Учитель МБОУ СОШ №3, г.Алагира | Тогузова С.Н. |
Предмет | Биология |
Раздел | Общая биология |
Тема изучения | Основы учения о наследственности и изменчивости |
Тема занятия | Генетические закономерности, открытые Г.Менделем |
Тип занятия | Урок открытия нового знания. |
Цель занятия | Сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности. |
Цель занятия | Изменчивость, фенотип, гетерозигота, доминантные гены, гибридологический метод, чистые линии, альтернативные признаки, моногибридное скрещивании, генетика, наследственность, генотип, рецессивные гены, аллельные гены, гомозигота |
Образовательные результаты
|
Личностные | Метапредметные | Предметные |
- Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни. - Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии. - Мотивирование на получение новых знаний, ответственное отношение к обучению. |
|
Познавательные УУД: - Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. - Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. - Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. - Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя. - Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах. - Использовать знаково-символические средства для решения задач. Регулятивные УУД: - Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. - Преобразовывать практическую задачу в познавательную. - Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. - Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности. - Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами). Коммуникативные УУД: - Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. - Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. - Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью. |
|
- Уметь формулировать цель урока, индивидуальные образовательные и развивающие задачи, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения. - Научиться давать определения понятий: гибридологический метод, чистые линии, альтернативные признаки, моногибридное скрещивании, генотип, фенотип. - Характеризовать этапы изучения наследственности организмов. - Объяснять роль Г. Менделя в исследовании наследственности и изменчивости. - Описывать современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости. |
|
Организация деятельности по достижению образовательных результатов |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные |
I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут) |
1. Организация учащихся, приветствие , проверка присутствующих (1-2 мин.): настраивание учащихся на учебную деятельность; проверка готовности класса к занятию; приветствие учащихся; раздача учащимся инструктивные карты, листы оценивания. Объяснение как заполнять. | Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений | Планировать свою деятельность | Уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя | Формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности |
2. Организация деятельности учащихся по актуализации темы (2-3 мин.): Зачитывание выражения: «Увлечение может прославить человека и стать главным делом в его жизни» - Как вы думаете, ребята, какого ученого мы можем охарактеризовать этим выражением? Почему? - Давайте теперь на основе утверждения и наших ответов попробуем сформулировать тему урока | Слушают и отвечают на вопросы учителя . Записывают число и тему урока «Генетические опыты Г.Менделя» в индивудальных карточках. | Осуществлять сравнение и классификацию. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Устанавливать межпредметные связи. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания | Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников. Осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения. | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания | Понимать единство естественнонаучной картины мира. |
3. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся (6 мин.): Мы с вами знаем, что живые организмы обладают важным свойством – это наследственность. –А какие признаки мы можем унаследовать? Приведение примера: « В молодой семье родился ребенок. Муж и жена имеют карие глаза, а ребенок родился голубоглазый» -Что вас удивило? -Какой вопрос у вас возникает? -Кто считает, что такое возможно, поднимите руки. -Итак, у нас в классе появилось разные мнения на данный вопрос и нам необходимо выяснить, какое из них правильное. Как мы можем это выяснить? | Слушают и отвечают на вопросы учителя | Устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников | Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками | Развивать любознательность и интерес |
4. Дает целевую установку: предлагает ответить на вопрос: - Когда вы в математике пытаетесь доказать или опровергнуть какую-то теорему чем вы пользуетесь? - А знаем ли мы законы генетики и умеем ли мы решать генетические задачи? - Значит, какие задачи стоят сегодня перед нами, чему мы должны научиться, что узнать? Озвучивание задач урока. | Слушают и отвечают на вопросы учителя . Формулируют задачи урока. | Устанавливают причинно-следственные связи | Формирование умений целеполагания. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности | Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью | Воспитывать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений |
II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (20 минут) |
1.Организация фронтальной беседы о гибридологическом методе: Рассказывания об особенностях гибридологического метода: использование чистых линий, наследование альтернативных признаков | Слушают и отвечают на вопросы учителя | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. | Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи. Принимать и сохранять учебную задачу. | Осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог. | Понимать границы собственного знания и «незнания». Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию |
2.Организация письменной работы в парах: приведение примеров альтернативных признаков.
| Приводят примеры, заполняя таблицу в инструктивной карточке . Осуществляют взаимопроверку | Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию | Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами | Организовывать совместную деятельность с учителем и одноклассниками. Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника. | Понимать границы собственного знания и «незнания». Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. |
3. Просмотр видеоролика « Как горох Менделя помог нам понять генетику» . Вопросы для обсуждения: - Какой признак использовал Г.Мендель? - Какую особенность гибридологического метода он применил? -Какие бывают признаки? Формулирует 1 закон Менделя | Смотрят видео . Слушают и отвечают на вопросы учителя | Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. | Дополнять, уточнять ответы одноклассников. Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении эксперимента в рамках предложенных условий. | Адекватно использовать речевые средства. Организовывать совместную деятельность с учителем и одноклассниками. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника | Понимать общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира. |
4. Организация письменной работы: А) Предлагает вспомнить условные знаки Б) Описывает задачу, применяя 1 закон Менделя В) Предлагает письменно записать I закон Менделя
| Заполняют таблицу в рабочей тетради. Проверяют по эталону . Слушают и отвечают на вопросы учителя. Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами . Адекватно использовать речевые средства. Строить монологическое высказывание. Организовывать совместную деятельность с учителем и одноклассниками. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника. Понимать общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира. Предлагает письменно записать I закон Менделя Записывают I закон Менделя. Проверяют по эталону | Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы | Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами) | Адекватно использовать речевые средства. Строить монологическое высказывание. Организовывать совместную деятельность с учителем и одноклассниками. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника | Понимать общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира. |
5. Физкультминутка | Выполняют задание предложенное учителем |
|
|
|
|
6. Просмотр видеоролик « Как горох Менделя помог нам понять генетику» . Выполнение заданий: оформите данный закон письменно и в буквенном выражении . | Смотрят видео. Слушают и отвечают на вопросы учителя Выполняют задания Осуществляют взаимопроверку по эталону | Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. | Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников. Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами) | Адекватно использовать речевые средства. Строить монологическое высказывание. Организовывать совместную деятельность с учителем и одноклассниками. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника. | Понимать общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира |
7. Закрепление нового материала: организация групповой письменной работы- решение задач. | Выполняют задания Осуществляют взаимопроверку | Понимать и интерпретировать информацию, представленную в схемах (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Принимать и сохранять учебную задачу. Слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять ответы одноклассников | Осознанно строить речевое высказывание Слушать собеседника. Адекватно использовать устную и письменную ре | Понимать значимость фундаментальных представлений об атомно-молекулярном строении вещества для формирования целостной естественнонаучной картины мира |
III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут) |
1. Подведение итогов урока: 2. Рефлексия: сообщает, что изучили тему «Генетические опыты г. Менделя». -вопрос для обсуждения: - Что такое моногибридное скрещивание? -закончите предложения: сегодня на занятии: - я узнал… - я научился… - мне было легко… - мне было сложно… 3. домашнее задание: - составить генетическую родословную по одному признаку Задача № 2,3 | Отвечают на вопросы учителя Выполняют задания на карточках. | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах | Контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения | Умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей | Понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни |