просмотр видео «Размножение мхов»

Анализ видео

Значение мхов в природе и в жизни человека

Работа по учебнику , составить схему.

Дополнительный материал

Прежде чем мы перейдем к изучению значения мхов, я хотела бы рассказать вам об одном необычном свойстве мха сфагнума о котором написал Николай Михайлович Верзилин. Название рассказа Склад перевязочных средств на болоте.

В 1919 году во время советско-польской войны, было много Раненых красноармейцев, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. На бинты рвали белье, старые бинты перестирывали, но ваты достать было негде. Вата особенно нужна была при гнойных ранах.

Врач лечивший в то время вспоминает, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. Но с таким же успехом он может впитывать кровь и гной. Более того, сфагнум отчасти заменил и йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол - такое же дезинфицирующее средство, как карболовая кислота. Теперь вы знаете, что при ранениях, когда нет йода и ваты, их может заменить белый торфяной мох - сфагнум.

Физкультминутка.

Закрепление.

1. Установи соответствие между номерами предложений, в которых отражены характерные признаки мхов, и видами мха.

А) Кукушкин лён          Б) Сфагнум

1) У растения имеются ризоиды.
2) Стебель ветвистый.
3) Стебель покрыт мелкими светло-зелёными листьями.
4) Ни корней, ни ризоидов нет.
5) Стебель не ветвистый.
6) Можно различить женские и мужские растения.
7) В клетках листа имеются клетки с хлоропластами и мертвые клетки, запасающие воздух и воду.
8) Коричневые стебельки покрыты темно-зелёными листочками.

Ответы запиши в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

            Биологический диктант

  1. К какому классу относится маршанция? (Печеночники)
  2. К какому классу относится кукушкин лен и сфагнум? (Листостебельные мхи)
  3. Как называется особый орган, в котором формируются споры? (Коробочка или спорофит)
  4. К какому отделу относятся кукушкин лен, сфагнум? (Мхи)
  5. Зеленое растение, развившееся из споры? (Гаметофит)
  6. Способы размножения мхов? (Бесполый и половой)
  7. Растения, тело которых состоит из органов? (Высшие)

IV. Итог урока.

Ответьте на вопросы:

  1. Как называется наука , изучающая мхи?
  2. В каких местах в основном произрастают мхи?
  3. Как прикрепляются мхи к почве?
  4. На какие классы делится отдел мохообразные
  5. Самые распространенные мхи? 
  6. Какое значение имеют мхи?

Какие отметки вы поставили бы себе за работу на уроке, используйте данные оценочных листов.

Рефлексия :

Выбрать высказывание ученых.

Д/З  п.12, на выбор:

- составить кроссворд  на тему: «Мхи»;

- подготовить сообщение «Использование мхов в годы войны»

-  составить презентацию  на тему «Торф»

Оценочный лист

ФИ______________________________________ класс_____

задание

оценка

1

Карточка  «Подписать строение хламидомонады»

2

Таблица вписать номера ответов

3

Тест

4

Устный опрос «Размножение водорослей»

5

Головоломка «Водоросли»

6

Лабораторная работа

7

Установить соответствие

8

Биологический диктанк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...