Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии Биоквест «Удивительная флора»
методическая разработка по биологии (6 класс)

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Биоквест Удивительная флора» – биологическая  игра-путешествие. Предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений в качестве самостоятельного внеклассного мероприятия, которое можно провести на каникулах, или в рамках недели биологии. Биоквест  рассчитан на детей 6 – 7  классов. Для учеников 6-х классов рекомендуется проводить в весенние каникулы, ближе к окончанию учебного года, а для 7 классов в начале года или на осенние каникулы. Учащиеся старших классов задействованы в качестве руководителей станций, а также в качестве сопровождающих команды (если участвуют 6 классы). Конкурсы представлены как станции путешествия, расположенные автономно в различных помещениях школы и снабженные набором  необходимого оборудования. Форма путешествия и выполнения заданий в разных помещениях с получением баллов вызывает у обучающихся живой интерес и активное желание участвовать. Все станции путешествия указаны в маршрутных листах команды участников. Конкурсные материалы соответствуют возрасту участников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biokvest_udivitelnaya_flora_markova_ea.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «ГИМНАЗИЯ № 5»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по биологии

Биоквест «Удивительная флора»

Подготовила

 Маркова Елена Александровна

Учитель биологии и экологии

МОУ «ГИМНАЗИЯ № 5»

Саратов 2021


Пояснительная записка

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Биоквест Удивительная флора» – биологическая  игра-путешествие. Предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений в качестве самостоятельного внеклассного мероприятия, которое можно провести на каникулах, или в рамках недели биологии. Биоквест  рассчитан на детей 6 – 7  классов. Для учеников 6-х классов рекомендуется проводить в весенние каникулы, ближе к окончанию учебного года, а для 7 классов в начале года или на осенние каникулы. Учащиеся старших классов задействованы в качестве руководителей станций, а также в качестве сопровождающих команды (если участвуют 6 классы). Конкурсы представлены как станции путешествия, расположенные автономно в различных помещениях школы и снабженные набором  необходимого оборудования. Форма путешествия и выполнения заданий в разных помещениях с получением баллов вызывает у обучающихся живой интерес и активное желание участвовать. Все станции путешествия указаны в маршрутных листах команды участников. Конкурсные материалы соответствуют возрасту участников.

Цели и задачи: Углубление знаний по биологии растений, повышение интереса к предмету, расширение кругозора;  овладение навыками работы с первоисточниками; овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссии; воспитание активной жизненной позиции и любви к родному краю.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, колонки;  указатели станций путешествия, таблички на двери кабинетов, где будут находиться станции; пакеты заданий (приложение 1) с необходимым инвентарем и учетные листы станций (приложение 2), маршрутные листы для команд (приложение 3).

Подготовка мероприятия:

  1. Согласование с администрацией и другими службами школы  использования в качестве станций кабинетов биологии, столовой, библиотеки, учительской, медицинского кабинета.
  2. Заранее участникам сообщить темы станций с целью подготовки к игре и повторения теоретического материала. Команде необходимо подготовить и иметь с собой список команды, где указан капитан, название команды, девиз, эмблема (у каждого участника и одна большая общая).
  3. Распределить старшеклассников по станциям, подготовить соответствующие задания и реквизит для прохождения командами испытаний.

Организация работы на мероприятии:

От каждого 6-го (7-го) класса участвует команда из 5 – 6 человек.

 С собой иметь: список, где указан капитан, название, девиз, эмблема.

На каждой станции старшеклассники предлагают выполнить определенные задания, следят за временем и качеством выполнения заданий, вручают подсказки для окончательного кодового слова. Максимальное время на станции – 3 минуты.

Командам нужно пройти 7 станций, выполнить максимальное количество заданий, получить баллы и подсказки, чтобы отгадать кодовое слово.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Приветственное слово учителя.  Объяснение условий мероприятия, его целей и задач. (1-2 мин.)
  2. Представление команд. Получение маршрутных листов. (7-10 мин.)
  3. Посещение станций в соответствии с маршрутным листом. В маршрутных листах команд содержится информация о местоположении и очередности станций. На каждой станции выполняют задания на время (по 3 минуты), получают баллы и буквы-подсказки. Подсказки собирает сопровождающий или капитан. За каждый правильный ответ на основной вопрос команда получает  по 1 баллу, на дополнительные вопросы по 0,5 балла за каждый ответ. (40 мин.)
  4. После прохождения всех станций сбор  в определенном месте. Необходимо отгадать по подсказкам слово и дать его определение. Сдать  маршрутные листы. Пока команды собираются, и жюри подсчитывает окончательные баллы, просмотр видеофильма «5 важнейших открытий биологии». (12 мин.)
  5.  Подведение итогов. Победители конкурса награждаются призами, отмечаются дипломами, грамотами. Оформляется пресс-релиз для сайта гимназии с фото. (5-10 мин)

 Критерии оценки работы команды:

  • скорость и качество выполнения заданий, наибольшее количество баллов за основные и дополнительные вопросы.
  • правильно названо окончательное слово и его определение.
  • соблюдение дисциплины на маршруте.


Источники:

  1. Красная книга Саратовской области. Грибы. Лишайники. Растения. Животные. Шляхтин Г.В. (ред) Саратов: Издательство Торгово-промышленной палаты Саратовской области, 2006. -528 стр.
  2. Особо охраняемые природные территории Саратовской области: национальный парк, природные микрозаповедники, памятники природы, дендрарии, ботанический сад, особо охраняемые геологические объекты/ Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Науч.редактор В.З.Макаров – Саратов: Издательство Саратовского  уноверситета, 2008. – 300 стр.: ил.
  3. Экология растений. А.М. Былова, Н.И. Шорина «Экология растений», 6 класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2006 год.
  4. В.В.Пасечник  «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» М.; Дрофа 2013г.
  5. Тайны Живой природы. Перевод с англ. А.М.Голова.-М., «РОСМЭН» ,1999.
  6. Хочу все знать. Про все на свете. Справочник для детей. «Ридерз Дайджест», 2001.
  7. Князева Т.П., Князева Д.В.: Комнатные растения. Новейшая энциклопедия. Издательство: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2011 г. 288 стр.
  8. Татьяна Ильина: Лекарственные растения. Большая иллюстрированная энциклопедия. Редактор: Решетник Т. Издательство: Эксмо, 2013 г. 304 стр.
  9.  Каталог специй и пряностей http://kuxaro4ka.ru/eto-interesno/spetsii-i-pryanosti/katalog-pryanostey-i-priprav/
  10. Пищевые красители в домашних условиях http://vsegdazdorov.net/story/pishchevye-krasiteli-v-domashnih-usloviyah 

Приложение 1. Перечень станций и вопросов

Станция «Путешествие с комнатными растениями»

 (кабинет биологии №. 23)  (Буква-подсказка О)

  1. Основное задание: дать название 5 растениям (живые растения кабинета биологии), откуда прибыли эти растения. За каждое правильное – балл.
  1. Кактус – пустыня
  2. Папоротник – влажные леса
  3. Маранта – тропические леса
  4. Рео – тропические леса
  5. Сенполия – горные склоны Африки 

  1. Дополнительное задание: назвать еще комнатные растения и их климатическую зону или родину.

Станция «Растения на пришкольном участке» (школьный двор)

(Буква-подсказка Н)

  1. Основное задание: 

Узнать растения по силуэту, указать названия 5 растений пришкольного участка и их жизненные формы (деревья – тополь, вяз, клен, кустарники – сирень, шиповник, травы – злаки). ( если на улице холодно или дождь, то можно в фойе через окно посмотреть или показать рисунки силуэтов растений)

  1. Дополнительное задание: как растения каждой жизненной формы переносят неблагоприятные условия.

Станция «Растения Красной Книги Саратовской области» (библиотека)  (Буква-подсказка Т)

  1. Узнать по фото, рисунку растение из Красной Книги (5 растений) (венерин башмачок, любка двулистная, эфедра двуколосковая, тимьян губерлинский, клаусия солнцелюбивая), что знаете о нем.

  1. Дополнительные вопросы (за каждый правильный ответ – 0,5 балла):

 - Какие ещё растения из Красной книги Саратовской области знаете?

 - Какие особо охраняемые территории  Саратовской области Вы знаете?


Станция «Книга рекордов растений. Самые, самые»

(кабинет биологии № 48) (Буква-подсказка 2А)

  1. самый большой цветок – раффлезия Арнольда около 1 м, вес 7 кг.
  2. самый большой лист –  виктория амазонская, 2-3 м.
  3. самое высокое растение – секвойя 115, 5
  4. самое маленькое растение – плавающая ряска из водоемов Австралии — ее длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм, вес отдельного экземпляра 0,00015 г.
  5. самый долгожитель среди растений –  сосна остистая межгорная 4862 года
  6. самое длинное растение ротанговая пальма 300 м
  7. самое быстрорастущее растение – японский бамбук мадаке  за сутки на 1 метр.
  8. самую большую кронуобразованную ветвями с листьями и корнями-подпорками, имеет священный баньян, растущий с 1787 г. в индийском ботаническом саду в Калькутте. Окружность его кроны составляет 412 м, а площадь — 1,2 га. Крону баньяна поддерживают 1775 столбовидных корней-подпорок.
  9. Самая большая продолжительность жизни у листьев вельвичии удивительной, растущей в пустынях Юго-Западной Африки. Ее два сидячих кожистых листа длиной более 3 м живут около 100 лет, нарастая ежегодно у основания и отмирая у верхушки.
  10. Самым древним видом деревьевсохранившихся на Земле, является гинкго двулопастной, единственный современный вид класса гинкговых отдела голосеменных. Это растение появилось 250 миллионов лет назад. С XII в. гинкго выращивают в Японии, где оно было известно под названием «серебряный абрикос». В настоящее время в культуре гинкго называют дерево-ичо.

Станция «Зеленая аптека» (медпункт) (Буква-подсказка К)

  1. Основное задание: Узнать по рисунку или фото лекарственное растение, рассказать, как применяют его в медицине, для чего.

Подорожник (его можно применять как первую помощь при ранениях, порезах так как он обладает кровоостанавливающими, бактерицидными свойствами, способствует заживлению ран, достаточно лишь приложить лист подорожника к ране. Свежие листья и приготовленные из них сок, настой, экстракт обладают кровоостанавливающим, бакктериостатическим, ранозаживляющим, отхаркивающим  действием). 

Мать-и-мачеха (Настой из листьев обладает отхаркивающим действием; применяют при болезнях дыхательных путей. Листья входят в состав грудного и потогонного сборов.)

 Липа (при простуде, лихорадочных состояниях, а также при гриппе и бронхите. Часто применяют настои как средство против воспаления почек и мочевого пузыря. В народной медицине настой липового цвета используют для лечения головной боли, истерии; помогает он и при эпилепсии, а также кашле, желудочных и кишечных болях. Наружно настой липовых соцветий используют для полосканий при стоматите, гингивите, ангине, ларингит.) 

Шалфей (очищает кровь, лечит органы дыхания, печень, желудок, кожу; шалфейные полоскания - незаменимое средство для лечения воспалений миндалин, горла, десен, слизистой оболочки полости рта, при флюсах, пародонтозе, язвочках на деснах. Чай из листьев шалфея лечит воспалительные процессы в почечных лоханках.Шалфей используют для ингаляций при ангинах, бронхитах, трахеитах, ларингитах, фарингитах.  При болезненных укусах насекомых нужно положить на больное место растертый лист шалфея). 

Ромашка (наиболее эффективна ромашка аптечная при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, органов мочеотделения, печени, желчнокаменной болезни,. Для наружного употребления ромашку используют как противовоспалительное, обезболивающее, ранозажив-ляющее, антимикробное и противоаллергическое средство. При помощи настоев ромашки изгоняют ленточных глистов. Припарками из соцветий ромашки лечат рак кожи, а настой соцветий используют в горячем виде для растираний при ревматизме и подагре.)

2) Дополнительное задание: назвать еще лекарственные растения (за каждое дополнительный балл, если время не закончилось)

Станция «Клуб знатоков» (учительская)  Верю - не верю

(Буква-подсказка И)

  1. Растения питаются, дышат, растут и размножаются (да)
  2. Все растения на земле образуют цветы и плоды (нет)
  3. Двудольные растения имеют одну семядолю в семени (нет)
  4. Без зеленых растений в атмосферном воздухе не было бы кислорода. (да)
  5. Вода с растворенными минеральными веществами передвигаются по флоэме.(нет)
  6. Луковица – это видоизмененный корень (нет)
  7. Плод картофеля – ягода. (да)
  8. Некоторые растения размножаются только вегетативным путем (да, бессемянные сорта винограда, груши, элодея в Европе).
  9. Роза и яблоня относятся к голосеменным растениям (нет)
  10. У хлореллы при благоприятных условиях за 24 часа может произойти тысячекратное увеличение числа клеток (да)


Станция «Книга рецептов» (столовая) Вопросы от шеф-повара

(Буква-подсказка Б)

Основные вопросы:

1. Какая часть растения используется в качестве приправы:

  1. гвоздика                        (цветочные почки - бутоны), 
  2. корица                           (кора), 
  3. ваниль                           (плод коробочка), 
  4. паприка                         (молотый плод красного перца),
  5. куркума                        (порошок высушенных корней),
  6. черный перец               (плоды); 
  7. петрушка                      (листья, корни); 
  8. имбирь                         (корневища); 
  9. анис                              (семена), 
  10. горчица              (семена); 
  11. сельдерей           (корень), 
  12. кориандр            (семена);
  13. чеснок                (луковица);
  14. укроп                 (листья, семена);
  15. лук                     (луковица, листья).

2. Что такое чай? Как правильно заварить чай? 

( напиток, получаемый варкой, завариванием и/или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. Википедия.

 В сильно разогретый сухой чайник засыпьте  порцию  чая  и выдержите не более 2 минут, затем долейте водой 2-2,5 см, еще через минуту-две долейте воды до половины заварочника, и еще через 2 минуты доверху (почти). Время заваривания 4 минуты.)

  1. Дополнительный вопрос: Какие растения придадут красную, оранжевую, желтую окраску блюду?

(шафран, цедра лимона и апельсина, морковь, свекла, сок вишни, малины, клубники, клюквы, смородины, граната, темно-красные помидоры, красный перец и порошок сладкой паприки.


Приложение 2. Учетный лист станции № 1

«Путешествие с комнатными растениями»

Руководители станции ________________________________________________________

6 А

6 Б

6 В

6 Г

Время

Количество основных баллов

Количество дополнительных баллов

Штрафные баллы (-)

Всего баллов

 

Учетный лист станции № 2

 «Растения на пришкольном участке»

Руководители станции ________________________________________________________

6 А

6 Б

6 В

6 Г

Время

Количество основных баллов

Количество дополнительных баллов

Штрафные баллы (-)

Всего баллов

Учетный лист станции № 3

«Растения Красной Книги Саратовской области»

Руководители станции ________________________________________________________

6 А

6 Б

6 В

6 Г

Время

Количество основных баллов

Количество дополнительных баллов

Штрафные баллы (-)

Всего баллов

Учетный лист станции № 4

«Книга рекордов растений»

Руководители станции ________________________________________________________

6 А

6 Б

6 В

6 Г

Время

Количество основных баллов

Количество дополнительных баллов

Штрафные баллы (-)

Всего баллов

Учетный лист станции № 5

 «Зеленая аптека»

Руководители станции ________________________________________________________

6 А

6 Б

6 В

6 Г

Время

Количество основных баллов

Количество дополнительных баллов

Штрафные баллы (-)

Всего баллов

Учетный лист станции № 6

«Клуб знатоков»

Руководители станции ________________________________________________________

6 А

6 Б

6 В

6 Г

Время

Количество основных баллов

Количество дополнительных баллов

Штрафные баллы (-)

Всего баллов

Учетный лист станции № 7

«Книга рецептов»

Руководители станции ________________________________________________________

6 А

6 Б

6 В

6 Г

Время

Количество основных баллов

Количество дополнительных баллов

Штрафные баллы (-)

Всего баллов

 


Приложение 3. 

Маршрутный лист команды 6 «А » класса ___________________________________

Капитан _____________________________________________

Представление команды ______________________________

Станция

Расположение станции

Время

Баллы

Подсказка

1 Путешествие с комнатными растениями.

