Презентация по теме "Регуляция пищеварения. Гигиена питания"
презентация к уроку по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Павлов Иван Петрович (1849-1936) Выдающийся русский учёный, лауреат Нобелевской премии (1904г). И. П. Павлов доказал, что слюноотделение имеет физиологическую природу. Открыл и изучил нервную регуляцию пищеварения
Нервная регуляция пищеварения Фистульная методика И.П. Павлова (1849- 1936). Фистула- искусственно созданное отверстие для выведения наружу продуктов, находящихся в полостных органах или железах .
Собака с фистулой слюнной железы в звуконепроницаемой камере: А — камера; Б — помещение для экспериментатора; В — собака с фистулой слюнной железы: 1 — слюнная железа; 2 — проток железы, выведенной наружу; 3 — воронка для сбора слюны Условные и безусловные рефлексы в процессе пищеварения
Условные и безусловные рефлексы в процессе пищеварения Мнимое кормление: А — фистула желудка; Б — мнимое кормление. У собаки перерезан пищевод, оба края вшиты в кожу. Проглоченная пища в желудок не попадает — вываливается через отверстие наружу, но желудочное сокоотделение идет.
Фистульная методика И.П. Павлова Вывод: слюна выделяется как при попадании пищи в ротовую полость, так и при её виде, но при условии, если животному знаком вкус этой пищи.
Безусловный слюноотделительный рефлекс возникает на поступление пищи в ротовую полость Рецепторы ротовой полости Чувстви - тельный нейрон Центр слюноотде-ления в продолго - ватом мозге Двигатель- ный нейрон Слюнные железы
От продолговатого мозга импульсы идут к железам желудка по блуждающему нерву (парасимпатическая нервная система). Безусловно-рефлекторное выделение желудочного сока: импульсы от рецепторов ротовой полости и желудка проводятся в продолговатый мозг. Нервная регуляция желудочного сокоотделения : Составьте схему безусловного сокоотделительного рефлекса
Безусловный сокоотделительный рефлекс возникает на поступление пищи в ротовую полость, желудок Рецепторы ротовой полости, желудка Чувстви - тельный нейрон Центр сокоотде-ления в продолго - ватом мозге Двигатель- ный нейрон Железы желудка Железы желудка
Условный слюноотделительный рефлекс возникает на вид, запах пищи, разговоры о ней Рецепторы ротовой полости Чувстви-тельный нейрон Центр слюноотде-ления в продолго - ватом мозге Двигатель- ный нейрон Слюнные железы Рецепторы носовой полости Обонятельная зона в височной доле коры больших полушарий Составьте схему условного слюноотделительного рефлекса на вид пищи
Условный слюноотделительный рефлекс возникает на вид, запах пищи, разговоры о ней Рецепторы ротовой полости Чувстви-тельный нейрон Центр слюноотде-ления в продолго - ватом мозге Двигатель- ный нейрон Слюнные железы Рецепторыглаза (палочки, колбочки) Зрительная зона в затылочной доле коры больших полушарий
Условно -рефлекторная регуляция осуществляется с участием коры больших полушарий головного мозга : Нервная регуляция желудочного сокоотделения :
Условный сокоотделительный рефлекс возникает на вид, запах пищи, разговоры о ней Рецепторы ротовой полости, желудка Чувстви-тельный нейрон Центр сокоотде-ления в продолго - ватом мозге Двигатель- ный нейрон Железы желудка Рецепторы носовой полости, уха, глаза Обонятельная (слуховая) зона в височной доле, зрительная зона в затылочной доле коры больших полушарий Составьте схему условного слюноотделительного рефлекса на вид пищи
Сигналы о насыщении поступают в головной мозг с опозданием в 20 минут (это связано с гуморальным механизмом возникновения чувства насыщения) , центры насыщения и голода находятся в гипоталамусе (промежуточный мозг) Нервная регуляция желудочного сокоотделения :
Условные и безусловные пищеварительные рефлексы Условно-рефлекторный Запах, вид пищи, звуки предшествующие кормлению вызывают возбуждение обонятельной, зрительной и слуховой сенсорных систем. В результате вырабатывается так называемый запальный желудочный сок . Он обладает высокой кислотностью и большой протеолитической активностью. Безусловнорефлекторный После того, как пища попадает в ротовую полость, она раздражает тактильные, температурные и вкусовые рецепторы полости рта, глотки, пищевода. Нервные импульсы от них поступают в центр регуляции желудочной секреции продолговатого мозга . От него импульсы идут к желудочным железам, стимулируя их активность.
Что усиливает или ослабляет пищеварение? Усиливает пищеварение Ослабляет пищеварение Хорошо сервированный стол 14. Шум Аромат пищи 15. Стресс Чтение книги 16. Ярость Волнение Разговоры за столом Вкусная пища Разнообразная пища Пища однообразная Салаты, соки Телевизор Соблюдение режима питания Оформление блюд Приправы
Основные правила питания Регулярное питание. Пища должна иметь привлекательный вид, приятный запах и вкус. 3.Разнообразное питание. 4.Умеренность в еде. 5.Есть не торопясь. 6.Соблюдение правил личной гигиены.
Желудочно-кишечные заболевания и их предупреждение
Сальмонеллез Возбудители сальмонеллы Сальмонеллез-болезнь грязных рук Симптомы : Рвота, диарея, резь в животе, высокая t° , озноб, головокружение, мышечные судороги .
Симптомы: Высокая t° , боль в мышцах, суставах, озноб, головная боль, схваткообразная боль в левой половине живота. Стул многократный (20 и более раз в день) со слизью и кровью. Дизентерия Дизентерийная амеба
Ботулизм Симптомы: Поражается нервная система (нарушение зрения, глотания, изменение голоса). Смерть наступает от паралича дыхания. Бактерии – возбудители ботулизма Испорченные консервы
1. Составьте в тетради памятку: «Меры профилактики пищевых отравлений и оказания первой помощи». 2. Какие меры предосторожности помогут избежать заболевания гельминтозом? Выполните задания:
Домашнее задание § 34-35, Повторить термины и опорные схемы по теме «Пищеварительная система»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии 8 класс, тема Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (2 часа).
Урок биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» разработан по методике КСО. Использован учебник 8 класса «Биология» по...
презентация к уроку "Гигиена питания"
презентация к уроку...
презентация к уроку "Гигиена питания"
презентация к уроку...
конспект урока Регуляция пищеварения. Гигиена питания
Разработка урока на основе метапредметного подхода...
Презентация к уроку ОБЖ в 5 классе: "Рациональное питание. Гигиена питания"
Презентация к уроку "Рациональное питание. Гигиена питания"....
Урок "Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения"
На уроке уделяется внимание здоровьесбережению. Поднимаются вопросы гигиены питания. Особый интерес вызывает практическая работа по анализу этикеток продуктов, таких как чипсы, кока-кола, жевате...