Биология. 5 класс.
учебно-методическое пособие по биологии (5 класс)

Карпович Анастасия Леонидовна

Учебно-методическое пособие по биологии для 5 класса ЗПР содержит основные цели, задачи и результаты изучения биологии в 5 классе для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskoe_posobie_po_biologii_5_zpr.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Биология» для обучающихся 5 класса является приложением к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Общая цель: познакомить учащихся с задержкой психического развития с многообразием объектов и явлений природы, с взаимодействием мира живой и неживой природы, с изменениями природной среды под воздействием человека, развивать интерес к изучению природы, воспитать положительное отношение к природе; сохранить и укрепить физическое, психологическое и социальное здоровья обучающихся с ЗПР, обеспечение их безопасность.

В соответствии с АООП ООО ОВЗ ЗПР ФГОС определяются общие задачи курса:

  • Освоение важнейших знаний об объектах живой и неживой природы, основных понятий, явлений и закономерностей в биологии;
  • Овладение умениями различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; 
  • Выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • Развитие познавательного интереса, самостоятельного приобретения знаний;
  • Воспитание отношения к биологии как к одному из разделов естественных наук;
  • Использование методов биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов с опорой на алгоритм.

Содержание программы предмета «Биология» разработано на основе примерной программы основного общего образования по биологии, соответствующей требованиям ФГОС, авторской программы А.И. Никишова, Биология. Организмы, Москва, Владос, 2019 год.

Используемые технологии обучения

  • здоровьесберегающие технологии;
  • развивающее обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • коллективная система обучения;
  • технология блочно-модульного обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Формы организации учебного процесса

Формы обучения

  • урок изучения нового материала;
  • урок закрепления знаний, умений и навыков;
  • комбинированный урок;
  • урок-беседа;  
  • повторительно-обобщающий урок;
  • урок-лекция;
  • урок-игра;
  • урок-исследование;
  • практическая работа.

Методы и приемы обучения

  • исследовательские методы обучения;
  • проектные методы обучения;
  • игровые методы;
  • кейс-методы;
  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • индивидуальный устный опрос;
  • взаимопроверка;
  • фронтальный опрос.

Виды деятельности учащихся на уроке

  • конспектирование;
  • составление опорных схем и таблиц; 
  • работа с рисунками учебника как источниками информации; 
  • составление рассказа по рисункам, обобщение; 
  • применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых

     организмах;

  • сопоставление и сравнение объектов живой и не живой природы;
  • выделение и обращение особого внимания на главные понятия и основные закономерности живой природы;
  • участие в диалогах и обсуждениях;
  • просмотр видеоматериалов по теме;
  • самостоятельная работа в тетрадях;
  • работа с печатными пособиями;
  • работа с объемными моделями.

Формы текущего контроля знаний

Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие формы как опрос, тесты, заполнение таблиц, самостоятельная работа по индивидуальным карточкам, тематические кроссворды.

Виды контроля:

  • устный опрос;
  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • тестовые задания.

Планируемые результаты освоения предмета/курса

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются:

  1.         ответственное отношения к учению; уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
  2.         готовность к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в условиях учебной деятельности;
  3.         осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  4.         знание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. находить способы решения учебного задания, планировать результат;
  2. ставить цель для решения учебной задачи;
  3. определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей в соответствии с алгоритмом их выполнения;
  4. осуществлять выбор способов решения учебных и познавательных задач;
  5. выбирать из предложенных вариантов или самостоятельно искать способы решения задачи;
  6. определять совместно с педагогом и сверстниками планируемые результаты своей учебной деятельности;
  7. осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  8. оценивать свою деятельность, называя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  9. работать по плану, вносить, с направляющей помощью педагога, коррективы в текущую деятельность при изменении ситуации;
  10. сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
  11. оценивать продукт своей деятельности по заданным педагогом критериям в соответствии с целью деятельности;
  12. анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе самопроверки и взаимопроверки;
  13. соотносить реальные и планируемые результаты выполненной работы;
  14. принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  15. определять причины своего успеха или неуспеха.

Познавательные УУД:

  1. выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  2. объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  3. строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям;
  4. выполнять работу, опираясь на схему или алгоритм действия;
  5. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  6. ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  7. устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Коммуникативные УУД:

  1. участвовать в учебном взаимодействии в группе сверстников (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  2. определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  3. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  4. представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  5. соблюдать нормы речи в соответствии с коммуникативной задачей;
  6. использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

  1. характеризовать с опорой на ключевые слова биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать с визуальной опорой объекты живой и неживой природы;

  1.  приводить примеры вклада отечественных (в том числе В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) ученых в развитие биологии;
  2.  иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
  3.  ориентироваться в биологических понятиях и терминах и оперировать ими на базовом уровне (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте с визуальной опорой;
  4.  различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные с использованием справочной информации;
  5.  раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания с использованием источников информации;
  6.  приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах с визуальной опорой;
  7.  знать основные правила поведения человека в природе и объяснять с помощью педагога значение природоохранной деятельности человека;
  8.  раскрывать на основе опорного плана роль биологии в практической деятельности человека;
  9.  применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент);
  10.  грамотно использовать понятийный аппарат биологии, по возможности, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЕРЕДМЕТА

Тематическое планирование

раздела п\п

Темы уроков

Содержание раздела

Введение - 2 часа

Биология – наука о живых телах природы, или организмах. Методы изучения живой природы.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.  

Строение и жизнедеятельность организмов – 10 часов

Многообразие организмов, их различия и сходство. Клеточное строение организмов. Строение клетки. Неорганические и органические вещества, входящие в состав клеток организмов. Питание организмов. Дыхание организмов. Выделение организмами ненужных им веществ. Обмен веществ. Движение организмов. Распространение организмов на земле. Что мы узнали о строении и жизнедеятельности организмов.

            Многообразие организмов, их различия и сходство. Представления о значении классификации живых организмов для их изучения. Принципы современной классификации организмов. Научное значение классификации живых организмов. Клеточное строение организмов. Основные органоиды клетки. Клетка как единица строения живого организма. Основные правила работы с микроскопом. Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов. Строение клетки. Основные особенности строения клеток бактерий и растений. Основные части клеток (ядро, оболочка, цитоплазма).

Неорганические и органические вещества, входящие в состав клеток организмов. Химический состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки. Значение белков, жиров и углеродов в жизни человека. Питание организмов. Что такое питание, особенности питания растений, грибов и животных. Фотосинтез. Дыхание организмов. Значение дыхания. Разные органы и способы дыхания. Выделение организмами ненужных им веществ. Органы выделения у разных живых организмов. Особенности строения органов выделения. Обмен веществ. Обмен веществ, его роль для живых организмов. Движение организмов. Способы движения организмов, от бактерий до млекопитающих. Значение движения. Движение растений.

Распространение организмов на земле. Биосфера: литосфера, гидросфера, атмосфера. Влияние факторов внешней среды на распространение живых организмов на земле. Демонстрации          оборудования для научных исследований: устройство ручной лупы, светового микроскопа; строения клеток кожицы чешуи лука, состава семян.

        

Среды жизни и приспособления к ним организмов – 22 часа

Основные среды жизни. Наземно-воздушная среда жизни.  Состав воздуха. Плотность и давление воздуха как условия наземно- воздушной среды жизни.

Свет как условие жизни в наземно-воздушной среде обитания. Вода как условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Температура как условие жизни в наземно-воздушной среде. Осадки и их значение в жизни организмов. Плотность и давление воды как условия жизни организмов.

Особенности теплового расширения воды как условие жизни организмов в водной среде обитания.

Свет и тепло как условия водной среды. Различия водной среды жизни по составу растворенных веществ. Почвенная среда обитания организмов. Состав почвы. Образование почвы. Структурные и бесструктурные почвы. Вода в почве.

Организмы почвенной среды жизни. Что мы узнали о почвенной среде жизни. Организменная среда жизни.

Совместное влияние на организмы условий окружающей среды. Что мы узнали о строении и функциях организмов, их средах жизни и приспособлениях к ним. Повторение за курс биологии 5 класса.

Основные среды жизни. Факторы жизни организмов в различных средах. Влияние человека на среды жизни.

Наземно-воздушная среда жизни. Факторы наземно-воздушной среды, изменении климата. Приспособление живых организмов к жизни в этой среде. Значение воздуха на Земле. Осознание важности растений в природе и жизни человека. Состав воздуха. Свойства воздуха.  Значение кислорода. Влияние человека на состав воздуха. Плотность и давление воздуха как условия наземно- воздушной среды жизни. Влияние плотности и давления воздуха на растения и животных. Их приспособления к разным значениям плотности. Свет как условие жизни в наземно-воздушной среде обитания. Влияние изменения количества света на растения. Приспособления растений и животных к изменению количества света в течение суток. Сезоны годы. Вода как условие жизни организмов наземно-воздушной среды. Распределение влаги на Земле. Приспособления растений и животных к разному количеству влаги. Температура как условие жизни в наземно-воздушной среде. Изменение температуры в зависимости от сезона года и времени суток. Приспособления животных к сильным морозам.

Осадки и их значение в жизни организмов. Виды осадков, приспособления животных и растений к снегу, насту, льду.

Плотность и давление воды как условия жизни организмов. Приспособления животных и растений к жизни под водой.

Особенности теплового расширения воды как условие жизни организмов в водной среде обитания. Закономерность изменения температуры в зависимости от глубины. Влияние содержания кислорода в воде на животных. Свет и тепло как условия водной среды. Закономерности распределения света и тепла в водной среде. Значение теплоёмкости воды для жизни человека. Свойство воды как растворителя. Содержание кислорода в воде. Почвенная среда обитания организмов. Живые организмы, живущие на почве, в почве. Особенности распределения толщины почвы, содержание кислорода и воды в почве. Состав почвы. Плодородие почвы. Образование почвы. Значение животных в образовании почвы. Структурные и бесструктурные почвы. Особенности структурной почвы, причины образования бесструктурной почвы. Вода в почве. Влияние температуры на содержание воды в почве. Организмы почвенной среды жизни. Особенности почвы, как среды обитания. Приспособления животных к жизни под землей. Организменная среда жизни. Приспособления животных и растений к паразитизму. Эндо и эктопаразиты. Паразиты человека. Совместное влияние на организмы условий окружающей среды. Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Демонстрации наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.).

Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Никишов А.И. Биология. Организмы: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/А.И. Никишов. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. – 111с.
  2. Никишов А.И. Биология. Организмы. 5 кл.: Методические рекомендации. Программа, тематическое планирование / А.И. Никишов. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. – 88с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....