Кабинет 23

2. Растения пришкольного участка.

Школьный двор

3. Растения Красной Книги Саратовской области.

Библиотека

4. Книга рекордов растений.

Самый-самый

Кабинет 48

5. Зеленая аптека. Лекарственные растения.

Медпункт

6. Клуб знатоков растений.

Верю – не верю

Учительская

7. Книга рецептов. Вопросы от шеф-повара

Столовая

Кодовое слово _________________________________

ИТОГО БАЛЛОВ ____________________________


Маршрутный лист команды 6 «Б» класса _____________________

Капитан _____________________________________________

Представление команды ______________________________

Станция

Расположение станции

Время

Баллы

Подсказка

1. Растения Красной Книги Саратовской области.

Библиотека

2. Книга рекордов растений.

Самый-самый

Кабинет 48

3. Зеленая аптека. Лекарственные растения.

Медпункт

4. Клуб знатоков растений.

Верю – не верю

Учительская

5. Книга рецептов. Вопросы от шеф-повара

Столовая

6. Путешествие с комнатными растениями.

Кабинет 23

7. Растения пришкольного участка.

Школьный двор

Кодовое слово _________________________________

ИТОГО БАЛЛОВ ____________________________


Маршрутный лист команды 6 «В» класса _____________________

Капитан _____________________________________________

Представление команды ______________________________

Станция

Расположение станции

Время

Баллы

Подсказка

1. Зеленая аптека. Лекарственные растения.

Медпункт

2. Клуб знатоков растений.

Верю – не верю

Учительская

3. Книга рецептов. Вопросы от шеф-повара

Столовая

4.Путешествие с комнатными растениями.

Кабинет 23

5. Растения пришкольного участка.

Школьный двор

6. Растения Красной Книги Саратовской области.

Библиотека

7. Книга рекордов растений.

Самый-самый

Кабинет 48

Кодовое слово _________________________________

ИТОГО БАЛЛОВ ____________________________


Маршрутный лист команды 6 «Г» класса _____________________

Капитан _____________________________________________

Представление команды ______________________________

Станция

Расположение станции

Время

Баллы

Подсказка

1. Книга рецептов. Вопросы от шеф-повара

Столовая

2.Путешествие с комнатными растениями.

Кабинет 23

3.Растения пришкольного участка.

Школьный двор

4. Растения Красной Книги Саратовской области.

Библиотека

5. Книга рекордов растений.

Самый-самый

Кабинет 48

6. Зеленая аптека. Лекарственные растения.

Медпункт

7. Клуб знатоков растений.

Верю – не верю

Учительская

Кодовое слово _________________________________

ИТОГО БАЛЛОВ ____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии "Этот удивительный мир цветов"

Внеклассное мероприятие "Этот удивительный мир цветов" для учащихся 6-7 классов (конкурсная программа)....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Кровь - самая удивительная ткань нашего организма"

Урок входит в состав раздела «Внутренняя среда организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных станда...

Внеклассное мероприятие по биологии «Этот удивительный мир цветов» «Биоразнообразие – основа жизни на Земле»

Данное внеклассное мероприятие знакомит  учащихся с многообразием первоцветов и проблемой их сохранения,воспитывает бережное отношение к природе,развивает познавательный интерес, творческие спосо...

Методическая разработка паспорта проекта «Такой удивительный Шерлок» (по мотивам произведений А. Конан Дойля)

Паспорт проектной работы, выполненной на уроках английского языка в МОУ «Гимназия № 14 Краснооктябрьского района Волгограда» в 2015-2016 учебном году...

методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии "Ее величество- Флора"

Это мероприятие предназначено для детей 6 класса. Его можно проводить как между классами, так и между группами внутри класса. Количество заданий зависит от времени, выделенного на это мероприятие....

Внеклассное мероприятие по биологии. Тема. Удивительный мир природы Земли.

Цель мероприятия: формирование интереса к биологии;  создание условий, обеспечивающих взаимодействие учащихся разных возрастных категорий; организация интересного досуга обучающихся.Задачи: повыс...


 

Комментарии

Очень понравилось мероприятие. Обязательно проведу такое весной