Проект экологическая тропа "Природа наш дом!"
проект по биологии
Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей. На ней вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе. Она служит лабораторией для исследований, мастерской для труда и трибуной для выступлений. Это отдых на природе с использованием познавательных и занимательныхv конкурсов, викторин, игр, ведёт к всестороннему развитию школьников. Здесь укрепляется взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskaya_tropa.docx | 520.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Поисевская средняя общеобразовательная школа»
Актанышского района Республики Татарстан
ПРОЕКТ
Экологическая тропа
Руководитель:
Вагизова Алсу Мирзаяновна
2020 год
Введение
Учебная экологическая тропа – разновидность педагогически организованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы.
Назначение такой тропы – создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся.
Экологическая тропа создаётся, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрыть свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
Организация тропы силами школьников даёт педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждает детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убеждённость, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатывается навыки
Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественному полезному труду и бережному отношению к общественному достоянию.
Таким образом, учебная территория в природном окружении служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда, и для выступлений.
Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности школьников.
Цель проекта
- Создание проекта экологической тропы на территории школы
- информировать посетителей о представителях флоры данного участка;
- приобщение детей к природе и здоровому образу жизни;
- формировать у учащихся основы экологической культуры.
Задачи
- Создать рабочую группу по реализации проекта.
- Разработать проектную документацию по «Экологической тропе»: план-схему тропы, перечень оборудования.
- Привлечь родителей и общественность для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.
- Организовать практическую деятельность по созданию Тропы: подготовить площадку, изготовить и установить оборудование. Подготовить методические рекомендации.
- Подготовить инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Экологической тропе».
Актуальность проекта
Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объём знаний по биологии, но и в том, что бы способствовать приобретению навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Формированию таких качеств у ребят особенно эффективно проходит в процессе их самостоятельных исследований. В ходе этой работы ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, делать выводы.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Создание группы по организации учебной экологической тропы. Определение задач и объёма работы, раскрытие перспектив и определение места каждого ученика в предстоящем деле. Изучение научно-познавательной литературы экологической направленности.
2 этап – основной
Изучение научно-познавательной литературы экологической направленности. Прокладкой маршрута экологической тропы, выявлением экскурсионных объектов. Составление перечня объектов, расположенных в зоне тропы, определение примерных тематик экскурсий по маршруту. Составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми и родителями
3 этап – практический
1. Определение видового состава деревьев
Работа производится на территории школы. Результаты оформляются в виде таблицы
2. Обследование санитарного состояния деревьев
Обследовано санитарное состояние деревьев и выявлены виды повреждений:
- растрескавшаяся, поврежденная кора;
- засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные;
- формирование и наличие дупел;
- вышедшие на поверхность корни;
- спящие почки – “шишки”. В норме спящие почки просыпаются только после отмирания основных ветвей. Ранний рост почек связан с неблагополучной экологической обстановкой;
- антропогенное воздействие: вырезки, проволока в коре дерева, гвозди, краска.
3. Оценивание жизненного состояния деревьев. Оценка состояния растений проводится визуальным методом по наличию основных повреждений и общего состояния. Выявление следующих болезней:
а) неинфекционные – вызванные механическими повреждениями;
б) вирусные – скрученные листья, изменение формы и цвета листьев и т.д.;
в) бактериальные – гнили, пятна;
г) грибковые – налеты, трутовые грибы.
Результаты оформляются в виде таблицы
4 этап – заключительный.
1. Анализ работы по реализации проекта.
2. Использование полученных знаний для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего села, школьной территории.
3. Проведение школьной научно-практической конференции «Мы верные друзья природы»
Станции маршрута экологической тропы
«Природа – наш дом»
На протяжении маршрута экологической тропы «Природа – наш дом» запланировали 8 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где участники могут более подробно ознакомиться с представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.
1. Ели – наша гордость
2. Цветник
3. Живая изгородь
4. Птичья станция
5. Разнотравье
6. Зона отдыха
7. Учебно - опытный участок
8. Метеостанция
Ожидаемый результат
- Навыки исследовательской работы
- Широкий простор для творчества.
- Опыт партнерских взаимодействий с педагогами, сверстниками, родителями и местной общественностью
- Педагоги усовершенствуют умения дифференцированно подходить к обучению ребят, включатся в исследовательскую деятельность, откроют для себя новое как в содержании преподавания предмета, так и в методике его преподавания.
- У учащихся будут формироваться информационные, коммуникативные и социальные компетенции; овладеют различными способами деятельности, приобретут активную жизненную позицию.
- Родители - будут сопричастны происходящему, общая работа позволит поддерживать взаимопонимание со своим ребенком
Литература
1. Захлебный А.Н. На экологической тропе. М.: Знание, 1986
2. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. М.: Знание, 1980
3. Костенков П.П. Экологическое воспитание школьников: Учебно-методическое пособие. Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1990
4. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003.
5. Красная книга Республики Татарстан.: изд-ва «Природа, «Стар», Казань, 1995
6. Большая энциклопедия животного мира.- М. ООО «Росмэн-Издат», 2001
7. Экология. Живая планета: Учебное пособие / Л.И.Шурхал и др. –М.: Академкнига / Учебник, 2010.
Приложения
Правила поведения на экологической тропе.
- Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.
- Разговоры во время экскурсии недопустимы, вопросы следует задавать вполголоса.
- Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше записывать их названия и их отличительные признаки, зарисовать их внешний вид в записной книжке.
- Наблюдая за животными (бабочка, жуками, земноводными и др.), не следует их ловить.
Запрещается:
- загрязнять природную среду;
- ломать деревья, вытаптывать растения;
- беспокоить животных, разорять птичьи гнезда.
Необходимо:
- ходить по тропе, сохраняя растения;
- подкармливать и оберегать птиц.
Условные обозначения
1. Ели – наша гордость
2. Цветник
3. Живая изгородь
4. Птичья станция
5. Разнотравье
6. Зона отдыха
7. Учебно - опытный участок
8. Метеостанция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Экологические праздники в школе"
•Создание экологического календаря.•Через внеклассные мероприятия ознакомить учащихся с экологическими проблемами своей республики и путями их решения.•Научить оценивать последствия собственной ...
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...
Экологический проект «Экологическое состояние пришкольного участка»
Объект нашего исследования – пришкольная территория КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 5 VIII вида»Цель нашего исследования - изучение экологиче...
Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»
Экологический здоровьесберегающий проект «Экологическая тропа «Удивительное вокруг нас»...
Социально-экологический проект «Экологический патруль»
Актуальность проекта заключается в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач. Правильное экологическое воспитание позволит...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Экологический клуб «Росинка» как эффективная форма экологического воспитания и просвещения
Цель: совершенствование системы экологического просвещения и воспитания, путем взаимодействия с социальными партнерами и формирование особого экологического мировоз...